Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размещение оборудования на ац. Устройство кабин и кузовов

Поиск

Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.

Конструкция кабин и салонов минимальных размеров, а также размещение пожарного оборудования должны быть такими, чтобы обеспечивалось рациональное распределение массы пожарного автомобиля между осями; быстрота и безопасность занятия мест боевым расчетом и удобство его размещения; минимальные затраты времени на боевое развертывание на пожарах.

Выполнение этих требований — задача трудная. Это обусловлено тем, что рост людей неодинаков. Пропорционально росту изменяются: длина конечностей, ширина бедер, плеч и другие размеры. Если при изготовлении пожарного автомобиля ориентироваться на средний рост пожарных, то такой автомобиль будет удобен только для 50 % всех пожарных. Для пожарных с ростом выше среднего он будет неудобным. Поэтому размеры кабины, кузова должны быть такими, чтобы в них было удобно работать пожарным практически любого роста.

Устройство кабин и кузовов

На пожарном автомобиле может быть только кабина водителя или кабина водителя и кабина (салон) боевого расчета.

Кабины водителя обычно не подвергаются существенным изменениям. Одним из существенных их недостатков является то, что на многих машинах положение сидения не регулируется. При этом обзорность у водителей разного роста различна. Водитель высокого роста лучше видит дорогу ближе к машине, а малого роста — вдали. В перспективных автомобилях предусматривается регулирование положения сидения по высоте и в продольном направлении автомобиля. Должно регулироваться также положение (угол наклона) спинки сидения. Это позволит устанавливать сидение в наивыгоднейшем положении водителю любого роста.

Кабины боевого расчета во всех пожарных автомобилях цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных хладнокатаных профилей,панелей и штампованных элементов. Толщина стального листа профилей 1,4 мм, панелей — 0,8 мм. Внутри кабина обита водонепроницаемым картоном, на пол настилается прорезиненный коврик. Кабина боевого расчета посредством сварки соединена с кабиной водителя. На раме она устанавливается на резиновые подушки и крепится на четырех точках болтами.

Кабина боевого расчета оборудуется двумя дверями, по одной на каждую сторону. Они навешены на петлях. На каждой двери имеется стеклоподъемник и замок.

Размеры дверных проемов и сидений в них должны обеспечивать быстроту посадки боевого расчета и удобное его расположение. Сидения располагаются в один (автоцистерны) или два ряда (автонасосы) перпендикулярно оси пожарного автомобиля.

Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Облицовочные панели стальные, толщина листа 0,8 мм.

Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластичность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками. В задней части пожарного автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осуществляется через проем, закрываемый дверцей со стеклом, замком и ограничителем. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями, сзади — откидными подножками и скобами для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапики.

Тумбы разделены на отсеки, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются бензобаки и крылья-облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются дверями, навешенными на петлях, которые в открытом положении удерживаются ограничителями.

Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На ней размещается пожарное оборудование.

Конструкции кузовов других пожарных автоцистерн и автонасосов мало отличаются от рассмотренного выше.

Кузов насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130)-127А имеет ряд особенностей. На нем кабина водителя и боевого расчета объединены. Насосная установка размещена в кабине. Это удобно для работы зимой. Цельнометаллический кузов автомобиля имеет восемь отсеков. В них размещено пожарное оборудование. В средней части кузова устанавливаются съемные стойки с роликами. Между ними укладываются «змейкой» напорные прорезиненные рукава. При движении автомобиля они выкладываются в одну или две рукавные линии. Прокладка рукавных линий производится со скоростью 10—15 км/ч. Под полом кузова расположен бак для пенообразователя, который изготовлен из нержавеющей стали и зимой обогревается выхлопными газами двигателя.

Цистерны, баки для пенообразователя

На пожарных автоцистернах и автонасосах вода, смесь ее с пенообразователем или пенообразователь вывозятся в цистернах, сваренных из стали. В поперечном сечении цистерны могут иметь круглую, эллиптическую форму или форму, близкую к квадрату с закругленными углами.

Цистерны с поперечным сечением круглой формы в настоящее время практически не используются. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях АЦ-20 (66)-104, АЦ-40 (66)-146 и др. Эти цистерны достаточно жесткие. Достоинством их является уменьшение высоты центра тяжести, более полное использование ширины шасси. Технологически такие цистерны изготовлять труднее, чем цистерны другого типа.

Цистерны с поперечным сечением, близким к квадратному, используют практически на всех автоцистернах и автонасосах. Только на АЦ-40 (375)-Ц1 устанавливается цистерна, по форме близкая к квадратному сечению, но нижняя сторона изогнута по дуге окружности.

Все цистерны имеют много общих элементов. В качестве примера рассмотрим устройство цистерны АЦ-40 (130)-63Б (рис. 6.3). Обечайка закрыта с обеих сторон приваренными днищами. На верхней части обечайки установлена контрольная труба с выходом через днище цистерны. Вверху она закрыта крышкой. При заполнении цистерны водой лишняя вода будет выливаться по этой трубе из цистерны. Горловина цистерны закрывается крышкой Крышка имеет резиновые уплотнения. Горловина служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны. В днище цистерны имеется отстойник со сливным краном. Управление им производится рычагом. Забор воды осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на кронштейне устанавливают тахометр. Штуцер и труба служат для подсоединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка, закрываемого крышкой. Внутри цистерны установлены продольные и поперечные волноломы. Они тормозят перемещение жидкости, усиливая устойчивость пожарного автомобиля при его движении. Штуцеры предназначены для установки гидроконтактов.

Крепление цистерны трехточечное. В передней части опорами через амортизаторы цистерна крепится болтами к шарнирной опоре. В задней части опорами через амортизаторы 20 на бруске цистерна устанавливается на раму шасси и крепится стремянками. Внутренняя поверхность цистерны покрывается двумя слоями каменноугольного лака или двумя слоями грунта и слоем лака марки «Морской». Наружная поверхность окрашивается.

Аналогичную конструкцию цистерны имеют автомобили АН-40 (133Г1)-181, АЦ-40 (130)-63А, АЦ-40 (131)-137. У двух последних отсутствует горизонтальный люк, закрываемый крышкой. На некоторых автоцистернах предусмотрен подогрев воды в зимнее время. Для этой цели на АЦС-40 (131)-42Б в цистерне установлена труба, по которой проходят отработавшие газы двигателя. Цистерна этого автомобиля утеплена слоем войлока, прикрепленного к ее поверхности глифтолевым клеем, и обтянута брезентом.

Подогрев воды на АЦ-40 (131)-153 осуществляется в специальном теплообменнике, установленном внутри цистерны. В цистерне предусмотрено специальное дозирующее устройство для постоянной дозировки холодной воды по мере расхода подогретой. Наружная поверхность этой цистерны покрыта теплоизоляционным слоем из жесткого полиуретанового пенопласта.

Баки для пенообразователя изготовляют из нержавеющей стали. К обечайке приварены два днища. Через горловину, закрываемую крышкой, бак заполняют пенообразователем. В баке имеется отстойник, закрываемый заглушкой. Внутри бака установлены волноломы. К штуцеру присоединяется трубопровод для подачи пенообразователя к насосу. При промывке бака необходимо отвернуть заглушку.

 

Размещение пожарного оборудования

Количество и номенклатура пожарного оборудования и инструмента на пожарных автомобилях должны соответствовать табелю положенности.

Пожарное оборудование и инструмент, возимые на пожарных автомобилях, размещаются в кабинах водителя и боевого расчета; отсеках кузова и насосном отделении; на крыше пожарного автомобиля; на задней рукавной катушке (где она предусмотрена конструкцией) и в подножных ящиках.

Размещение оборудования и инструмента должно удовлетворять ряду требований. Во-первых, часть оборудования необходимо размещать, по возможности, в кабине боевого расчета. Это необходимо для того, чтобы уже при следовании на пожар боевому расчету можно было готовиться к выполнению боевой задачи. К такому оборудованию относятся кислородно-изолирующий противогаз, электрофонари. Во-вторых, размещение оборудования в отсеках кузова должно быть подчинено необходимости минимальных затрат времени на боевое развертывание.

В кабине водителя размещаются огнетушители и инструмент. В кабине боевого расчета находятся пожарные стволы (позиции 14 и 15), а также рукавные зажимы. В отсеках кузовов уложено все основное пожарное оборудование: пожарные напорные рукава различных диаметров, колонка пожарная, сетка всасывающая, воздушнопенные стволы, переходные головки, рукавные зажимы и т. д.

Все оборудование в отсеках размещено так, чтобы номера боевого расчета при боевом развертывании не затрудняли работу друг друга и выполняли ее в рациональной последовательности. Из рассмотрения схемы размещения оборудования следует, что наиболее часто используемое оборудование размещено в отсеках в наиболее доступных зонах. Так, пожарная колонка 7 и всасывающая сетка 10 находятся в нижней части заднего отсека, пожарные стволы 14 и 15 в кабине боевого расчета и т. д.

Все пожарное оборудование должно закрепляться на положенных местах. Крепление должно быть надежным и, вместе с тем, позволять быстрое снятие нужного оборудования. Для крепления используются пружинные зажимы (крепление стволов, ломов

Рис. 6.5. Размещение пожарного оборудования в кузовах и кабинах пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137:

1 — огнетушитель ОУ-2; 2 — шоферский инструмент; 3 — ключ гаечный 41-50: 4 — пожарный рукав 77 мм; 5 — пожарный ствол СВП-4; 6 — пожарный рукав 0 6Ь мм; 7 — колонка пожарная; 8 — разветвление трехходовое: 9 — крюк; 10 — сетка всасывающая; 11 — зажим рукавный; 12 — головка переходная ГСП-50Х80; 13 — головка переходная ГСП-70Х80; 14 — пожарный ствол PC; 15 — пожарный ствол РСК; 16 — шланг для пенообразователя; 17 — напорный пожарный рукав льняной 51 мм; IS — напарный пожарный рукав 0 51 мм; 19 — водосборник

и т. д.), зажимами с накидными замками крепят пожарную колонку, всасывающую сетку и т. д. Ремнями из тесьмы крепят спасательные веревкн, кислородно-изолирующие аппараты, пожарные напорные рукава и т. д. Для предохранения от повреждений кислородно-изолирующие противогазы размещают в специальных гнездах.

Пожарные напорные рукава целесообразно размещать в специальных гнездах, стенки которых обивают полимерными материалами. При движении пожарного автомобиля рукав, соприкасаясь с таким материалом, не истирается. Это способствует увеличению срока службы рукавов. Напорно-всасывающие и всасывающие пожарные рукава размещаются в пеналах, установленных на крыше или в подножных ящиках.

Трехколенная выдвижная и штурмовая лестницы и другое оборудование размещены на крыше (рис. 6.6). С помощью специальных устройств обеспечивается надежное их крепление и быстрый съем.

Устройство механизма крепления и съема трехколенной лестницы показано на рис. 6.7. В двух стойках закреплена ось. На оси свободно размещены ролики опоры лестницы и трубчатая ось с двумя захватами. Захват (левый) шарниром соединен с тягой, имеющей на конце рукоятку. Тяга перемещается в кронштейне и в замкнутом состоянии фиксируется стопором с ручкой. Для снятия лестницы следует освободить стопор и за рукоятку отвести захват на трубчатой оси 6 от ступеньки лестницы (показано в сечении А—А стрелками). При этом лестница освободится и ее легко, перемещая по роликам, снять с крыши пожарного автомобиля. На крыше автомобиля имеется шесть опорных резиновых роликов.

Укладка и крепление лестницы осуществляются в обратном порядке. При накатывании лестницы на ролики ограничением перемещения служат угольники на декоративной решетке. В эти угольники должны упираться упоры на верхнем колене лестницы.

На пожарной автоцистерне АЦ-40 (130)-63А, пожарных насосах АН-30 (130)-64А и АН-40 (130)-127 и насосно-рукавном автомобиле АНР-40 (130)-127А установлены рукавные катушки. Они обеспечивают укладку, транспортировку и механизацию выкладки рукавной пожарной линии.

На рукавной катушке укладывается прорезиненных рукавов 0 66 мм (длина каждого рукава 20 м). Их масса 120 кг. Катушка имеет размеры 1475×1000×825 мм. Ее масса без рукавов 50 кг.

Рукавная катушка состоит из рамы, шпульки для рукавов, колес с пневматическими шинами, кронштейнов и рукоятки. Рама нижними проушинами со специальными вырезами опирается на пальцы кронштейнов (см. также правую Щеку 14) и удерживается в исходном состоянии серьгами с помощью механизма замыкания и размыкания. Ось шпульки расположена в подшипниках.

Подшипниковые узлы изолированы от внешней среды сальниками и крышками. Фланцы боковых шпулек жестко закреплены на оси. Следовательно, шпулька с рукавами легко вращается на подшипниках. На раме смонтирован фиксатор. Палец фиксатора заходит в гнезда фланца шпульки и фиксирует ее в неподвижном состоянии. При выкладке рукавной линии необходимо выдвинуть палец и повернуть его на 90° с помощью кольца на фиксаторе. К кронштейнам рамы приварены оси ступиц колес. Ступицы колес вращаются на подшипниках. Смазываются подшипники через масленку. Расстояние от нижней точки шпульки до полотна дороги — равно 155 мм. На раме имеются две трубчатые ручки для перемещения катушки при прокладке рукавных линий.

Механизм замыкания и размыкания (размещен в щеках кронштейнов) состоит из кулачка, защелки, пружины и держателя. На одной оси с кулачком имеются две рукоятки (на обоих кронштейнах), в щеках кронштейнов имеются отверстия для введения в них запора-фиксатора.

Снятие катушки производят следующим образом: вынимают из отверстия упор-ограничитель; – поворачивают рукоятку на себя до упора, при этом кулачок, поворачиваясь по часовой стрелке, отодвинет влево защелку и освободит держатель (штриховыми линиями показано положение деталей механизма, когда катушка освобождена); – поворачивают катушку, удерживая ее за рукоятку вокруг оси, до касания колесами земли; – выводят раму из зацепления с осью. Установка катушки осуществляется следующим образом: подкатывают катушку к кронштейнам пожарного автомобиля и проушинами рамы зацепляют за пальцы; – перемещая рукоятки по направлению к автомобилю, катушка поворачивается вокруг пальцев, при этом серьга внешней частью проушины западет в зев держателя и повернет его в исходное положение; в этом положении рукоятки будут прижаты к упорам;

рукоятку переводят в исходное состояние, при этом кулачок освободит защелку, и пружина переместит ее так, что в ее зев войдет хвостовик держателя в отверстие устанавливают запор-ограничитель, что обеспечивает надежное крепление рукавной катушки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.014 с.)