Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудиторская проверка состояния учета

Поиск

Проверка аудитором состояния бухгалтерского, внутри­хозяйственного (управленческого) и статистического учета субъектов предпринимательской деятельности предусмот­рена Законом Украины «Об аудиторской деятельности». К ним относятся коммерческие банки, фонды, биржи, компа­нии, общества и другие субъекты хозяйствования незави­симо от форм собственности и вида деятельности, отчет­ность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций бюджетных и небольших по объему субъектов хозяйствования, определенных законода­тельством. Кроме того, аудит проверяет деятельность хол­динговых компаний, инвестиционных фондов, доверитель­ных обществ и других финансовых посредников, эмитентов ценных бумаг, государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватиза­ции, корпоратизации и других изменениях форм собствен­ности, при поднятии вопроса об определении неплатеже­способности или банкротства.

Аудитор прежде всего контролирует отражение в учете капитала, используемого на предприятии.

В условиях многоукладной экономики в составе собствен­ного капитала субъекта предпринимательства в учете вы­деляются уставный, дополнительный и резервный капита­лы, нераспределенная прибыль и другие резервы.

В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительских документах как совокупность вкладов (долей, акций по номиналь­ной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) предприятия.

Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитывается и отражается в отчетности отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия вместо уставного капитала в учете отражают уставный фонд, сформированный в соответствии с законодатель­ством.

Средства от дооценки внеоборотных активов предприя­тия, которая осуществляется в соответствии с правовыми актами, безоплатно полученные ценности и другие анало­гичные средства отражают в учете и отчетности как допол­нительный капитал.

Созданный в соответствии с законодательством резерв­ный капитал для покрытия непроизводительных расхо­дов и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участ­никам в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели отражается в учете и отчетно­сти отдельно.

Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими субъектами хозяйствования и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с от­несением суммы резервов на финансовые результаты пред­приятия.

Сомнительными долгами признаются дебиторская задол­женность субъекта, не погашенная в сроки, установленные до­говорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основании ре­зультатов проведенной в конце года инвентаризации деби­торской задолженности предприятия. Величина резерва оп­ределяется по каждому сомнительному долгу в зависимо­сти от финансового состояния (платежеспособности) долж­ника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом образо­вания резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован в любой части, то неизрасходованные суммы прибавляются к прибыли соответствующего года.

С целью равномерного включения последующих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать резервы: для оплаты отпус­ков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; для ремонта основных средств; для производственных затрат на подготовительные работы в связи с сезонным характером производства; для последующих за­трат на ремонт предметов проката; на выплату вознаграж­дений по итогам работы за год и другие цели, предусмот­ренные законодательством и нормативными актами.

Необходимость аудиторской проверки обусловливается тем, что наиболее достоверным источником информации о хозяйственной деятельности предприятия являются дан­ные бухгалтерского учета и отчетности, по которым вы­числяют платежи в государственный и местные бюджеты. Прежде всего проверяется применение в учете хозяйствен­ных операций типовой первичной документации, утвержден­ной в установленном порядке Госкомстатом Украины, а также министерствами и ведомствами, правильность оформ­ления этой документации и своевременность ее представ­ления в бухгалтерию предприятия. Проверяется организа­ция обработки первичной документации в бухгалтерии пред­приятия, соблюдение методических указаний Министерства финансов Украины, Госкомстата Украины и других органов по отражению хозяйственных операций и процессов на сче­тах бухгалтерского учета и отчетности. В частности, это ка­сается Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином Украины. Устанавливается достоверность отчетности, представляемой в разные органы хозяйственного и государственного управ­ления, а также сроки ее составления. Особой проверке под­лежит использование данных учета и отчетности в марке­тинге, управлении предприятием.

Основными нормативными документами, которые ис­пользуются при выполнении функций управления предпри­ятием, предусмотрены экспертизы качества учета и отчет­ности, служебного расследования действий работников уче­та и внутреннего контроля (аудита) в процессе выполнения возложенных на них обязанностей; применение расчетно-аналитических методических приемов в установлении до­стоверности плановых и фактических показателей, отраженных в учете и отчетности, определение материального ущер­ба; применение документальных методических приемов в проверке качества учета, отчетности и внутреннего контро­ля при конкретизации недостатков, в установлении лиц, ответственных за выявленные недостатки.

Методические приемы обобщения и реализации результа­тов аудита применяются для комплексной оценки органи­зации и методологии бухгалтерского учета на предприятии, его достоверности, взаимосоответствия аналитического и син­тетического учета, Главной книги, баланса и другой отчетно­сти о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, аудит на этой стадии устанавливает, тождественны ли показатели статистического, внутрихозяйственного (управ­ленческого) и бухгалтерского учета между собой, выполня­ются ли законодательные и нормативные акты при ведении учета и составлении отчетности и их достоверность для вы­числения налогов, распределения прибыли, удовлетворения требований учредителей, акционеров, контрагентов и других участников предпринимательской деятельности.

Практика показывает, что нередко графики документо­оборота нарушаются на предприятиях. Это приводит к тому, что не всегда своевременно проверяются данные складско­го учета товаров и материалов с бухгалтерским учетом, а выявленные расхождения устраняются с опозданием, т.е. учет не способствует сохранности ценностей и рациональ­ному их использованию.

Первичные документы следует составлять в момент осу­ществления хозяйственных операций, а когда это невозмож­но — непосредственно после их окончания. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бух­галтерском учете, за достоверность данных, представленных в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы. Ответственность за правильность ведения ре­гистров бухгалтерского учета несут лица, составившие и подписавшие их.

Согласно Положению об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине первичные документы, учет­ные регистры, бухгалтерская отчетность хранятся в соот­ветствии с установленным порядком работы архивных учреждений. Ответственность за их сохранность и своевре­менную передачу в архив несет главный бухгалтер.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, учреждения. Ру­ководитель обязан создать необходимые условия для пра­вильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить не­уклонное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, причастными к уче­ту, правомерных требований главного бухгалтера относи­тельно порядка оформления и представления для учета до­кументов. Работники учета должны контролировать посту­пившую документацию как относительно законности опе­раций, так и по форме (правильность заполнения реквизи­тов, наличие соответствующих подписей, обозначение еди­ниц, количества и др.), а также правильность арифметиче­ских подсчетов. Важной задачей аудита является установ­ление того, как работники учета выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению контроля за достовер­ностью представленных документов и своевременностью их обработки.

Достоверность первичных документов устанавливается разными приемами контроля (по форме и содержанию, встречной проверкой документов, взаимным контролем опе­раций, аналитической и логической проверкой).

Аудитор проверяет, насколько целесообразно применять ту или иную форму организации учета (централизованную, децентрализованную), соответствует ли она конкретным условиям работы предприятия.

Большое значение в организации учета имеют выбор и применение форм бухгалтерского учета. Поэтому аудитор должен сделать заключения относительно формы бухгал­терского учета, которая применяется на предприятии. При оценке состояния бухгалтерского учета проверяется, как на предприятии соблюдается единый план счетов бухгалтер­ского учета. Неправильная корреспонденция счетов бух­галтерского учета приводит к запутыванию учета, искаже­нию результатов хозяйственной деятельности, не обеспечи­вает надлежащего контроля за сохранностью материаль­ных и денежных ценностей.

Аудитор проверяет, как на предприятии внедряются прогрессивные методы и формы учета, научная организа­ция учета, машиноориентированные, журнально-ордерная формы учета, нормативный метод учета затрат на произ­водство, оперативно-бухгалтерский метод учета материалов и ЭВМ.

Особое внимание аудитор уделяет проверке взаимосвя­зи показателей хозяйственной деятельности в разных ви­дах учета. Важно, чтобы показатели разных видов учета дополняли друг друга и взаимно контролировались, исклю­чая дублирование показателей деятельности предприятия.

Проверяя уровень автоматизации учетно-вычислительных работ, аудитор определяет ее эффективность, использо­вание вычислительной техники и степень подготовленно­сти кадров для работы на вычислительной технике. Ауди­тор устанавливает, в какой степени применение вычисли­тельной техники повлияло на улучшение финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия.

Аудитор проверяет также состояние синтетического уче­та и его связи с данными аналитического учета. Показате­ли расчетных статей баланса должны иметь обязательно развернутое сальдо по активу и пассиву и полностью соот­ветствовать данным оборотных ведомостей, машинограмм, журналов-ордеров, Главной книги.

Важнейшей задачей контроля состояния бухгалтерско­го учета является проверка, насколько учет обеспечивает сохранность ценностей и контроль за их расходованием и как главный бухгалтер осуществляет возложенные на него функции контроля за сохранностью и законностью расходования денежных средств и материальных ценностей. При этом выясняют, каким образом бухгалтерия осуществляет превентивный контроль за хозяйственными операциями при лимитировании расходов материальных и финансовых ре­сурсов, оформлении документов, дающих право на расходо­вание ценностей. Одновременно устанавливают, как бухгал­терия осуществляет текущий контроль за финансово-хозяй­ственной деятельностью, ведется ли оперативное выявле­ние перерасходов, штрафов, неустоек и какие меры прини­маются руководством предприятия по их предупреждению.

Среди основных задач контроля состояния бухгалтер­ского учета важной является проверка соблюдения на пред­приятии нормативных актов по бухгалтерской отчетности и балансам государственных, арендных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. На основании первичной документации, аналитического и синтетического учета проверяется достоверность представленной отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности как за отдельные периоды, так и в целом за год. Особое внима­ние аудитор сосредоточивает на выявлении факторов иска­жения в отчетности действительного состояния деятельно­сти предприятия, выясняет, не было ли приписок невыпол­ненных работ, фальсификации основных показателей — прибыли, рентабельности, производительности труда и др.

Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества, денеж­ных средств и финансовых обязательств до составления го­дового отчета. Ответственность за ее организацию несет ру­ководитель предприятия.

Руководствуясь документальными методическими при­емами, аудитор проверяет правильность отражения в бух­галтерском учете результатов инвентаризации в соответ­ствии с Инструкцией по инвентаризации основных фондов, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной Минфином Украины. Фактическое наличие ценностей отра­жается в бухгалтерском учете и отчетности в таком порядке:

основные средства, материальные ценности, ценные бу­маги, средства и другое имущество, выявленные в излиш­ках, приходуется с отражением на результатах финансово-хозяйственной деятельности или увеличением финансиро­вания с последующим установлением причин возникнове­ния излишка или определением ответственных за это лиц;

потери ценностей в пределах норм естественной убыли, которые списываются по решению руководителя предпри­ятия на издержки производства, обращения или уменьше­ние финансирования. Списывание потерь проводится толь­ко при выявлении недостачи ценностей;

сверхнормативные недостачи ценностей, а также потери от порчи ценностей относят на виновных лиц по ценам, по которым вычисляется размер вреда от расхищения, недо­стач, уничтожения и порчи материальных ценностей;

сверхнормативные расходы и недостачи ценностей, ког­да виновные не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, списывают на убытки или уменьше­ние финансирования.

Выявленные недостатки в проведении инвентаризации и отражении ее результатов в бухгалтерском учете ауди­тор освещает в акте (заключении).

Положением регулируются права и обязанности глав­ного бухгалтера, являющиеся объектами аудиторской про­верки, поскольку они касаются состояния учета и контро­ля на предприятии. В частности, аудитор проверяет, как главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражает на счетах учета хозяйственные операции, предоставляет ин­формацию для управления предприятием, по данным бух­галтерского учета и отчетности проводит экономический анализ и выявляет неиспользованные резервы улучшения деятельности предприятия и способствует их использова­нию. Кроме того, аудитор проверяет выполнение главным бухгалтером функций по контролю выполнения предприя­тием договорных обязательств, подбору материально ответ­ственных работников и подотчетность их и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.009 с.)