Другие церкви — простые и необычные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие церкви — простые и необычные



 

В процессе описания значительных монументов эфиопской архитектуры я не уделил должного внимания более скромным деревенским церквям, в то время как последних подавляющее большинство и они в действительности составляют часть ландшафта Эфиопии (некоторое представление об их распределении дано на карте Дэбрэ-Дамо) (см. рис. 8).

Круглые церкви с коническими крышами встречаются повсеместно в Шоа, и в основном на христианском юге и западе, и, как и обыкновенные круглые хижины, могут быть сделаны из «плетня и обмазки» или же из камня. Большинство церквей этой формы или ее восьмигранной разновидности в наше время строятся даже на севере. Хотя и столь многочисленны в сегодняшней Эфиопии — по-видимому, эта популярность пришла к ним в последние несколько сотен лет, — круглые церкви не могут быть слишком раннего происхождения.

Типичная деревенская церковь в Тыграй и Эритрее (фото 13, 14), где древние традиции все еще живы, является прямоугольной и выстроенной исключительно из камня, с плоской крышей, сквозь которую часто возвышается верхушка святилища. Практически всегда на севере имеется набор из двух или трех каменных колокольчиков, или «фонолитов», подвешенных на деревянные рамки вблизи церкви.

Сопутствующий схематический план основания (рис. 29) показывает обыкновенное устройство со­временных эфиопских церквей. Круглые или прямоугольные, они утратили все следы древнего базиликального плана, несмотря на то, что другие детали архаические. Макдас, обыкновенно квадратный и ничем не поддерживающийся, имеет алтарь-плитку (табот) или несколько плиток, хранящих­ся в деревянном алтарном сундуке (манбара табот), эта часть церкви может быть доступна толь­ко для священнослужителей. Внутренняя галерея киддист используется причащающимися во время службы. Вторая внешняя галерея (если она есть) или любое другое имеющееся пространство, лежавшее в западной части, будет отведено под кене мехлет — место, используемое дабтарами и доступное каждому. За исключением макдаса, святая святых, эти различные части церкви не всегда очень четко определены — в особенности в ранних базиликах. Сам я не слишком убежден в бытующей теории о том, что они отражают трехчастное деление иудей­ского храма.

 

Рис. 29. Современные планы прямоугольных и круглых церквей с изолированным святилищем: м = магдас (святая святых); к = киддист; км = кене мехлет

 

В более труднопроходимых регионах нагорий, особенно в Эритрее, Тыграй и Валло, можно увидеть много других церквей, не являющихся ни круглыми, ни продолговатыми (фото 66, 67). Они цепляются за скалы или кажутся вклинившимися в пе­щеры или расщелины среди каменных глыб. Суще­ствующие сооружения могут быть, а могут и не быть древними, хотя многие из этих мест вполне могли быть священными местами еще до прихода христи­анских времен. В некоторых из них внутреннее про­странство может быть расширено за счет скального высечения, но их нельзя отнести к типу выдолблен­ных в скале церквей, и я не пытался показать их на археологической карте. Эти святилища посреди скал незначительные архитектурные памятники, но они достойны внимания за их неожиданные формы и часто за их удивительное местоположение среди гор и ущелий северных нагорий.

 

Глава 5

ЛИТЕРАТУРА

 

Как уже ясно из вышесказанного, ранние колони­сты из Южной Аравии принесли с собой в Эфиопию не только семитский язык, чуждый для Африки, но также и Сабинскую, или Гимиаритскую, слоговую азбуку, подходящую для этого языка. И этот архаич­ный, но достаточно удобный алфавит, правда пос­ле соответствующих поправок и изменений, жив до сегодняшнего дня, как и три языка, произошедшие от геэз, или эфиопского. Этим и объясняется сущест­вование более чем 2000-летней абиссинской литера­турной традиции — феномен, нигде более в Африке не известный, поскольку все другие языки, и прежде всего египетские, вышли из употребления и забылись задолго до начала новой истории. Следует заметить, что Эфиопия к тому же, благодаря церкви, была еще и довольно грамотной страной.

И все же, несмотря на неподвластную времени ценность для абиссинцев древних письменных до­кументов, эта традиция, к сожалению, прерывается. Из ранних письменных документов, представляю­щих не только исторический, но и некоторый ли­тературный интерес, всего несколько датируются позже чем IV век и, пожалуй, нет ни одного позже IX века. Вряд ли найдется хоть один уцелевший документ за следующие 400 лет, будь то надпись на камне или рукопись на пергаменте. Некоторая ли­тературная активность, должно быть, наблюдалась во время правления монархии Агау, но их гораздо более занимала архитектура.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что самый древний известный манускрипт датируется XIII веком. Все документы написаны на пергаменте, на страницах размечены поля и столбцы, и текст на них процарапан булавкой тонкими линиями. Этими и другими особенностями они очень напоминают за­падные средневековые манускрипты. Многие из этих ранних книг написаны очень красивым почерком, а некоторые из Евангелий, датируемые XIV веком и далее, содержат иллюстрации, представляющие зна­чительный интерес (см. главу 6). После этого, несмот­ря на перерыв во время тревожных событий XVI сто­летия, искусство эфиопских писцов и миниатюристов постоянно поддерживалось благодаря монастырям и королевскому двору. Каллиграфия была особенным предметом гордости абиссинского книжного искус­ства, достигнув своего второго пика совершенства (и наивысшего) в XVIII столетии, затем она пришла в упадок (фото 29, 30).

Предметом нашего интереса являются исключи­тельно манускрипты. До конца XIX столетия печат­ные книги не были широко распространены. Но да­же тогда произведенные массовым тиражом книги не смогли внушить того уважения, которым пользова­лись манускрипты, они до сих пор высоко ценимы и необходимы для священнослужителя. Иногда са­мые меньшие по размеру книги (особенно отрывки из псалмов) имеют кожаную папку для переноски или даже двойную папку, которая перекидывается через плечо странствующими священниками и дабтарами или монахами-пилигримами (рис. 30).

 

Рис. 30. Священный манускрипт отшельника с внутренним и внешним кожаным чехлом и плечевым ремнем. Если потянуть за узкий ремешок, книжка сама собой выскакивает. Общая длина — 20 см

 

Литературная проза абиссинцев в большей своей части состоит из писаний, переведенных с гречес­ких или арабских источников, включая много работ, на Западе считающихся апокрифическими. Она так­же включает в себя множество агиографической ли­тературы, прославляющей жизни и деяния местных святых, помимо тех, которые широко известны, а также определенное количество теологических трак­татов. Снабжались этими религиозными текстами, многие из которых совершенно необходимы для литургического использования во всех абиссинских церквях, по большей части монастырские скриптории, в то время как светская литература, состоящая преимущественно из царских хроник, готовилась при дворе. В дополнение к прозаическим работам существует весьма популярный и более оригиналь­ный жанр, относящийся скорее к духу поэзии. Здесь опять мы можем выделить две составляющие: ре­лигиозную — гимны и стихи, использующиеся для церковной службы, и светскую, включающую в себя песни военные и прославляющие великих людей.

Все эти книги написаны на местном языке геэз или переведены на этот язык. Он считался достой­ным средством для передачи всех литературных композиций, точно так же как продолжал быть язы­ком церковной службы долгое время после того, как перестал быть полностью понятным. До XVII сто­летия не было даже хроники, составленной на амхарском языке, который постепенно становился наиболее распространенным. Именно по этой един­ственной причине не могло появиться ничего похо­жего на популярную литературу. Это стало возмож­ным только в результате социальных изменений и введения печатной прессы в самые последние годы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.007 с.)