Социологическая рефлексия как способ изучения субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая рефлексия как способ изучения субъекта



Знакомство с субъектом социологии проходит как стихийно и спонтанно, так и целенаправленно и систематически. Сохраняет своё место и инерция прошлого. Однако социология в состоянии самостоятельно внести посильную лепту в процесс познания субъекта. Дело в том, что социология как наука уникальна. Уникальность социологии заключается в том, что она - самопознающая наука. Социологическая рефлексия способна проанализировать структуру субъекта, раскрыть источники прироста социологического знания, показать механизм саморазвития науки. Эвристический потенциал социологии в деле изучения субъекта огромен.

"Социология науки" - частная социологическая дисциплина - напрямую занимается изучением субъекта. Она анализирует взаимоотношения науки и общества, рассматривает совокупность социальных отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научных коллективов по производству научного знания. Инициировал современную социологию науки английский исследователь Дж. Бернал, опубликовав в конце 30-х годов свою известную работу "Социальные функции науки". В США в 30-е годы такого же рода изыскания проводил Р. Мертон, ему принадлежит заслуга в разработке концепции науки как социального института. В 70-е годы на социологию науки большое влияние оказали исследования американского историка науки Т. Куна (31).

"Социология науки" как учебная дисциплина в незначительном объеме преподается студентам - будущим профессиональным социологам. Проблемное поле данной науки достаточно широкое: структура и динамика (мобильность) научных кадров в соотнесении с когнитивными процессами и обеспечением новых научных направлений; социальные аспекты организации научного труда и научной коммуникации, система формальных и неформальных связей в науке, их влияние на продуктивность труда ученых; научные школы и другие формы самоорганизации науки; социальные, в том числе нравственные, нормы и ценности, регулирующие поведение ученых, оценка и стимулы их труда, институциональные и личностные аспекты научной деятельности и их соотношение.

В последние годы на Западе в проблематику социологии науки все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания. Социология науки сближается с одним из её разделов - социологией научного знания. Социология знания анализирует роли ученых, а также тех, кто формирует, сохраняет и передаёт знания. Она изучает структуры групп исследователей, статус ученых в обществе. В течение второй половины XX столетия в ходе развития социологии знания внутри нее отдифиренцировалась, обнаружив тенденцию к выделению в самостоятельное направление, "социология социологии". Ожидаемые результаты её деятельности могут ещё ближе познакомить нас с субъектом социологии.


ГЛАВА Х. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Общество как предмет

Субъект социологии изучает социальную реальность. Та её часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, доступна его познавательной деятельности, считается объектом социальной науки. Объект, как известно, дан познающему субъекту уже в ощущениях, однако, в таком случае он выступает ещё не в проанализированной форме. Понятие же предмета обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Понятие предмета также нередко употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта. В гносеологическом плане противопоставление объекта и предмета является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки объекта. Объект существует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания. Вырабатываемые субъектом знания постоянно соотносятся с объектом, проверяются через материальную практическую деятельность. Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому, социология - наука о целостности общественного организ­ма, общественной жизни, общественных отношений.

Понятие "общество" вошло в активный научный оборот вместе с появлением современной социологии в первой половине XIX века. "Общество" в тот период составляло одну половину антитезы (неразрывной пары понятий), в котором другой половиной было "государство". Становлению общества в качестве самостоятельного предмета анализа способствовали грандиозные изменения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX столетия.

Великая Французская буржуазная революция явилась культурным водоразделом в идеологической истории человечества. Именно она привела к широкому распространению идеи о том, что социальная динамика более чем социальная статика является нормальным и естественным состоянием социального мира. Это, между тем, вызвало к жизни интеллектуальную проблему: как регулировать ускорение, замедление и прочие воздействия на нормальный процесс социальной эволюции. Появление социальной науки в качестве институциализированной социальной активности явилось одним из главных откликов на эту интеллектуальную проблему. Социология стала представлять собой рациональную систему взглядов, объясняющей процесс изменений в обществе.

В конце XVIII в. французское общество в лице "третьего сословия" возмутилось. В результате взятия Бастилии (1789 г.) были поколеблены основы незыблемого до того момента государства и социального порядка: низложен король. Ни внешняя агрессия, ни дворцовые перевороты, а именно общество явилось причиной изменений в государстве, стало фактором перемен в устоявшемся социальном организме. Последующий в XIX веке распад феодальных империй и становление множества суверенных государств в Европе ещё более актуализировали проблему противостояния общества и государства. Вопросы политической активности, эффективного социального контроля выходят в центр внимания науки, поскольку они представлялись ареной, на которой происходили социальные изменения. Один неизменный интеллектуально-политический вопрос пронизывал весь XIX век: как примирить (согласовать интересы) общество и государство? При подобной формулировке вопроса государство и общество оказывались доступными непосредственному изучению и анализу. Данный процесс осуществлялся через формальные институты науки. Понятие "общество" было вовлечено в научный лексикон для того, чтобы обозначить и придать значение тем механизмам социального контроля, которые состоят из привычек, традиций и обычаев, объединяющих людей, держащих их вместе, несмотря или вопреки формальным (государственным) законам. В некотором смысле, общество представляет собой более основательное и "глубинное" образование по сравнению с государством, менее манипулируемое и определенно более ускользающее от познания. С тех пор проходят нескончаемые дебаты о том, как общество и государство соотносятся, которое из них главенствует, которое из них воплотило в себе наивысшие моральные ценности и т. д. Ясно только одно: границы общества и государства не являются тождественными.

Люди проживают в государствах, а общество является фундаментом каждого государства. Государства имеют историю и традиции. Государства нормально развиваются. Они изменяют свои способы производства, урбанизируются, имеют социальные проблемы, процветают или приходят в упадок. Они имеют границы, внутри которых действуют "внутренние" факторы, а снаружи - "внешние". Это - независимые сущности, которые можно сравнивать и анализировать. Подобный имидж социальной реальности не является фантазией, он позволяет совершать научные открытия. Только в связи с этим возникает одна проблема. Со временем всё больше и больше "аномалий" становятся необъяснимыми в рамках подобных представлений, больше появляется непостижимых зон человеческой деятельности. Такая ситуация заставляет обратить внимание на основной предмет социологии. Общество становится центром научных дебатов. Замещение предмета исследования "государства" на "общество" позволило снять шоры, предохранявшие ранее от изучения многих сфер реальной жизни. Тем самым, социология проложила себе дорогу в XX век, открыла новые горизонты познания и обеспечила себе всё возрастающую роль в регулировании социальной жизни. Вместе с обществом в фокус науки стала попадать вся социальная проблематика, многие социальные процессы и явления стали предметами изучения.

 

Проблематика

Социология изучает поведение млекопитающего вида Homo Sapiens. Изучение самих себя - самое сложное и трудное предприятие из всех возможных. Социология изучает свой предмет научными методами. Поэт, теолог или философ также изучают поведение людей, но делают это по-своему, не так как делает это социолог.

Расхожим определением нашей науки считается её толкование как "изучение людей, живущих вместе в группах, таких как семьи, трибы, сообщества и т. п.". Ключ этого понимания - люди, "живущие вместе в группах". В некотором смысле многие животные и растения живут тоже в "группах". Эти группы кустарников или мошек, роящихся вокруг источника света, уместнее назвать совокупностями которые не образуют "общество".

Понятие "общество" предполагает, что его члены взаимодействуют один с другим. Но мошки не взаимодействуют подобным образом, когда они собираются вместе вокруг лампы, они действуют независимо одна от другой. Понятие взаимодействие является необходимой особенностью функционирования общества, но не самодостаточным, чтобы обозначить общество. Например, лисы во время охоты могут взаимодействовать с зайцами или мышами, но это действие не будет считаться социальным, ни даже просоциальным. Концепт общества обычно используется для описания взаимодействия среди членов одного единственного вида. В обществе члены вида кооперируют один с другим для того, чтобы коллективно достичь общих целей, этих целей по одиночке они достичь не могут.

Социальная наука изучает то, как люди взаимодействуют, как они организуют себя для совместной деятельности. Однако подобного утверждения недостаточно, поскольку человеческие взаимодействия могут быть конфликтными, а не только взаимовыгодными. Люди подчас ослабляют и даже разрушают систему социальной организации, они могут работать против достижения коллективных целей. Более того, сама социальная организация может затруднять деятельность людей, делать её малоэффективной. Тем самым расширяется предмет социологии, она вынуждена много внимания уделять дисфункциональному поведению, такому как преступность или война, вредоносным функциональным явлениям вроде безработицы или загрязнение окружающей среды. Явления социальной патологии, равно как и нормы социальной жизни выступают неотъемлемым предметом социологии.

Люди - не единственный вид животных, которые образуют сообщества. Одноклеточные организмы, например амебы, тоже образуют "социальность". У большинства биологических видов репродукция возможна только в случае кооперирования двух организмов. Многие виды образуют большие группы для совместного добывания пищи, охраны убежища, заботы о потомстве. Множество форм сотрудничества наблюдается у насекомых - муравьев, термитов, пчёл и пр. Важной особенностью современной социологии является то, что она рассматривает человека в качестве биологического вида, отличающегося от других животных серьёзными признаками, но не отделенного от них непреодолимой стеной.

Люди по природе общительны, но группируются они не произвольным образом. Малые группы в процессе формирования могут принимать, а могут и изгонять из своих рядов некоторых членов. Люди предпочитают быть близки с теми, кто похож на них в определенных отношениях и дистанцироваться от тех, кто отличается от них. Другими словами, люди подвержены дискриминации, она серьёзно ограничивает человеческую социальность. Люди предпочитают ассоциации с лицами одной профессии, одного социально-экономического положения и статуса, одной религии, национальности, культуры и т. д. В дискриминации лежит источник социальных проблем, встающих перед человеческим сообществом. Изучение дискриминации, её видов и последствий, средств профилактики является одним из важнейших направлений исследований обществоведов.

Социальная организация, функционирующая ради достижения коллективных целей, нуждается в некоторых методах координации деятельности своих индивидуальных членов. Иерархический порядок и является одним из таких методов. Степень иерархического порядка имеет большие различия, например, в армии это: -генералы-полковники-...-рядовые, а в демократической партии это: политсовет-функционеры-...-сочувствующие. В церкви, профсоюзах - свои порядки и т. п. Права, обязанности, статусы, роли в социальных структурах - всё привлекает внимание социологов.

У высших животных вроде позвоночных, включая человека, каждый вид имеет две формы: самец и самка. Они характеризуются наличием разных анатомических структур детопроизводства, имеются и вторичные половые признаки. У многих видов, которые живут в группах, наблюдается половозрастное разделение труда. Природа награждает своих детей различными способностями, болезнями, красотой, волей, физическими кондициями, другими качествами, но далеко не одинаково. Социальные последствия биологической дифференциации и функциональной специализации - неизменная проблема для науки.

Изучая человеческое поведение, социологи сосредотачиваются на повторяющихся образцах или моделях человеческих отношений. Данная особенность предмета науки приводит к тому, что социология фокусируется, прежде всего, на двух принципиальных аспектах жизни в обществе. Первый - это групповое членство в социальных институтах, в этом случае изучаются обычные меры, с помощью которых люди пытаются разрешить свои исконные проблемы такие, как необходимость в социальном порядке или, в частности, встреча с болезнью или смертью. Второй - это так называемое, взаимодействие "лицом к лицу", т. е. что люди делают, когда находятся в чьём-либо присутствии. Эти два аспекта ведут к принципиально разным типам социологии: структурному и интеракциональному.

В институциональной форме социологии центр научного внимания сосредоточен на результатах и последствиях группового членства. Социологи этого направления интересуются детерминированием того, как членство в группе (например, принадлежность к определенной религии) влияет на поведение людей, окрашивает их отношения, определяет их решения в момент голосования, сказывается на их позиции по социальным вопросам. Подобное воздействие изучается и в случаях зависимости поведения от возраста людей, их пола, профессии, этноса или даже географического местопроживания - региона, страны, города или деревенского поселения.

Во втором типе социологии - интеракциональном - наибольший упор делается на изучении индивида. Некоторые социологи этой ориентации сосредотачиваются на изучении того, что люди делают в присутствии других. Прямое наблюдение их поведения записывается на магнитофон, видео или протоколируется. Другие социологи пытаются проникнуть в человеческие отношения ещё более незаметно при помощи средств и методов конкретных социологических исследований, используя анкеты и интервью. Третьи изучают социальные записи от личных дневников и писем до служебных стенограмм, от поп-культуры типа журнала "Плейбой" до научной фантастики. Такого рода исследователи систематически изучают мыльные оперы, детские мультики, полицейские драмы, комедии ситуаций. Социологи такой ориентации из прямых и опосредованных наблюдений делают выводы о человеческих отношениях и о том, что оказывает на них влияние.

Реально существующие социальные отношения и закономерности поддаются эмпирическому и теоретическому познанию. Социологи предпочитают сначала интересоваться социальными моделями, а потом уж индивидуальными образцами поведения. Все регулярные модели поведения отражают коллективные действия и ситуации с множеством индивидов, индивиды сами по себе редко становятся предметом нашей науки. Социология творит скорее теорию природы общества, нежели теорию индивидуальной жизни. Цель социологической теории заключается в поиске ответа на вопрос о том, почему групповые образцы поведения являются упорядоченными и постоянными, несмотря на то, что участвующие в них индивиды могут со временем меняться. Социология не пытается объяснить людей. Её цель - объяснить системы, в рамках которых действуют люди. Элементами таких систем являются не люди, а переменные. Социальная наука изучает переменные и атрибуты, которые их составляют. Социологические теории пишутся на языке переменных, и люди изучаются только в качестве носителей этих переменных. Атрибуты служат характеристиками предмета исследования.

 

Единицы анализа

В социологическом исследовании существует широкий простор для того, что и кого изучать: технически это называется " единицами анализа ".

ИНДИВИДЫ, возможно, являются самыми типичными единицами анализа для социологических исследований. Социологи пытаются обрисовать и объяснить социальные группы, а также их взаимодействия посредством сочетания описаний индивидов. Социологию интересует прежде всего типическое в природе человека, характеризующее его включенность в общество, в социальные группы, институты, организации. Социологический анализ человека нацелен на выяснение социальных функций, выполняемых им в рамках той системы, в которую он интегрирован.

Научные открытия являются наиболее ценными тогда, когда они относятся ко всем категориям людей. Но на практике социологи редко изучают все категории. Как правило, их исследования ограничиваются людьми, проживающими в одной стране, хотя некоторые сравнительные исследования выходят далеко за национальные границы. Примерами таких групп, члены которых могут быть единицами анализа на индивидуальном уровне, служат студенты, рабочие, избиратели, родители и т. д.

Индивидуальные человеческие существа могут быть охарактеризованы в качестве членов определенных социальных групп. Вместе с тем индивид может быть описан как принадлежащий к богатой или бедной семье, или как человек, имеющий мать, получившую или нет высшее образование. В каждом подобном случае индивид, а не мать или семья является единицей анализа.

Социальные ГРУППЫ сами по себе могут быть единицами анализа в социологическом исследовании. В таком случае происходит совсем не то, что при изучении индивидов в рамках группы. Семьи, например, могут быть единицами такого анализа. Можно описать каждую семью с точки зрения ее совокупного ежегодного дохода или указать имеют ли изучаемые семьи сложную бытовую технику. Можно объединить результаты исследований многих семей и выявить средний доход семейства или определить процент семей, имеющих дома компьютер. Другими единицами анализа на групповом уровне могут быть банды уголовников, дружеские компании, семейные пары, кварталы городов и даже целые географические регионы.

Формальные социальные ОРГАНИЗАЦИИ также могут выступать единицами анализа. Корпорации, например, могут быть охарактеризованы такими показателями как количество работающих в них сотрудников, размер чистого ежегодного дохода, процент наемных работников, число представителей национальных меньшинств в персонале корпорации и др. Единицами анализа на этом уровне могут послужить церкви, социальные институты, армейские подразделения, университетские кафедры, магазины.

Другой большой группой возможных единиц анализа являются социальные АРТЕФАКТЫ - результаты деятельности или поведения людей. Социальные взаимодействия образуют класс социальных артефактов, пригодных для социологических исследований. Пример тому - свадьба. Свадьбы могут быть охарактеризованы как этнически или религиозно смешанные, а может быть и нет, как религиозные или светские церемонии, закончившиеся разводом или нет... Другими примерами артефактов предстают: выбор друзей, судебные решения, дорожно-транспортные происшествия, разводы, уличные драки, слушания в Думе и.т.п.

Перечень единиц анализа далеко не исчерпан. Социологи в своей профессиональной деятельности используют многие другие индивидуальные, групповые, институциональные, пространственные, культурные и социальные единицы анализа.

Различные единицы анализа могут быть описаны посредством выявления их характеристик или состояний. Отдельные лица характеризуются такими состояниями как пол, возраст, семейное положение, образование. Социальные группы и формальные организации характеризуются размером, местом пребывания, совокупным описанием их членов. Социальные артефакты - местом и временем происхождения, внешним видом, вовлеченных в действие людей. Данные примеры не дают подробного представления о возможностях анализа в социологических исследованиях. Они иллюстрируют только путь для подробного описания предметов изучения социологами.

Когда отдельные люди выступают предметом анализа, социологи часто постигают ОРИЕНТАЦИИ, т. е. отношения (аттитьюды), верования, личные склонности, предрассудки, предрасположения и т. п. Индивиды могут быть охарактеризованы как верующие или атеисты, как политические консерваторы или либералы, как антисемиты или сионисты и т. д. Ориентации выступают, таким образом, как тенденции, предпочтения (преференции), пристрастия.

Социальные группы и формальные организации также могут быть охарактеризованы посредством обозначения правил их внутреннего распорядка, описания целей их деятельности или же указания обобщенных ориентаций их персонала Социальные взаимодействия могут быть рассмотрены подобным же образом. Например, судебные слушания или разбирательства в законодательном органе страны могут быть охарактеризованы как политически или неполитически мотивированные.

Социальное ДЕЙСТВИЕ нередко находиться в фокусе исследования. Социологи непосредственно или опосредованно наблюдают огромное количество человеческих действий, среди которых - голосования, забастовки, пропуски школьных занятий, посещения церкви и пр. Опосредованное суждение о действии может поступить как от самих участников так и из других источников. Так, например, изучая избирательную кампанию, можно опросить самих избирателей, а можно исследовать документы на избирательном участке. Социальные группы и формальные организации тоже действуют. Семьи могут выезжать на пикник, молиться вместе в церкви или переезжать в другой город на постоянное место жительства. Корпорации могут делать пожертвования в ходе проведения политических кампаний, сливаться с другими корпорациями или становиться банкротами.

Социология, наряду с упомянутыми, может рассматривать и такие предметы как политика и управление, преступление и наказание, образование и религия, производство и распределение товаров и услуг, социальная структура и бюрократия, война и революция, национальные и этнические отношения, семья и соседские отношения, сходные черты и различия между и внутри обществ как современных, так и исторических... Главным при выборе предмета исследования является его социальная основа и интерес науки. Нет в рамках общества запретных тем для изучения социологами.

В качестве примечания отметим некоторые вещи, которые вообще не рассматриваются социологами. Прежде всего, не поддаются социологическому анализу кратковременные, неустойчивые, лабильные общественные отношения. К тому же, оставляются в стороне случайные, а также единичные, индивидуальные, неповторимые, своеобразные отношения. Такого рода отношения уникальны, они не систематизируются, в них не проглядывают закономерности.

Говоря о современном обществе, случается, что социологи скорее затемняют, нежели проясняют суть дела, используя такие словосочетания как "человеческий фактор общества", "научный век", "массовое общество", "автономный индивид", "астросоциология" и др. Эти квазинаучные понятия равно как и перечень предметов профессионального внимания социологов указывают на то, что налицо НЕОХВАТНОСТЬ ОБЪЕКТА - социальной вселенной, требующей научного прояснения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.032 с.)