Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации производства и особенности управления в горнодобывающей промышленности

Поиск

Основных форм организации производства четыре: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Эти формы характерны для любого общественного строя.

Концентрация - стремление к максимальному сосредоточению производства в одном месте. В свое время было весьма характерно для промышленности Советского Союза. Справедливо представление о том, что чем больше объем производства, тем оно дешевле. Но в то же время здесь есть и серьезные недостатки - увеличивается объем перевозок, усложняется само управление производством, усиливается экологическое воздействие на природу, перенасыщаются промышленностью целые районы и регионы. Поэтому очевидно, что должен быть разумный предел концентрации, определяя который необходимо учитывать все указанные факторы.

Специализация - производство однотипной продукции ограниченной номенклатуры на одном предприятии, выделение специализированных подразделений в самостоятельные предприятия. Конечной продукцией самостоятельных специализированных предприятий могут быть полностью готовые изделия, полуфабрикаты и отдельные детали. Поэтому и специализация может быть различной: предметная, когда выделяются отрасли и предприятия по однородной продукции; подетальная - при производстве однотипных деталей; технологическая - когда некоторые фазы общего технологического цикла выделяют в самостоятельное производство (пример - обогатительная фабрика). Специализация всегда способствует повышению качества продукции и эффективности производства, но ставит специализированные предприятия в зависимость от работы смежных производств.

Кооперирование - обеспечение производственной связи между предприятиями, участвующими в создании одной продукции и единое руководство ими. Все кооперированные предприятия работают по согласованной программе, сохраняя свою самостоятельность. В этом случае необходима общая заинтересованность всех предприятий в конечном результате, зависящим от их совместной работы. Кооперирование может иметь те же разновидности, что и специализация.

Комбинирование производства - высшая форма концентрации, когда с целью комплексного использования сырья и производственных возможностей объединяются предприятия, в сумме своей образующие законченный производственный цикл. Например, ГОК’и, в составе которых работают горные, обогатительные и металлургические предприятия.

Все эти формы существуют и отдавать предпочтение какой-либо из них в каждом конкретном случае необходимо только на основании анализа и экономических расчетов. Кроме того, некоторые формы могут совмещаться, например, специализация и кооперирование.

В условиях частной собственности существует также такой вид организации производства как концерн. Это - объединение самых различных производств по признаку собственности, принадлежности. Все объединенные производства принадлежат одному владельцу (группе владельцев, акционерному обществу). Продукция предприятий в таких концернах может быть самой разнохарактерной.

При любой форме организации производства функции управления одинаковы и направлены на повышение эффективности и обеспечение устойчивой работы предприятий. Принято различать государственное управление и хозяйственное руководство.

Государственное управление своей целью имеет обеспечение интересов государства в целом. Это управление необходимо при любой форме собственности, поскольку предприятия, находящиеся в частном распоряжении, в погоне за максимальной прибылью могут пренебрегать государственными интересами. Поэтому в государстве должны быть органы управления предприятиями, находящимися в собственности самого государства, и организации контроля за соблюдением государственных интересов всеми предприятиями независимо от форм собственности.

Хозяйственное руководство - необходимый элемент любого производства и отдельного предприятия. Именно оно должно обеспечить эффективность и надежность работы. Совершенно очевидно, что высокий уровень управления, хорошее руководство - залог высокоэффективной работы. Следовательно, управление можно рассматривать, как процесс, имеющий производственный характер, поскольку затраты на управление должны полностью компенсироваться экономическим эффектом от повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. При это эффективность самого управления должна достигаться за счет повышения его качества. а не за счет увеличения громоздкости и сложности управленческого аппарата, как это часто бывает.

Особенности управления горнодобывающей промышленностью и, в частности, предприятиями и объектами, производящими разработку россыпных месторождений, весьма существенны и вызваны общими отличиями предприятий горнодобывающей промышленности. Основными особенностями являются:

1. Максимальная зависимость от природных условий - выбор места для строительства предприятия полностью зависит от расположения месторождения полезного ископаемого (МПИ). Отсюда, как правило, очень усложняется бытовое обслуживание людей, организация материально-технического снабжения, работа транспорта и т.д. - все то, чего можно было бы избежать при возможности выбора места для строительства предприятия.

2. Во многих случаях пионерская роль горнодобывающих предприятий в промышленном освоении новых районов. Особенно оно характерно для предприятий, разрабатывающих россыпные месторождения. При этом возрастает значение всевозможных вспомогательных производств, появляется необходимость создания и сложного обслуживания инфраструктуры, организации связи, транспортного сообщения и т.д.. Кроме повышенной трудоемкости управления, это связано с большими трудностями и затратами на решение кадровых вопросов (вербовку, поставку людей, на их обустройство) и т.д..

3. Постоянное перемещение рабочих мест в пространстве в сочетании с повышенной опасностью труда вызывают необходимость самого серьезного внимания к обучению и повышению квалификации кадров, к сохранению постоянного контингента работающих и т.д..

Все это характерно для любого горнодобывающего предприятия, но есть еще и дополнительные особенности предприятий, разрабатывающих россыпные месторождения:

1 - очень часто в эксплуатацию передается только часть запасов месторождения, в то время как большая их часть на территории горного отвода вообще еще не разведана и существует только в качестве прогнозных;

2 - изменчивость запасов не позволяет быть уверенным в работе будущих лет, поэтому всегда присутствует значительный элемент риска;

3 - систематическое ухудшение качества разрабатываемых запасов наряду с усложнениями условий их залегания приводит к постоянному увеличению объемов подготовительных работ при сохранении одного объема добычи ПИ. Отсюда постоянная потребность к увеличению количества и мощности используемой техники и количества работающих;

4 - разбросанность объектов работ на расстояниях, измеряющихся сотнями километров. Отсюда сложность оперативного управления и необходимость усложнения структуры отдаленных участков, а также - большое количество малых звеньев производства, работающих разобщенно и не всегда могущих иметь между собой связь и сообщение.

Таким образом, руководство горнодобывающими предприятиями одно из наиболее сложных в общей системе управления, тем более, что очень обширна номенклатура самих работ, производящихся на предприятии (в отличие, например, от предприятий перерабатывающей промышленности). Что же касается управления предприятиями, производящими разработку россыпных месторождений, то здесь возникают особые сложности. И, несмотря на в общем несложные условия самих горных работ, условия для управления работой предприятий в целом могут быть очень сложны. Кроме всего прочего руководитель горного предприятия должен управлять не только горными работами, но и очень большим количеством вспомогательных производств.

Существуют административные и экономические методы управления. Первые - основаны на принуждении, вторые - на использовании системы стимулов, создающих заинтересованность в высокопроизводительной работе. Раньше в системе управления социалистическим хозяйством был упор на административные методы, сегодня главными считаются экономические. Совершенно очевидно, что чистое администрирование (принуждение) в современной ситуации практически бессильно. Однако, хорошо известно, что в свое время оно приносило весьма ощутимые результаты (индустриализация страны, организация промышленного производства в период войны, послевоенное восстановление хозяйства и т.д.). Результаты эти достигались тогда, когда административные меры сочетались с абсолютной верой большинства людей в их необходимости, с огромным трудовым энтузиазмом. Без этого одно принуждение не может заставить работать людей с полной отдачей. Сегодня главное внимание уделяется экономическим рычагам, но для того, чтобы эти рычаги могли успешно работать, прежде всего необходима продуманная система стимулов.

Стимул - это побудительный мотив к действию. Стимулы могут быть административные (принудительные), экономические - открытые перспективы реализации экономических интересов людей, материальные - непосредственное предоставление материальных благ и услуг, социальные - создание соответствующих условий труда, жизни и отдыха, морально-психологческие - воздействие на сознание и достоинство человека. Таким образом, система стимулов известна. Но существуют условия, только при соблюдении которых эти стимулы становятся действующими. Вот некоторые из них: сбалансированность в развитии различных отраслей хозяйства, стабильность цен на товары, хорошее обращение и изобилие товаров, невозможность получения нетрудовых доходов, обоснованность стимулирования. Совершенно очевидно, что когда ни одно из этих условий не соблюдено, говорить об эффективности стимулирования не приходится.

С другой стороны, представляется сомнительным полный отказ от административных методов управления. Целесообразность введения плановых элементов в любое хозяйство признана всеми, а эти элементы в то же время являются и элементами администрирования. И для того, чтобы такое администрирование не было чистым принуждением, необходима заинтересованность людей в достижении общегосударственных целей, понимание ими хозяйственной политики государства, чувство патриотизма и любви к своей стране. Следовательно, все эти чувства надо воспитывать. Воспитание народа - важнейшая часть государственного управления. Воспитывать надо дисциплинированность, уважение к труду, желание работать на пользу обществу. Без такого воспитания государственного управления не может быть, да и само государство будет оставаться под угрозой развала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.40.118 (0.012 с.)