Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинская инфоматика как наука↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в своей профессиональной деятельности врач любой специальности при решении задач медицинской науки и практики обязательно использует информационно-коммуникационные технологии. Именно поэтому в учебные планы всех специальностей высших медицинских учебных заведений включена дисциплина «Медицинская информатика». В связи с этим назрела насущная необходимость в написании учебника, интегрирующего в себе накопившиеся актуальные знания по медицинской информатике и отражающего, с одной стороны, устоявшиеся представления, а с другой — весь спектр современных воззрений на предмет. Первая программа по медицинской информатике для студентов медицинских вузов была подготовлена на кафедре медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета и утверждена Минздравом России в 2000 г. За прошедшие годы накоплен большой опыт преподавания этой дисциплины. Подготовлена уточненная и дополненная версия программы, соответствующая новым ГОСТам и учебному плану. Предлагаемый учебник принципиально отличается от издававшихся ранее учебных пособий ориентацией на проблемы именно медицинской информатики, а не основ информатики. В нем подробно рассматриваются информационные медицинские системы в привязке к информационной модели лечебно-диагностического процесса и проблемам управления здравоохранением. Направления развития медицинской информатики в России рассмотрены в учебнике параллельно с соответствующими направлениями, реализуемыми в развитых странах. Большое место отведено перспективам медицинской информатики. В гл. 1 дана подробная историческая справка. Рассматриваются науки, на основе которых зародилась медицинская информатика: кибернетика, системный анализ, медицинская кибернетика, информатика. В главе приведены основные понятия, определены взаимоотношения медицинской информатики с другими науками. В гл. 2 дается краткий обзор стандартных прикладных программных средств для решения медицинских задач. Компьютерному анализу биомедицинских данных с помощью математической статистики посвящена гл. 3 учебника. В гл. 4 рассмотрены телекоммуникационные технологии и Интернет-ресурсы и их использование в медицине и здравоохранении. Описаны основные этапы становления телемедицины в России. В гл. 5 изложены основные понятия информационных медицинских систем, рассмотрены их отечественные и зарубежные классификации. Приведены основные требования, которые должны выполняться при разработке и внедрении информационных систем. В гл. 6 — 9 подробно рассмотрены возможности медицинской информатики, нацеленные на поддержку деятельности практикующего врача. В гл. 10—12 анализируются возможности медицинской информатики в области поддержки деятельности руководителей здравоохранения. В гл. 13 рассматриваются перспективы медицинской информатики и обсуждаются понятия «единое информационное медицинское пространство» и «единое информационное пространство здравоохранения» с последующим переходом к электронному здравоохранению. Медицинская информатика является одной из наиболее быстро развивающихся в настоящее время наук. Это не позволяет в полной мере отразить ее текущее состояние. Авторы с благодарностью примут любые замечания и предложения о совершенствовании данного учебника. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АИС — автоматизированная информационная система АРМ — автоматизированное рабочее место АС — автоматизированная система АСУ — автоматизированная система управления АЦП — аналого-цифровой преобразователь БД — база данных БЗ — база знаний БИМС — банки информации медицинских служб ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ГИС — географическая информационная (геоинформационная) система ИВК — измерительно-вычислительные комплексы ИВЦ — информационно-вычислительный центр ИМС — информационная медицинская система ИС — информационная система ИТС — информационно-технологические системы КТ — компьютерная томография ЛДП — лечебно-диагностический процесс ЛПР — лицо, принимающее решение ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение МИАЦ — медицинский информационно-аналитический центр МКБ — Международная классификация болезней, травм и причин смерти МКС — мониторно-компьютерная система МРТ — магнитно-резонансная томография НИИ — научно-исследовательский институт ОМС — обязательное медицинское страхование ОС — операционная система ПК — персональный компьютер СГМ — социально-гигиенический мониторинг СППР — системы поддержки принятия решений — Decision Support Systems (DSS) СУБД — система управления базами данных ТЗ — техническое задание ТИМС — технологические информационные медицинские УЗИ — ультразвуковое исследование ЦДКО — цифровые диагностические кабинеты и операционные — Digital Operation Room (DOR) ЭВМ — электронно-вычислительная машина ЭИБ — электронная история болезни — Electronic patient record (EPR) ЭКГ — электрокардиография (электрокардиограмма) ЭС — экспертная система DICOM — Digital Imaging and Communications in Medicine — передача цифровых изображений в медицине PACS — Picture Archiving and Communication System — система архивации и передачи изображений TCP/IP — Transmission Control Protocol/Internet P-Protocol — протокол управления передачей в сетях.
ВВЕДЕНИЕ Медицинская информатика как практическое направление в здравоохранении возникла в России в 1970-х гг. на базе ранее сформировавшегося (в 1950-х гг.) кибернетического направления — моделирования патогенетических механизмов и вычислительной диагностики заболеваний. Основой для развития медицинской информатики во многом послужили работы по созданию первых автоматизированных историй болезни. Следующим этапом была разработка учреждениями и службами автоматизированных систем управления (АСУ). Это направление базировалось на системном подходе и включало в себя обработку данных с помощью традиционных и нетрадиционных методов математико-статистического анализа. В последующем для этого начали все шире применять пакеты статистических программ, ориентированные на специфику биологической и медицинской информации. В 1980-е гг. в автоматизированных системах (АС) стали использовать собственно врачебные знания: начали создавать экспертные системы, получившие название интеллектуальных. Медицинская информатика сделалась обязательным элементом образования и последующей деятельности врача, что привело к созданию профильных кафедр и курсов в высших медицинских учебных заведениях. Глобальная стратегия «Здоровье для всех в XXI веке», выдвинутая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1998 г., предусматривает совершенствование управления здравоохранением, включая новые технологии и процедуры принятия стратегических решений. В ее рамках развитие медицинской информатики является необходимым условием для обеспечения своевременного получения полноценной и достоверной информации на всех уровнях. Современные компьютеризированные системы в медицине ориентированы на решение следующих основных проблем: 1) мониторинг состояния здоровья разных групп населения, в том числе пациентов групп риска и лиц с социально значимыми заболеваниями; 2) консультативная поддержка в клинической медицине (диагностика, прогнозирование, лечение) на основе вычислительных процедур и(или) моделирования логики принятия решений врачами; 3) переход к электронным историям болезни и амбулаторным медицинским картам, включая расчеты по лечению застрахованных больных (обязательное и добровольное страхование по различным схемам); 4) автоматизация функциональной и лабораторной диагностики. Медико-технологические системы в той или иной мере предусматривают накопление и хранение медицинской и сопутствующей информации о пациентах. Настоящий этап перехода к комплексной автоматизации медицинских учреждений включает интеграцию систем поддержки врачебных решений (или автоматизированных рабочих мест) в информационные системы. В 1990-х гг. начали формироваться как территориальные медицинские системы, так и федеральные регистры по отдельным социально значимым видам патологии. Наметился переход к региональным и глобальным корпоративным системам как объединению медицинских персональных данных больных, наблюдающихся в однопрофильных учреждениях (фтизиатрические, психиатрические, кардиологические и т.п.) разных уровней системы здравоохранения. В перспективе основой для оперативного принятия адекватных лечебно-диагностических решений должно стать единое информационное медицинское пространство клинических данных. Первые шаги в этом направлении уже делаются на региональном уровне. Развитие сетевого подхода, начавшегося с создания локальных сетей в учреждениях, закономерно привело к использованию Интернета при построении больших медицинских сетей. В последнее время Интернет-технологии и телемедицинские технологии, сформировавшиеся как самостоятельные направления, «возвратившись» в систему медицинской информатики, породили новое понятие — «электронное здравоохранение» (е-Health). Оно подразумевает «прозрачность» для лечащего врача данных пациента за любой период времени и их доступность в любое время при обращении к базам данных (БД) глобальной медицинской сети при возможности дистанционного диалога с коллегами. Именно это направление позволит осуществить коренную модернизацию здравоохранения и, без сомнения, будет являться ключевой парадигмой медицины в XXI в. Г л а в а 1 Исторический обзор Прежде чем начать изучать МИ, следует узнать ее историю. Слово «кибернетика» в Древней Греции означало науку об искусстве управления и относилось к управлению кораблями. В СССР в середине ХХ в. кибернетика считалась лженаукой, родившейся в США. Первые сообщения о возможных использованиях ЭВМ в медицине и здравоохранении появились в СССР в конце 1950-начале 1960 гг. Становление мед.кибернетики, а в последующем – МИ в России связано с именами Н.М. Амосова, П.К.Анохина, Р. М. Баевского, А.И.Берга, М.Л.Быховского, Д.Д. Бенедиктова, А.А.Вишневского, С.А.Гаспаряна, И.М.Гельфанда, В.Н.Глушкова, Е.В.Гублера, А.Н.Колмогорова, В.А.Лищука, А.А.Ляпунова, А.А.Малиновского, В.В.Ларина, Г. А. Хая и др. В 1959 г. был организован Научный совет по кибернетике при Президиуме АН СССР. По инициативе его председателя А. И. Берга в составе Совета была создана биомедицинская секция, которую возглавил В.В.Парин (в составе секции П.К.Анохин, Е.Б.Бабский, Г.М.Франк и др.). При деятельном участии этой секции в течение многих лет издавались профильные номера сборника «Проблемы кибернетики», проводились семинары и конференции по использованию математических моделей. В 1960 г. в Институте хирургии им. А. В. Вишневского была создана лаборатория кибернетики, которую возглавил М.Л.Быховский. В том же году в Минске была образована научно-исследовательская группа АМН СССР по прогнозированию мозговых инсультов (руководитель — Н.С.Мисюк). В 1961 г. в Военно-медицинской академии (Ленинград) была создана кафедра военно-медицинской статистики и кибернетики (руководитель — Л. Е. Поляков), правда, через год ее упразднили, а по теме начали читать курс в составе кафедры организации и тактики медицинской службы. В 1962 г. в Институте туберкулеза и грудной хирургии (Киев) был организован семинар «Некоторые проблемы биокибернетики и применение электроники в биологии и медицине» (руководитель — Н. М.Амосов). В 1964 г. была создана лаборатория биологической и медицинской кибернетики в Северо-западном политехническом институте (Ленинград) на территории Хирургической клиники П.А.Куприянова (руководитель — В.М.Ахутин), в том же году — лаборатория медицинской кибернетики в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А.Герцена (руководитель — П.Е.Кунин). И это далеко не полный перечень подразделений «первой волны», занимавшихся проблемами, которые в настоящее время изучают специалисты в области медицинской кибернетики и информатики. Среди направлений, ставших приоритетными с момента начала использования ЭВМ в медицине, особое внимание уделялось помощи врачу при постановке сложных диагнозов и выборе лечебной тактики, контролю за автоматизированным управлением жизнедеятельностью организма в случаях, требующих особой быстроты и точности реакций. За 1965—1974 гг. в Советском Союзе были сформулированы основные концептуальные положения, которые легли в основу процесса внедрения информационных технологий (информатизации) в здравоохранение, реализованы первые проекты для всех уровней управления отраслью. В этот период были заложены основы инфраструктуры информатизации НИИ и Министерств здравоохранения СССР и союзных республик. В 1973 г. на медико-биологическом факультете 2-го Московского медицинского института (в настоящее время — Российский государственный медицинский университет) была создана первая в медицинских вузах Европы кафедра медицинской и биологической кибернетики (в настоящее время — кафедра медицинской кибернетики и информатики). Вслед за ней в России было организовано еще несколько кафедр и курсов для подготовки и переподготовки врачей-специалистов в области медицинской информатики. Следует отметить, что отношение руководителей здравоохранения к проблемам информатизации отрасли было в большинстве случаев отрицательным. Внедрению разрабатываемых систем не способствовала дороговизна ЭВМ, для размещения которых были необходимы огромные помещения и работу которых обслуживал большой штат специалистов. Период с 1975 по 1985 г. можно охарактеризовать как время создания государственной системы организации и координации работ по внедрению методов информатики и средств вычислительной техники в практическую медицину, создания в регионах территориальных медицинских информационно-вычислительных центров (в настоящее время — медицинские информационно-аналитические центры), подчиненных органам управления региональным здравоохранением. Это привело к изменению мотивации руководителей управления здравоохранением, создало благоприятные условия как для разработки новых проектов, так и для их внедрения. В 1975—1984 гг. Научным советом по медицинской кибернетике при Минздраве РСФСР (руководитель — С. А. Гаспарян) в научно-проектные исследования были вовлечены крупные центры большинства регионов России, среди которых Владивосток, Горький, Ижевск, Кемерово, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Саратов, Ярославль и др. До середины 1970-х гг. активно внедрялись отечественные большие вычислительные машины серии ЕС, малые ЭВМ типа СМ, компьютеры «Искра». К сожалению, в конце 1970-х гг. от перспективных отечественных разработок в области вычислительной техники, в частности линии БЭСМ, отказались и перешли к копированию образцов зарубежных ЭВМ. Началось массовое обучение руководителей, преподавателей, врачей основам медицинской кибернетики и информатики. Круг лиц, участвующих в разработке медицинских информационных систем (ИС), значительно расширился. С 1985 г. начался период существенных изменений в социальной и общественной жизни России. Эти изменения не могли не затронуть медицинскую кибернетику и информатику. Реформирование здравоохранения и переход на систему бюджетно-страховой медицины, внедрение обязательного и добровольного медицинского страхования резко повысили мотивацию руководителей к информатизации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) для обеспечения взаиморасчетов со страховыми компаниями. Произошли реальные сдвиги в отношении к обучению студентов основам информатики и медицинской информатике. Увеличилось количество кафедр медицинской информатики. В этот период в здравоохранении начали использовать высокопроизводительные персональные компьютеры (ПК) и сформировался свободный рынок их приобретения (до этого получение вычислительной техники существенно лимитировалось). Это позволило перейти к решению задачи создания и внедрения медико-технологических систем различного назначения, но привело к отказу от ранее созданных программных продуктов, не совместимых с новыми ПК. Тенденции к экономической и политической самостоятельности регионов России после распада СССР привели к ослаблению централизованных методов управления, в том числе в здравоохранении и тем более в информатизации отрасли. С 1995 г. централизованное финансирование программы информатизации здравоохранения России прекратилось. Однако на всех уровнях управления уже понимали необходимость информатизации отрасли. Основными источниками финансирования стали средства ЛПУ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), коммерческих организаций, ведомств. Отсутствие координации действий привело к безудержному развитию одних направлений информатизации здравоохранения и отставанию других. Разработкой и внедрением медицинских информационных систем наряду с НИИ и медицинскими информационно-вычислительными центрами (ИВЦ) стали заниматься многочисленные коммерческие структуры. Тем не менее, рубеж веков ознаменовался интенсификацией процессов информатизации специализированных служб, созданием первых реально актуализируемых персонифицированных регистров регионального и федерального уровней. Дальнейшее совершенствование ПК способствовало разработке медико-технологических систем, нацеленных на поддержку деятельности врача, в том числе экспертных систем (ЭС), автоматизированных рабочих мест (АРМ). Развитие БД, сетевых технологий ускорило создание и внедрение ИС. В настоящее время ЛПУ переходят к осуществлению своей деятельности в условиях комплексной информатизации; локальные информационные сети объединяются в региональные и федеральные. Быстро развивается телемедицина, расширяется спектр областей, в которых она применяется. Однако в информатизации здравоохранения России по-прежнему остается чрезвычайно много проблем. Основные понятия медицинской информатики Определение кибернетики как науки, получившее наибольшее распространение в России, принадлежит А. И. Бергу. Медицинская кибернетика — это наука об управлении в сложных динамических медицинских системах. Систему в свою очередь можно охарактеризовать как совокупность взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, обладающую свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности. Методология познания и практики, в основе которой лежит исследование объектов как систем, носит название «системный подход». Этот подход способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их изучения. Специфика системного подхода состоит в том, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, выявление типов связей внутри него и сведение их в единое целое. Элементы, не входящие в систему, называются окружением этой системы. Выбор системы — выделение некой совокупности элементов материального мира, связанной с интересами исследования, — зависит от произвольного акта мыслительной деятельности. Одновременно происходит определение элементов системы (в качестве системы можно рассматривать клетку, а можно — физиологическую систему организма, например сердечно-сосудистую систему и т.д.). Весь материальный мир можно описать взаимодействиями между объектами природы, которые объединяют в некие совокупности и называют системами. Совокупность структуры и функций системы называют организацией системы. Структура — это пространственное отношение элементов между собой, а функции — энергетические связи между элементами, в результате которых получается та выходная функция, которой обладает система. После того как исследователь выбрал систему, он должен определить параметры, которые измеряются при оценке ее состояния. Многое зависит от цели исследования объекта. Например, кардиолог, исследуя пациента, использует данные ЭКГ, значения давления (артериального, венозного), потоков — ударного и сердечного индексов, сопротивления — большого и малого кругов кровообращения; пульмонолог — значения дыхательного и минутного объемов, неравномерности вентиляционно-перфузионных отношений и т.д. Таким образом, состояние моделируемой системы зависит от состояния ее параметров, которые в свою очередь определяются выбором исследователя. Состояние системы на данный момент времени определяется количественными значениями набора существенных переменных. Значения переменных могут меняться во времени. Изменение количественного значения хотя бы одной переменной называется событием. Действие — это событие, которое генерирует сама система. Поведение системы — это цепь действий, направленных на изменение состояния системы. Понятие «информация» (от лат. informatio — разъяснение, изложение) определяют с двух разных точек зрения: философской и прикладной. Н. Винер определил понятие информации с помощью отрицания, считая, что это и не материя, и не энергия. В.Н.Глушков первым высказал мнение, что информация присуща всей материи (вся материя обладает информацией). Общепризнано, что материя обладает массой (всякая частица, включая фотон) и энергией (энергия — мера движения материи). По современным философским представлениям информация — это мера распределенности массы и энергии в пространстве и времени. Она объективна и не зависит от сознания. Это один из обязательных атрибутов материи. В прикладном значении понятие «информация» упоминается чаще. Данные — это полученные в результате наблюдения (исследования) числа или обнаруженные явления, обозначаемые символами или словами, которые фиксируются, передаются с помощью средств связи, могут обрабатываться с использованием вычислительной техники. Данные, накапливаемые индивидуумом как результат опыта и зафиксированные в той или иной форме, представляют собой знания. Информация — это первичные и(или) переработанные данные. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1999) дается следующее определение: «Информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо». Определений понятия «информация» множество. Важнейшими свойствами информации являются объективность, полнота и доступность. Информацию подразделяют по форме представления (текстовая, числовая, графическая, звуковая), способам восприятия (визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая) и т.д. Информационный процесс — это перенос и восприятие данных от исследуемого (передающего) объекта к воспринимающему. Элементами информационного процесса являются: источник энергии, канал связи (среда, по которой передается сигнал), исследуемая система, воспринимающая система, кодовая система. Информационные процессы имеют место во всех профилях клинической медицины и здравоохранения. Более того, от их реализации напрямую зависит качество оказываемой медицинской помощи и эффективность управления отраслью. Медицинская информация в широком смысле этого словосочетания — это любая информация, относящаяся к медицине, а в узком (персонифицированном) смысле — информация, относящаяся к состоянию здоровья конкретного человека. Г. И. Назаренко с соавт. (2005) разделили виды медицинской информации на четыре группы: 1) алфавитно-цифровая — большая часть содержательной медицинской информации (все печатные и рукописные документы); 2) визуальная (статическая и динамическая) — статическая — изображения (рентгенограммы и др.), динамическая — динамические изображения (реакция зрачка на свет, мимика пациентаи др.); 3) звуковая — речь пациента, флоуметрические сигналы, звуки при допплеровском исследовании и т.д.; 4) комбинированная — любые комбинации описанных групп. Необходимо отметить, что врач почти всегда имеет дело именно с комбинированными видами информации о пациенте. Медицинская информация должна постоянно обновляться и нуждается в интерпретирующей среде. Медицинская персонифицированная информация должна быть конфиденциальной. Наиболее высокий уровень, на котором такая информация может быть доступна (только тем, кому она необходима при непосредственном взаимодействии с пациентом), — это уровень ЛПУ (поликлиники (консультации), стационара, диспансера, специализированного центра). При движении информационных потоков «наверх» — на муниципальный, территориальный и федеральный уровни — должны быть обеспечены деперсонализация и последующее интегрирование информации с ее преобразованием в формы статистических параметров, обеспечивающих возможность судить о результатах деятельности врача, отделения, ЛПУ, муниципального образования, как в медицинском, так и в экономическом аспектах. Самая высокая степень интеграции информации — на федеральном уровне. Необходима и возможность обратной связи — запроса и получения соответствующей регламентированной информации с предыдущего уровня. Информация почти всегда является ответом на вопрос. Наиболее простые вопросы те, на которые можно дать только два равновероятных ответа («да», «нет»). В кибернетике и информатике за единицу информации принято считать такое количество информации, при котором из двух равновероятных возможностей можно выбрать одну. Такая единица информации называется бит. Количество информации, которое необходимо для получения ответа при выборе из нескольких возможностей, равно логарифму по основанию 2 от числа возможностей. Один бит информации равен Log2 = 1. Используются и более крупные единицы информации: 1 байт = 8 бит, 1 килобайт = 1 024 байт, 1 мегабайт = 1 024 килобайта и т.д. В кибернетике принято кодировать информацию с помощью двоичной системы счисления. Двоичный принцип кодирования удобен тем, что позволяет на основе простых технических элементов воспроизводить как количественные, так и логические зависимости. В двоичной системе счисления за основание принято число 2, т.е. используется всего два знака: 0 и 1 («нет» и «да»), с помощью которых можно представить любую информацию. Информация в любых системах передается по каналам связи. Они должны обеспечивать воспроизведение сигнала, так как искажение его структуры приводит к искажению информации. Обычно искажение сигнала в канале связи происходит под влиянием различных помех, которые называют шумом. Причины появления шума могут быть разными. Например, при разговоре каналом связи является воздух. Любой студент знает, что в тихой аудитории можно без напряжения слышать и понимать негромкую речь лектора. Если же кроме лектора в аудитории разговаривают и студенты, создавая шум, то речь лектора смешивается с шумом и воспринимать материал становится сложнее или вообще невозможно. На «чисто» записанной ЭКГ легко можно выделить и обсчитать все зубцы и интервалы. На ЭКГ при среднем уровне шума (например, при сетевой помехе) анализ зубцов Р и Т невозможен. При высоком уровне шума анализ ЭКГ невозможен вообще. Глава 2 Глава 3 Понятие телемедицины Телемедицина и Интернет, не являясь в прямом смысле составными частями медицинской информатики, характеризуются общими тенденциями развития. Создание региональных и федеральных сетей опирается на достаточно мощные коммуникации. И по мере перехода к высокоскоростным каналам и развитию широкополосного Интернета формируется техническая основа для интеграции ИМС, телемедицины и Интернета, т.е. переход к системе, получившей название e-Health — электронное здравоохранение (см. подразд. 12.5). Организация медицинских телеконсультаций — стратегически важная задача практического здравоохранения, решение которой «приблизит» высококачественную медицинскую помощь к населению удаленных районов и обеспечит постоянное повышение уровня квалификации врачей. Телемедицина в России явилась логическим продолжением дистанционного консультирования больных с использованием телефонных и радиоканалов, которые широко применялись в бывшем Советском Союзе в 1960— 1970-х гг. Но в отличие от заочного анализа ограниченного набора поступающих данных (в первую очередь ЭКГ) телемедицина предполагает интерактивный обмен, в том числе мультимедийной информацией (графические изображения, аудио, видео). По определению ВОЗ телемедицина — это метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Причем предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационно-коммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболевания. Телемедицина — это не еще одна новая медицинская дисциплина, не новый метод, а способ дистанционного обмена данными в реальном (или условно реальном) времени, встраиваемый в систему практического з/о, образование и медицинскую науку; это высокоспециализированная помощь в любой точке, прямое управление в экстремальных ситуациях и дистанционное телеобучение в целях обеспечения непрерывного повышения квалификации. Полный спектр телемедицинских и интернет-услуг включает: · консультации больных в целях диагностики, лечения и реабилитации; · анализ результатов инструментальных, радиологических, функциональных и лабораторных исследований; · дистанционное обучение и повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения без отрыва от производства; · тиражирование опыта ведущих медицинских центров, в том числе в процессе интерактивного обсуждения больных с ведущими специалистами; · информационно-методическое обеспечение путем создания web-серверов, содержащих сведения диагностического, лечебного и организационно-методического характера, библиографической информации; · пропаганду медицинских знаний; · Информационную поддержку организационных решений для ситуационного управления в администаративно-клинических целях, включая выбор адекватных мер и способов оказания помощи, отвечающих масштабам катастрофы, при чрезвычайных ситуациях; · выход в интегрированные медицинские сети (территориальные и по разделам медицины) для оперативного доступа ко всей сумме медицинских данных наблюдаемых пациентов. Среди приоритетов Европейского Союза в программе «Технологии информационного общества» (Europe and Global Information Society. Recommendations of the high-level group on the information society to the Corfu European Council (Bangemann Group)// European Commission, 1994), начало которой было положено в 1994 г., названы виртуальные лечебные учреждения, предлагающие гражданам индивидуальное медицинское обслуживание и различные телемедицинские системы для охраны здоровья населения. Под виртуальными лечебными учреждениями в настоящее время понимают возможность проведения консультаций в режиме on-line, создания локальных сетей «пациент-врач» сбора данных о пациенте в электронную форму, которая может содержать оцифрованные изображения, рекомендации врача, рецепты и т.п. Европейский виртуальный госпиталь в Финляндии, включает также электронную выписку рецептов, получение лекарств по которым возможно в аптеках, входящих в сеть виртуального госпиталя. Профилю Консультанта Наличие Сопутствующей патологии Необходимо дообследование/ лечение, невозможное по месту
Рис. 1. Последовательность действий при организации и проведении телеконсультации Телепатология — это дистанционная оценка микроскопических препаратов (гистологических, цитологических) либо в отсроченном, либо интерактивном режиме. При последнем варианте удаленный консультант не просто рассматривает изображение микропрепарата, передаваемое ему из консультирующегося ЛПУ, но и может при наличии специальной техники и программного обеспечения самостоятельно дистанционно перемещать исследуемый препарат в желаемом направлении для оценки не одного, а нескольких полей зрения микроскопа. Телепсихиатрия — это интерактивное дистанционное общение врача с пациентом в целях диагностики и лечения в следующих случаях: 1)контроль эффективности терапии после выписки из психиатрического стационара; 2) оказание помощи на расстоянии пациентам с психическими заболеваниями, находящимся в больницах общего профиля, санаториях, местах заключения; дистанционное проведение сеансов психотерапии и когнитивно-поведенческой терапии; 3) консультации школьников с отклонениями поведения и проблемами обучения непосредственно в учебных заведениях. Телеанестезиология базируется на сочетании телемониторинга состояния оперируемого пациента, видеоконференцсвязи и видеомониторинга операции. Такой симбиоз может явиться составной частью разрабатываемых интегрированных мониторно-компьютерных визуализирующих систем для хирурга и анестезиолога. Появляется уникальная возможность в реальном времени через Интернет контролировать динамику физиологических параметров пациента во время операции с визуализацией операционного поля через web-камеру. Реализованная в Российском научном центре хирургии РАМН система обеспечивает врачу возможность получать автоматически формируемые сообщения о проводимой операции и текущих параметрах гемодинамики больного. При необходимости главный анестезиолог, также получающий всю информацию, может связаться с врачом-анестезиологом в конкретной операционной, обсудить текущую ситуацию и дать необходимые указания. Телемедицинская поддержка участников антарктических экспедиций включает: 1. автоматическую/полуавтоматическую регистрацию электрофизиологических, тактильных, субъективно-описательных и других показателей с помощью приборов, входящих в состав модульной станции для оказания экстренной консультативно-диагностической помощи; 2. автоматическую и полуавтоматическую обработку и анализ полученных данных; 3. экспертную оценку функционального состояния обследованных пациентов по результатам обработки данных; 4. выдачу рекомендаций для коррекции функционального состояния; 5. мониторинг процесса коррекции функционального состояния полярников. Телемониторинг как вариант теленаблюдения за пациентами предполагает профилактический и постгоспитальный контроль физиологических показателей, например у беременных женщин, хронических больных и инвалидов, находящихся вне пределов ЛПУ. Телепомощь (telecare) с использованием видеоконференцсвязи — домашняя или персональная телемедицина — ориентирована на оказание помощи в таких местах и ситуациях, когда рядом с пациентом нет медицинских работников. Домашняя телемедицина включает консультативную медицинскую помощь, психологическую и социальную поддержку, удаленное видеонаблюдение лежачими больными, включая контроль за приемом лекарств. Она нашла широкое применение в вопросах мониторирования состояния больных с са
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.018 с.) |