Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Календарь, расчет дня Пасхи и датирование манускриптов

Поиск

КАЛЕНДАРЬ

 

Календари всего цивилизованного мира основа­ны на работе древних египетских астрономов, об­наруживших в III или IV тысячелетии до н. э., что солнечный, или сидерический, год длится немно­гим менее чем 365,25 дня. Однако работа по вне­дрению этих знаний в приемлемую календарную систему была осуществлена астрономами алексан­дрийской школы, эллинистическая наука которых позволила им улучшить более раннюю египетскую астрономию. Именно они внедрили систему с ви­сокосным годом, в которой календарный год не расходился с природным, отмеченным сезонами и разливами Нила.

В то время как римляне в эпоху правления Юлия Цезаря заимствовали свой реформированный ка­лендарь у александрийской науки и завещали его всему западному миру, копты же по праву наследо­вали эту науку и развили ее самостоятельно. В свое время копты передали этот календарь вместе с их методом расчета даты Пасхи дочерней церкви в Эфиопии. Таким образом, коптско-эфиопский год имеет некоторые общие черты с западным годом, так как источник происхождения у них один и тот же. Тем не менее годы их календаря имеют разную; точку отсчета, первый день года, разделены на раз­ные месяцы, и дополнительный день високосного года приходится на разные даты.

Коптско-египетский календарь придерживается древней египетской системы, в которой год разде­ляется на 12 месяцев, каждый из которых имеет по 30 дней плюс пять «эпагоменальных» дней в кон­це года; дополнительный день, предусмотренный для високосного года, становится шестым днем последнего короткого 13-го «месяца». (Nota bene! Смотри слоган в современной эфиопской туристи­ческой литературе «Тринадцать месяцев солнечно­го света!».)

Коптско-египетская хронология в соответствии с «эрой Воплощения» (то есть имеющей в качестве точки отсчета рождение Христа) отстает от запад­ного летосчисления на семь-восемь лет, начиная; со времен раннего христианства. (Если вы не зна­ете ни месяца, ни даты, следуйте такому прави­лу: чтобы получить соответствующий год западного календаря, добавляйте восемь лет к эфиопской дате.) Тем не менее многие даты указываются в соответствии с совершенно иной системой — «эрой Мира». Отправная точка этой системы летосчисления — условная дата 5500 лет до Рождества Христова, принятая за дату Сотворения мира, устанавливающая начало христианской эры на 5501 год.

Во времена III столетия александрийские астрономы почувствовали необходимость в новой отправной точке для расчета дат, учитывающей периоды лунного месяца, столь важные для определения дня Пасхи. Они приняли 19-годичный лунный цикл, на который впервые обратил внимание афинский уче­ный Метон в V столетии до н. э. (Это означает, что фазы Луны снова попадают на те же дни месяца после интервала в 19 лет.) Годом, выбранным для начала новой эры, стал 277 год (Египетская эра во­площения), равный европейскому 284 году н. э., и день, выбранный для Нового года, соответствовал 29 августа (по юлианскому календарю). Выбор этих дат не случаен: этот день в данном конкретном году был днем новой луны и воспроизводил астрономи­ческие характеристики первого дня Творения, пос­ле которого прошло 5776 лет, или ровно 304 лунных цикла по 19 лет.

Эта новая эра, впоследствии известная как эра Диоклетиана (чье правление началось в этот год), или как эра Мучеников, широко использовалась для составления хронологии коптами и абиссинцами, последние, однако, предпочли начать отсчет зано­во после завершения «Великого цикла», состояще­го из 532 лет, после прохождения которого фазы Луны вновь приходились не только на те же дни месяца, но и на те же самые дни недели. Вновь выбранный день Нового года (29 августа по юлиан­скому календарю; ныне 11 сентября) установился прочно, вне зависимости от системы летосчисления, применявшейся в дальнейшем. Наконец, необхо­димо отметить, что каждый эфиопский год посвя­щается одному из четырех евангелистов, в соответ­ствии со следующим циклом: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Год святого Луки — високосный, и допол­нительный день добавляется к короткому 13-му ме­сяцу года (Пагумен). Таким образом, есть интервал в менее чем три месяца перед началом западного високосного года.

 

Следующая таблица показывает длительность эфиопских месяцев по сравнению с западным (гри­горианским) календарем:

 

Маскарам сентябрь 11 (12) октябрь 10 (11)
Тикимт октябрь 11 (12) ноябрь 9 (10)
Хидар ноябрь 10 (11) декабрь 9 (11)
Тахисас декабрь 10 (11) январь 8 (9)
Тир январь 9 (10) февраль 7 (8)
Якатит февраль 8 (9) март 9
Магабит март 10 апрель 8
Миазия апрель 9 май 8
Гинбот май 9 июнь 7
Сане июнь 8 июль 7
Хамле июль 8 август 6
Нахасе август 7 сентябрь 5
Пагумен сентябрь 6 сентябрь 10 (11)

 

Примечания к таблице:

а) даты в скобках применяются только к допол­нительному (интерполированному) дню, добавляе­мому в конце эфиопского високосного года (года святого Луки), вплоть до дополнительного дня за­падного високосного года (29 февраля), который следует по прошествии приблизительно пяти с по­ловиной месяцев и таким образом восстанавливает нормальное соответствие;

б) необходимо отметить, что до 1 марта 1900 го­да все григорианские даты, приведенные в таблице, должны были наступать на один день раньше, до 1 марта 1800 года — на два дня раньше и до 1 мар­та 1700 года — на три дня раньше. Причина этих изменений соответствия в годах 1700-м, 1800-м и 1900-м в том, что эфиопы не признают григориан­ской реформы календаря, согласно которой интер­полированный день не вводится в последнем году каждого столетия, который в противном случае был бы високосным годом. Тем не менее по этой же самой реформе 2000 год все-таки является високос­ным годом, так что соответствие, приведенное в этой таблице, будет оставаться верным (если эфио­пы в течение этого времени не исправят свой кален­дарь) до 28 февраля 2100 года н. э.

 

Эфиопы хорошо осведомлены о месяцах года, од­нако, когда упоминаются события, говорится о про­шлом или будущем, они обычно соотносят их не с днями месяца, а связывают их с церковными праз­дниками, повторяющимися каждый месяц (в опре­деленные дни, как ежегодные праздники). Ниже указаны те из них, к которым обычно прибегают как к исходным датам месяца.

 

День месяца Праздник
  Габра Манфас Киддус (Або)
  Селассийе = Троица
  Микаэл = архангел Михаил
  Киданэ Мехерет = Завет Милосердия
  Габриэл = архангел Гавриил
  Марьям = Дева Мария
  Гиоргис = святой Георгий
  Медханэ Алем = Спаситель Мира
  Ясус (Бала Вальд) = Рождество

 

Таким образом, Маскарам Микаэл означает при­мерно середину месяца Маскарама. Хидар Бала Вальд означает конец месяца Хидара. Когда упо­минается время дня или назначаются встречи, важ­но помнить, что часы отсчитываются от рассвета до заката, следовательно, например, четвертый час дня равен 10 часам утра, а семь часов утра равны часу ночи.

 

РАСЧЕТ ДНЯ ПАСХИ

 

Эфиопы признают различные характеристики года, то есть Тентион (день недели первого дня года), Эпакта (фаза Луны на первый день года) и Матк 'е (в принципе дата первого новолуния в новом году). Последняя может быть использована для определе­ния даты Пасхи. Сложность состоит в том, что если первое новолуние года придется на день до 15 Маскарама, Матк 'е откладывается до того же самого числа следующего месяца, который вовсе не будет новолу­нием. (Все это делается для того, чтобы Пасха не при­шлась слишком рано после равноденствия.)

В определении праздников, не имеющих фикси­рованной даты, эфиопская церковь вслед за копт­ской церковью не использует западную процедуру первоначального определения Пасхи и последую­щего определения праздников, рассчитываемых от этой точки отсчета. Напротив, Матк 'е — отправ­ная точка в этой процедуре.

 

К Матк 'е добавляют четыре месяца плюс от двух до восьми дополнительных дней (а именно столько, сколько требуется, чтобы день пришелся на поне­дельник). Так получается праздник Ниневэ — са­мый ранний из церковных событий, увязанных по дате с Пасхой.

 

К дате Ниневэ добавляют 14 дней для получения-даты начала Великого поста; два месяца и девять дней для Пасхи; три месяца и 28 дней для Пятидесятницы.

 

Даты, на которые может прийтись Пасха, варьируют от 26-го Магабита (4 апреля) и до 20-го Миазия (8 мая). В то время как западная Пасха может прийтись на столь раннее время — 22 марта — дата, близко следующая за весенним равноденст­вием, эфиопская Пасха не может прийтись менее чем за две недели после равноденствия; однако в некоторые годы эфиопская и западная Пасхи со­впадают.

 

ДАТИРОВАНИЕ МАНУСКРИПТОВ

 

Исследователи, знакомые с каллиграфией, уста­новили критерии, благодаря которым более ранние манускрипты могут отличаться от более поздних. Несмотря на то что изменения в стиле небольшие, датировка, основанная на этих критериях, иногда является важной, будучи единственным доступным методом. Однако многие манускрипты снабжены колофоном в конце текста, в котором писец ука­зывает дату завершения своей работы. Сложность заключается в том, что колофон, написанный пре­дыдущим писцом (возможно, столетиями ранее), иногда дословно перекопируется. И все же, если этот источник ошибки может быть устранен, коло­фон предоставляет бесценное прямое свидетельство даты написания манускрипта.

К сожалению, интерпретация данной даты может все еще представлять определенные сложности, так как западные системы летосчисления от Рождества Христова используются редко. Как уже упоминалось выше, копты и эфиопы использовали несколько раз­ных эр или астрономических циклов для составления хронологий, включающих в себя:

 

а) Египетскую эру Мира, начинающуюся с даты, принятой за Творение. (Оно произошло за 5500 лет до рождения Христа в соответствии с египетскими расчетами и равняется 5492 году до н. э. на Запа­де.) Датировка называется «годы Мира»;

б) Великий лунный цикл, или Великий цикл, со­стоящий из 532 лет, ведущий свой счет от года Тво­рения. (Первый цикл идентичен пункту а, начало христианской эры приходится на 11-й цикл). Дати­ровка называется «годы Милосердия»;

в) Эра (Египетская) Воплощения, начинающая­ся с рождения Христа (даты, основанные на данной хронологии, должны быть скорректированы путем добавления семи или восьми лет для их соответст­вия с западным календарем);

г) Эра Диоклетиана, или эра Мучеников (начина­ющаяся в 277 году эры Воплощения, равному 284 го­ду н. э.);

д) Великий лунный цикл, или Великий цикл, со­стоящий из 532 лет и начинающийся как и в пунк­те г. Второй цикл начинается в 817 году н. э., тре­тий — в 1349 году н. э.) Датировка называется «годы Милосердия».

 

В случае с датировкой манускриптов пункт г был основным из использовавшихся в коптском Египте, но пренебрегаемым в Эфиопии — указание на сла­бый контакт, существовавший между двумя этими государствами во время «золотого века» коптской литературы (с X по XIII столетие). Эфиопы, напро­тив, предпочитали пункты а, б и д (см. текст выше).

Во время XIV и XV столетий использовались пунк­ты б и д, то есть даты могли даваться в соответствии с любым из двух Великих лунных циклов с разными отправными точками, в обоих случаях называемыми амата мехерет и дающими результаты, разнящиеся на шесть-семь лет. К счастью, обычно к дате припи­сывался период правления, так что в действительно­сти используемый цикл мог определяться так.

Знаменитый иллюстрированный манускрипт в Национальной библиотеке в Париже, датирован 51 годом Милосердия в период правления царя Байеды-Марьям. Это следует считать 51 годом 13-го Великого Лунного цикла со времени Творе­ния = 1467 году; по эфиопскому расчету = 1475 го­ду н. э.

Евангелие Дэбрэ-Марьям, несколько иллюст­раций из которого даны в этой книге, датируется 13-м годом Милосердия в период правления царя Сейфа Ар'ада. Это означает 13-й год третьего Ве­ликого лунного цикла эры Мучеников = 1353 году по эфиопскому расчету = 1361 году н. э.

 

Начиная с XVI столетия и далее датировка посто­янно основывается на годах Мира. Например, дата 7234 минус 5500 лет означает 1734 год; по эфиопс­кому расчету — 1742 год н. э. Часто добавляются даты от «Милосердия» и от «Луны», то есть в соот­ветствии с указанными выше пунктами лунных цик­лов; так же как и могут добавляться особенности правления, характеристики года (Евангелист, Эпакта, Тентион, Матк'е), а также месяц и день, в ко­торый писец закончил свою работу. В дополнение может быть дан год Воплощения и даже для боль­шей точности и большей же путаницы год Мира в соответствии с византийской хронологией.

 

ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ

 

1—3. Амхарцы из Шоа. Прическа маленького мальчика очень характерна.

4. Женщина из Тыграй с заплетенными в косу волосами, в отличие от шоанского стиля.

5. Деревенские старейшины из Эритреи, район Сера

6. Настоятель монастыря Тембьен, Западный Тыграй за работой над манускриптом. На нем типичная монашеская шапочка.

7. Торговки на базаре в Атсби, восточные нагорья Тьи рай.

8. Священник из Тыграй в тюрбане, в руках он держи крест и кропило.

9. Типичная трапеза эфиопской семьи (Эритрея), они едят круглые лепешки местного хлеба (инджера), приготовленные в специальной печи масоб.

10. Шоанское плато возле Дэбрэ-Берхан — зелень луга на высоте 3000 м (10 тыс. футов). Отмечается праздник Тимкет.

11. Одно из глубоких ущелий системы Голубого Нила разрезающее Высокое плато к западу от Дэбрэ-Берхан Шоа. Ущелье здесь приблизительно равно 600 м (2 тыс футов). Видны два уровня населенных отлогов.

12. Ритуальный танец на годовом празднике святого Михаила. Дабтары, держащие в руках свои священнические шесты, стоят в двух смотрящих друг на друга рядах; барабанщиков можно увидеть по левую и правую сторону.

13. Типичная прямоугольная деревенская церковь в Тыграй.

14. Маленькая круглая деревенская церковь в Шоа возле Дэбрэ-Берхан. Она посвящена Абуна Габра Манфас Киддусу (Або). В его честь и отмечается праздник.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.013 с.)