Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVII. Функции социологии

Поиск

Социология - это сфера общественной деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о социальном мире. Под социологией понимают и социальный институт, в рамках которого эта деятельность осуществляется. Наука как социальный институт существует в качестве объективной реальности по отношению к индивидам. Только в таком качестве она может быть перенесена в новое поколение, т. е. преподаваться и изучаться.

Социология как исторический факт противостоит человеку. Она существует независимо от того, любит ли её студент или нет. Она независима от его попыток уклониться от неё. Социология даже имеет принудительную силу, реализуемую в учебном процессе через механизмы контроля знаний. Объективная реальность социальной науки не ослабевает, если даже человек не понимает её функций, целей, задач или образ действия. Она может остаться и непостижимой для индивида, хотя он и пройдёт на своём жизненном пути сквозь различные сферы социального мира. Дело в том, что поскольку социология существует в качестве внешней реальности, индивид не может понять её методом самонаблюдения или надеяться на озарение. Он обязан познавать ее таким же образом, каким изучает природу.

Изучение социологии в высшей школе опосредует очень важный момент передачи социального опыта новому поколению. Наша наука представляет из себя самую обстоятельную систему знаний об обществе по сравнению с предшествующими донаучными формами рационального знания, какими являются мифология, теология, метафизика и философия. Социальная наука отличается от разных форм предсоциологии размахом интеграции знания. Всё накопленное знание, весь человеческий опыт интегрированы социологией во всеохватывающую точку зрения: историческое развитие общества и биография отдельного человека рассматриваются в рамках одной символической вселенной.

Научная сумма знаний об обществе возникает на основе субъективной рефлексии и приводит к установлению эксплицитных связей между наиболее значимыми предметами осмысления. Социальная наука изначально прагматична. Ее социальным основанием является необходимость передачи социального опыта от одного поколения другому. Подобная передача или социализация никогда не бывает полностью успешной. Некоторые индивиды усваивают знания менее успешно нежели другие. Для преодоления этой проблемы разрабатывается, в частности, методика преподавания обществоведения, а также развивается другая функция - поиск нового знания о природе общества и человека. Социальная необходимость предопределяет все основные функции социологии.

В ходе социологического образования наша наука предстаёт сложным полифункциональным явлением. Она старается объяснить различные процессы и явления в обществе. На этой стезе она выполняет свою главную аналитическую задачу. Социология как наука реализует разнообразные функции: теоретико-познавательную, описательную, прогностическую, методологическую. Вместе с этим социология является сложным социо-культурным феноменом, влияние которого на сознание и поведение людей трудно переоценить. Идеологическая, мировоззренческая, общекультурная, гуманистическая функции реализуются в этом случае наукой об обществе. Добавим к вышеназванным ещё и критическую функцию, которая имманентно присуща науке. Место социологии, таким образом, предстаёт весьма важным как в теоретическом так и в практическом функционировании общества, без неё невозможно представить процессы социализации. Более того, её роль в этих процессах неуклонно возрастает так, что можно говорить ещё и об управленческой и социотехнической функциях. Выходит, что социология, реализуя себя, способствует преобразованию социального бытия. Перечень функций нашей науки, конечно же, не исчерпан. Отмеченные функции можно уточнять, дробить и конкретизировать до бесконечности. Дальнейшее углубление понимания сути и природы, расширение представлений о новых гранях такого сложного явления, каким выступает социология, неизбежно приведут к нахождению и формулировке её новых предназначений, функций и ролей.

Аналитическая роль

Реализация аналитической функции позволяет социологии расширять и конкретизировать знание о сущности и природе общества, его структурах, закономерностях, направлениях и тенденциях развития. Обогащение научного знания происходит, прежде всего, на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии. Особая роль в познании социальной действительности принадлежит эмпирической социологии, она незаменима в сборе данных. Именно в ней социология максимально олицетворяет единство теории и практики. Глубокое и системное отражение сущности и закономерностей социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие свои функции. Реализуя аналитическую функцию, социология вырабатывает ещё и терминологический словарь, при помощи которого мы выражаем свои интересы и обозначаем требования, на основании которых современное общество может быть рассмотрено.

Социологическая мысль является символическим выражением культуры, из которой она вышла. В свою очередь, она помогает придавать культуре общества соответствующую форму. Например, многие из ныне широко распространенных понятий являются одновременно и центральными концептами для социологии: это такие термины как "социальная мобильность", "девиантность", "делинквентное поведение", "интеракция", "легитимация" и др. Социология, тем самым, осуществляет связь людей с цивилизационной традицией. Социологические представления помогают людям развивать своё сознание и вместе с тем познавать себя.

Благодаря теоретико-познавательной функции, социология вскрывает объективные тенденции социального развития, трудности и противоречия в жизни социума. Такого рода просвещение способствует поступательному движения общества. Для контраста уместно отметить и такой факт. Социологи давно уже открыли позитивные функции невежества для обыкновенных людей. Самым ранним примером этого, вероятно, служит осознание Платоном того, что его благородная ложь - миф о металлах и, в частности, миф о прошедшем золотом веке, - якобы будет обеспечивать стабильность Афинской республики настолько долго, насколько большинство граждан полиса будут верить в это. Социальная наука, таким образом, поднимает этические вопросы и в их числе понимание "добра" и "зла". Если мы убеждены в том, что предназначение науки состоит в просвещении масс, в борьбе с невежеством и предрассудками, то можно самостоятельно сформулировать отношение к такого рода "научным" утверждениям.

Социологическая мысль выступает одновременно в качестве зеркала и прожектора: она отражает очевидные процессы и явления общества, но также высвечивает темные и неприглядные стороны жизни. Социология выступает в качестве основного способа получения объективного знания необходимого для успешного развития социума. Описывая изучаемые объекты, наука даёт им оценку, проводит своеобразную экспертизу. Диагностируя объекты познания, она осуществляет их типологизацию, классификацию и систематизацию. Социология не только описывает разнообразные проявления социальной жизни, но дает им оценку с позиций гуманизма и общечеловеческих ценностей. В этом плане она - одна из теоретических основ политики. На основе конкретных и теоретических социологических исследований обнаруживаются явления социальной патологии, социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и пр., в связи с чем вырабатываются практические меры по их нейтрализации и преодолению. Социология - не только наука о современном обществе, она также становится значительным элементом его выживания. Особенно большое значение в этом свете приобретает социальное предвидение и планирование. С помощью прогнозирования осуществляется научное предвидение социальных процессов, а на этой почве возможна своевременная корректировка социального планирования, изменение социальной политики. Социологическое познание, как мы видим, может быть и набатным колоколом, предупреждающим об опасностях и бедах, и "страховочным механизмом", вырабатываемым культурой и необходимым для самосохранения общества.

Решая методологические задачи, социальная наука раскрывает общие закономерности социальной практики, характеристики различных социальных систем, свойства отношений людей. На этой основе создаётся база для развития более частных социальных теорий и других социально-гуманитарных наук (педагогики, политической социологии и пр.). Очень часто именно социологи инициируют междисциплинарные исследования конкретных объектов. Без выполнения методологической функции невозможно представить саморазвитие собственно социологии. Именно развитие методологии обеспечивает максимальный прирост социологического знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.007 с.)