Классификация ПА. Работы, выполняемые с их помощью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация ПА. Работы, выполняемые с их помощью.



Классификация ПА. Работы, выполняемые с их помощью.

Приказ МВД России от 24.01.1996 №34 «Наставление по технической службе ГПС МВД России».

В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.

Специальны е пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны.

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

Основные ПА (предназначены для тушения в городах и населенных пунктах и вывозят с собой воду и ПО).

 

ТТХ ГНП (12;23;46)

Наименование параметра ГНП
     
Рабочее давление, МПа 0,6-0,9 0,6-0,9 0,6-0,9
Кратность пены, К >=3 >=3 >=3
Расход огнетуш средств при 6% р-ре ПО, л/с:      
Раствора ПО 12±2 23±3 46±4
ПО 0,8 1,4 2,8
воды 11,2 21,6 43,2

 

ТТХ ПА целевого применения

Основные ПА целевого применения доставляют в районы вызова личный состав и пожарно-техническое вооружение. Все они имеют определенное назначение для тушения пожаров на объектах различного назначения (самолеты, газовые и нефтяные фонтаны, музеи, театры и т.д.).

В качестве огнетушащих веществ на этих ПА применяют: воду, пену, порошки огнетушащие, нейтральные газы и т.д.

Аэродромные пожарные автомобили

К уровню противопожарной защиты аэродромов предъявляют ряд специфических требований. Они обусловлены, прежде всего, необходимостью спасания людей при авариях воздушных судов и тушению пожаров на них. На аэродромах возникает потребность тушения горящего разлитого топлива как под фюзеляжами самолетов, так и на взлетно-посадочной полосе (ВПП) и вне ее. Иногда появляется необходимость покрытия ВПП слоем воздушно-механической пены для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.

Аэродромы гражданской авиации, в зависимости от габаритных размеров эксплуатируемых судов и интенсивности взлетов и посадок на них летательных аппаратов, разделяются на 9 категорий.

Для обеспечения пожарной безопасности на аэродромах должно быть по одному пожарному автомобилю с запасом огнетушащих веществ до 8 т (на аэродроме 9-й категории – 2 таких автомобиля). На аэродромах более 1-4 категории должно быть еще от 1 до 3 пожарных автомобилей с запасом огнетушащих веществ более 8 т.

В зависимости от категории аэродрома пожарные автомобили должны обеспечивать подачу огнетушащих веществ в количестве от 6 до 220 л/с.

Расположение аварийно-спасательных станций на аэродромах и требования к техническим характеристикам аэродромных пожарных автомобилей требуют боевого развертывания в течение не более трех минут. При этом следует исходить из того, что до 30 % всех аварий с летательными аппаратами происходит на ВПП; до 30 % – вне ее, а около 16 % – за пределами ВПП (рис. 9.10).

По требованию международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные ПА должны развивать скорость более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40 – 45 с.

Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси большой грузоподъемности.

Для тушения пожаров или покрытия пеной ВПП требуется большой расход огнетушащих веществ, поэтому управляющая арматура водопенных коммуникаций оборудуется пневмо- или гидроэлектроприводом.

Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи ВПП непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. На них используются подогреватели типа ПДЖ-600 (теплопроизводительность до 25 МДж) или электроподогреватели. Общая мощность электроподогревателей достигает на некоторых машинах 12 кВт.

Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг.

Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4 – 6 штук), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами.

На пожарных аэродромных автомобилях устанавливают насосы ПН-40УВ, ПН-60Б, на некоторых машинах применяют насосы фирмы Zigler с подачей 80 л/с и развиваемым напором (100±5) м.

Насос ПН-60Б при напоре 100 м и 3000 об/мин при высоте всасывания подает воды 60 л/с. Максимальная глубина всасывания равна 7,5 м. Эти насосы, как правило, имеют автономный двигатель привода.

Насос (рис. 9.11) центробежный одноступенчатый с направляющим аппаратом 12 и предвключенным колесом 17. Предвключенное колесо обеспечивает лучшую всасывающую способность насоса, а направляющий аппарат устраняет радиальные нагрузки на вал.

Технические характеристики современных аэродромных автомобилей приводятся в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Показатели Раз- мер- ность Модель автомобиля
АА-40(43105)-189 АА-5,3/40-50/3 АА-8/60-60/3 АА-7,2/55-(4320) АА-60(7310)-180 АА-15/80-100/3
Тип шасси - КамАЗ-43105 КамАЗ-433101 КамАЗ-43118 «Урал-4320» МАЗ-7310 МЗКТ
Колесная формула - 6х6 8х8
Боевой расчет (включая водителя) человек   3/5        
Полная масса кг            
Скорость км/ч        
Тип насоса - ПН-40УВ ПН-60Б Циглер ГР-48/8-24
Подача насоса л/с      
Число ГПС-600 для покрытия пеной ВПП шт. -     16 ГПС-200 -  
Число подбамперных насадков ГПС-600 шт.   - -   -  
Дополнительные средства тушения   ОП-100 -1 шт. СО2 – 50 кг СО2 – 50 кг   СЖБ-50 - 2 шт. ОП-100 -1 шт. СО2 – 100 кг

Примечание: Расшифровка обозначения АА-5,3/40-50/3 – запас ОВ/мод. насоса – доп. ОВ/боевой расчет.

В комплект пожарного оборудования основного аэродромного автомобиля входят две установки СЖБ-60 и порошковый огнетушитель ОП-100. Для вскрытия конструкций самолетов на автомобилей вывозятся две дисковые пилы ПДС-400 с бензомоторными двигателями. Все пожарное оборудование размещается в отсеках кузова, насосном отсеке, на крыше автомобиля и надежно закрепляется специальными зажимами.

Аэродромный автомобиль АА-7,2/55-(4310). Автомобиль сооружен на шасси Урал-4310.

На автомобиле в передней части кузова крепится углекислотная установка. В ее состав входят два баллона с углекислотой массой по 25 кг в каждом и две катушки с рукавами 2´20 м. На одной катушке установлен раструб с рукавом, а на другой – ствол-пробойник. Интенсивность подачи углекислоты 3 кг/с.

Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг.

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (АПТ) предназначены для тушения крупных пожаров ЛВЖ и ГЖ пеной низкой кратности. Область их применения распространяется на объекты нефтедобычи, нефтехранилища, нефтепродуктопроводы, а также другие объекты нефтепереработки. Они принципиально не отличаются от АЦ. На них используются пожарные насосы, ПТВ и арматура водопенных коммуникаций, идентичная тем же насосам, ПТВ и арматуре, что и на АЦ. В современных АПТ могут быть оригинальные насосы, имеются различия в конструкции АЦ, в схемах водопенных коммуникаций. На АПТ отсутствуют пенобаки. Идентичность конструктивного исполнения АПТ и АЦ позволяет использовать их для тушения не только пеной, но и водой, если ею заправлена цистерна АПТ.

В настоящее время на вооружении ГПС имеется три модификации АПТ. Одна из них является аналогом автоцистерны АЦ-40(375Н)Ц1А. Она сооружена на шасси Урал с бензиновым двигателем. По тактико-техническим характеристикам и их параметрам она идентична АВ-40(5557). Различие состоит только в том, что последняя сооружена на шасси «Урал 5557» с дизелем. В табл. 9.4 приводятся параметры технических характеристик двух новых АПТ.

Таблица 9.4

Наименование параметров Размерность Модель АПТ
АВ-40(5557)ПМ551А АВ-20(53213)ПМ525
Тип шасси - «Урал 5557» КамАЗ 53213
Колесная формула - 6х6.1 6х4.1
Двигатель - ЯМЗ-238 КамАЗ-740
Мощность двигателя кВт      
Максимальная скорость км/ч    
Численность боевого расчета человек      
Насос - ПН-40УВ ПН-1200
Подача насоса -    
Развиваемый напор л/с    
Вместимость цистерны Число одновременно работающих ГПС л шт.      
Подача лафетного ствола л/с   -

 

Автомобиль АВ-40 (5557) предназначен для доставки к месту пожара запаса пенообразователя и ПТВ, а также для подачи пенообразователя к пеносмесителям.

Он может быть использован в комплекте с другими пожарными автомобилями для подачи пенообразователя к магистральным пеносмесителям и как самостоятельная боевая машина для забора воды из водоема или водопроводной сети.

Цистерна из стали представляет собой неразъемную стальную конструкцию из элементов четырех обечаек, двух днищ и восьми боковых планок. На одной из них установлены пять датчиков уровня жидкости. Контрольные лампочки уровня сигнализации жидкости расположены на панелях приборов, установленных в насосном отсеке кузова и кабине водителя.

На верху цистерны имеется люк для осмотра ее поверхности внутри и заливная горловина для наполнения цистерны.

В днище обустроен коллектор с патрубком для заполнения цистерны водой или слива из нее жидкости.

Внутри цистерны установлена переливная труба. Цистерна расположена за кабиной водителя, насос и ПТВ размещены в отсеках кормовой части кузова. Для поддержания положительной температуры в насосном отсеке устанавливается отопительно-вентиляционная установка ОВ-065.

Пожарные автомобили порошкового тушения

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения ЛВЖ, ГЖ, также газонефтяных фонтанов.

Огнетушащим средством являются порошки, в состав которых входят континирующая сода, бикарбонат натрия, графит, стериаты железа и алюминия, также малкоразмельченный силикогель, насыщенный легкоиспаряющимся фреоном.

Порошок хранится в герметичном сосуде, который при помощи трубопроводов и запорной арматуры соединен с лафетным или с ручным стволом. Транспортирование порошка по трубопроводу происходит сжатым газом, который подается от компрессора или баллона. ПА смонтированы на шасси ЗИЛ 130 и камаз.

Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Наименование показателей Марка ПА
АП-3 (130) АП-5
Марка базы шасси ЗИЛ-130 Камаз
Скорость, max км/ч    
б/р, чел    
Масса, кг    
Q лафет ств, кг/с    
Q ручн ств, кг/с 2,2  
Газ транспортир порошок Воздух воздух

 

Автомобили газового тушения

ПА подразделяются на авто углекислотного и газоводяного тушения.

Автомобили углекислотного тушения предназначены для тушения пожаров приборов электрооборудования, находящихся под напряжением, в закрытых объемах объектов со значительными материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады, очагов горения трудно доступных мест (междупольное пространство).

Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров. В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода СО2, азот N2 и др. Наиболее широко применяется СО2. В АГТ он в количестве 25 – 30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л. Следовательно, коэффициент наполнения баллонов находится в пределах 0,62 – 0,70. Рабочее давление СО2 в баллонах считается равным 15 МПа. Максимальное его значение не должно превышать 25 МПа.

Монтируется авто на базе ЗИЛ 130, основой является углекислотная установка, состоящая из стальной сварной рампой, закрепленной на раме авто. На рампе устанавливается баллон с СО2 и крепится специальными мутами. Количество баллонов до 28 шт. их достаточно для тушения пожаров объемом помещения до 200 м3. На авто установлена катушка с резиново-бронированным шлангом, которым можно подать углекислоты на расстояние до 100 м.

Авто газоводяного тушения. Производительность – 150: 60 кг/с газ, 90 кг/с вода.

Огнетушащим средством является газоводяная струя, состоящая из смеси отработанного газа турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды. Для тушения газонефтяных фонтанов. Количество лафетных стволов до 5 шт. Монтируется на шасси ЗИЛ 131 и урал 375.

Основные параметры технических характеристик АГТ представлены в табл. 9.5.

Таблица 9.5

Показатели Размерность Модели АГТ
АГТ-0,25 АГТ-0,6 АГТ-1
Тип шасси Колесная формула Мощность двигателя Число мест боевого расчета Масса углекислоты Максимальная скорость движения Количество баллонов Количество рукавных линий/катушек Длина рукава на каждой катушке   Полная масса АГТ Удельная мощность - - кВт человек кг км/ч шт. шт.   м   кг кг/т УАЗ-3303 4х2 56,7     ГАЗ-3309 4х2     11,7 ЗИЛ-4331 4х2   40* 11,33

Автомобили газоводяного тушения

Авто газоводяного тушения. Производительность – 150: 60 кг/с газ, 90 кг/с вода.

Огнетушащим средством является газоводяная струя, состоящая из смеси отработанного газа турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды. Для тушения газонефтяных фонтанов. Количество лафетных стволов до 5 шт. Монтируется на шасси ЗИЛ 131 и урал 375.

Наименование показателей АГВТ-150
Тяга, Н  
F, об/мин  
Скорость ист газа, м/с  
q топлива, кг/с  
Турбореактив двигатель РВП-300
б/р, чел  
Масса, кг  

 

Опрокидывающая сила Ро, Н, равна (рис. 9.43)

Po = T + R, (9.13)

где Т – тяга, Н; R – реактивная сила водяной струи, Н.

Реактивная сила водяной струи, Н, определяется по формуле

, (9.14)

где ω – площадь насадка лафетного ствола, м2; р – давление у насадка, Па; n – количество лафетных стволов.

В вертикальной плоскости опрокидывающая сила в поперечном направлении равна

.

В горизонтальной плоскости ее величину определим по формуле

.

Опрокидывание произойдет в случае Rв = 0, тогда можно записать

, (9.15)

где Му – момент удерживающий, Н∙м; Мо – момент опрокидывающий, Н∙м.

 

где Ga – сила веса, Н.

Сила веса определяется по формуле

(9.16)

где m – масса автомобиля, кг; g – земное ускорение, м/с2.

Опрокидывающая сила Рс, Н,

. (9.17)

Зная величины Му и Мо, определяют запас устойчивости:

. (9.18)

Запас устойчивости для грузоподъемных стреловых машин принимается равным 1,4. При работе ТРД сила тяги может резко изменяться, например, при резком изменении частоты вращения двигателя, поэтому запас устойчивости принимается Ку ≥ 2. Для повышения устойчивости АГВТ необходимо применять блокировку рессор.

Некоторые параметры технических характеристик АГВТ приведены в табл. 9.6.

Пожарные насосные станции

Предназначены для подачи большого количества воды при тушении пожара на лесобиржах, лесных пожаров, газонефтяных фонтанах и резервуаров с нефтепродуктами.

ПНС монтируются на шасси высокой проходимости, что позволяет ей оперативно изменять место установки и быстро начинать работу.

Такие станции обеспечивают работу трех-четырех автоцистерн с подачей их насосами 30 – 40 л/с воды. Они перекачивают воду на расстояние до 2 км.

При использовании сборно-разборных металлических трубопроводов подача воды может быть увеличена на большие расстояния.

При тушении крупных пожаров ПНС применяется совместно с рукавными автомобилями АР-2, автомобилями водопенного тушения АВ-20 или АВ-40, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении крупных пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов. При тушении газовых и нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).

Современные ПНС создаются на шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-5557. С колесной формулой 6х6 полная масса ПНС достигает 11000 (ЗИЛ-131); 12500 (КамАЗ – 43114) кг.

На ПНС имеются два двигателя: двигатель шасси и двигатель привода насоса. Следовательно, в отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах – транспортном и стационарном, на ПНС двигатель шасси эксплуатируется только в транспортном режиме и ненагруженном стационарном (при ЕТО), а двигатель насоса – только в стационарном режиме.

Насос ПН-110 обеспечивает подачу воды в количестве 110 л/с, развивая напор 100 м. Эти значения величин подачи и напора получают при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 1350 об/мин (рис. 9.2).

Максимальная высота всасывания насоса 7 м. Насосная установка состоит из насоса, системы всасывающих и напорных трубопроводов, заборной арматуры и измерительных приборов: вакуумметра, манометра, тахометра.

Насос имеет пеносмеситель с дозатором, обеспечивающим одновременную работу шести пеногенераторов ГПС-600 или четырех ГПС-2000.

Для забора воды из открытых водоисточников на насосе ПНС имеется система всасывания. Газоструйный вакуумный аппарат смонтирован на выхлопной трубе двигателя шасси. Им управляют с помощью электропневмопривода. Станция имеет и другие органы управления: регулятор оборотов двигателя, рукоятку выключения сцепления двигателя привода насоса. Наличие системы вакууммирования, установленной на двигателе привода насоса, позволяет производить подачу воды без участия двигателя шасси. Кроме того, сокращается в два раза количество рычагов управления по сравнению с ранее выпускаемой машиной. На ранее выпускаемых машинах газоструйный вакуумный аппарат устанавливался на карбюраторном двигателе шасси.

Для обеспечения работы ПНС комплектуются небольшим количеством ПТВ (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Наименование Количество, шт.
Рукав всасывающий диаметром 125 мм, длиной 4 м Сетка всасывающая СВ-125 Ключ К 150 Ключ К 80 Четырехходовое разветвление 150х77х77х77х77 Огнетушитель ОУ-5 Лебедка ручная ЛР—0,15 Топор А-2 Лопатка ЛКО Лом с шаровой головкой  

 

Насос имеет два всасывающих патрубка диаметром 125 мм и два напорных патрубка диаметром 100 мм. Он оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения. Система состоит из двух вакуумных шиберных насосов 2, которые работают от электродвигателей, получающих питание от аккумуляторных батарей базового шасси.

 

ТТХ ВПГ (10;20;40)

Высоконапорный пеногенератор ВПГ-10, ВПГ-15, ВПГ-20, ВПГ-25, ВПГ-30, ВПГ-40 предназначен для получения воздушномеханической пены низкой и средней кратности, используемой в системах тушения пожаров резервуаров и нефтехранилищ подслойным способом.

Кратность – отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене. Различают пены низкой (до 10), средней (от 10 до 200) и высокой (свыше 200) кратности.

Высоконапорный пеногенератор ВПГ применяется для тушения пожара на резервуарах с фиксированной крышей, в том числе с понтоном. Выработанная генератором пена подается в слой горючего через ввод в нижнем поясе боковых стенок резервуара на отметке выше возможного уровня подтоварной воды.

Общий вид высоконапорного пеногенератора ВПГ:

1, 5 — присоединительные фланцы; 2 — сопло; 3 — корпус; 4 — диффузор; 6 — воздухозаборный патрубок; 7,8 — дренажные отверстия; 9 — сетчатый воздушный фильтр; 10 — шильдик; 11 — указатель направления потока пены.

Высоконапорный пеногенератор состоит из присоединительных фланцев 1 и 5, сменного сопла 2, корпуса 3 с патрубком для забора воздуха 6 и диффузора 4, установленного в корпусе при помощи шпилек и винтов. Все составные части генератора, кроме сопла 2 и диффузора 4, сварены в одно целое. В корпусе пеногенератора выполнены три дренажные отверстия 7, 8 для слива конденсата.

При поставке дренажные отверстия закрыты винтами. В патрубок забора воздуха 6 установлен на резьбе сетчатый фильтр 9. На корпусе пеногенератора закреплен шильдик 10 с указанием фирмы-производителя, серийного номера, техническими данными и даты изготовления. На корпусе пеногенератора нарисована стрелка 11 — указатель направления движения пены.

ВПГ монтируется стационарно перед напорным пенопроводом узла ввода пены, предпочтительно за обвалованием резервуара. Фланец 1 (входной) предназначен для соединения с растворопроводом, фланец 5 (выходной) — для соединения с напорным пенопроводом. На правильно смонтированном пеногенераторе указатель направления движения пены 11 направлен в сторону пенопровода.

Генератор работает по принципу газо-жидкостного эжектора.

 

Технические характеристики

Наименование параметра Значение

Рабочее давление, Мпа (кгс/см²) 0,4 – 1,0 (4 – 10)

Кратность пены 4 – 6

Производительность по раствору ПО, л/с 10 – 30

Коэффициент преобразования давления, % 40

Присоединительный фланец на входе, Dу 100

Присоединительный фланец на выходе, Dу 150

Длина не более, мм 1140

Масса не более, кг 40

 

Содержание и обслуживание ПА общего применения

Техническое обслуживание - это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

- постоянную техническую готовность к использованию;

- надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

- безопасность движения;

- устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

- установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

- уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

- техническое обслуживание на пожаре (учении);

- техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

- техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);

- первое техническое обслуживание (ТО-1);

- второе техническое обслуживание (ТО-2);

- сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

- для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 5 минут;

- для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 7 минут;

- для специальных пожарных автомобилей 10 минут;

- для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 15 минут.

При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники - руководителем подразделения (оперативным дежурным).

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.

Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения, группы) пожарной техники и средств связи ГУГПС, УГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Ответственность за содержание пожарно-технического вооружения пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

Уход за пожарными автомобилями и ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность ПТВ, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется при заступлении на дежурство командиром отделения.

Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены.

Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля и изменять места размещения ПТВ автомобиля при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.

Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в соответствии с перечнем основных операций.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в соответствии с требованиями завода- изготовителя.

Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в соответствии с перечнем основных операций (приложение 10).

Примечание: При составлении графика ТО-1 пожарных автомобилей служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.

Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ.

По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.

Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО.

Второе техническое обслуживание проводится в отряде (части, посту) технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2.

Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками.

Первое и второе технические обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах холодного и жаркого климата.

 

ТТХ типа ГПС-200; 600; 2000

Генератор пены средней кратности предназначен для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены средней кратности, формирования струи и подачи ее для тушения пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Выпускаются следующие типоразмеры генераторов: ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 соответственно с подачей пены 200, 600 и 2000 л/с.

Устройство

Генераторы ГПС по конструкции и принципу работы идентичны и отличаются только геометрическими размерами распылителя и корпуса. Генератор состоит из корпуса с направляющим устройством 3, распылителя 2, пакета сеток 4 и напорной соединительной головки 1. Сетка имеет ячейки 0,8-1 мм, которые изготовлены из проволоки толщиной 0,3-0,4 мм. Для получения пены используют раствор пенообразователя.

Рис.1. Генераторы пены средней кратности ГПС-600 и ГПС-2000

1-соединительная головка; 2-распылитель; 3-корпус; 4-пакет сеток; 5-насадок; 6-коллектор

 

Принцип действия

Водный раствор пенообразователя через распылитель 2 выбрасывается под давлением на пакет сеток 4, создавая в корпусе 3 разрежение. Воздух через заднюю открытую часть корпуса устремляется в зону пониженного давления. В корпусе водный раствор пенообразователя интенсивно перемешивается с воздухом, образуя пузырьки примерно одинакового размера воздушно-механической пены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.173 с.)