Нательные или нагрудные кресты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нательные или нагрудные кресты



 

Существует бесконечное множество носимых каждым эфиопским христианином крестов, и они, как и другие местные типы крестов, могут стать объектом плодотворного исследования. Вероятно, подобные кресты носили еще в ранних столетиях абиссинского христианства.

Затем они, кажется, вышли из употребления, до того как царь Зара-Якоб настоял на возрождении этой традиции в XV столетии. Во всяком случае, трудно найти серебряные кресты старше начала XII столетия, когда металл впервые стал общедо­ступным, и коллекционеры нагрудных крестов не находят действительно древних их примеров. Тем не менее они остаются предметами глубокой внут­ренней красоты, и их дизайн вдохновляет захваты­вающий полет фантазии.

Один из наиболее популярных, до сих пор но­симых в Эфиопии — крест раttе, имеющий орна­мент в виде трилистника (либо же без него) или какое-нибудь другое украшение на концах своих плеч (рис. 43а). Этот тип креста впервые появля­ется в катакомбах, где он предстает нарисованным на стенах или вырезанным из мраморных пластин.

Рис. 42. Коптские подвесные кресты неизвестного происхождения и возраста из коллекции Британского музея (а—в, е, з—к) и Эшмолина, Оксфорд (г, д, ж). Слегка уменьшены

 

Их сравнение с коптскими крестами из нижнего и верхнего Египта (рис. 42) еще более интересно: они имеют такое же колечко для подвески и несколько практически идентичных форм, так что могут сей­час ходить в Эфиопии и не привлекать к себе при этом особого внимания.

Самые маленькие из этих крестов обыкновен­но носились подвешенными на шейный шнурок, и некоторые из них очень привлекательны за счет их трехмерной формы (рис. 43, б и в), крупные обыч­но вешались на более длинный шнурок или на оже­релье, особенно женщинами. Висящие на петельках кресты, хотя и не были диковинкой для византий­цев, в Эфиопии явление совсем недавнего времени. Доказательство тому часть креста, находящаяся над петелькой, часто выполненная в форме короны, пусть даже стилизованной. И петелька и корона свиде­тельствуют о том, что за последние 100 лет на абис­синскую модель креста повлияли европейские воен­ные и гражданские знаки различия.

На фотографии в конце книги изображены на­грудные кресты, формы которых, образованные от croix pattee (с расширяющимися плечами креста), находятся в двух верхних рядах, в третьем и четвер­том рядах изображены кресты с прямыми плеча­ми, кресты в нижнем ряду очень разнообразны (фото 105). В обеих основных категориях существу­ет несколько примеров с удлиненной нижней частью креста, как в «латинских», хотя большинство крес­тов «греческие», то есть равноплечие. Дополнитель­ным элементом в некоторых крестах в обеих кате­гориях является вписанный в центр квадрат (созда­ющий выступы между плечами) либо же наложен­ный круг. Необходимо заметить, что, хотя строгие прямые плечи не популярны, кресты подобного типа являлись отправной точкой для двух дру­гих важных подкатегорий: крестов с орнаментом в виде трилистника и крестов со сложным ажурным узором.

Нетрудно показать развитие более сложных форм крестов из простых — две подобные серии показаны на рисунке на следующей странице (см. рис. 43). Л далее мы видим простое двухнитяное кручение или переплетение, подобное тому, что изображается на рельефах VIII и IX столетий в Северной Италии и в других местах, и обязанное своему появлению вли­янию Ломбардии.

Рис. 43. Серебряные нагрудные кресты. Уменьшены

 

 

Рис. 44. Филигранные кресты и справа «звезда Давида». Уменьшены

 

Этот привлекательный дизайн проник в визан­тийский мир и каким-то образом добрался до Эфи­опии. Трехнитяное переплетение — последующая разработка той же самой темы, однако третий пример показывает его элегантную современную ва­риацию.

Все до сих пор упоминавшиеся кресты отлиты или вырезаны цельным куском, некоторые из них выполнены из целого нерасплавленного доллара Марии-Терезии (рис. 44). Тем не менее существу­ют также филигранные кресты, в которых серебря­ная проволока и маленькие шарики спаяны для со­здания узора; несколько из популярных вариантов проиллюстрированы на рисунке. Некоторые из этих нательных крестов с трудом могут быть узнаны как таковые, среди них имеется и так называемая «звез­да Давида»; любопытно, что этот иудейский символ может в данном контексте быть наделен равными правами с крестом.

 

РУЧНЫЕ КРЕСТЫ СВЯЩЕННИКОВ

 

Хотя нагрудные кресты и являются наследием времен раннего христианства, то же самое неспра­ведливо для священнических крестов, которые в Абиссинии приобрели форму, практически неизве­стную в остальном христианском мире (фото 106— 116). На нижнем конце вертикальной переклади­ны креста, за которую его держат, имеется прямо­угольная основа, призванная символизировать цер­ковный табот. Каждый священник носит один из подобных крестов с собой и достает его по необ­ходимости, и прохожие должны первым делом до­тронуться до этого креста лбом, а затем поцело­вать его.

Читателю, возможно, любопытно будет узнать, когда же появился этот необычный вид креста. Это не могло произойти позднее XV столетия, так как кресты были включены в сцены Писания из иллю­стрированных манускриптов того периода (рис. 45). Тем не менее очевидно, что в то время абиссинцы еще до конца не отдавали предпочтение нынешне­му общепринятому типу священнического креста. Небольшие плоские кресты на длинных перекла­динах (до сих пор иногда носимые монахами и монахинями), по-видимому, являлись альтернатив­ным типом, в то время как промежуточный тип, имеющий широкое основание в сочетании с очень длинной перекладиной, также можно встретить в миниатюрах.

Эти кресты могут быть сделаны из любого ме­талла или древесины. Кресты, сделанные из более мягких металлов (особенно серебра и его различ­ных сплавов), естественно, предполагают наиболее сложный дизайн. Железные, хотя и тщательно от­шлифованные, обычно имеют самые простые, но тем не менее очень элегантные формы, как это можно увидеть на рис. 46. Вместе с латунным крес­том и железными крестами, изображенными в кон­це книги, они представляют собой распространен­ный и популярный тип крестов. Это более поздний дизайн, связанный в особенности с Гондаром, но предположение о том, что его привнесли порту­гальцы (как думают некоторые писатели), кажется мне ни на чем не основанным.

Рис. 45. Священнические кресты из ранних манускриптов. Святые, держащие кресты слева направо: святой Тимофей (манускрипт XV столетия Апостольское послание, находится в Аддис-Абебе); архангел Гавриил из Благовещения (XV столетие, Евангелие из Иехйех Гиоргиос); святой Сириакус (начало XVI столетия, из Виф­леема); святой из манускрипта XV столетия в Гунда-Гунде

 

Стоит отметить, что три основные категории эфиопских крестов разделяют между собой всего несколько художественных замыслов. Форма толь­ко одного из проиллюстрированных нагрудных кре­стов (распространенного гондарского типа, о котором только что шла речь) встречается среди священнических крестов, и немногие из последних могут быть близко сопоставлены с церемониальными крестами. Тем не менее эти две упомянутые группы имеют одну чисто эфиопскую общую черту: их вер­хние части, склонные терять форму традиционного креста, все более приближаются к форме ромба.

Латунные и серебряные священнические кресты (не в пример более простым железным) зачастую имеют такой ажурный декор, что основной мотив креста становится практически незаметен. Выступа­ющий в виде трилистника орнамент, являющийся завершением плеч креста, переходит далее в скоп­ление вторичных крестиков, в то время как другие диагональные мотивы заполняют пространство меж­ду плечами креста. Иногда границы креста украша­ются маленькими птичками, символизирующими, очевидно, Святой Дух. Возможно, они были скопи­рованы с птичек, которых часто можно встретить в орнаментальных рамках таблиц канонов ранних абиссинских Евангелий.

Деревянные кресты (фото 113—116), как и сле­дует полагать, требуют украшений совсем другого типа: они редко бывают ажурными, но представ­ляют собой весьма подходящий материал для по­верхностной резьбы, часто выполняемой с большой тщательностью и мастерством. Судя по всему, они являлись особенностью гондарского региона (Бегхемдир) и прилегающей провинции Годжам, от­куда в настоящее время они попадают на рын­ки Аддис-Абебы на радость иностранным коллек­ционерам. В некоторых церковных сокровищницах хранятся сравнительно большие по размеру кресты этого типа. Они не используются священниками для будничных целей, а сохраняются (как настоя­щие кресты для церковных процессий) для особых случаев.

Рис. 46. Священнические кресты из железа и латуни. Длина — 20—25 см

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.01 с.)