Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности систем управления базами данных при построении информационных системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основой многих информационных медицинских систем (ИМС) являются базы данных (БД). База данных — это организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования. Также БД можно определить как объективную форму представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью стандартных или специальных программ. Обычно БД можно рассматривать как информационную модель реальной системы. Классификация БД. Базы данных классифицируют на основе разных признаков. Одним из системообразующих признаков может быть характер хранимой информации. По нему БД подразделяют на фактографические и документальные. Фактографические содержат в себе данные в строго фиксированных форматах и краткой форме, являясь электронным аналогом каталогов. Документальные БД похожи на архив документов. Другим системообразующим признаком является способ хранения информации. По нему БД подразделяются на централизованные и распределенные. В централизованной БД вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть отдельный компьютер, но чаще — сервер, к которому подключены клиенты-пользователи. Распределенные БД функционируют в локальных и глобальных сетях. В этих случаях фрагменты БД могут храниться на разных компьютерах или серверах. Локальная сеть объединяет компьютеры одного подразделения или учреждения, расположенного в одном здании. Региональные и глобальные сети — это интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование ИС определенной направленности (территориальное здравоохранение, онкологическая служба и т.д.). Еще одним системообразующим признаком классификации БД является структура хранимых данных. По нему БД подразделяют на иерархические, сетевые и реляционные (табличные). Иерархические БД в графическом изображении часто сравнивают с деревом, перевернутым кроной вниз. На верхнем уровне находится один объект, на втором — несколько (объекты второго уровня), на третьем — еще больше (объекты третьего уровня) и т.д. Между объектами есть связи. Объект, находящийся выше по иерархии («предок»), может быть связан с несколькими объектами более низкого уровня («потомками»), а может и не иметь их. Объект ниже по иерархии может иметь только одного «предка». Объекты, имеющие общего «предка», называются «близнецами». Самым распространенным и всем известным примером иерархической БД является Каталог папок Windows. Верхний уровень (Рабочий стол) — «предок», второй уровень (Мои документы, Мой компьютер. Сетевое окружение, Корзина и т.д.) — «потомки». Сетевые БД являются обобщением иерархических за счет допущения объектов, имеющих более одного «предка». В сетевых моделях на связи между объектами никаких ограничений не накладывается. Наглядным примером сетевой БД является компьютерная сеть Интернет, в которой с помощью гиперссылок многие миллионы документов связаны между собой в распределенную БД. Не зря Интернет очень точно часто называют Всемирной паутиной. Реляционные БД (от англ. relation — отношение) в настоящее время наиболее распространены. В них используется табличная модель данных. Такая БД может состоять из одной таблицы, а может — из множества взаимосвязанных таблиц. Структурными составляющими таблицы являются записи и поля. Запись БД — это строка таблицы, содержащая информацию об отдельном объекте системы, например об одном пациенте. Поле БД — это столбец таблицы, содержащий характеристику (свойство, атрибут) объекта, например пол пациента, его возраст и т.д. Каждая таблица должна содержать хотя бы одно поле или несколько полей, содержимое которого уникально для каждой записи в данной таблице (ключ). Иначе говоря, ключ однозначно идентифицирует запись в таблице. В большинстве реально функционирующих медицинских реляционных БД используется составной ключ, например фамилия пациента, год рождения, номер истории болезни. Каждое поле таблицы имеет определенный тип, который определяется типом данных, которые в нем содержатся. Поле каждого типа имеет набор свойств. Наиболее важными из них являются размер поля — длина, формат поля — формат данных, которые в нем содержатся, обязательное поле — указание на то, что данное поле должно заполняться обязательно. Системы управления базами данных. Система управления базами данных (СУБД) — это программное обеспечение, предназначенное для работы с БД: их определения, создания, поддержки, осуществления контролируемого доступа. С помощью СУБД пользователь может: 1) разрабатывать структуру БД; 2) заполнять БД; 3) редактировать структуру и содержание БД; 4) искать информацию по БД; 5) осуществлять защиту и проверку целостности БД в ограниченном размере. Системы управления базами данных могут быть ориентированы на применение как программистами, так и специалистами в конкретной предметной области. Они предоставляют специальные инструментальные средства для разработки БД. Среди распространенных в России сложных СУБД, ориентированных на специалистов, следует назвать Oracle и Microsoft SQL. Система управления базами данных MS Access. Данная система ориентирована на продвинутого пользователя. После недолгого обучения она позволяет выполнять основные действия: создавать БД, заполнять и редактировать ее, осуществлять поиск и выборку данных. MS Access работает под операционной системой (ОС) Windows, может использоваться как на отдельном ПК, так и в составе локальной сети. Она не рассчитана на хранение больших объемов информации и может «разрушаться» при попытке ее применения как многопользовательской БД, поэтому для разработки больших БД MS Access не используется. Бывают случаи, когда при разработке и эксплуатации крупных проектов с БД MS Access используется для создания клиентской части — рабочих мест. MS Access имеет интерфейс, типичный для приложений ОС Windows. Она работает с данными, которые также представляют собой определенную иерархию. Таблица — главный тип объекта, состоящий из записей и полей; форма — вспомогательный объект, обеспечивающий удобства при редактировании, просмотре данных; запрос — команда обращения к СУБД (по отбору данных на основании заданных условий); отчет — документ, сформированный на основе информации по результатам запросов и таблиц. Построение базы данных. Построение БД включает в себя два основных элемента: проектирование и создание. Проектирование БД в свою очередь включает анализ предметной области, анализ данных и построение реляционной модели данных. Анализ предметной области основывается на информационной модели исследуемого объекта, например ЛПУ. Первой шаг системного анализа любого процесса — это его разделение на последовательные этапы. На каждом этапе выделяют и описывают происходящие на объекте информационные процессы. Анализ данных подразумевает выделение информации, используемой на каждом этапе процесса, и планирование таблиц (в реляционной БД). Создание реляционной модели данных заключается в описании всех используемых в ней таблиц (отношений) и построении схемы БД — системы связей между таблицами. Связи между таблицами осуществляются через одноименные поля: «один к одному» — одна запись в одной таблице связана с одной записью другой таблицы на одном уровне иерархии; «один ко многим» - одна запись в одной таблице связана с множеством записей в другой таблице (между соседними уровнями иерархической структуры). Организация связей между таблицами обеспечивает одно из важнейших качеств БД, называемое целостностью: СУБД не допустит, чтобы поля с одинаковыми именами в разных, связанных между собой, таблицах имели бы разные значения. Другими словами, СУБД осуществляет автоматический контроль за согласованностью взаимосвязанных данных разных таблиц. На этом проектирование БД завершается. Создание БД состоит из разработки структуры БД и заполнения ее данными. Описание создания конкретной БД выходит за рамки задач данного учебника. Контрольные вопросы 1) Как можно использовать MS Word в медицинских задачах? 2) Какие возможности предоставляет врачу MS Excel! 3) Дайте определение базы данных. 4) По каким признакам классифицируют базы данных? 5) Дайте характеристику основных понятий организации реляционной БД. 6) В чем заключаются особенности СУБД MS Access! 7) Дайте определение системе управления базами данных. 8) Какие этапы включает в себя построение базы данных? Глава 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.008 с.) |