Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чрезвычайно важно организовывать телемедицинскую консультативную помощь в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний. Телеконсультации и телеконсилиумы с участием группы врачей-специалистов проводятся в следующих ситуациях: 1) диагностически сложные ситуации; 2) угрожающие жизни состояния; 3) оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; 4) анализ данных функциональных, радиологических, инструментальных и лабораторных исследований; 5) выбор и коррекция лечебной тактики, включая оперативные методы лечения; 6) направление на госпитализацию в специализированные медицинские центры (выбор оптимального периода для лечения и учреждения для госпитализации); 7) реабилитация больных в отдаленном периоде после сложных операций или применения высокотехнологичных методов консервативного лечения, проведенного в удаленных медицинских центрах. Последовательность действий при организации и проведении телеконсультаций представлена на схеме (рис. 1). Использование возможностей телемедицины для консультирования включает следующие варианты: · видеоконференции, обеспечивающие интерактивный аудиовизуальный контакт двух или более участников в процессе телеконсультации; · обмен медицинскими данными в цифровой форме (неподвижные изображения, текст, видеофрагменты, аудиофайлы и т.д.) между лечащим врачом и консультантом по электронной почте (или через Интернет-сервер) — отсроченные телеконсультации в режиме off-line, при которых осуществляется заочное консультирование больных; · Интернет-медицина как частный случай телемедицины — получение так называемого «второго мнения» от любого (не конкретного) врача при размещении вопроса и медицинской информации на специализированном форуме (web-странице); такие телеконсультации также являются заочными отсроченными, но адресованы не в конкретное учреждение, а к медицинскому сообществу в целом. Видеоконференции, т.е. интерактивные консультации в режиме реального времени (on-line), имеют существенные преимущества. Они обеспечивают возможность совместного обсуждения больного лечащим врачом и консультантом при визуальном анализе всего комплекса медицинских данных пациента, включая визуальные (эхограммы, рентгенограммы и т.п.). Это позволяет консультанту наблюдать больного в динамике, например характер движений при костно-мышечной и неврологической патологии, поведение пациента в процессе беседы при психических заболеваниях, разнообразные фенотипические проявления, имеющие существенное диагностическое значение при наследственных заболеваниях и врожденных пороках развития. Обсуждение имеет особенно большое значение, так как лечащий врач, на котором остается ответственность за больного, должен обязательно понимать логику принятия решений консультантом, а не просто принимать или не принимать во внимание его мнение, изложенное или высказанное в рекомендации/заключении. Возможность консультаций в режиме реального времени позволяет наряду с плановыми сеансами проводить экстренные телеконсультации, что особенно важно при неотложных состояниях, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Телеконсультации могут проводиться и с использованием первичной объективной информации, получаемой непосредственно во время видеоконференции. Условием для этого является использование электронного стетоскопа, а также специализированных видеокамер, например, для дерматологии, оториноларингологии, офтальмологии, гинекологии, что все шире используется за рубежом. Видеоконференции способствуют повышению квалификации лечащих врачей как следствие обучения «на примерах» — в процессе обсуждения медицинских данных конкретного больного. Эффективность телемедицинских консультаций в значительной степени определяется уменьшением числа больных, направляемых для госпитализации в ЛПУ более высокого уровня и продолжением лечения на месте в соответствии с полученными рекомендациями. В настоящее время идет процесс дифференциации клинической телемедицины: оформились телехирургия, телекардиология, теледерматология, телереабилитология и др. Формирование отдельных направлений обусловлено как спецификой самих специальностей, так и особенностями отображения и передачи данных при дистанционном консультировании. Телерадиология — это передача радиологических изображений (данных ультразвукового исследования (УЗИ), компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и др.) в электронной форме с целью их интерпретации и (или) консультации. Возможно и прямое участие дистанционного консультанта в проведении обследования с рекомендациями, например, о расположении датчика при УЗИ. За рубежом телерадиология является одним из наиболее распространенных приложений телемедицины. Ее быстрому продвижению способствовало появление системы архивации и передачи изображений (Picture Archiving and Communication System — PACS) и международного стандарта для растровых изображений DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine — передача цифровых изображений в медицине).
Нет данных о
Профилю Консультанта Наличие Сопутствующей патологии Необходимо дообследование/ лечение, невозможное по месту
Рис. 1. Последовательность действий при организации и проведении телеконсультации Телепатология — это дистанционная оценка микроскопических препаратов (гистологических, цитологических) либо в отсроченном, либо интерактивном режиме. При последнем варианте удаленный консультант не просто рассматривает изображение микропрепарата, передаваемое ему из консультирующегося ЛПУ, но и может при наличии специальной техники и программного обеспечения самостоятельно дистанционно перемещать исследуемый препарат в желаемом направлении для оценки не одного, а нескольких полей зрения микроскопа. Телепсихиатрия — это интерактивное дистанционное общение врача с пациентом в целях диагностики и лечения в следующих случаях: 1)контроль эффективности терапии после выписки из психиатрического стационара; 2) оказание помощи на расстоянии пациентам с психическими заболеваниями, находящимся в больницах общего профиля, санаториях, местах заключения; дистанционное проведение сеансов психотерапии и когнитивно-поведенческой терапии; 3) консультации школьников с отклонениями поведения и проблемами обучения непосредственно в учебных заведениях. Телеанестезиология базируется на сочетании телемониторинга состояния оперируемого пациента, видеоконференцсвязи и видеомониторинга операции. Такой симбиоз может явиться составной частью разрабатываемых интегрированных мониторно-компьютерных визуализирующих систем для хирурга и анестезиолога. Появляется уникальная возможность в реальном времени через Интернет контролировать динамику физиологических параметров пациента во время операции с визуализацией операционного поля через web-камеру. Реализованная в Российском научном центре хирургии РАМН система обеспечивает врачу возможность получать автоматически формируемые сообщения о проводимой операции и текущих параметрах гемодинамики больного. При необходимости главный анестезиолог, также получающий всю информацию, может связаться с врачом-анестезиологом в конкретной операционной, обсудить текущую ситуацию и дать необходимые указания. Телемедицинская поддержка участников антарктических экспедиций включает: 1. автоматическую/полуавтоматическую регистрацию электрофизиологических, тактильных, субъективно-описательных и других показателей с помощью приборов, входящих в состав модульной станции для оказания экстренной консультативно-диагностической помощи; 2. автоматическую и полуавтоматическую обработку и анализ полученных данных; 3. экспертную оценку функционального состояния обследованных пациентов по результатам обработки данных; 4. выдачу рекомендаций для коррекции функционального состояния; 5. мониторинг процесса коррекции функционального состояния полярников. Телемониторинг как вариант теленаблюдения за пациентами предполагает профилактический и постгоспитальный контроль физиологических показателей, например у беременных женщин, хронических больных и инвалидов, находящихся вне пределов ЛПУ. Телепомощь (telecare) с использованием видеоконференцсвязи — домашняя или персональная телемедицина — ориентирована на оказание помощи в таких местах и ситуациях, когда рядом с пациентом нет медицинских работников. Домашняя телемедицина включает консультативную медицинскую помощь, психологическую и социальную поддержку, удаленное видеонаблюдение лежачими больными, включая контроль за приемом лекарств. Она нашла широкое применение в вопросах мониторирования состояния больных с сахарным диабетом, артериальной гипертензией, аритмиями и т.п. Специальные устройства способны передавать текущие показатели, полученные с помощью тонометров, электрокардиографов, глюкометров и других приборов, по сети Интернет на сервер соответствующей клиники, где показатели становятся доступны лечащему врачу. При резком изменении показателей (порог изменения устанавливается индивидуально для каждого больного) в автоматическом режиме оповещается лечащий врач или служба скорой помощи. Дистанционный патронаж беременных позволяет осуществлять постоянный физиологический контроль эмбрионального развития (например, на основании мониторинга частоты сердечных сокращений плода). Это дает возможность оценивать состояние плода, например при стрессовом воздействии, с которым достаточно часто сталкиваются беременные. В США ежедневно осуществляется 1,5 млн сеансов телепомощи на дому. При этом медицинская сестра, обслуживающая традиционным способом пять-шесть пациентов, с помощью телемедицинских технологий может помочь 15 — 25 пациентам. Европейское сообщество в рамках проекта Технологии информационного общества (Information Society Technologies) реализует систему @Ноте для дистанционного мониторинга пациентов после выписки из клиники и для контроля состояния хронических больных. Платформа @Ноте обеспечивает в удаленном режиме (на дому) слежение за температурой, артериальным давлением, частотой пульса и другими витальными, но легко определяемыми параметрами. О выявленных тревожных симптомах система немедленно оповещает персонал клиники. Предполагается, что применение таких систем будет способствовать сокращению продолжительности стационарного лечения на 30 %. Понятие «персональная телемедицина» лучше всего раскрывается на примере мониторинга у альпинистов витальных признаков (содержания кислорода в крови, частоты сердечных сокращений, температуры кожи на разных участках) с помощью специальных сенсоров, закрепленных на их теле, и, при необходимости, видеоизображения. Менее экзотическое использование — возможность передачи своих физиологических данных из отдаленных от медицинских учреждений мест и получение квалифицированного совета по первой помощи. К телепомощи медицинским работникам и спасателям можно отнести телеманипуляции, теленаставничество и «телеподсказки» (советы первой помощи). Телеманипуляции — это дистанционное управление манипуляторами в режиме видеоконференции при проведении исследований больных (например, управление зондом при УЗИ) и операций (так называемая роботохирургия — robotic surgery). Современные хирургические манипуляторы способны в некоторой степени «оптимизировать» свои движения по сравнению с движениями рук человека, т. е. свести к минимуму тремор для обеспечения максимально прямой линии разреза кожи или тканей. Для дистанционной хирургии разработаны также специальные системы стереозрения, представляющие собой две видеокамеры, имитирующие бинокулярное зрение, что позволяет наблюдать операционное поле в трехмерном виде. Внутриболънинная телемедицина — еще одно направление в области телемедицинских технологий. В цифровых диагностических кабинетах и операционных (ЦДКО; Digital Operation Room — DOR) вся информация переводится в цифровой вид. При этом врачи получают доступ к любым данным пациентов, хранящимся в ИМС ЛПУ. Одновременно они могут в режиме реального времени обращаться к другим врачам своего или другого медицинского учреждения, которые имеют возможность непосредственно со своих рабочих мест провести консультацию в тот момент, когда она необходима, в частности в процессе хирургического вмешательства. Это возможно благодаря тому, что ЦДКО имеет функцию так называемого «рабочего стола», с помощью которого проводится совместный анализ медицинских изображений.
Дистанционное обучение Дистанционное преподавание все шире распространяется в развитых и развивающихся странах. Оно приобретает особое значение для повышения квалификации в связи с ускорением развития медицинской науки и необходимостью постоянно осваивать новые методы диагностики и лечения. Для этого все шире используются методы телеобразования в режиме видеоконференций. Телеобучение (телеобразование) медицинским знаниям и приемам — динамический процесс, основными принципами которого являются: обучение в течение всей жизни, пропаганда медицинских знаний, интерактивное обучение, обучение «без границ», непрерывное профессиональное обучение с использованием телемедицинских и Интернет-технологий. Другими словами, телеобразование подразумевает: 1) внедрение телемедицинских методов обучения, включая теленаставничество, в непрерывную систему подготовки медицинских работников; 2) «телепросвещение» пациентов (с одной стороны, предоставление информации о заболеваниях, лечебных мероприятий, образе жизни, с другой — сведения о доврачебном обследовании и рекомендации по использованию средств «домашней аптечки» через различные информационные «киоски»). При телеобучении определенным дисциплинам можно использовать реальное медицинское оборудование. Например, на занятии по гистологии преподаватель может попросить одного или нескольких обучающихся указать на исследуемом изображении поля с конкретными признаками и сохранить изображение с пометками каждого обучающегося в своей базе данных. При наличии микроскопа с компьютерным управлением обучающийся может сам анализировать гистологический препарат: студент дистанционно проводит исследование, а остальные видят препарат и слышат комментарии преподавателя. Эффективный процесс дистанционного обучения обеспечивается при выполнении следующих условий: 1) непрерывное визуальное наблюдение обучающихся за всеми процессами диагностики в реальном времени; 2) аудиоконтакт между всеми обучающимися и преподавателем; 3) возможность для обучающихся проводить оперативную запись наиболее важных этапов занятия для сохранения и повторения пройденного. Операции и действия анестезиолога, функциональные и инструментальные исследования могут быть представлены как видеофрагменты в записи либо в реальном времени в форме видеопотока. Для показа определенных манипуляций (например, реанимационных мероприятий) можно применять муляжи. При их наличии и у преподавателя, и у слушателей можно организовывать демонстрацию действий с их последующим повторением обучающимися «под камеру» при контроле времени, затрачиваемого на манипуляции. В процессе клинических лекций может использоваться электронный стетоскоп, что позволяет преподавателю опрашивать слушателей по поводу характера наблюдаемых у пациента шумов. Сеансы дистанционного медицинского обучения в процессе реальной диагностики, лечения и хирургического вмешательства могут проводиться непосредственно из цифровых диагностических кабинетов и операционных. Это особенно удобно для мастер-классов, которые предполагают демонстрацию действий высококвалифицированных специалистов, сопровождаемых комментариями, в режиме видеоконференции. Теленаставничество (за рубежом используется термин «телементорство») предполагает выполнение манипуляций, в том числе хирургических, менее опытными врачами под контролем и при «подсказках» наставников из специализированных центров, использующих системы видеоконференцсвязи. Такая форма обучения, как виртуальный университет, предполагает, что студентам доступны лекции и семинары, но только в режиме реального времени. Необходимые учебные материалы можно копировать прямо из Интернета. Также через Интернет распределяются и домашние задания. Виртуальный университет включает в себя: · наличие виртуального преподавателя, например фонд лучших лекций (сетевая технология предполагает не виртуального, а удаленного преподавателя); · компьютерные моделирующие и тестирующие программы образовательной среды; · электронные учебные пособия и обучающие программы (например, компьютерный пакет, позволяющий оценить послойное строение человеческого тела); · региональные учебные центры и Интернет в целом, в которых доступны многочисленные информационные БД (учебного характера, по новым методам диагностики и лечения, описания сложных случаев и т.д.). Система дистанционного обучения содержит БД с хорошо структурированными учебными материалами, наборы тестов по определению уровня исходных знаний и текущего контроля усвоения материала, а также позволяет преподавателю контролировать выполнение заданий, а студентам — получать от него консультации.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.011 с.) |