Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-технологические системы диспансерного наблюденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Автоматизированные системы диспансерных осмотров населения могут быть как самостоятельными (для поддержки первичной диспансеризации или массовых медицинских осмотров), так и являться составной частью диспансерных ИС, включающих вопросы общей профилактики, диспансеризации хронических больных и инвалидов. Типовая система должна поддерживать пять этапов работы с пациентами: 1) анкетирование пациентов (или их родителей) по специальному вопроснику с последующей обработкой полученной информации; 2) доврачебное обследование средним медицинским персоналом, в том ^числе с применением электронной медицинской аппаратуры — антропометрия, измерение артериального давления, определение' остроты зрения и др. Первый и второй этапы могут быть объединены в рамках автоматизированного кабинета доврачебного приема. В случае выявления отклонений система непосредственно после проведенных измерений выдает указания о необходимости дополнительных функциональных исследований; 3) обследование терапевтом (педиатром) и врачами-специалистами с формированием медицинской документации, определение групп: риска путем обработки формализованных данных медицинских карт; 4) дополнительное обследование (по показаниям); 5) информационная поддержка при проведении необходимого комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий (использование компьютерных систем определяется характером медицинских мероприятий). Первая автоматизированная система диспансеризации детского населения «ДИДЕНАС» (начало 1980-х гг.), созданная в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии по инициативе Ю. Е. Вельтищева, включала три подсистемы: · контроля массовых профилактических осмотров; · формирования групп риска и выявления детей с пограничными состояниями и ранними проявлениями заболеваний; · контроля диспансеризации пациентов с хроническими заболеваниями и состояниями, требующими длительного наблюдения. Вся информация о детях обслуживаемого системой региона интегрировалась в единой БД. Информационной основой для этого служила унифицированная и формализованная медицинская документация — дородовые и первичные врачебный и сестринский патронажи, этапные эпикризы учетной формы «История развития ребенка». Переносу в формализованный бланк подлежала только информация об отклонениях от нормы, что значительно уменьшало объем работы медицинской сестры. Благодаря этому в БД накапливалась информация о семейном анамнезе (заболеваниях, профессиональных вредностях и т.д.), течении беременности и родов, раннем постнатальном и последующем росте и развитии ребенка. Таким образом, эпикризы обеспечивали формирование машинного аналога «Истории развития ребенка». После каждого осмотра система формировала так называемый обобщенный эпикриз, суммирующий все сведения о ребенке. Наиболее важным аспектом в работе системы являлся дифференцированный подход к здоровым и больным детям, заключающийся в автоматическом формировании групп риска возникновения заболеваний, учитывающих степень угрозы и вероятный характер патологии. Решающие правила логического вида учитывали как возрастную динамику вклада того или иного фактора в реализацию заболевания, так и интерференцию факторов, при которой может происходить скачкообразное возрастание их негативного влияния на здоровье ребенка. В зависимости от направленности изменений (степень, фаза, течение, период) система делала вывод о динамике состояния при различной патологии. Автоматизированная система профилактических осмотров детей «АСПОН-Д», представляющая собой медицинскую информационно-измерительную систему, была создана сотрудниками Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии) и Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института биотехнических систем под руководством И. М. Воронцова на основе технологии скринирующей диагностики нарушений здоровья. На первом этапе «АСПОН-Д» позволяет по 22 профилям патологии выделить пациентов с пограничными состояниями, нуждающихся в наблюдении участкового педиатра и в консультациях врачей-специалистов. Ее особенностью является возможность использовать «диагностические пороги», предложенные Е.В.Гублером, которые путем их «передвижки» на угрозометрической шкале позволяют формировать группы риска заданной численности. На втором этапе осуществляется выборочное специализированное обследование детей. Система обеспечивает формирование интегрального заключения о здоровье в рамках понятий скринирующей (донозологической) диагностики. Система «АСПОН-Д» включает следующие подсистемы: паспортные данные и анамнез; анкета родителей; лабораторные исследования; антропометрия и функциональное обследование; программированный осмотр врачом-педиатром; комплексная оценка и принятие решения. В настоящее время созданный на ее основе автоматизированный комплекс для диспансерных обследований детей и подростков «АКДО-ДИСПАН» обеспечивает: · формирование настраиваемых списков детей с хроническими нарушениями здоровья по формам патологических отклонений; · учет результатов дообследования ребенка (кардиоанализ, фонокардиография, спирография, ритмография, реография, велоэргометрия, электроэнцефалография и др.) с помощью аппаратно-программных подсистем комплекса и автоматическое определение групп здоровья; · транспорт информации на другие уровни детского здравоохранения для отчетно-аналитических исследований. Программно-аппаратный комплекс «АКДО-В» для автоматизации массового комплексного многопрофильного обследования с целью раннего выявления хронических заболеваний у людей в возрасте от 18 лет позволяет осуществлять диспансеризацию спец-контингентов (атомная, нефтегазовая, химическая, горнодобывающая промышленность, металлургия и пр.). Автоматизированная система профилактических прививок позволяет осуществлять персональное планирование графика прививок с учетом отводов по медицинским показаниям: перенесенные инфекции, состояние здоровья на начало месяца, возраст, противопоказания к прививкам, реакции организма на предыдущие прививки, результаты выполненных прививок и проб, действующие схемы прививок, эпидемиологическая обстановка в районе обслуживания и другие факторы. Одновременно система обеспечивает автоматическое формирование прививочного журнала, что освобождает персонал от двойных записей. Данная система может быть реализована как АРМ медицинской сестры прививочного кабинета (см. гл. 8). Электронная история болезни Электронная история болезни (ЭИБ) — это информационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения и формирования медицинской документации, оперативный обмен между участниками ЛДП и поддержку их деятельности. Концептуальная основа компьютеризированной или электронной истории болезни заключается в следующих принципах: 1) единство информации о пациенте, предполагающее однократный ввод данных в систему; 2) доступность информации о больных для просмотра всеми участниками ЛДП в любой момент времени в любом месте (с учетом ограничений по принципам конфиденциальности на основе санкционированных прав доступа) при одновременной защищенности от внесения изменений (см. гл. 5); 3) единые классификаторы (периодически обновляемые); 4) автоматическое вычисление производных показателей (длительность госпитализации, количество дней до и после операции, опасность инфекционных осложнений, наличие шока, необходимый объем инфузионной терапии и др.) после введения первичной информации; 5) технологически функциональное включение СППР; 6) диспетчеризация (управление) в вопросах обследования пациентов. Концепция ЭИБ определяет соответствующую технологию их построения, включающую следующие моменты: · модульный принцип, обеспечивающий возможность наращивания и модификации системы без ее перестройки в целом, что избавляет пользователей от необходимости ее повторного освоения; · создание компьютерной сети сложной топологии, т.е. включающей иерархию локальных сетей подразделений в многопрофильных больницах; · включение ранее созданного прикладного математического обеспечения медицинского назначения для решения различных задач (например, расчет специальных диет); · подключение АРМ и аппаратно-программных комплексов; · открытые для пополнения врачами-пользователями классификаторы клинических записей (при условии модификации и пополнения общих классификаторов нормативно-справочной ин формации только администратором БД по указанию
Рис. 5. Функциональная схема электронной истории болезни
главного врача или его заместителя по лечебной работе); · автоматическое формирование медицинских документов и заявок на исследования на основе ранее введенных данных; · автоматическое направление результатов исследований и осмотров больных консультантами в соответствующие лечебные подразделения; · автоматическое формирование листа назначений (для медицинской сестры) на основе врачебных записей; · ведение листа назначений (отметок о выполнении) медицинской сестрой. Ядром базы данных ЭИБ является «запись пациента», представляющая собой электронный аналог истории болезни. Функции и общие принципы построения ЭИБ многопрофильного стационара едины для всех учреждений, в то время как ее структура и методы реализации определяются особенностями конкретной больницы и техническими возможностями (особенностями) построения (рис. 5). Главной задачей ЭИБ является документирование ЛДП в сочетании с управлением этим процессом. В отличие от традиционной бумажной истории болезни ЭИБ предоставляет лечащим врачам и заведующим отделениями возможность просмотра записей и списков невыполненных предписаний (с перечнями причин). Она содержит полный список диагнозов, жалоб пациента и их возможных причин, что важно при назначении процедур и лечения. Электронная история болезни — это не столько автоматизация ведения медицинских записей, сколько новая технология, освобождающая медицинский персонал от значительной части действий, не требующих осмысления, и обеспечивающая предоставление первично обработанной информации, а также создание новых условий для взаимодействия различных подразделений ЛПУ. 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений Среди разработанных и внедряющихся в настоящее время ИС лечебных отделений наиболее полнофункциональными являются системы отделений реанимации и интенсивной терапии. Это объясняется рядом причин, в числе которых нужно назвать необходимость поддержки оперативного принятия решений врачами-реаниматологами и сложившиеся условия для внедрения и использования ИТС — широкое применение МКС, высокотехнологичной компьютеризированной аппаратуры. Персоналу отделения реанимации и интенсивной терапии нет необходимости объяснять, что каждый участник ЛДП должен иметь своевременный доступ к информации о больном. С развитием сетевых технологий данные, получаемые с помощью МКС, стали храниться в так называемых центральных станциях — компьютерах, собирающих информацию с нескольких прикроватных систем и представляющих ее на дисплее. Так были созданы первые БД отделений реанимации и интенсивной терапии. Информация, получаемая в процессе мониторинга, наряду с другими количественными данными пациентов этих отделений использовалась клиницистами и исследователями в вычислительных и экспертных системах для объективизации оценки состояния отдельных физиологических систем больного и тяжести его состояния в целом. Информационно-технологическая система отделений реанимации и интенсивной терапии нацелена на оптимизацию широкого круга задач. Она должна минимизировать нагрузку на медицинский персонал в отношении рутинных операций, чтобы максимально высвободить время непосредственно на процесс лечения больных. Важной задачей является обеспечение интеллектуальной поддержки врача при принятии решений. Организация потоков информации и ее структурирование обеспечивает получение подробных отчетов о состоянии дел в отделении, помогает отслеживать динамику количественных показателей, дает возможность сепарирования данных для клинико-научного анализа. Наконец, ИТС отделений реанимации и интенсивной терапии может обеспечивать расчет фактической стоимости лечения пациентов. Одной из первых систем, разработанных в России для таких отделений, была «Информационная система отделения реанимации», созданная на базе московской больницы им. С.П.Боткина. Современная информационная система для отделений реанимации и интенсивной терапии «ИНТЕРИС», реализованная в Российском государственном медицинском университете, представляет собой программно-аппаратный комплекс, который включает медицинскую аппаратуру, специализированное и стандартное программное обеспечение, объединенные в локальную сеть ПК. С «ИНТЕРИС» работают все сотрудники отделения: заведующий, врачи, медицинские сестры. Предусмотрено АРМ в экспресс-лаборатории. Встроенная система идентификации пользователя определяет права доступа к ресурсам системы (см. подразд. 9.7). Система облегчает рутинную деятельность врача. В режиме «Лист назначений» предусмотрено как последовательное создание назначений, так и два способа их пакетного формирования. Для решения проблемы создания медицинских текстовых документов в «ИНТЕРИС» реализован специальный конструктор, позволяющий автоматически генерировать согласованный текст на основе выбранных признаков. Конструктор не только ускоряет формирование медицинских документов, но и дисциплинирует врача, предлагая соблюдать принятую последовательность записей. При этом предусмотрено несколько уровней детализации: от самого полного до минимального. Любой документ в системе обязательно включает дату и время его создания, а также фамилию автора. В этой системе реализованы разные способы ввода количественной информации в БД: автоматический (с мониторов и лабораторных анализаторов), пакетный, ручной. Поддержка принятия врачебных решений — одна из важнейших функций ИТС отделений — реализована в «ИНТЕРИС» в аналитических модулях АРМ врача-реаниматолога. Эти модули обеспечивают помощь врачу при оценке состояния основных физиологических систем организма, определении неврологических нарушений (шкала Глазго), оценке тяжести острого нарушения мозгового кровообращения (шкала NIHSS), прогнозировании исхода заболевания (APACHE II и SAPS II). В системе предусмотрена генерация различных отчетов. Она предоставляет возможность учета средств, затраченных на лечение пациента: базовой стоимости пребывания больного в отделении, стоимости использованных медикаментов, немедикаментозных воздействий и исследований. Система «ИНТЕРИС» может функционировать на базе отделения реанимации и интенсивной терапии ЛПУ как в автономном режиме, так и во взаимодействии с больничной ИС. Информационная медицинская система «МЕДИНФОС-2», разработанная для отделения реанимации и интенсивной терапии в Ростовском НИИ акушерства и педиатрии, обеспечивает: · ввод информации о состоянии пациента и выполненных назначениях, измерениях, манипуляциях, клинических исследованиях; · контроль выполнения средним медицинским персоналом назначений, измерений, клинических исследований с использованием звукового и визуального оповещения; · сбор и регистрацию графической, аудио- и видеоинформации, поступающей от медицинского диагностического оборудования; · мониторирование в режиме реального времени физиологических параметров состояния больного; · поиск, выборку и статистическую обработку текстовой и графической информации из компьютерных историй болезни пациентов по разным критериям с использованием формализованного описания медицинских терминов и понятий. Разработка ИТС для клинических и функционально-лабораторных отделений является важной и перспективной задачей. Их внедрение в практику сделает реальностью поддержку участников ЛДП на всех этапах оказания медицинской помощи больному и при ведении медицинской документации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.011 с.) |