Кресты для церковных процессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кресты для церковных процессий



 

Подавляющее большинство используемых сего­дня церемониальных крестов имеют описанную выше специфически абиссинскую форму. Они во многом отошли от обыкновенной формы креста путем усложнения всего дизайна и имеют тенден­цию к распространению декора или полному запол­нению им углов между плечами креста. Это прида­ет им основную форму наклоненного квадрата или ромба. Они также снабжены металлическими петля­ми у основания, через них продеваются разноцвет­ные ткани, в которые крест завертывают, когда его не используют. Эти различные черты всегда привлекают к себе внимание, особенно когда абиссинский церемониальный крест находится в каком-нибудь неподходящем для него окружении, например в церкви или в музее на Западе.

Эти уникальные кресты (фото 123—127) несомненно конечный продукт процесса развития, длив­шегося, возможно, сотни лет и продолжавшегося в XVII и XVIII столетиях. Далеко не просто сказать, когда этот процесс начался и как он протекал, а иллюстрированные манускрипты XV и начала XVI столетия являются в данном случае ненадежным источником. В них и правда имеются изображения некоторых простых церемониальных крес­тов, но действительно интересные формы, которые наверняка предшествуют этим манускриптам, в них не представлены совсем. Возможно, иллюстраторы сочли их слишком трудными для изображения и довольствовались более простой стандартной) версией.

 

 

Рис. 47. Ранние бронзовые церемониальные кресты XII—XIII сто­летий (?) из монастырей Дэбрэ-Либанос, Эритрея (в, б) и Абба-Салама, Тыграй (в)

 

Эти абиссинские кресты относятся, скорее всего, к Средним векам и в большинстве своем несут некое семейное сходство друг с другом, их называют «крестами Лалибэлы». Хотя и сохранилось множество гораздо более северных экземпляров в Тыграе и Эритрее, они вполне могут быть датированы вре­менем царей Агау, правивших из Лалибэлы на протяжении почти 300 лет (980—1270).

Обычно сделанные из меди, или бронзы, или редко из железа (фото 120—122), эти кресты не име­ют квадратной или ромбовидной формы, ставшей позже столь популярной, но они тем не менее ори­гинальны. Их создатели начали разрабатывать про­стые крестообразные формы, расчленяя монолитность (как это можно увидеть на рис. 47, в и б), выстраивая арочные или угловые рамки вокруг центрального креста или крестов (рис. 47, б) или сочетая оба этих процесса. Большинство ранних крестов имеют петли у своих оснований, которые или могут, или не могут быть в действительности цельной частью самого креста. В соединении с этими петлями или крестом или с обоими мы находим вырезанные или подчеркнутые рельефы головок голубей, символизирующих Святой Дух, как и более поздний и более очевидные птицы на священнических крестах, о которых уже упоминалось выше.

Три других ранних церемониальных креста (все они находятся в Музее Института эфиопских исследований) показаны в конце книги (фото 118, 119). Нижние из них — редкий и красивый образец, иллюстрирующий переход креста от средневековой к ее современной форме. Он строится на основе вокруг простой крестообразной формы, которая все еще остается основой его рисунка, а в качестве экспе­римента появились и диагональные кресты меньше­го размера, в некоторых более поздних вариантах полностью заполняющие углы между плечами кре­ста. Выгравированные архаические сюжеты в цент­ральных частях креста предоставляют дополнитель­ное свидетельство того, что этот крест может быть датирован XV или началом XVI столетия.

Рис. 48. Поздний церемониальный крест (ХVII столетие) с грави­ровкой, имеющей западные мотивы: Распятие (наверху), Ессе Ноmо (Се Человек) (слева) и Воскресение Христа (справа) (из Скотта)

 

Виды крестов для церковных процессий, кото­рые сегодня кажутся типичными для Эфиопии, ско­рее всего, появились в Гондаре между 1600-ми и 1800-ми годами (фото 123—126). (Некоторые без­основательно датированы XVI или даже XV века­ми.) Насколько можно судить, это местное творе­ние, имеющее очень мало иностранного влияния и определенно вносящее значительный вклад в ми­ровую сокровищницу декоративного искусства. Так называемые петли, неизменно имеющиеся на этих крестах, возможно, дают ключ к их датировке. Про­стые петли, часто прикрепленные по отдельности, предположительно свойственны крестам более ран­него периода; более сложные петли, представляю­щие единый рисунок, соответствуют позднему пери­оду, они же являются наиболее изящными.

И хотя эти кресты чисто абиссинские, одна прису­щая им характерная особенность доказывает, сколь велико было тогда влияние Запада. Это обстоятель­ство, кстати, помогает более точно определить время их изготовления. Влияние, о котором идет речь, мож­но усмотреть в упрощенном варианте изображения библейских сюжетов, которыми почти всегда, по воз­можности, заполняли пустое пространство крестов. Иконография почти всех этих сюжетов, вне всякого сомнения, западная (рис. 48), и она не была известна в Абиссинии до XVII столетия. Крест, изображенный выше, содержит три таких сюжета.

Рис. 49. Маленький бронзовый церемониальный крест XVI столе­тия (?), восстановленный по фрагменту, находящемуся во владении автора

 

Церемониальные кресты — самое подходящее ло­гическое завершение настоящего обзора абиссинско­го искусства. Всякий раз, когда церковная процессия сопровождается выносом тавота, в ней обязательно будут и церемониальные кресты, высоко поднятые на длинных шестах. Сами они тоже должны быть окру­жены красочными балдахинами (рис. 9) (или же зон­тиками, современными их заменителями), что прида­ет еще большую колоритность этому великолепному и незабываемому действу. Мы с полным правом мо­жем заявить, что крест в этой и других своих формах получил больше оригинальных художественных ин­терпретаций, сопровождавшихся более кропотливым трудом в Эфиопии, нежели в какой-либо другой хри­стианской стране.

 

Приложение 1

ЭФИОПСКАЯ СЛОГОВАЯ АЗБУКА

 

Данная таблица, в которой сравниваются семит­ская и другие азбуки, наглядно демонстрирует тес­ную зависимость эфиопской слоговой азбуки от южноарабской: полагают, что она, скорее всего, произошла от рукописного варианта последней.

Каждая южноарабская или эфиопская буква представляет собой слог, состоящий из согласного звука, за которым следует гласный, или же просто из одиночного гласного звука. Причем ни в южно­арабском, ни в раннем эфиопском языке гласная на письме никак не обозначается. Однако в IV столе­тии н. э. у абиссинцев появилась система вокализа­ции, зависящая от модификации написания основ­ной буквы.

Ключ

1 Фонетическое значение

Азбуки:

2 Финикийская

3 Южноарабская

4 Эфиопская

5 Древнееврейская

6 Классическая греческая

7 Арабская

 

 

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.009 с.)