Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условие устойчивости двигателя постоянного тока.

Поиск

При работе двигателя всегда возникают определенные возмущения режима работы (кратковременные колебания напряжения сети, случайные кратковременные изменения момента нагрузки на валу и так далее). Такие возмущения чаще всего бывают небольшими и кратковременными, однако при этом происходят, хотя также небольшие и кратковременные, нарушения равенства моментов установившегося режима работы [смотрите выражение (3) в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока"], вследствие чего возникает момент M дин и изменяется скорость вращения.

Под устойчивостью работы двигателя понимается его способность вернуться к исходному, установившемуся режиму работы при малых возмущениях, когда действие этих возмущений прекратится. Иными словами, работа двигателя называется устойчивой, если бесконечно малые в пределе возмущения его работы вызывают лишь столь же малые изменения величин, характеризующих режим его работы, например скорости вращения, тока якоря и так далее. Двигатель неустойчив в работе, если подобные малые возмущения приводят к большим изменениям режима работы. При неустойчивой работе небольшие кратковременные возмущения вызывают либо непрерывное изменение режима (n, I а и так далее) в каком-либо одном направлении, либо приводят к колебательному режиму с возрастанием амплитуд колебаний n, I аи так далее. Естественно, что в условиях эксплуатации необходимо обеспечить устойчивый режим работы двигателя. При неустойчивости двигателя нормальная его работа невозможна, и обычно происходит авария.

Неустойчивая работа может быть также и у генераторов. В статье "Параллельная работа генераторов постоянного тока" была рассмотрена неустойчивость параллельной работы генераторов смешанного возбуждения при отсутствии уравнительного провода. Режим самовозбуждения генераторов постоянного тока (смотрите статью "Генераторы параллельного возбуждения") также, в сущности, представляет собой неустойчивый режим работы, так как i в и U непрерывно изменяются. Работа генератора параллельного возбуждения при R н = R в.кр также неустойчива, так как если несколько изменить величину R в, то напряжение U значительно изменится, то есть возрастет до некоторого конечного значения или упадет почти до нуля.

Устойчивость работы двигателя зависит от вида его механической характеристики M = f (n) и от вида зависимости момента сопротивления на валу от скорости вращения M ст = f (n). Вид последней зависимости определяется свойствами рабочей машины, приводимой в движение двигателем. Например, у металлорежущих станков, если установка резца не изменяется, M ст ≈ const, то есть M ст не зависит от скорости вращения, а у вентиляторов и насосов M стn в квадрате.

Рисунок 1. Устойчивый (а) и неустойчивый (б) режим работы двигателя

На рисунке 1, а и б изображены два характерных случая работы двигателя. Установившемуся режиму работы (M = M ст) со скоростью вращения n 0соответствует точка пересечения указанных двух характеристик.

Если зависимости M = f (n), и M ст = f (n) имеют вид, изображенный на рисунке 1, а, то при случайном увеличении n в результате возмущения на Δ n тормозной момент M ст станет больше движущего M (Mст> M) и поэтому двигатель будет затормаживаться, что заставит ротор вернуться к исходной скорости n 0. Точно так же, если в результате возмущения скорость двигателя уменьшится на Δ n, то будет M ст < M, поэтому ротор станет ускоряться и снова будет n = n 0. Таким образом, в рассматриваемом случае работа устойчива. Как следует из рисунка 1, а, при этом

(2)

что и является признаком, или критерием, устойчивости работы двигателя.

При зависимостях M = f (n) и M ст = f (n) вида рисунка 1, б работа неустойчива. Действительно, при увеличении n от n = n 0 до n = n 0 + Δ n будет M > M ст, возникнет избыток движущего момента, скорость n начнет нарастать, причем избыточный момент MM ст увеличится еще больше, n еще возрастет и так далее. Если в результате возмущения n = n 0 – Δ n, то M < M ст и n будет непрерывно уменьшаться. Поэтому работа в точке M = M ст и n = n 0 невозможна. Как следует из рисунка 1, б, в этом случае

(3)

что является признаком неустойчивости работы двигателя.

Из изложенного следует, что двигатель с данной механической характеристикой M = f (n) может работать устойчиво или неустойчиво в зависимости от характеристики M ст = f (n) рабочей машины. Возникновение неустойчивости наиболее вероятно при такой механической характеристики двигателя M = f (n) или n = f (M), когда M и n увеличиваются или уменьшаются одновременно (рисунок 1, б). В частности, в этом случае работа неустойчива при M ст = f (n) = const (например, металлорежущие станки). Поэтому двигателей с такими механическими характеристиками не строят.

Изложенное здесь в равной мере относится к устойчивости двигателей как постоянного, так ипеременного тока, а также любых видов двигателей.

 

22.23. Характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

В двигателях последовательного возбуждения ток якоря одновременно является также током возбуждения: i в = I а = I. Поэтому поток Фδ изменяется в широких пределах и можно написать, что

Фδ = k Ф × I. (1)

Коэффициент пропорциональности k Ф в значительном диапазоне нагрузок, при I < I н, является практически постоянным, и лишь при I > (0,8 – 0,9) I н вследствие насыщения магнитной цепи k Фначинает несколько уменьшаться.

При использовании соотношения (1) для двигателя последовательного возбуждения вместо выражений (7), (9) и (8), представленных в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока", получим

(2)
(3)

 

(4)

 

 
Рисунок 1. Естественная скоростная характеристика двигателя последовательного возбуждения

Скоростная характеристика двигателя [смотрите выражение (2)], представленная на рисунке 1, является мягкой и имеет гиперболический характер. При k Ф = const вид кривой n = f (I) показан штриховой линией. При малых I скорость двигателя становится недопустимо большой. Поэтому работа двигателей последовательного возбуждения, за исключением самых маленьких, на холостом ходу не допускается, а использование ременной передачи неприемлемо. Обычно минимально допустимая нагрузка P 2 = (0,2 – 0,25) P н.

Естественная характеристика двигателя последовательного возбуждения n = f (M) в соответствии с соотношением (3) показана на рисунке 3 (кривая 1).

Поскольку у двигателей параллельного возбуждения MI, а у двигателей последовательного возбуждения приблизительно MI ² и при пуске допускается I = (1,5 – 2,0) I н, то двигатели последовательного возбуждения развивают значительно больший пусковой момент по сравнению с двигателями параллельного возбуждения. Кроме того, у двигателей параллельного возбуждения n ≈ const, а у двигателей последовательного возбуждения, согласно выражениям (2) и (3), приблизительно (при R а = 0)

nU / IU / √ M.

Поэтому у двигателей параллельного возбуждения

P 2 = Ω × M = 2π × n × MM,

а у двигателей последовательного возбуждения

P 2 = 2π × n × M ∼ √ M.

Таким образом, у двигателей последовательного возбуждения при изменении момента нагрузки M ст = M в широких пределах мощность изменяется в меньших пределах, чем у двигателей параллельного возбуждения.

Поэтому для двигателей последовательного возбуждения менее опасны перегрузки по моменту. В связи с этим двигатели последовательного возбуждения имеют существенные преимущества в случае тяжелых условий пуска и изменения момента нагрузки в широких пределах. Они широко применяются для электрической тяги (трамваи, метро, троллейбусы, электровозы и тепловозы на железных дорогах) и в подъемно-транспортных установках.

Рисунок 2. Схемы регулирования скорости вращения двигателя последовательного возбуждения посредством шунтирования обмотки возбуждения (а), шунтирования якоря (б) и включения сопротивления в цепь якоря (в)

Отметим, что при повышении скорости вращения двигатель последовательного возбуждения в режим генератора не переходит. На рисунке 1 это очевидно из того, что характеристика n = f (I) не пересекает оси ординат. Физически это объясняется тем, что при переходе в режим генератора, при заданном направлении вращения и заданной полярности напряжения, направление тока должно измениться на обратное, а направление электродвижущей силы (э. д. с.) E а и полярность полюсов должны сохраняться неизменными, однако последнее при изменении направления тока в обмотке возбуждения невозможно. Поэтому для перевода двигателя последовательного возбуждения в режим генератора необходимо переключить концы обмотки возбуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.009 с.)