Прогноз перспективной численности населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогноз перспективной численности населения



Определение перспективной численности населения необходимо для расчета объемов жилищного строительства, для формирования перечня предлагаемых мероприятий по обеспечению населения основными объектами обслуживания, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, для разработки мероприятий по санитарной очистке территории и иных целей.

Перспективная численность населения определяется с учетом таких факторов, как сложившийся уровень рождаемости и смертности, величина миграционного сальдо и ожидаемые тренды изменения этих параметров. Кроме демографических тенденций последнего времени, учитывается также совокупность факторов, оказывающих влияние на уровень перспективного социально-экономического развития территории.

Изменение численности и возрастной структуры населения в МО «Город Гатчина», несомненно, будет происходить в тесной связи с аналогичными процессами в Ленинградской области в целом. Поэтому для прогнозирования изменения численности населения целесообразно ориентироваться на тенденции изменения основных показателей естественного движения населения, которые задействованы в вариантах прогноза, предлагаемых Росстатом для Ленинградской области.

В отношении сопоставления текущих тенденций развития демографической ситуации в Ленинградской области и Гатчинском муниципальном районе следует отметить продолжающуюся тенденцию сближения показателей рождаемости и смертности с сохранением естественной убыли населения. Ленинградская область в составе Северо-Западного федерального округа отличается самыми низкими показателями рождаемости, а показатели смертности стабильно сохраняются на уровне выше средних значений по округу. В таблице 3.4.1 представлена динамика показателей естественного движения населения по данным статистического сборника «Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2013 году» и материалов ежегодного отчета муниципального образования (Показатели социально-экономического развития муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области за 2011, 2012, 2013 гг.).

Таблица 3.4.1.

Естественное движение населения Города Гатчина в сравнении с показателями по Гатчинскому муниципальному району и Ленинградской области

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Рождаемость, на 1000 человек приходится родившихся          
Ленинградская область 8,8 8,8 8,6   8,8
Гатчинский муниципальный район 9,0 9,0 8,5 8,8 8,4
МО «Город Гатчина» н.д. 10,3 9,4 9,8 9,3
Смертность, на 1000 человек приходится умерших          
Ленинградская область 16,3 15,8 14,7 14,7 14,4
Гатчинский муниципальный район 16,0 15,2 14,0 13,8 13,9
МО «Город Гатчина» н.д. 14,5 16,6 15,8 16,7
Естественный прирост на 1000 человек          
Ленинградская область -7,5 -7,0 -6,1 -5,7 -5,6
Гатчинский муниципальный район -7,0 -6,2 -5,5 -5,0 -5,6
МО «Город Гатчина» н.д. -4,2 -7,2 -6,0 -7,4

 

По показателям естественного движения населения Гатчинский муниципальный район демонстрирует более высокую рождаемость и меньшую смертность, чем в среднем по области. Демографическая ситуация в МО «Город Гатчина» характеризуется более высокой рождаемостью, чем в районе и области, однако смертность также существенно выше, значительный рост смертности зафиксирован в 2011 году. В результате по относительному показателю естественной убыли населения МО «Город Гатчина» находится примерно на уровне таких кризисных территорий, как Новгородская и Псковская области. Естественная убыль населения в Ленинградской области, Гатчинском муниципальном районе и МО «Город Гатчина» компенсируется миграцией, положительное сальдо миграции достаточно велико, чтобы во всех трех случаях обеспечить рост численности населения.

Таким образом, МО «Город Гатчина» в 2009-2013 гг. развивается в русле общих для Гатчинского муниципального района и Ленинградской области тенденций.

Сведения о демографической ситуации за 2014 г. в полном объеме еще не опубликованы. По предварительной оценке в Ленинградской области коэффициент рождаемости в 2014 г. вырос в сравнении с 2013 г. на 0,2 человека на 1000 человек, коэффициент смертности сохранился на прежнем уровне[4]. Одновременно имеется информация о незначительном росте показателя смертности населения (без показателя смертности от внешних причин) в 2014 г. на 1,8 % в сравнении с 2013 г.[5]. Единственным источником пополнения населения в 2014 г. оставалась внешняя (межрегиональная) миграция. Миграционный прирост в 2 раза компенсировал естественную убыль населения области, соответственно численность населения выросла. По оперативным данным с сайта Петростата аналогичные тенденции наблюдаются и в 2015 году. В январе-апреле 2015 г. уровень рождаемости в среднем по области составил 8,8 человек на 1000 человек населения (за январь-апрель 2014 г. - 8,5), а уровень смертности – 15,5 человек на 1000 человек населения (14,4). То есть естественная убыль населения стала более значительной. Миграционный прирост в январе-марте 2015 г. сократился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в 1,6 раза.

Таким образом, существенных предпосылок к смене сложившихся тенденций в демографическом развитии области не наблюдается, а возможное продолжение сокращения внешнего миграционного сальдо в масштабе области будет фактором, сдерживающим темпы роста населения ряда муниципальных образований, в числе которых может оказаться и МО «Город Гатчина». Снижение миграционного сальдо по Гатчинскому муниципальному прослеживается с 2012 г. и оно сопровождалось снижением темпов роста численности населения. В МО «Город Гатчина» замедление темпов роста численности населения впервые зафиксировано в 2013 г.: если за 2011 г. население выросло на 0,92 %, за 2012 г. – на 1,37 %, то за 2013 г. – только на 0,50 %.

В соответствии с прогнозом Росстата, варианты которого опубликованы в статистическом бюллетене «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года» (М., 2013), в перспективе общий уровень рождаемости по Ленинградской области должен понизиться по причине вступления в основные детородные возраста относительно малочисленного поколения женщин. Прогноз по показателю смертности населения более диверсифицирован. Высокий вариант прогноза предполагает возможность снижения общего коэффициента смертности до 15,0 человек на тысячу человек в 2020-2022 гг. с последующим его ростом до 15,5 человек на тысячу человек в 2030 г. По среднему и низкому вариантам прогноза предполагается плавный рост показателя смертности, соответственно, до 17,5 и 22,5 человек на тысячу. Максимальные значения показателя рождаемости и минимальные – смертности предусматриваются в высоком варианте прогноза.


Рис. 1.

Коэффициенты рождаемости и смертности по Ленинградской области в динамике за ряд лет: за 2009–2013 гг. фактические данные, за 2014–2030 гг. по прогнозу Росстата, в расчете на 1000 жителей

 

В настоящем разделе для МО «Город Гатчина» произведено формирование прогноза демографической ситуации в трех вариантах, сопоставимых с прогнозом Росстата для Ленинградской области (таблица 3.4.2). Тренды изменения рождаемости и смертности приняты подобными аналогичным трендам в прогнозе Росстата для области в целом, однако учтены сложившиеся в городском поселении более высокие уровни рождаемости и смертности в сравнении со средними показателями по области. Поскольку расчетный срок для схем территориального планирования установлен на уровне не менее 20 лет, показатели демографического прогноза пролонгированы по начало 2036 г.

Таблица 3.4.2.

Основные показатели для сравнения вариантов демографического прогноза

по МО «Город Гатчина», тыс. чел.

Показатель Вариант
Низкий Средний Высокий
Численность населения на начало года 2031 год 91,3 99,1 106,8
2036 год 90,0 100,0 110,0
Число умерших (суммарно) 2015-2030 гг. 27,1 27,0 25,6
2015-2035 гг. 36,4 36,5 34,5
Число родившихся (суммарно) 2015-2030 гг. 10,9 12,2 13,8
2015-2035 гг. 13,8 15,6 17,7
Миграция (суммарно) 2015-2030 гг. 11,9 17,8 22,2
2015-2035 гг. 17,0 24,9 30,2

Рис. 2.

Прогноз динамики численности населения по МО «Город Гатчина», тыс. чел

 

 

Низкий (пессимистичный) вариант (90,0 тыс. чел. постоянного населения на начало 2036 г.) сформирован при следующих средних значениях относительных коэффициентов естественного движения населения. За расчетный срок в среднем за год в расчете на 1000 населения рождаемость составит 7,1 человек, смертность – 18,7 человек, естественная убыль населения –11,6 человек.

Средний вариант (100,0 тыс. чел. постоянного населения) предполагает меньшую естественную убыль населения и активную миграцию. За расчетный срок в среднем за год в расчете на 1000 населения рождаемость составит 7,6 человек, смертность – 17,7 человек, естественная убыль населения –11,1 человек.

Высокий (оптимистичный) вариант (110,0 тыс. чел. постоянного населения) предполагает осуществление наиболее благоприятных тенденций в естественном движении населения (высокая рождаемость – 8,2 в расчете на 1000 жителей, низкая смертность - 15,9 и минимальная естественная убыль – 7,7 на 1000 жителей) в сочетании со значительным положительным миграционным сальдо в течение всего расчетного срока.

Сальдо миграции во всех трех вариантах полагается положительным, в среднем и высоком варианте прогноза оно будет перекрывать естественную убыль населения и обеспечивать рост его численности. В низком варианте демографического прогноза величины миграционного сальдо будет недостаточно для поддержания существующей численности населения. Поэтому данный вариант не может быть принят во внимание в настоящей работе.


Рис. 3.

Коэффициенты рождаемости и смертности по МО «Город Гатчина» в динамике за ряд лет: за 2010–2013 гг. фактические данные, за 2014–2035 гг. по прогнозу, в расчете на 1000 жителей

 

Использование метода «передвижки возрастов» в совокупности с учетом сложившейся возрастной структуры миграции позволяет привести подробный прогноз возрастной структуры населения на начало 2031 и 2036 гг. (таблица 3.4.3). Расчеты перспективной возрастной структуры осуществлены для среднего и высокого варианта прогноза. В качестве исходных данных использовалась возрастная структура населения на 1 января 2014 г. и средняя по области возрастная структура смертности по пятилетним возрастным когортам (за последний имеющийся в статистических публикациях 2013 г.). В паспорте МО «Город Гатчина», представленном на сайте Росстата, возрастная структура миграции дается только по прибытию за 2014 г., полные данные о возрастной структуре миграции по прибытию и выбытию в настоящее время не разработаны. Поэтому в прогнозе возрастная структура миграции на перспективу принята для городского поселения в соответствии со сложившейся возрастной структурой миграции Гатчинского муниципального района за 2011-2013 годы.


Таблица 3.4.3.

Прогнозируемая возрастная структура населения по МО «Город Гатчина»

Возрастные группы На начало 2014 г. (факт) Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза
2031 г. 2036 г. 2031 г. 2036 г.
тыс. чел % тыс. чел % тыс. чел % тыс. чел % тыс. чел %
  0,83 0,9 0,69 0,7 0,65 0,7 0,81 0,8 0,79 0,7
1-6 5,25 5,5 4,50 4,5 4,31 4,3 5,18 4,9 5,08 4,6
7-15 6,92 7,2 8,07 8,1 7,60 7,6 9,03 8,5 8,66 7,9
16-17 1,55 1,6 1,96 2,0 1,92 1,9 2,07 1,9 2,17 2,0
18-19 1,55 1,6 1,99 2,0 2,03 2,0 2,06 1,9 2,25 2,0
20-24 6,25 6,5 5,49 5,5 5,72 5,7 5,75 5,4 6,10 5,5
25-29 8,82 9,2 5,72 5,8 6,58 6,6 6,14 5,8 7,00 6,4
30-34 8,33 8,7 6,11 6,2 6,55 6,6 6,68 6,3 7,10 6,5
35-39 7,11 7,4 7,30 7,4 6,58 6,6 7,92 7,4 7,22 6,6
40-44 6,57 6,9 9,02 9,1 7,57 7,6 9,52 8,9 8,23 7,5
45-49 6,03 6,3 9,08 9,2 9,13 9,1 9,44 8,8 9,68 8,8
50-54 7,73 8,1 7,86 7,9 9,09 9,1 8,15 7,6 9,49 8,6
55-59 7,82 8,2 6,81 6,9 7,75 7,8 7,07 6,6 8,08 7,3
60-64 6,81 7,1 5,89 5,9 6,49 6,5 6,10 5,7 6,76 6,1
65-69 4,68 4,9 5,93 6,0 5,43 5,4 6,09 5,7 5,64 5,1
70-74 3,28 3,4 5,23 5,3 4,69 4,7 5,49 5,1 5,00 4,5
75-79 2,29 2,4 3,33 3,4 3,36 3,4 3,80 3,6 3,92 3,6
80+ 4,06 4,2 4,10 4,1 4,54 4,5 5,48 5,1 6,80 6,2
ВСЕГО 95,86 100,0 99,06 100,0 100,00 100,0 106,79 100,0 110,00 100,0
В том числе лица                    
моложе трудоспособного возраста, 0-15 лет 12,99 13,5 13,26 13,4 12,56 12,6 15,02 14,1 14,53 13,2
трудоспособного возраста 59,18 61,7 57,47 58,0 58,53 58,5 60,79 56,9 62,75 57,0
старше трудоспособного возраста 28,01 29,2 28,34 28,6 28,91 28,9 30,98 29,0 32,72 29,7

 

Средний вариант демографического прогноза предусматривает стабилизацию численности населения в трудоспособном возрасте, а по высокому варианту прогноза возможен рост численности населения в указанной возрастной группе. Прогнозируемый по среднему и высокому вариантам рост доли и численности населения в возрастной категории старше трудоспособного возраста будет происходить за счет снижения смертности и роста ожидаемой продолжительности жизни. Определенную роль в процессе постарения населения сыграет и миграция, поскольку территория города привлекательна для мигрантов предпенсионного возраста и молодых пенсионных возрастов, в том числе мигрантов из соседнего Санкт-Петербурга и северных регионов страны.

С учетом привлекательности территории МО «Город Гатчина» для инвестиций в реальный сектор экономики и для проживания населения, можно считать более вероятной реализацию высокого варианта прогноза. Этот вариант наиболее логично увязывается с текущими трендами развития демографической ситуации и особенностями экономико-географического положения МО «Город Гатчина». Поэтому в качестве основного (базового) варианта предлагается принять высокий вариант прогноза с численностью постоянного зарегистрированного населения на начало 2036 г. 110,0 тыс. человек.

Аргументом в пользу принятия высокого варианта прогноза является наличие в г. Гатчина дополнительной нагрузки на объекты сферы обслуживания населения, характерной для административных центров муниципальных районов. Указанная нагрузка возникает в связи с тем, что жители соседних муниципальных образований района работают на предприятиях и в организациях, расположенных в г. Гатчина. Они пользуются его инфраструктурой, в том числе в ряде случаев предпочитают отдавать детей в городские детские сады, старшеклассники района стремятся оканчивать городские школы. Поэтому даже если не все планы по развитию жилищного строительства на территории города будут осуществлены в течении расчетного срока, сохранится актуальность мероприятий, предусматриваемых на основе избранного варианта прогноза в отношении развития сети объектов обслуживания населения местного значения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.021 с.)