Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IV. Логика и риторика как источники научной традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Индукция и дедукция Развитие явного и латентного языков, непосредственное наблюдение и реализм здравого смысла, сомнения и скептицизм, разрешение споров путём пристального изучения и эксперимента являются фундаментальными предпосылками формирования научного отношения к познанию. Однако этого явно недостаточно для составления каталога источников научного знания. К интеллектуальным источникам социологического знания относятся также логика и риторика со своими средствами. Индукция является, пожалуй, первым логическим принципом, который из разрозненных частных и единичных случаев и фактов приводит к обобщающим выводам. Из многочисленных способов почувствовать себя в этом мире по-домашнему уютно самый простой - обнаружить, что твоя жизнь подчиняется тому же ритму или образцу, который характерен для целого ряда явлений. Индукция позволяет человеку разумному перейти от накопленных сведений к рассмотрению возможных причин событий. В процессе индукции сохраняется всё то, что люди знают: в этом случае непосредственные наблюдения и их результаты не изменяются и не отбрасываются. Вторым шагом на этом пути является аналогия. Никто не отрицает важность той роли, которую аналогия играет в формировании интеллекта. Аналогия признается существенным фактором творчества благодаря тому, что способствует развитию и развертыванию мысли. Аналогия задает общее направление мысли, поскольку позволяет на основе известного достроить общее представление о предмете изучения. Она придает этим представлениям определенные концептуальные рамки. Принцип аналогии снабжает людей содержанием для теоретических понятий. Заключение по аналогии является главным аспектом реалистического объяснения окружающего мира, поскольку ненаблюдаемые явления объясняются посредством обращения к наблюдаемым образцам. Индукция выступает одним из интуитивно задействованных методов для первоначального установления гипотез, которые позволяют за счёт аналогий и моделей приблизиться к вероятной причинности наблюдаемых закономерностей социальной жизни. Наряду с индукцией дедукция также является одним из основных логических методов научного познания. Она означает переход от общего к частному, логический вывод вытекает из некоторых исходных посылок и заканчивается формулированием выводов. Каждое применение дедукции состоит в том, что общие положения применяются к частной ситуации. В таком духе, по рассказам Ватсона, любил действовать мастер дедуктивного метод Шерлок Холмс. Аналогичные свидетельства в большом количестве поступают от Эркюля Пуаро, Мисс Марпл, Ниро Вульфа, лейтенанта Коломбо, Джессики Флетчер и им подобным. Они ярко выражают идею ценности логики в любом процессе сбора информации. В обыденном мышлении логике и логическому выводу традиционно отводится важная роль в получении новой информации практически о любом предмете. В противовес этой точки зрения известный австрийский философ, логик и математик Л. Витгенштейн заявил в своём "Логико-философском трактате" (1921), что все логические истины тавтологичны, и большинство философов с ним согласились (59, С. 265). Дедукция добавляет разуму лишь полученные путем рассуждения знания, но факты при этом не открываются. Индукция и дедукция тесно связаны между собой как синтез и анализ, они взаимодополняют друг друга. Индукция и дедукция не исчерпывают сущностный метод науки. Метод социальной науки будет не состоятельным, т. е. не сможет привести к открытию скрытых механизмов мира, если он не обогатиться вдобавок посредничеством сложной сети концептов, моделей и гипотез. Строго говоря, социология занимается открытием реальных причин, а не установлением логических отношений. Использование индукции заключается, преимущественно, в обеспечении науки гипотезами и аналоговыми объяснениями. Дедуктивная модель теоретизирования также имеет свою ограниченность. Дедукция, в частности, не в состоянии объяснить происхождение многих вещей, например классификаций и типологий, это является прерогативой науки. Признанием значения рассматриваемых логических принципов является факт существования индуктивного и дедуктивного путей конструирования социологических теорий. Социология не может обойтись без этих двух взаимосвязанных логических принципов: дедукция является источником гипотез, берущих своё начало в теориях; индукция же способствует развитию обобщений, основывающихся на специфических наблюдениях.
Метафоры В первую очередь, ещё до всех логических принципов, мышление подчиняется лингвистическим законам. Конечно, мышление в своей основе совершенно другой природы, нежели язык. Но без учета таких свойств языка как аналитизм, образность, способность к иносказанию, без надлежащего внимания к лингвистическим тропам невозможно приблизиться к ответу на главный вопрос работы: как происходит прирост нового знания в обществе и об обществе? Для того, чтобы объяснить социальные события, процессы или явления, необходимо обратиться к каузальным механизмам и условиям их эффективного проявления. Это будет состоять, прежде всего, из описания их характеристик, структуры и внешних причин, воздействующих на изучаемые объекты. Таким образом, часть адекватного объяснения состоит из обращения к ненаблюдаемым свойствам, структурам, внешним силам. Для реализации подобного намерения необходимо использование метафор, моделей, аналогий различного рода и сравнений. Они все способствуют выдвижению гипотез о природе явлений, дают предварительный набросок к пониманию их существования. Метафоры и ряд других лингвистических тропов, среди которых - метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, служат процессу объяснения, обеспечивая интеллектуальными средствами переход от того, что люди знают к тому, что ещё не известно. Образные выражения выступают средствами развития творческой мысли, способствуя проницательному объяснению. По сравнению с дотошным прямым наблюдением и детальным описанием, они дают представление о том, что малоизвестно и понятно, хотя и в не очень-то строгой и тщательной манере. Тропы делают это косвенным образом, задействуя в качестве источника объяснения то, что является более знакомым или лучше известным и понятным. Они таким образом могут объяснить различные объекты познания через знание механизма одного из них. Эти средства, к тому же, осуществляют диагностическую процедуру. Они проводят перестановку языка, описывающего внешние признаки явлений, на язык внутренний, доступный только умственному взору. Они в состоянии вызвать наружу "дух" действительности, проникнув в его суть. Метафорические термины, образное мышление, фантазия незаменимы для рационального осмысления действительности. Метафора в социальном познании играет чрезвычайно важную роль. Она вездесущий принцип языка, познания и мышления. Любое определение бытия метафорично, поскольку, маркируя бытие (или часть его) как нечто, приходиться тем самым подводить бытие под определенное понятие, т. е. на место бытия подставляется понятие. В этом случае метафоры оказываются наиболее фундаментальными структурами, которые формируют, приводят в действие и направляют человеческое мышление. Проникая в общественную жизнь, распространяясь и становясь популярными, метафоры превращаются в своеобразную линзу, через которую общество смотрит на себя и окружающий мир. Метафора несёт в себе когнитивный и эмоциональный заряды, необходимые для аналитической работы. Метафоры делают это через перенос идей. Некоторые метафоры конституируют теории и даже целые школы социологической мысли, интродуцируя терминологию в умозаключения, где до этого их не существовало. Полезность метафор проистекает от их безграничности и неисчерпаемости. Эксплицируясь, они перестают быть метафорами и становятся научными терминами. Примерами подобных конституирующих метафор в науке могут послужить аналогии мозг - как "компьютер", человек - как "машина", общество - как "организм". Последние две метафоры послужили толчком для становления целых направлений социологической мысли, известных как "органицизм" и "механицизм". Такие метафоры имеют функцию привлечения внимания к отношениям похожести со вторичным предметом метафоры и, таким образом, указывать определенное направление анализа. Метафоры не только помогают образовывать социологические теории, они также помогают конституировать социальное действие. Делают они это путём обеспечения людей источником понимания социальной действительности, тем самым, мотивируя поведение. Без метафор нельзя ни писать и ни думать. Метафоры не менее точны, чем другие слова, С их помощью можно выражать мысль столь же ясно и строго как и всеми другими словами. Образная речь так истинна, как можно только желать. Метафоры играют центральное место в исследованиях, они вроде транспортных средств, сокращающих путь к истине. Метафоры, по сути своей, являются феноменами, обеспечивающими понимание. Тот факт, что социологическая понятийная система в своей основе метафорична, тот факт, что мы понимаем мир, думаем и действуем в метафоричных терминах означает, что метафоры обладают свойствами значимости и истинности. Метафора, таким образом, является средством порождения нового знания в той же мере что и декоративным элементом речи.
Модели Метафоры и модели близки по своей эвристической силе. Метафоры, между тем, более расплывчаты и неопределенны, менее аналитичны, нежели модели. Первые иногда используются в качестве источника для более строгих аналитических моделей познаваемой реальности, но обычно их не используют для тщательного объяснения. Как метафоры так и модели черпают свою силу в отношениях с аналогиями и сравнениями. Метафоры и модели выражают компаративные отношения. Метафоры и модели в состоянии помочь сделать выводы по аналогии: от известных явлений мира и частично известных причин модно перейти к неизвестным. Кроме ординарных моделей, помогающих здравому смыслу в затруднительных ситуациях, существуют ключевые модели, без которых не обходится ни одна наука. Ключевые модели состоят из разных представлений о структуре мира и его компонентах. Обычно они представляют собой развернутые картины о составных частях природы и общества. Эти представления задействуются в качестве источника, из которого берутся и генерируются новые теории и более точные модели. Данный источник используется нередко как стандарт для сравнения новых представлений. В социологии, например, общество рассматривается по-разному: как организм, как машина, как улей или муравейник и т. д. Эти функциональные модели имеют неизгладимые последствия почти на все объяснения, особенно на те, которые имеют дело с социальным действием. Однако степень их адаптирования и употребления весьма различна. Те социологи, кто смотрит на общество как на подлинную реальность различаются между собой по способу моделирования и концептуализации свойств общества. Наиболее известны пять основных моделей: драматическая и номологическая модели, модель организации отношений, системно-органическо-кибернетическая модель и экологическая модель (79, сс. 175-177).
Драматическая модель В драматической модели общество рассматривается в качестве аналога цирку, карнавалу, но чаще всего театру со сценой, артистическими уборными, сценарием, ролями, действующими лицами и исполнителями, зрителями и даже критиками. Пьеса бывает загадочной, игра артистов и посредственной и талантливой. Обществоведам в роли критиков также находится место в драматической постановке. Драматическая модель описания социального действия и социальной реальности использовалась уже древними греками. С её помощью пытались связать воедино микро- и макроуровни социального познания. Ренессанс продолжает развитие этой модели: сочинения Сервантеса, Пиранделло, английская драма. Одну из своих пьес Шекспир начинает словами: "Весь мир театр, и люди в нём - актёры". В настоящее время такие социологи как Э. Гоффман, П. Бергер и др. плодотворно используют данную модель. В драматической концепции индивид исполняет партию в пьесе, для которой уже написан текст, эта рукопись управляет его влиянием на других персонажей. Институты общества, при драматическом видении социальной реальности, оказываются драматическими условностями, даже фикциями. Их придумали режиссеры прошлого, а режиссеры будущего могут и отбросить их в небытие. Если социальная реальность порождается драматически, то она должна быть драматически податлива. Драматическая модель открывает возможность для выхода из жесткого социального детерминизма, в который нас поначалу может завести здравомыслие обыденного социолога. Драматическая модель может быть использована для создания набора концептов, необходимых для исходного понимания механизмов социального поведения. Эрвин Гоффман - видный американский социолог развил даже "драматическую социологию". Следуя театральной терминологии, он сделал упор на процессы раскрытия личности в поведении. Вся площадь действия или сцена разделяются на внешнюю часть сцены, где люди ("актеры") играют для зрителей, и внутреннюю часть сцены, где аудитория уже не осуществляет контроль за происходящим на сцене. Там "артисты" меняют смысл своей деятельности и расслабляются. Гоффман использовал этот подход преимущественно для анализа действия в рамках закрытых социальных институтов вроде госпиталя. Он собирался открыть лежащую в основе всего социального взаимодействия фундаментальную диалектику между индивидом и другими людьми в такой ситуации, когда индивидуальное "Я" разделяется на две части - исполнитель и характер (роль). Максимально использует драматическую модель символический интеракционизм. Данная аналогия прекрасно демонстрирует свою эвристическую силу в описании ситуаций, происходящих с малыми группами людей. Но для объяснения динамики макроструктуры общества её пригодность сомнительна, она не оправдывает ожиданий. Также для данной модели остаётся проблематичным отношение между субъективным пониманием социальной реальности и объективностью общества. Драма не является исключительно социологическим концептом. Социальная жизнь сама по себе есть драма в подлинном смысле слова. И как таковая она нередко понимается стихийными социологами, теоретически вовсе не подготовленными. Многочисленные интерпретации перестройки в России в терминах драматических коллизий тому подтверждение. Таким образом, и обыденный социолог, и профессионал могут, используя драматическую модель, упорядочивать социальный опыт.
Номологическая модель В номологических моделях общество рассматривается в качестве структуры норм, правил и законов поведения, с которыми люди более или менее сообразуются. Эти нормы могут быть разных видов и действовать на самых разных уровнях. Например, некоторые социальные теоретики такие как Витгенштейн, Леви-Стросс и Хомски, сконструировали модели общества аналогично языку с грамматикой, синтаксисом и словарём. Социобиологи, в свою очередь, пытаются трактовать общество как соответствующее некой глубинной биогенетической структуре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.009 с.) |