Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бреттон-Вудская и Кингстонская валютно-финансовые системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкретную инициативу в создании новой валютной системы, которая могла бы успешно функционировать после окончания Второй мировой войны, взяли на себя страны, которые традиционно играли в ней ведущую роль - Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Еще летом 1941 г.. Джон Мейнард Кейнс подготовил первый текст, который был представлен британскому министерству денег. Он назывался "Предложения по созданию Международного компенсационного союза". В декабре того же года американское правительство поручило Гарри Декстеру Уайту и его коллегам из департамента Казначейства подготовить предложения по созданию Стабилизационного фонда союзников, который обеспечивал бы предоставление последним военной помощи и мог бы стать основой послевоенной мировой валютной системы. Летом 1942 г.. был осуществлен обмен этими документами для взаимного ознакомления. Следует отметить, что основные положения английского и американского планов совпадали. Прежде всего они предлагали обеспечить стабильность внутреннего экономического развития, осуществление государством определенных контролирующих функций в монетарной сфере в пределах функционирования национальных экономик. Особое внимание уделялось внутренним экономическим процессам, автоматически это означало уменьшение степени вхождения в мировое хозяйство, что, в свою очередь, означало проведение определенного контроля на международном уровне, благодаря которому страны должны были поступиться небольшой долей своего суверенитета в монетарной сфере. Для этого Кейнс и Уайт предлагали создать для международной кооперации специальный наднациональный орган. Определяя необходимость международного сотрудничества в валютной сфере, планы значительно отличались в других важных положениях. Если Кейнс отдавал приоритет интересам внутреннего развития, то Уайт на первое место ставил задачу международных. И хотя в дальнейшем были внесены изменения в оба плана, существенная разница между ними сохранилась. Почему Кейнс отдавал предпочтение внутренним проблемам в рамках новой международной валютной системы? Зная негативный опыт 30-х годов и добивался того, чтобы каждая страна сохранила в значительной степени свою независимость прежде всего в разработке и реализации внутренней экономической политики, которая бы обеспечила полную занятость. То есть и здесь Кейнс оставался на позициях ранее разработанной им концепции. Уайт, наоборот, под влиянием "нового курса" Рузвельта, предусматривал создание системы планирования и контроля над экономикой. Подобная философия, перенесена на международный уровень, привела к идее создания двух наднациональных институтов: фонда стабилизации и мирового банка. Эти два наднациональные органы могли бы осуществлять достаточно действенный контроль за внутренней денежной политикой государств - членов системы, особенно в отношении обменных курсов и мировых потоков капиталов. Все же, чтобы получить одобрение государственного департамента и Конгресса США, а также под влиянием идей Кейнса, Уайт внес важные изменения в свой проект: с одной стороны, он сделал акцент на создание фонда стабилизации, с другой - предоставил мировому банку статус классического кредитного учреждения, специализирующаяся на инвестициях в другие страны. Однако даже с учетом этих изменений план Уайта отличался от программ Кейнса. Вследствие длительных переговоров появилось Совместное коммюнике экспертов и в конце июня 1944 в Атлантик-Сити (США) встретились представители 44 стран для подготовки Бреттон-Вудской конференции. Эта встреча формально давала возможность участникам вносить те или иные поправки, особенно в отношении квот-взносов, но реально англо-американский план поставил участников конференции перед фактом. Поскольку США смогли навязать Великобритании свою точку зрения, то в конечном итоге было принято отредактированную версию плана Уайта. Таким образом, третья мировая валютная система создана по решению Бреттон-Вудской валютно- финансовой конференции ООН (стран антигитлеровской коалиции), которая проходила в июле 1944 гг. в США (город Бреттон-Вудс). То, что решение на этой конференции принимались фактически под диктовку США, не вызывает особого удивления. Ведь эта страна уже второй раз после мировой войны была в выигрыше. Так, если перед Первой мировой войной внешняя задолженность США в 1913 г.. достигала 7 млрд долл., а требования к другим странам составляли 2 млрд, то уже в 1926 г.. внешний долг сократился более чем вдвое, а требования возросли в 6 раз составляя сумму 12 млрд долл. Состоялось также перераспределение золотых резервов в пользу США: в 1914-1921 гг. чистый приток золота в США в основном из стран Европы достиг 2300000000 долл.; в 1924г. 46% золотых запасов капиталистического мира были сосредоточены в США (в 1914 г.. - 23%). Перед началом Второй мировой войны США были почти единственной страной, где сохранился золотомонетный стандарт, а курс доллара к западноевропейским валютам значительно вырос. Уже в то время США развернули борьбу за гегемонию доллара, однако добиться статуса резервной валюты им удалось лишь после Второй мировой войны. Засилье США в Бреттон-Вудской системе объяснялось и новой расстановкой сил в мировом хозяйстве. В 1949 г.. 54,6% капиталистического промышленного производства было сосредоточено в США. Этой же стране принадлежало 33% мирового капиталистического экспорта и почти 75% золотых резервов. А главный конкурент США в Бреттон-Вудской системе - Великобритания, обслуживая своей валютой 40% мировой торговли, обладала лишь 4% официальных золотых резервов капиталистического мира. Руководители США старались максимально использовать свою экономической мощь и создать такую международную валютную систему, которая бы отвечала интересам США и находилась под их контролем. К тому времени на Соединенные Штаты приходилось 34,7 голосов в созданном Международном валютном фонде. Под влиянием США в устав МВФ были включены положения, которые обязывали страны при получении кредитов предоставлять подробную информацию о состоянии экономики страны, ее золотовалютных запасов, выполнять рекомендации МВФ, касающиеся внутренней и внешней политики государства. При таких обстоятельствах, Советский Союз, который принимал участие в работе конференции в Бреттон-Вудсе, подписал итоговые документы, но не ратифицировал их. Ясно, что на выдвинутые на конференции условия не согласились и некоторые страны капиталистического мира, тем более их не мог принять тогдашний тоталитарный режим СССР. Основой Бреттон-Вудской системы была идея приспособления валют отдельных стран к национальным валютным системам ведущих на то время государств мира - США и Великобритании. Согласно договору основными инструментами международных расчетов становились золото и так называемые резервные валюты, статус которых получили американский доллар и английский фунт стерлингов. Страны, подписавшие Бреттон-Вудское соглашение, имели право свободно обменивать через свои центральные эмиссионные банки имеющиеся у них резервные валюты по официальной цене на золото, и наоборот. Однако, поскольку незначительный золотой запас Великобритании не позволил выразить золотую цену фунта стерлингов, а также по другим экономическим причинам, фунт стерлингов с самого начала выполнял роль резервной валюты лишь частично. Резервная валюта - национальная валюта ведущих государств мира, накопленная центральными банками других стран как резерв средств для международных расчетов. Он использовался как резервная валюта преимущественно колониями и доминионами Британской империи. Таким образом, фактически Бреттон-Вудская валютная система унаследовала, с одной стороны, остатки денежной системы "золотого стандарта", с другой - принципы национальной валютной системы США. Официально эту систему стали называть золотовалютним стандартом, а неофициально - золотодолларовым стандартом. На конференции был подписан "Заключительный акт", частями которого были уставы Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Бреттон-Вудская система вступила в действие после представления государственному департаменту США ратификации 2/3 стран - участниц конференции. Соглашение о МВФ предусматривало установление международного сотрудничества в сфере валютных отношений, обеспечения устойчивости валютных курсов, постепенную отмену валютных ограничений и внедрение обратимости валют. МБРР должен согласно договору обеспечить развитие долгосрочных кредитов и займов, в первую очередь странам, которые особенно пострадали от войны. Основными принципами функционирования Бреттон-Вудской валютной системы были: · сохранение роли золота, как платежного средства и расчетной единицы в международном обороте. Однако, в отличие от системы золотого стандарта, связь национальных валют с золотом осуществлялась опосредованно через доллар США, который один сохранял внешнюю конвертируемость в золото; · установление официальных курсов валют путем определения их золотого содержания и жесткой фиксации доллара; · приравнивание доллара к золоту на основе фиксации рыночной цены на золото (цена одной унции золота равнялась 35 долл., а золотое содержание доллара составил 0,888671 г чистого золота); · осуществление операций купли-продажи золота на уровне центральных банков стран с запретом таких операций для всех других субъектов. Если страна теряла возможность удерживать курс своей валюты к доллару в установленных пределах колебаний (± 1%), она могла, во-первых, использовать часть своего золота - валютного резерва для проведения стабилизирующих операций на валютном рынке; во-вторых, пойти на получение целевых займов, предоставляемых из специального фонда МВФ; в-третьих, провести девальвацию собственной денежной единицы. Изменение стоимости (масштаба цен) денежной единицы свыше 10% могло осуществляться только по соответствующей санкцией МВФ. В конце 60-х - начале 70-х годов эта система фактически исчерпала свои конструктивные возможности, поскольку асимметрия резервных и обычных валют обострила противоречия между США и Великобританией, с одной стороны, и западноевропейскими странами и Японией, с другой. Первым шагом на пути к формированию новой валютной системы стало создание международных платежных средств СДР - (Special drawing rights) специальных прав заимствования, а поворотным моментом - отказ США от свободного размена долларов на золото для нерезидентов. В марте 1973 был осуществлен переход к плавающим валютным курсам, а в июле 1974г. валютный паритет был заменен валютной корзиной СДР. Введение СДР - это фактически возвращение к старой идее Кейнса, которую он выдвинул еще в 1944 г., перед подписанием Бреттон-Вудской соглашения - идея создания "регулируемой валюты". Но в то время, когда США владели 2/3 валютных запасов мира, эта идея была для них неприемлемой. Ведь в 1949 году. централизованные золотые запасы США в 3,15 раза превышали сумму долларов, которая была размещена в иностранных банках. Именно поэтому этой стране при подписании Бреттон-Вудских соглашений, было выгодно "привязать" валюты других стран к золоту, подавляющее большинство мировых запасов которого находилась в банковских хранилищах США. Совсем иной была ситуация конца 60-х - начале 70-х годов, когда было введено СДР. США в значительной степени потеряли на мировом рынке свои конкурентные позиции, возник дефицит платежного баланса, начали развиваться инфляционные процессы, резко сократились запасы золота. Достаточно отметить, что в 1971г. централизованные золотые запасы США были в 6 раз меньше долларовой суммы, которая находилась в межгосударственном обращения. Поэтому выход был найден именно во внедрении "коллективной валюты ". СДР были выпущены в обращение с 1 января 1970г. согласно решению МВФ. Специальные права заимствования не имеют собственной стоимости. Сначала за масштаб СДР было принято золотое содержание доллара США (0,888671 г золота). После девальвации золота (декабрь 1971 г., февраль 1973) СДР были приравнены к 1,20635 долл. С 1 июля 1974 г., после перехода к плавающим курсам национальных валют стран - членов МВФ, был введен новый метод расчета стоимости СДР - метод "стандартной корзины" из рыночной стоимости валют 16 ведущих стран - членов МВФ (0,4 долл. США + 0,38 марки ФРГ + 0,45 ф. ст. + 0,44 франц. фр. и т.п., которые в сумме на определенную дату составили 1,20635 долл.). Позже МВФ перешел к определению стоимости СДР на основе средневзвешенной величины рыночного курса "валютной корзины" пяти ведущих валют мира: доллар США, немецкая марка, японская йена, фунт стерлингов, французский франк. Состав и доля отдельных валют в "корзине" СДР пересматриваются каждые 5 лет и отражают относительную роль каждой из пяти валют в мировой торговле и платежах, которая оценивается по стоимости экспорта товаров и услуг каждой из этих стран, а также по величине активов в данной валюте, которые использовались странами - членами МВФ как резервы в течении предыдущего 5-летнего периода. СДР могут использоваться только в межгосударственных расчетах для покрытия дефицитов платежных балансов и на некоторые другие цели путем обмена национальной валюты стран - участниц соглашения о СДР. Кроме того, эти расчетные средства могут быть использованы для проведения расчетов с международными банками и странами, не являющихся членами МВФ на основе купли-продажи СДР. В конце 60-х годов Бреттон-Вудская валютная система распалась вследствие ее кризиса. В новых условиях «долларовый стандарт» перестал соответствовать существующему соотношению сил, которое характеризовалось значительным ростом удельного веса в мировой экономике стран "Общего рынка" и Японии. Кроме того, большой дефицит платежного баланса США, накопленные долларовые запасы в иностранных центральных банках, уменьшение золотого запаса - все это свидетельствовало о том, что Бреттон-Вудская система становилась все более обременительной и для США. В 1971 -1973 гг. состоялась ломка Бреттон-Вудской валютной системы. Начало этому 15 января 1971 г. положило заявление тогдашнего президента США Р. Никсона о прекращении размена доллара на золото и введение "чрезвычайных средств" для спасения валюты. В январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка) было подписано соглашение, на основе которого появилась четвертая мировая валютная система - Кингстонская (Ямайская), которая вступила в силу 1 апреля 1978 г.. Основные положения Кингстонской валютной системы были юридически оформлены в серии поправок к Уставу МВФ, суть которых состоит в том, что: · каждая страна - член МВФ по своему усмотрению может выбирать режим курса собственной валюты, то есть фактически узаконивался режим плавающих курсов, к которым большинство стран пришли раньше, когда в марте 1973 ввели режим плавающих курсов для своих валют вопреки требованиям устава МВФ; · золото перестает быть эталоном стоимости в международной валютной системе и соответственно отменяется его официальная цена, составлявшая на начало 1976г. 42,2 единиц СДР за 1 унцию. При этом отменялись всевозможные ограничения на операции центральных банков с золотом и на переоценку ими имеющихся золотых резервов по рыночным ценам. Предоставленными правами быстро воспользовались страны с развитой рыночной экономикой, которые начали рассчитывать золотой запас по рыночным ценам. Достаточно широкую программу аукционов по продаже золота из государственных запасников осуществили США, которые в течение 1978 г. и в июле 1979г. на 15 аукционах Казначейства реализовали 382,6 т золота; · происходит процесс полной демонетизации золота - выведение этого благородного металла с внутренней сущности денежно-валютных отношений как это было в системы золотомонетного стандарта и превращение его в обычный, хотя и стратегический, товар с правом свободной купле-продажи на мировых валютных аукционах. На основе этого были отменены обязательства стран - участниц Кингстонской системы использовать золото в операциях с МВФ и полномочия Фонда на принятие от этих стран золота. В Уставе МВФ было зафиксировано принципиальное согласие его членов на реализацию официальных золотых запасов Фонда - 150 млн унций, или 4 665 т; · юридическое предоставление права каждой из валют стран - участниц Кингстонской системы выполнять роль резервной валюты, но в перспективе предпочтение отдавалось СДР (с преобразованием последних в главный резервный актив международной валютной системы); · взаимная договоренность участников Кингстонского соглашения о предоставлении исполнительному органу МВФ - Директорату - широких полномочий для осуществления надзора за выполнением странами своих обязательств по соглашению, особенно по соблюдению ими согласованных валютных курсов. Итак, Кингстонская валютная система фактически легализовала практику валютных отношений, которая стихийно сложилась в начале 70-х годов в период распада Бреттон-Вудской системы. Узаконен прием рыночных методов регулирования валютных курсов. Отныне США, получили возможность не создавать значительных валютных резервов, и не беспокоиться о систематической поддержке курса доллара, как это было в период действия Бреттон-Вудской системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.91.44 (0.011 с.) |