Устойчивость работы асинхронного двигателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивость работы асинхронного двигателя



Факторы, определяющие устойчивость. Под устойчивостью работы электродвигателя понимают способность двигателя восстанавливать установившуюся частоту вращения при кратковременных возмущениях (изменениях нагрузки, напряжения питающей сети и пр.).

Рассмотрим известное из механики условие равновесия моментов, приложенных к ротору двигателя:

M = Mст + Jdω2/dt, (2.52)

где М — электромагнитный момент двигателя; М ст — статический момент нагрузки (момент сопротивления механизма, приводимого во вращение, с учетом механических потерь в двигателе); J d ω2 /dt — динамический момент, зависящий от момента инерции вращающихся масс J и ускорения ротора d ω2/ dt.

При М = М стускорение ротора

2/dt = (M - Mст)/J = 0, (2.53)

т. е. ротор вращается с установившейся частотой. Если М > М ст, ротор ускоряется, а при М < М ст замедляется.

Устойчивость зависит от конкретных условий, при которых работает электродвигатель, в частности от формы механических характеристик двигателя и приводимого им во вращение производственного механизма.

На рис. 2.23, а для примера приведено несколько типичных механических характеристик различных производственных механизмов. Для грузоподъемных механизмов (кранов, лифтов, лебедок и т. п.) характерным является неизменность статического момента М ст,его практическое постоянство независимо от частоты вращения (прямая 1 на рис. 2.23, а). Вентиляторы, центробежные насосы, гребные винты и прочие механизмы имеют характеристику (кривая 2), при которой нагрузочный момент М ст резко увеличивается с ростом частоты вращения. Эту характеристику часто называют вентиляторной. Бетономешалки, шаровые мельницы и некоторые другие механизмы имеют большое трение в состоянии покоя и при малых частотах вращения, поэтому в таких механизмах с ростом частоты вращения нагрузочный момент падает (кривая 3).

 

Рис. 2.23 - Механические характеристики некоторых производственных механизмов (а)

и графики для определения статической устойчивости асинхронного двигателя (б)

 

Устойчивость «в малом». Рассмотрим работу асинхронного электродвигателя [механическая характеристика 1 на рис. 2.23, б ], приводящего во вращение производственный механизм, у которого статический (нагрузочный) момент М стпадает с увеличением частоты вращения (механическая характеристика 2). В этом случае условие М = М ствыполняется в точках А и В при значениях частоты вращения пА и пВ. Однако в точке В двигатель не может работать устойчиво, так как при малейшем изменении момента М ст(нагрузки) и возникающем в результате этого отклонении частоты вращения от установившегося значения появляется избыточный замедляющий или ускоряющий момент ± (ММ ст), увеличивающий это отклонение. Например, при случайном небольшом увеличении статического момента М ст ротор двигателя начинает замедляться, а его частота вращения п 2— уменьшаться. При работе машины в режиме, соответствующем точке В, т. е. на участке М — П характеристики 1, это приводит к уменьшению электромагнитного момента М, т. е. к еще большему возрастанию разности (М-М ст). В результате ротор продолжает замедляться до полной остановки. При случайном уменьшении статического момента ротор начинает ускоряться, что приводит к дальнейшему увеличению момента М и еще большему ускорению до тех пор, пока машина не переходит в режим работы, соответствующий точке А. При работе машины в режиме, соответствующем точке А, двигатель работает устойчиво, так как при случайном увеличении момента М сти замедлении ротора (т. е. уменьшении частоты вращения n 2) электромагнитный момент М возрастает. Когда момент М станет равным новому значению М ст, двигатель снова работает с установившейся, но несколько меньшей частотой вращения.

Таким образом, асинхронный двигатель при работе на участке С — М механической характеристики обладает свойством внутреннего саморегулирования, благодаря которому его вращающий момент автоматически регулируется по закону М = М ст. Это регулирование осуществляется за счет увеличения или уменьшения частоты вращения ротора п 2, т. е. система регулирования является статической.

Сравнивая условия работы двигателя в точках А и В, можно сделать вывод, что работа двигателя устойчива, если с увеличением частоты вращения п 2 статический момент М ст уменьшается медленнее, чем электромагнитный момент двигателя М. Это условие представим в следующем виде:

dM/dn2 < dMст/dn2.(2.54)

Оно выполняется практически дня всех механизмов с падающими характеристиками М ст= f (n) и с характеристиками, не зависящими от частоты вращения (кривые 3 и 1 на рис. 2.23, а), если двигатель работает на участке СМ характеристики 1 (рис. 2.23, б). Следовательно, двигатель, приводящий во вращение подобные механизмы, может устойчиво работать только в диапазоне изменения скольжения 0 < s < s кp. При s > s кр, т. е. на участке М — П механической характеристики 1, устойчивая работа становится невозможной.

При работе электродвигателя совместно с производственным механизмом, имеющим вентиляторную характеристику (см. рис. 2.23, а), устойчивая работа возможна и на участке М — П механической характеристики 1, т. е. при S > S кр. Однако допускать работу при скольжениях, больших критического, не следует, так как при этом резко уменьшается КПД двигателя, а потери мощности в его обмотках становятся настолько большими, что могут в короткое время вывести двигатель из строя.

Устойчивость «в большом». Практически условие (2.54) является необходимым, но недостаточным. В эксплуатации возможны не только кратковременные небольшие изменения М ст, но и существенные увеличения нагрузочного момента при резких изменениях режима работы. Когда двигатель работает при скольжении, меньшем s кp, но близком к нему, случайная перегрузка двигателя может привести к его остановке при М ст > Мmах. Поэтому максимальный момент иногда называют опрокидывающим моментом.

При больших перегрузках устойчивость работы двигателя обеспечивают путем выбора номинального момента М ном < М max,. Отношение kм = М mах/ М ном, называемое перегрузочной способностью, регламентируется ГОСТом. Перегрузочная способность для различных двигателей различна: kм = 1,7 ÷ 3,5. Большие значения имеют двигатели, предназначенные для работы с большими перегрузками, — крановые, металлургические и т. п.

Увеличение перегрузочной способности асинхронного двигателя ведет к возрастанию его габаритов и массы или к снижению энергетических показателей. Из формулы (2.48) видно, что значение максимального момента приблизительно обратно пропорционально индуктивным сопротивлениям X1 + X' 2обмоток. Для увеличения перегрузочной способности двигателя следует уменьшать эти

Рис. 2.24 - Механические характеристики асинхронного двигателя

При различных напряжениях

 

сопротивления, т. е. числа витков обмоток статора и ротора. А это приводит к возрастанию магнитного потока (а, следовательно, к увеличению сечения магнитопровода) и тока холостого хода. Поэтому двигатели с повышенным значением k мимеют большие габариты и массу, а ток холостого хода у них достигает 40 — 60% от номинального.

Большое значение для обеспечения устойчивой работы асинхронных двигателей имеет качество электроснабжения. Вращающий момент асинхронного двигателя зависит от квадрата питающего напряжения [см. (2.56) и (2.48)]. Поэтому даже незначительное уменьшение напряжения влияет на максимальный момент, а значительное уменьшение может вызвать остановку двигателя.

На рис. 2.24, а и б для примера приведены механические характеристики асинхронного двигателя при номинальном напряжении U 1 = U ном(кривая 1) и напряжении U 1= = 0,7 U ном(кривая 2). Во втором случае электромагнитный момент уменьшается примерно в два раза, и работа двигателя при номинальной нагрузке становится невозможной. ГОСТом установлено, что длительное изменение напряжения в электрических сетях, питающих силовое оборудование, не должно отличаться от номинального более чем на 5% и +10%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.005 с.)