Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам



Национальным банком Украины утверждены показа­тели эффективности деятельности коммерческих банков, при проведении аудита используемые как национальные стан­дарты. Нормативные показатели деятельности коммерче­ских банков включают:

минимальный размер собственных средств (капитала) банка;

достаточность капитала банка;

покрытие прогнозируемых убытков собственными сред­ствами банка;

максимальный размер кредитов и поручительств, предо­ставляемых инсайдерам;

максимальный размер привлечения денежных вкладов (депозитов) физических лиц;

максимальный размер предоставленных межбанковских займов;

рефинансирование средств банка.

Показатель минимального размера собственных средств (капитала) банка П1 предусматривает, что все действую­щие банки, зарегистрированные НБУ, должны иметь соб­ственный капитал на 1 января 1998 г. 1 млн. ЭКЮ.

Минимальный размер уставного фонда коммерческих банков с участием иностранного капитала устанавливает­ся в сумме, увеличенной не менее чем в 3 раза, а со 100 процентным иностранным капиталом — не менее чем в 5 раз. Этот показатель банк должен обеспечить после одного года с начала его деятельности.

Показатель достаточности капитала банка П2 — это соотношение собственных СС и привлеченных ПС средств, которое определяет достаточность капитала, исходя из об­щего объема деятельности, независимо от размера разнооб­разных рисков, и рассчитывается по алгоритму

Нормативное значение П2 не должно быть меньше 5 °/ в общей сумме капитала.

Показатель покрытия прогнозируемых убытков собственными средствами банка ПЗ рассчитывают по алгоритму

где УА — убыточные активы, которые состоят из 100 % просроченных активов плюс 30% пролонгированных акти­вов плюс 20 % дебиторской задолженности банка. Значе­ние ПЗ должно быть не больше 50 %.

Показатель максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых инсайдерам, П4, рас­считывают по алгоритму

где Рз — совокупный размер предоставленных банком зай­мов, включая и межбанковские, поручительств, учтенных векселей и 100 % суммы внебалансовых требований в отно­шении к ним инсайдеров коммерческого банка.

Инсайдер, или родственное лицо, банка может быть юридическим и физическим лицом.

Лица, родственные банку, — основная компания, ее до­черние компании (филиалы) и родственные компании. Учре­ждение считают родственным другому учреждению в пределах корпоративного объединения, если оно подчинено основному учреждению, контролирующему его деятельность; основное учреждение и его филиалы контролируются тре­тьей стороной — главной компанией (основателем корпо­ративного объединения).

Родственная компания по отношению к учреждению, или главная компания, обозначает корпоративную структуру, в которой она имеет финансовый интерес. Наличие в соб­ственности 20 % (или больше) номинальной стоимости ак­ций считается квалифицированным финансовым интересом, если этому нет документально подтвержденных возражений.

Полный контроль инсайдера имеет место, когда акцио­нер непосредственно или косвенно контролирует свыше 50 % значимых (с правом голоса) акций учреждения.

Значимые акции — доля акционерного капитала, даю­щая право голоса на общем собрании акционеров.

К инсайдерам также относятся директора, контролеры и ассоциированные с ними лица.

Директор — это любое лицо, занимающее должность руководителя учреждения.

Контролер — лицо, принимающее решения, которые влияют на деятельности учреждения (филиала). Контролер удерживает 10 % (или больше) значимых акций этого уч­реждения (филиала).

Ассоциированное лицо — близкие родственники (жена, муж, дети и др.) директора или контролера (физические лица). Относительно юридического лица это сотрудник, принимающий руководящие решения.

Некорпоративные учреждения, родственные директо­рам и контролерам, имеют связь через финансовый инте­рес банка с другим учреждением (лицом), если лицо удер­живает 10 % (или больше) акционерного капитала данного учреждения.

Условия предоставления кредитов инсайдерам не долж­ны отличаться от общих условий кредитования.

Коммерческий банк не имеет права предоставлять кре­дит инсайдеру (акционеру, участнику) для приобретения акций (долей) этого банка.

Процентная ставка за пользование займами, предостав­ленными инсайдерам, не должна быть ниже учетной став­ки НБУ. Размер займов, предоставленных акционеру (осно­вателю) банка без соответствующего обеспечения (бланко­вых), не может превышать 50 % его вклада в уставный фонд банка.

Максимальное значение показателя П4 не должно пре­вышать с 1 января 1998 г. 25 %.

Показатель максимального размера привлечения денеж­ных вкладов (депозитов) физических лиц рассчитывают как отношение совокупного размера денежных вкладов (де­позитов) физических лиц к размеру собственных средств коммерческого банка по алгоритму

где Дд — совокупный размер денежных вкладов физиче­ских лиц.

Максимальное значение показателя П5 не должна пре­вышать 100 %.

Показатель максимального размера предоставленных межбанковских займов рассчитывают по алгоритму

где МБпр — общая сумма предоставленных коммерческим банкам межбанковских займов.

Максимальное значение показателя П6 не должно пре­вышать 200 %.

Показатель рефинансирования рассчитывают по алго­ритму

где МБп — общая сумма полученных коммерческим бан­ком межбанковских займов;

ЦС — общая сумма привлеченных централизованных средств.

Максимальное значение показателя П7 не должно пре­вышать 30 %.

Контроль за соблюдением коммерческими банками уста­новленных экономических нормативов осуществляется ежедневно по формам ежедневной отчетности и ежемесяч­но на основании месячной отчетности. Кроме того, прово­дится аудиторский контроль за данными годовой отчетно­сти банка.

Штрафные санкции и другие меры воздействия за на­рушение экономических нормативов и оценочных показа­телей деятельности применяются к банку как юридическо­му лицу на основании ежемесячной отчетности, где показа­тели рассчитываются на основании ежедневных балансов по среднеарифметическим данным.

Раннее реагирование и предупредительные меры осу­ществляет Департамент банковского надзора по специальной методике, утвержденной Национальным банком Украины.

Банки, работающие в режиме финансового оздоровле­ния, имеют право обратиться в НБУ с просьбой о предостав­лении стабилизационного кредита. Кредит предоставляет­ся финансово стабильным банкам-кредиторам по льготной ставке (50 % ставки рефинансирования) с одновременным переоформлением на таких условиях кредитных догово­ров с банком-должником, который обратился в НБУ с хода­тайством о предоставлении стабилизационного кредита. Кредит предоставляется после экспертной оценки монетар­ных металлов, собственных сооружений согласно Закону Украины «О залоге».

Финансово стабильный банк перекупает кредиторскую задолженность банка-должника, который обратился с хода­тайством о предоставлении стабилизационного кредита. Кредит предоставляется единому финансово стабильному банку-кредитору на льготных условиях (50 % ставки рефи­нансирования) с соответствующим оформлением кредит­ного договора с банком-должником. Банк, обратившийся с ходатайством о предоставлении стабилизационного креди­та, передает клиентуру (без средств на расчетных и теку­щих счетах) на обслуживание другим банкам, которым выдается кредит. При предоставлении стабилизационного кредита НБУ нередко требует представления банком-долж­ником аудиторского заключения внутрибанковского и внешнего аудита о финансовом состоянии банка, соблюде­нии экономических нормативов.

Таким образом, аудит эффективности деятельности коммерческих банков проводится с использованием нацио­нальных стандартов, утвержденных НБУ, которые в определенной степени соответствуют международным стандартам контроля банковской деятельности.

Аудит и банкротство банков

Свободное предпринимательство в условиях рыночных отношений повышает роль аудита, который способствует привлечению акционеров, инвесторов, своевременному внесению платежей в бюджет. Предприниматель с помощью аудита может решать вопросы предупреждения банкротства.

Банкротство возникает вследствие недостаточной актив­ности субъекта предпринимательской деятельности, неспо­собности его как юридического лица удовлетворить в уста­новленный срок требования кредиторов и выполнить обя­зательства перед бюджетом.

Законом Украины «О банкротстве» регулируется поря­док рассмотрения дел о банкротстве в соответствии с Ар­битражным процессуальным кодексом Украины и Зако­ном Украины «О банках и банковской деятельности». Од­нако этим законодательством не предусматривается фи­нансовое оздоровление предпринимателя, который оказал­ся на грани банкротства. Причиной этого может быть не­своевременная оплата покупателями продукции, работ и услуг, находящихся в разных валютных зонах, изменение курса валют и другие факторы, не зависящие от субъекта предпринимательской деятельности.

Законом предусмотрено: если к одному должнику име­ются имущественные требования двух кредиторов и более, то они создают собрание кредиторов. Решением собрания кредиторов создается комитет кредиторов, который признает должника неплатежеспособным. Основанием для возбуж­дения дела о банкротстве является письменное заявление любого из кредиторов или должника в арбитражный суд. При этом соблюдается условие, по которому это юридиче­ское лицо не в состоянии удовлетворить в течение одного месяца признанные им претензионные требования или вы­платить долги по исполнительным документам.

Должник может обратиться в арбитражный суд по соб­ственной инициативе в случае его неплатежеспособности или угрозы ее. К заявлению должника прилагается список кредиторов и дебиторов, бухгалтерский баланс и другая финансовая информация о его финансовом и имуществен­ном положении.

На практике часто бывают случаи, когда должник вы­являет финансовую недобросовестность и обращается в ар­битражный суд с просьбой объявить его банкротом, т.е. совер­шает лжебанкротство.

Из представленной документации предусмотренной За­коном Украины «О банкротстве», очень часто арбитражный суд не может определить финансовое положение дол­жника. Чтобы определить его фактическую неплатежеспо­собность, прибегают к аудиту, задачей которого является исследование аналитического учета расчетов с покупателя­ми заказчиками, установление срока исковой давности. Кроме того, по данным бухгалтерского баланса аудиту по заданию арбитражного суда необходимо составить заклю­чения о размещении оборотных активов и пассивов возможного банкрота. Арбитражный суд при этом устанавли­вает обязательный аудит по делам о банкротстве.

Задание на проведение аудита в независимой аудитор­ской организации по делам о банкротстве арбитражный суд должен издавать в виде постановления с последующим отнесением затрат на одну из сторон, принимающих учас­тие в деле, или в порядке солидарной ответственности. Ауди­тор или аудиторская организация должны провести глубо­кий экономический анализ финансового положения долж­ника, а потом сделать заключение о возможности возобнов­ления деловой активности и ликвидации финансового за­труднения. Если такое невозможно, то аудит обосновывает доказательства арбитражному суду для объявления долж­ника банкротом.

Следовательно, аудиторское исследование экономических факторов и юридических правоотношений в предпринима­тельской деятельности позволяет предупредить банкрот­ство банков в условиях рыночных отношений.

12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков

Деятельность коммерческих банков в значительной сте­пени зависит от платежеспособности и финансовой стабиль­ности юридических лиц — акционеров, являющихся их основателями (участниками). Об этом свидетельствует опыт работы многих акционерно-коммерческих банков, причи­ной банкротства которых среди других являются также неудовлетворительное финансовое состояние юридических лиц — акционеров, являющихся главными учредителями банков. При привлечении юридических лиц в качестве учредителей АКБ не всегда осуществлялся независимый аудиторский контроль их финансовой платежеспособности средств к формированию уставных и резервных фондов. При этом допускались различные злоупотребления, неком­петентность и другие отрицательные явления, ставшие пер­вопричиной банкротства некоторых АКБ. Населению, предприятиям и организациям, которые являлись владельца­ми акций, вкладчиками средств и обслуживались этими бан­ками, причинен значительный материальный ущерб. Для предупреждения отрицательных явлений в деятельности АКБ Национальным банком Украины установлен обяза­тельный аудит для юридических лиц — акционеров, являю­щихся основателями (участниками) коммерческих банков.

Аудит юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков регулируется специальным Положе­нием, утвержденным Национальным банком Украины. Это Положение является нормативным актом, которым опре­деляются требования относительно правильности форми­рования уставных фондов коммерческих банков, находя­щихся на территории Украины, а также подтверждения независимыми аудиторами наличия у юридических лиц — акционеров (участников) банков свободных собственных средств в денежной форме для осуществления вкладов в уставные фонды банков. Следует иметь в виду, что Законом Украины «О банках и банковской деятельности» запрещено акционерам (участникам) для формирования уставных фондов банков использовать средства, полученные в кредит под залог, а также бюджетные средства. Для этого исполь­зуют только имеющиеся у них собственные средства в де­нежной форме. Принимая во внимание, что обязательному аудиту подлежат акционеры (участники) банков, аудиторы, проверяя их финансовое состояние, должны учитывать, что юридические лица —акционеры (участники) банков обяза­ны вести бухгалтерский учет, имущества и результатов своей работы в соответствий с Положением об организации бух­галтерского учета и отчетности в Украине, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Коммерческие банки, которым необходимо зарегистриро­вать в НБУ изменения и дополнения к учредительным до­кументам, связанные с увеличением их уставных фондов, представляют также баланс предприятия (ф. № 1) и отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2) юри­дических лиц — акционеров (участников). Одновременно они представляют аудиторские заключения, подтверждающие эту отчетность и наличие у акционеров (участников) свободных средств в денежной форме для осуществления вкладов в уставные фонды банков в объемах, предусмотренных учре­дительными документами, а также оценивающие их финан­совое состояние и платежеспособность.

При создании и регистрации коммерческих банков в НБУ представляют аудиторские заключения, подтвержда­ющие, что юридические лица — учредители имеют долю в общем объявленном уставном фонде не менее 5 %.

Аудиторы производят расчет имеющихся свободных соб­ственных средств у юридических лиц — акционеров (участ­ников) банков, исходя из балансовых данных, по состоянию на первое число месяца, в котором осуществляются финан­совые вложения. Размер этих средств вычисляется как раз­ность между суммой источников собственных и приравнен­ных к ним средств (итог раздела I пассива баланса), за ис­ключением средств уставного и резервного фондов и средств целевого финансирования, т.е. остатков средств, учет кото­рых ведется на бухгалтерских счетах «Уставный фонд», «Фонды специального назначения» в части резервного фонда и «Целевое финансирование и целевые поступления», а так­же суммой средств, иммобилизованных в основные сред­ства и другие внеоборотные активы (итог раздела I актива баланса). Определенную таким образом сумму свободных средств сравнивают с суммой, фактически внесенной в устав­ный фонд банка.

По результатам такого сравнения аудитор составляет заключение о наличии или недостатке свободных собствен­ных средств у юридических лиц — акционеров (участни­ков) для осуществления вкладов в уставные фонды банков в объемах, предусмотренных учредительными документа­ми банка. Эти акционеры могут приобрести акции за счет средств, которые они имеют в своем распоряжении после уплаты налогов и процентов за банковский кредит, т.е. за счет таких источников собственных средств, как нераспре­деленная прибыль отчетного года, нераспределенная прибыль прошлых лет и средств специальных фондов, создан­ных в процессе распределения прибыли. Осуществлять вкла­ды в уставные фонды банков за счет средств собственных уставных фондов и резервных фондов юридическим ли­цам — акционерам (участникам) запрещается НБУ. Не разрешается также делать вклады за счет средств целевого финансирования, полученных в процессе реализации согла­шений о совместной деятельности от других предприятий, организаций, учреждений, учет которых ведется на счете «Целевое финансирование и целевые поступления».

В случае, если остаток сумм на бухгалтерском счете «Ис­пользование прибыли» в балансах указанных акционеров банков превышает остаток прибыли на счете «Прибыли и убытки», а нераспределенная прибыль прошлых лет, за счет которой возможно покрытие этой разницы, отсутствует, то НБУ может уменьшить размер имеющихся свободных собствен­ных средств на сумму этих убытков. Если акционеры имеют убытки прошлых лет или отчетного года (дебетовое сальдо на счетах «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет» и «Прибыли и убытки»), размер имеющихся свободных средств в них для вкладов в уставные фонды бан­ков уменьшается на сумму отраженных убытков.

К заключению аудиторской проверки финансового состо­яния юридических лиц — акционеров (участников) коммер­ческих банков НБУ выдвигаются определенные требования.

В аудиторском заключении следует указывать, что ауди­торская проверка юридического лица — акционера (участ­ника) банка осуществлена за определенный период по со­стоянию на конкретную дату, и по каким методическим приемам проведена проверка финансового состояния. Ука­зывается также, что баланс и финансовая отчетность под­тверждаются первичной документацией, в частности по де­нежным средствам, имеющейся денежной наличности, цен­ным бумагам, основным средствам и др. В заключении отмечают также наличие или отсутствие у юридического лица — акционера (участника) свободных собственных средств для осуществления вклада в уставный фонд банка в объемах, предусмотренных учредительными документа­ми. Кроме того, в заключении указывают, что вклад акцио­нера в уставный фонд фактически осуществлен в денежной форме, подтвержден платежными документами и выписками из расчетного счета. В случае недостатка или вообще отсут­ствия средств на расчетном счете акционера согласно балан­су по состоянию на первое число месяца, в котором фактиче­ски осуществлен вклад в уставный фонд банка, в аудитор­ском заключении подробно указывают источники поступле­ния средств на расчетный счет юридического лица — акцио­нера (участника) за период с первого числа месяца до мо­мента перечисления средств в уставный фонд банка.

В аудиторском заключении подробно освещается рас­чет экономической стабильности и платежеспособности юридического лица — акционера (участника) банка по со­стоянию на дату проведения аудита, приводится также дру­гая информация, которая, по мнению аудитора, представля­ет интерес для НБУ.

Для экономической оценки платежеспособности и фи­нансовой стабильности юридического лица — акционера (участника) коммерческого банка НБУ рекомендует специ­альную методику расчета по данным бухгалтерского ба­ланса на отчетную дату.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.019 с.)