Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ангажированность и деидеологизацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология, в силу прямой взаимосвязи с обществом - объектом её изучения, всегда была в той или иной мере социально и политически ангажирована. Результаты работы социологов могут быть использованы в интересах каких-либо социально-политических групп. Социологическое знание, не будем забывать, является собственностью интеллектуальных элит, и к нему относятся соответственно. К тому же, любой исследователь не может полностью избавиться от своей идеологии, он не может не выступать в качестве носителя или выразителя определенных социальных интересов, ценностей и целей той части общества, к которой он принадлежит. А это неизбежно отражается на анализе и интерпретации исследования. Социологическое знание может служить манипулированию сознанием и поведением людей, формированию у них определенных стереотипов мышления и поведения. Социология, таким образом, способна выполнять идеологическую функцию, служить средством социального контроля. Сверхидеологизация приводит к грубым нарушениям объективности познавательного процесса, без чего не может быть подлинной науки. С другой стороны, полное отрицание идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание сущности, истоков и причин разнообразия основных направлений и школ социологической мысли. Важно, чтобы идеологические пристрастия социологов не препятствовали объективному изучению реальности, не приводили к искажению социологических данных. Вненаучное воздействие на развитие социологии является немаловажным, если не решающим на определенных этапах, фактором. Для российской социологии, пережившей и претерпевшей бурные переломы в ходе революционных изменений в обществе, этот фактор подчас выступает на первый план. Идеологическая и даже политическая ангажированность социологов дооктябрьского периода, советского и постсоветского времени выражена весьма остро. Социальный запрос - мощный стимул в социологических исследованиях. Можно селективно извлекать из науки лишь то, что отвечает злобе дня, а можно, заглядывая в будущее, упреждать потребности общества, ещё не вполне им осознаваемые. В XX веке борьба наиболее политически могущественных социально-групповых субъектов за свое видение мира приобрела совершенно неприемлемые формы типа революций, гражданских войн, геноцида. В этой ситуации большую роль сыграла социология, выступив "служанкой идеологии", интеллектуально обосновывая те или иные мнения и, тем самым, помогая проводить их в жизнь. Научным противовесом этой служебной роли социологии выступает доказательство относительности знания, добываемого в рамках любой парадигмы социологического мышления. Есть у ангажированности науки и организационный противовес, это - внутренние механизмы деидеологизации социологии. Известно, что социология, реализуя свои функции, претерпевает двоякое влияние. С одной стороны на неё большое воздействие оказывает внешнее влияние, а с другой - она саморазвивается за счет внутреннего потенциала. К последнему причинному фактору относятся такие внутренние тенденции как: собственная эволюция, наращивание знания, смена научных парадигм, диверсификация социологии, открытие новых областей проблематики исследований, становление новых методологических подходов. Эти механизмы и способствуют деидеологизации науки. Признаки самооздоровления уже сегодня можно наблюдать в российской социологии. В современной отечественной социальной науке наблюдается процесс, когда явочным порядком уменьшается употребление идеологем - идеологически окрашенных понятий. За годы, прошедшие после начала перестройки, в научных публикациях значительно сокращается количество работ, где используются такие идеологические термины как: антикоммунизм, буржуазная социология, советский народ, новое политическое мышление и т.д. Социология для кого? Такой вопрос является не новым, его постоянно задают проницательные члены каждого нового поколения студентов. Профессиональные социологи также признают этот вопрос дискуссионным, он их беспокоит. Обсуждение его позволяет открывать новые перспективы для исследования социальной вселенной. Общенаучные функции Социология выполняет ряд общенаучных функций, среди которых - мировоззренческая, гуманистическая и общекультурная. За счёт знакомства с социологической рефлексией, в результате усвоения содержания социальной науки происходит формирование научного мировоззрения, раскрывается совокупность представлений о сущности мира и месте человека в нем. Социологическое знание позволяет оценить реальное соотношение общечеловеческих, социально-классовых и личностных интересов в жизни социума. Социология может улучшать взаимоотношения между людьми. В этом случае говорят о гуманистической функции науки. Данная ипостась направлена на воспитание личности в духе гуманизма. Научное обоснование путей дальнейшего совершенствования социальных отношений - главная задача этой функции социологии. Общекультурную функцию социология выполняла с момента своего зарождения. Роль данной функции неизменно возрастала по мере развития науки. В настоящее время социологически не образованный человек не может считаться культурным. Социология, реализуя общенаучные функции, может способствовать, в частности, формированию ряда умений и навыков, весьма полезных в современном информационном обществе, а именно: - оценивать информацию на предмет её достоверности; - различать факты и их толкования; - сопоставлять различные интерпретации социальных явлений; - анализировать мотивы человеческих поступков и др. В процессе овладения основами науки происходит становление представлений о многообразии форм и вариантов социальной организации; осуществляется знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества; закладываются представления о невозможности исчерпывающего толкования общественных явлений и процессов, о неизбежной субъективности любых построений в сфере обществоведения. Социологическое образование помогает выработке умений разграничивать процесс познания реалий и процедуру их нравственной оценки, т. е. не смешивать понимание происходящего (происходившего) с оправданием или осуждением людей, творящих историю. Этот перечень полезных знаний, умений и навыков, приобретаемых по мере овладения курсом социологии, конечно же, не полон и не единственно возможен. Приобретение социологического знания помогает формированию представлений об осмысленности социальной жизни, об общественном поведении человека в качестве существа разумного, обладающего свободой воли и ответственностью. Социология даёт нам осознание того, что автором всех социальных институтов является сам человек. Именно мы, люди, осознавшие свои достижения и недостатки, творим свою собственную историю. Осознание неприглядных сторон сегодняшних социальных изменений не лишает нас реалистического взгляда, взгляда с надеждой на наше будущее. Овладевая социологическим воображением, индивид развивает в себе перспективный способ мышления. Это означает, что индивид начинает осознавать последствия своих персональных действий и в состоянии включать их в деятельность всего общества. Такое мышление становится возможным, когда развивается новый тип самонаблюдения. Речь идёт о том, чтобы человек умел видеть не только все существенные социальные факты и различные способы понимания социальных явлений, но также был в состоянии осознавать специфику своего положения в социальном процессе и понять, что это положение формирует его мышление. Индивид, таким образом, не только приобретает знания о самом себе, но может также научиться познавать факторы, которые определяют его поведение и даже попытаться руководить ими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.007 с.) |