Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса



Медицинский технологический процесс — это оздоровитель­но-профилактический или лечебно-диагностический процесс (ЛДП) управления организмом (изменением структуры и функ­ций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.

Конечной целью оздоровительно-профилактического процес­са является ликвидация отклонений в состоянии здоровья паци­ента (при пограничных, донозологических состояниях и ранних проявлениях болезни), а целью ЛДП — ликвидация патологии (в случае острого заболевания) или перевод пациента в ремиссию (в случае хронического заболевания). Далее при рассмотрении ЛДП будем иметь в виду и оздоровительно-профилактический процесс.

Лечебно-диагностический процесс является частным случаем процесса управления в любой технологической системе. В клини­ческой медицине объектом исследования и управления является организм пациента и внешняя по отношению к нему среда, субъек­том управления — врач.

Объект — это то, на что обращена познавательная деятельность. Субъект — противоположное объекту — мыслящее «я». Необходимо за­метить, что противопоставление объекта и субъекта относительно, так как при обращении на себя (или коллег) познавательной деятельности субъект становится объектом.

По отношению к состоянию пациента врач является лицом, принимающим решения (ЛПР).

Процесс управления включает в себя четыре этапа:

1) сбор и обработка информации о состоянии объекта управ­ления;

2) диагностика, т.е. отнесение состояния объекта к одному из известных классов состояний;

3) принятие решения о воздействии на объект;

4) реализация принятого решения.

Эти этапы представляют собой контур управления. Реальные системы управления сложнее, однако, в целом такой контур уп­равления применим к любой предметной области, в том числе к медицинскому технологическому процессу. Схема контура управ­ления для задач клинической медицины приведена на рис. 3.

Задачи, которые решает врач любого лечебного отделения, однотипны и сводятся к сбору информации, решению диагно­стических и лечебных тактических вопросов, ведению медицин­ской документации. Несколько особняком стоят задачи, решае­мые врачами диагностических и ряда других специализированных отделений, но в большинстве случаев они являются частным слу­чаем задач, стоящих перед врачом лечебного отделения.

Для решения задач медицинского технологического процесса врач использует различную клинико-диагностическую информа­цию: жалобы больного, данные анамнеза, осмотра и физикального обследования (пальпация, перкуссия, аускультация), резуль­таты инструментальных и лабораторных методов исследования. При этом, за исключением ознакомления с медицинскими докумен­тами других учреждений, врач получает информацию тремя спо­собами:

· вербальным — из беседы с больным;

· сенситивным — с помощью органов чувств врача и медицин­ских приборов (фонендоскопа, тонометра и т.д.);

· объективизированным, основанным на результатах лабора­торных и инструментальных исследований.

(Данное деление несколько условно, так как, например, со­временные приборы для измерения давления относятся к третье­му способу получения информации.)

Процесс получения врачом информации может быть достаточ­но продолжительным, так как зависит от сроков поступления результатов дополнительных исследований.

 

 


Рис. 3. Контур управления для задач клинической медицины

Рассмотрим это на при­мере типовой ситуации в стационаре. Сведения о жалобах и дан­ные осмотра врач получает при первом контакте с больным и в процессе наблюдения за пациентом в отделении, данные общих анализов крови и мочи — в течение 1-х суток пребывания больно­го в стационаре, результаты электрокардиографии — обычно на 1 —2-е сутки, рентгенографии, УЗИ — на 3 —4-е сутки и т.д.

Диагностические задачи включают распознавание текущего состояния организма пациента, постановку развернутого нозоло­гического диагноза, оценку тяжести состояния больного. Кроме того, в процессе наблюдения за больным врач решает задачи оцен­ки динамики состояния пациента и прогнозирования развития патологического процесса, включая возможность и характер ос­ложнений, исход заболевания.

В приемном отделении пациента осматривает врач приемного отделения, выставляющий предварительный диагноз, назнача­ющий план обследования и лечения и направляющий в лечебное отделение.

Диагноз, поставленный в приемном отделении, является для врача лечебного отделения стационара одной из диагностических гипотез, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. При этом последовательность диагностических исследований в зависи­мости от получаемых в процессе обследования результатов может подвергаться коррекции, а иногда и коренной трансформации.

Аргументация врача направлена, с одной стороны, на выявле­ние признаков, являющихся характерными для предполагаемого им диагноза, а с другой — на поиск альтернативных признаков, отрицающих другие заболевания (например, высокий рост явля­ется однозначно отрицающим болезни, при которых обязательно значительно снижается рост), т.е. используются аргументы и контр­аргументы или факты «за» и «против». В самом общем виде можно говорить, что одновременно с исключением одного диагноза имеет место подтверждение другого (или других) диагноза (диагности­ческой гипотезы).

На основе диагностической рабочей гипотезы врач принимает лечебные и тактические решения при каждом контакте с боль­ным. В ходе обследования и лечения такие гипотезы возникают, сменяя друг друга, до тех пор, пока последняя, выдержав ряд проверок, не станет окончательным и обоснованным клиниче­ским диагнозом.

Диагностический процесс можно условно под­разделить на три взаимосвязанных этапа:

1) постановка первичного диагноза (предварительная гипотеза);

2) построение дифференциально-диагностического ряда (выдви­жение дополнительных гипотез);

3) окончательный диагноз (обоснование окончательной гипо­тезы).

Общим является то, что диагностический процесс, построен­ный на рассуждениях о признаках и их сочетаниях, обосновыва­ющих или отвергающих определенную диагностическую гипоте­зу, опирается на логику аргументации.

Лечебные задачи включают в себя принятие решений о меди­каментозных и немедикаментозных воздействиях на выявленное патологическое состояние с учетом индивидуальных особенно­стей организма пациента и на основе оценки динамики его состо­яния.

Среди тактических решений врача лечебного отделения можно выделить:

1. решения о прекращении диагностического поиска, если тяжесть состояния больного такова, что не позволяет провести сложные диагностические процедуры;

2. решения о переводе пациента в отделение интенсивной те­рапии, если его состояние ухудшилось (осложнилось течение ос­новного заболевания или остро возникло новое, требующее про­ведения интенсивной терапии);

3. решения о переводе в другое лечебное отделение, если впер­вые выявляется заболевание другого профиля (инфекционное, хирургическое, гинекологическое и др.), проявления которого становятся ведущими в клинической картине, или на передний план выходит сопутствующая патология. В этом случае врач может принять решение самостоятельно или пригласить врача-консуль­танта и принять совместное решение;

4. решение о выписке больного под наблюдение участкового врача.

Ведение медицинской документации — одна из важных со­ставляющих медицинского технологического процесса. Сведения о всех составляющих ЛДП конкретного больного должны быть зафиксированы в медицинской карте или истории болезни. На ведение документации затрачивается большое количество вре­мени врача. Старой и известной проблемой остается «врачебный» почерк.

Итак, в медицинском технологическом процессе на первом этапе управления осуществляется сбор и обработка информации о пациенте и его состоянии с помощью всех имеющихся в арсена­ле современной медицины методов. На втором диагностируется состояние организма — это может быть нозологическая диагно­стика, синдромальная диагностика, наконец, диагностика неко­его состояния пациента, на которое необходимо реагировать. На третьем осуществляется выбор управляющих воздействий на ос­нове прогнозирования возможных результатов их применения: выбор лечебных и профилактических мероприятий, оценка рис­ка, связанного с их проведением, выбор тактических решений и т.д. На четвертом этапе осуществляются управляющие воздей­ствия. После реализации выбранного комплекса управляющих воз­действий вновь начинается сбор информации о состоянии паци­ента и(или) внешней среды для контроля состояния и своевре­менного внесения корректив в ЛДП. Таким образом, медицин­ский технологический процесс является циклическим. Все эта­пы управления в ЛДП осуществляются субъектом управления — врачом (ЛПР).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.009 с.)