Архитектура Аксумского царства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Аксумского царства



 

Между ранними архитектурными чертами, отра­женными в храме из Йехи, и высокоспецифичной архитектурой Аксумского царства, начавшего свое возвышение в первые века христианской эры, суще­ствует явный разрыв. На нынешнем уровне нашего знания трудно сказать, насколько местными явля­лись эти новые внедренные технологии постройки, если вообще они были таковыми, и откуда они мог­ли быть заимствованы.

Об аксумской архитектуре мы знаем из ряда ис­точников, которые, если взять их вместе, позволя­ют представить себе хотя бы неполную воображае­мую картину величественных сооружений старого царства, хотя и мало что от них осталось не погре­бенным под землей. Их планы и основания стали известны полсотни лет назад, благодаря работе гер­манской аксумской экспедиции, исследования ко­торой были квалифицированно и успешно продол­жены начиная с 1955 года Эфиопским археологи­ческим институтом.

Великие стелы Аксума, описанные в мельчайших подробностях Кренкером из германской экспеди­ции, — сооружения из цельного камня, представляю­щие многоэтажные башни, — все их архитектурные формы, по крайней мере видимые снаружи, были скрупулезно смоделированы (фото 40—42). Только один из этих башенных монолитов высотой 21м, де­сять этажей, с фальшивой дверью у основания, до сих пор стоит возвышаясь над землей. Составные час­ти более высокого монолита переправили в Рим в 1937 году. Там их возвели итальянцы. Величайший из всех монолитов, развалины которого лежат ныне на земле, был более 33 м (100 футов) в высоту и имел 13 ярусов; это, возможно, самый большой единый каменный блок, когда-либо добытый, вырезанный и поставленный во всем Древнем мире (рис. 12). У под­ножия каждого монолита имеется большая плоская плита, содержащая в себе неглубокие округлые выем­ки, очевидно для религиозных приношений.

Эти «небоскребы», достигающие своей высшей точки — наконечника в языческих полумесяцах, могут быть датированы не позднее чем началом IV столетия н. э. Вне всякого сомнения, они явля­ются архитектурным идеалом аксумитов в большей степени, чем все остальное в действительности воз­веденное ими, и можно предположить, что их на­значение — служить в качестве мемориалов великим монархам, возможно как мест обитания их духа. Как бы то ни было, они представляют собой историчес­кое свидетельство архитектурных технологий более совершенных, чем любое их изображение.

 

Но после того, как германская экспедиция от­крыла в Дэбрэ-Дамо древнюю церковь, где те же самые элементы использовались именно в строи­тельной конструкции, истинное значение каждой детали было выявлено и их архитектурный харак­тер в итоге доказан. Таким образом, великие мо­нолиты вместе с церковью в Дэбрэ-Дамо необы­чайно помогли в реконструировании ранней аксумской архитектуры.

Каменные троны Аксума, хотя едва ли являющи­еся архитектурными монументами, должны быть все же вскользь упомянуты: все они одного основного типа, правда, некоторые из них двойные (фото 45— 46). Сохранились лишь их массивные основы; они имеют гнезда для вертикальных плит, ни одной из которых не удалось дожить до нашего времени, но тем не менее реконструкция, сделанная Кренкером, представлена на этой странице (рис.13). Вероятно, эти троны использовались для совершения жертво­приношений или имели мемориальную функцию, но один из них, окруженный четырьмя приземисты­ми аксумскими колоннами, поддерживавшими крышу или открытый балдахин, использовался в позд­них столетиях для коронации абиссинских царей.

Все главные сооружения царства Аксум основы­ваются на массивных стилобатах или подиумах, ко­торые в большинстве случаев и являются тем един­ственным, что сегодня от них сохранилось (фото 31—32). Подиум поднимается узкими «шагами» от основания и до уровня первого этажа — черта, яв­ляющаяся общей для этих зданий и храма в Йехе, а также некоторых южноарабских сооружений, на­пример для подпорных стен хранилищ и резервуа­ров в Адене.

Но во времена Аксумского царства другая деталь стала обязательной: сооружения, как это видно на плане, «изрезаны», то есть и подиум, и внешние стены всей части здания выше фундамента попере­менно то вдаются внутрь, то выступают наружу — весьма эстетически важное расположение.

Были обнажены подиумы многих важных соору­жений, величественных в современные им времена, стоявших в самом Аксуме и в Матаре, на древней дороге, ведущей к берегу. Еще до прихода христи­анства в первой половине IV столетия все основные здания имели в своем основании квадрат размером до 40 м (рис. 14). Лестницы монументальных про­порций вели к главным входам: два их основных ти­па проиллюстрированы (фото 33—34). Явные свиде­тельства внутренних лестниц, построенных вокруг центрального квадратного блока, заставили Кренкера предположить, что у зданий имелись верхние этажи — один или более. Он также допускал нали­чие вершинных башенок, немного возвышавшихся над основным уровнем крыши. Эта архитектурная черта присутствует в миниатюре на сохранившейся до наших времен возведенной церкви — Йемрахана-Кристос (фото 47), и на нее же ссылается современный ей свидетель Козьма Индикоплов, писав­ший о четырехбашенном дворце царей Эфиопии.

 

 

Рис. 14. Схематические планы типичных аксумских дворцов (а и б) и церквей, построенных в соответствии с этим типом; дан прибли­зительный масштаб. Церкви из Адулиса (в), Деюра-Дамо (г), Аксума (д) и Кохаита (е) (по Кренкеру)

 

Эти впечатляющие сооружения, которые, вероят­но, были царскими дворцами или замками аристо­кратии, формировали в некоторых случаях (а возмож­но, и во всех) узловые точки обширных архитектур­ных композиций. Они, окруженные рядами зданий помельче, заключающих открытые площадки, могли быть жилищем придворных и слуг (рис. 15). Предпо­ложительный внешний вид одного из таких комплек-сов показан в реконструкции; похожие, но меньшие комплексы были раскопаны Эфиопским археологи­ческим институтом в Матаре и в Адди-Килте, рас­положенных строго на запад от современного города Аксум.

Рис. 15. Реконструкция дворцового комплекса Та'акха Марьям, в Аксуме. Общая площадь 80х120 м. План центрального блока напо­минает предыдущий рисунок (а) (из Кренкера)

 

Первый этаж этих величественных сооружений представлял собой низкие коридоры с каменными пилястрами или монолитными колоннами, поддер­живающими деревянные или каменные притолоки. Эти колонны были иногда квадратными в сечении со скошенными углами, иногда восьмигранными, иногда украшенными элегантными каннелюрами, но никогда не были круглыми. Они имели основа­ние и обычно кубические или же ступенчатые ка­пители, часто соответствовавшие друг другу (фото 35—39). Появились и более сложные формы, не­которые из них имели выемки для деревянных колонн. Они даже могут быть найдены лежащими на месте древнего Адулиса, порта на Красном море, служа лишним доказательством того, что архитектура этого приморского города была чисто аксумской.

Верхние этажи этих дворцов предположительно построены по методу «камень и древесина», приме­ром которого является описанная ниже архитек­тура Дэбрэ-Дамо. В любом случае эти технологии должны были быть доступными, так как все их вне­шние формы тщательно скопированы в многоярус­ных монолитах Аксума, являющихся современника­ми дворцов. Внешняя реконструкция, представлен­ная германской экспедицией, предполагает исполь­зование этого строительного метода. Я сделал то же самое предположение, пытаясь реконструировать внутреннее помещение приемной комнаты верхне­го этажа одного из этих дворцов (рис. 16). Для этой цели, однако, возможно было бы рассматривать ар­хитектуру некоторых выдолбленных в скале церквей в Тыграй, которые, по-видимому, сохраняют архаи­ческие черты.

Несмотря на великолепное общее впечатление, эта реконструкция иллюстрирует малочисленность конструктивных и декоративных форм, доступных аксумитам. Их архитектура полностью основана на конструкциях с балочным перекрытием — нет ни­каких данных об арках, сводах или куполах в этом раннем периоде. Их дверная и оконная конструк­ции, вновь используемые во фризе, чуть ниже кессона потолка, утратили какую-то долю своей декоративной привлекательности из-за слишком частого повторения. Хотя и существовал в действи­тельности узор в виде миниатюрной арки, изобра­женной в решетчатых окнах (он появлялся на верх­них этажах гигантской стелы), но был практически единственным используемым чисто декоративным мотивом (фото 44). Несколькими столетиями позже арочные конструкции стали постепенно внедряться в местную архитектуру, да и то только в чисто цер­ковных христианских постройках.

 

ВОЗВЕДЕННЫЕ ЦЕРКВИ

 

После перехода двора Аксума в христианство в первой половине IV столетия были построены ка­кие-то церкви, однако старейшие из ныне извест­ных церковных оснований, по-видимому, должны быть датируемы не раньше чем VI столетием, и они, хотя все еще несли на себе отчетливые аксумские архитектурные черты (ступенчатый подиум, изре­занный план), теперь имели продолговатую форму (см. рис. 14). Это указывает на влияние ранних хри­стианских базилик, в особенности сирийских. Уп­рощенная схема базилики стала практически почти неменяющейся основой ранней абиссинской цер­ковной архитектуры. Наиболее достойный внима­ния сохранившийся представитель этого стиля — мо­настырская церковь в Дэбрэ-Дамо, добираться до которой нужно влезая по канату на скалы, окружа­ющие ровную вершину амба.

Схема Дэбрэ-Дамо (с традиционными изрезанны­ми стенами) (рис. 17, 18), показаны ее поперечный разрез и перспектива. Со стороны западного порти­ка (более, позднего) двойные двери ведут в нартекс с низкой крышей, к северу от которого идет лест­ница, поднимающаяся вокруг квадратного каменно­го блока и ведущая к верхней палате. Потолок нартек-са, украшенный кессонами (фото 104), заслуживает особого внимания из-за его восхитительных панелей, несущих рельеф с зоологическим мотивом, имевшим­ся уже на более раннем сооружении. Двойные двери ведут также в неф, разделенный на четыре пролета, со вновь используемыми монолитными колоннами аксумского типа. На каждой стороне нефа эти колонны поддерживают притолочные балки, по которым идет декоративный фриз, сконструированный в виде ряда миниатюрных декоративных окон, такой же фриз ведет и вокруг святилища (фото51 – 53).

Рис. 17. Поперечное сечение и план мо­настырского храма в Дэбрэ-Дамо (из Кренкера и Мэттьюза с изменениями)

 

 

Рис.18. Перспектива главной церкви Дэб­рэ-Дамо в том ви­де, в каком она была в 1906 году и оста­валась таковой до 1945 года (из Крен­кера)

 

Верхние стены нефа, поднимающиеся выше это­го фриза, ранее поддерживали довольно сложно сконструированную деревянную крышу неизвестной датировки (ею пришлось пожертвовать во время ре­ставрации 1948 года, и после этого времени крыша стала плоской и, вероятно, напоминает изначаль­ную аксумскую крышу). Боковые приделы храма значительно ниже нефа и увенчиваются верхними этажами. По направлению к востоку неф ведет через «арку святилища» (единственную во всем здании) к макдасу, или святая святых, который увенчивается куполом. Ни арка, ни купол не являют в прямом смысле правильно сконструированным: арка составлена из изогнутых фрагментов дерева резьбой геометрическими узорами, купол также основывается на каркасе из изогнутой древесины.

Стены вместе с их оконными и дверными рама ми представляют собой в точности ту архитектурную структуру, скопированную уже в III или IV столетии н. э. с великих монолитов Аксума. Эта техника кажется специфичной для Эфиопии, хотя в чем-то похожие строительные методы известны в Турции Пакистане. Д.Х. Меттьюз, которому представился случай разобрать целую стену во время реставрации в Дэбрэ-Дамо, представил сопровождающие рисунки, показывавшие в деталях этот метод конструирования (рис. 19). Сердцевина стены сделана небольших плоских необработанных камней, мешенных в глинистом строительном растворе; промежутках приблизительно в 50 см горизонтальные доски встраиваются с внешней и внутренне стороны стен; в уже выстроенной стене эти доек немного углубляются, в то время как каменный ряд кладки (всегда изначально оштукатуренный) выдается наружу. Для придания большей жесткости не большие поперечные связующие элементы пронизывают стену; вставленные сверху в пазы продольных досок, они свободно выдаются наружу (и некоторые из них пронизывают всю стену, показываясь также и с внутренней стороны), их выступающие концы в литературных источниках обозначают как «обезьяньи головы».

 

Рис. 19. Аксумская конструкция стены и оконной рамы, построен­ная по примеру архитектуры Дэбрэ-Дамо. Два элемента рамы по­казаны как в фиксированном состоянии, так и в состоянии сборки

 

На рисунке также показаны блоки, скрывающие стыковые точки горизонтальных досок и создающие, таким образом, иллюзию, что последние явля­ются цельными квадратными в разрезе балками — изобретение, вне всяких сомнений отражающее оп­ределенную нехватку древесины. Наконец, рисунок показывает, каким образом рамы окон (а также и дверей) сколачиваются и вставляются в стену. Угло­вые балки этих рамок пронизывают всю стену, и в их пазы входят продольные стенные доски; таким образом, они служат в качестве дополнительных связующих элементов, усиливающих всю досочную рамку. Их квадратные торцы, выступающие по углам каждой рамки, сохраняются на протяже­нии столетий, и не только в возведенных церквях, но и в выдолбленных из скал копиях, на которые они оказали свое вдохновляющее воздействие, в конце концов становясь последней чертой убываю­щего влияния Аксума спустя много лет после того, как их изначальная функция была забыта.

 

Церкви Дэбрэ-Дамо приписывались различные даты постройки, но ни одна из них не будет точной, так как Дэбрэ-Дамо представляет многие последо­вательные периоды постройки или перестройки со времен раннего христианства и, возможно, до XV или XVI столетия. По моему личному мнению, большая часть ныне существующего сооружения может быть отнесена к X или XI столетию. Как бы то ни было на самом деле, она остается наиболее совершенной и наиболее архаичной из всех возведенных церквей, до сих пор существующих в Эфиопии, с ее «изрезанным» базиликальным планом, древней технологией возве­дения, типичными оконными и дверными рамами и фризом (являющимися основным признаком эфиоп­ского стиля), многочисленными притолоками и един­ственной аркой в почетном месте.

Древний кафедральный собор Святой Марии Си­онской в Аксуме, разрушенный в XVI столетии, пред­ставлял собой большую базилику с пятью притво­рами, возможно самую амбициозную среди ранних возведенных церквей. Мы можем предположить, что он напоминал Дэбрэ-Дамо, так как имел множество притолок со всего одной аркой в восточном конце нефа, хотя он, возможно, имел несколько дополни­тельных арок, например в восточных концах притво­ров и в западном конце нефа. Также он отличался, что установлено практически точно, внешней колон­надой — чертой, повторяемой в некоторых выдолб­ленных из скал церквях (фото 59).

Распределение наиболее важных ранних церквей, как сохранившихся до сих пор, так и недавно раз­рушенных, показано на карте (рис. 10). Одна из них, еще недавно стоявшая в Асмэре, исчезла около 1920 года. Из других церквей Эритреи Арамо просу­ществовала до 1940-х, а Дэбрэ-Либанос — приблизи­тельно до 1960 года. Далее на юг новые открытия ком­пенсировали в какой-то мере эти трагические потери: Дэбрэ-Селам вблизи Атсби в Тыграй — прекрасная миниатюрная церквушка, частично выдолбленная в камне, частично возведенная, замурованная в укры­тии из скал, посреди живописных песчаных глыб (фо­то 47-49).

Удивительный район Ласта располагает по край­ней мере четырьмя подобными церквями, защи­щенными от стихии большими пещерами. Одна из них — Йемрахана-Кристос (день пути на север от Лалибэлы) — наиболее совершенна и, пожалуй, наиболее удивительна, с ее бросающимися в глаза полосатыми стенами (у которых, однако, отсутству­ют «обезьяньи головы»). Ее внутренние помещения, где все притолоки замещены арками, являются наи­более богато декорированными из всех тех, что мы знаем, с искусно сделанной и красивой крышей нефа, куполом над святилищем и изобилием эле­ментов декора, вырезанных и раскрашенных, боль­шинство из которых, видимо, имеет исламское про­исхождение. Эта церковь имеет очень важное ар­хитектурное значение, так как она — воплощение традиций, сильно повлиявших на выдолбленные в скале церкви Лалибэлы, несмотря на то, предше­ствовала она им или нет.

К востоку от Лалибэлы, в горном массиве Ме-кена в пещерах стоят две очаровательные крохот­ные церквушки, так же как и Джамаду-Марьям, расположенные далее на востоке (фото 50). Дале­ко на юго-запад от Ласты, по направлению к Дэбрэ-Табор (Бегхемдир), расположено удивительно изолированное место Бетлехем, где древняя цер­ковь скрыта внутри другой, круглой более поздней церкви с соломенной крышей. Ни одна из них не может быть датирована, но я полагаю, что все они более поздние, чем Йемрахана-Кристос, которая и сама, в свою очередь, на столетие моложе древне­го прототипа Дэбрэ-Дамо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.019 с.)