Церкви, выдолбленные в скале 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церкви, выдолбленные в скале



 

Ныне знаменитые выдолбленные в скале церкви Лалибэлы были впервые открыты внешнему миру Альваресом, капелланом и хроникером португаль­ского посольства 1520-х годов. Хотя некоторые ино­странные путешественники проникали в этот не­доступный регион на протяжении трех следующих столетий, однако только с 1960 года этот древний город с его достойными внимания монументами стал досягаем для обычного посетителя, даже и в сухой сезон. В то же самое время стало наконец известно, что существует и другая, пожалуй, даже и более значительная концентрация выдолбленных в скале церквей далее на север в провинции Тыграй. И в самом деле, их было обнаружено столь много там в последние годы, что общее число известных в стране выдолбленных в скале церквей по крайнем мере утроилось, и вне всякого сомнения, многие из них еще будут найдены. Достойно замечания, что в большинстве из них до сих пор проводятся служ­бы, и они, очевидно, были хорошо известны мест­ному населению со времен своего появления где-то в Средние века.

Эти скальные церкви, по всей видимости, не имеют собственного стиля, но являются более или менее точными копиями обыкновенных. В соответ­ствии с традицией абиссинцы воспользовались по­мощью пришельцев — очевидно, христианских бег­лецов из Египта — в сложной задаче выдалблива­ния церквей из скалы. Это утверждение может быть правдивым — имеются достоверные признаки копт­ского влияния в некоторых декоративных деталях ранней абиссинской архитектуры. Но наиболее зна­чимым фактом остается то, что выдолбленные в скале церкви продолжают следовать стилю местных возведенных прототипов, которые сами, в свою оче­редь, несут в себе явные свидетельства в основном аксумского происхождения.

Церкви высекались из скал на протяжении дол­гого периода времени, начиная с X и заканчивая XV или даже XVI столетием, после которого войны с мусульманами и галла привели этот процесс к кон­цу. Но период их внедрения и широкой экспансии, по всей видимости, совпадает с правлением царей из династии Агау, уже захвативших власть к концу X столетия и удерживавших ее до 1270 года. Тот факт, что язычники агау имели своим обычаем поклоняться богам в пещерах, возможно, объясняет их склонность к подобной строительной техноло­гии, в то время когда им понадобились церкви.

Среди известных мне скальных церквей только одна кажется сознательной имитацией ранних аксумских церквей; она, должно быть, была первой попыткой высечения их из скалы и может быть да­тирована X или началом XI столетия. Это мое заме­чание относится к базилике с тремя пролетами Медхане-Алем (Спаситель мира) недалеко от деревни Ади-Куашо к северу от Вукро в Тыграй. Подобно Дэбрэ-Дамо, ее интерьер полностью притолочный, за исключением единственной арки, ведущей к свя­тилищу (рис. 20). Ее потолки однообразно плоские и украшены рельефами, имитирующими деревян­ные панели и другие техники возведения крыши. Каждый входящий в церковь с западной стороны проходит между большими прямоугольными колон­нами, высеченными из каменной глыбы, в которую помещена церковь (рис. 21). Они формируют собой массивную колоннаду, наподобие той, что можно себе представить у некоторых аксумских церквей. К сожалению, пространство между колоннами ока­залось впоследствии заблокированным, но чертеж наверху показывает их первоначальный внешний вид. Колоннада формирует сторону вестибюля или нартекса с потолками, имеющими кессоны, а так­же аксумский фриз, идущий вдоль стен чуть ниже потолка. Фриз также украшает стены нефа соб­ственно самой церкви, которые поддерживаются большими пилястрами. Эта церковь, принимая во внимание ее совершенно плоские потолки, пред­ставляет собой архитектурный период еще более архаичный, чем Дэбрэ-Дамо.

Следующий тип церквей, о котором можно упо­мянуть, представлен тремя образцами в Тыграй: Черкос-Вукро на главной северной дороге, Абреха-Атсбеха, к западу от этой дороги, и Амба-Микаэль, вырезанная из верхушки горы, немного на восток (фото 60—2). В отличие от других ранних абиссинских церквей они имели в своей основе слож­ный, отличный от плана базилики, план «крест в квадрате» и ясно выраженную поперечную ось (рис. 22). Каждая церковь имеет западное крыль­цо или вход в коридор. Плечи креста, которые не выделены на плане, достаточно очевидны в самих церквях, так как они поднимаются довольно высо­ко и могут быть увенчаны длинными цилиндричес­кими сводами и выделены окружающим их фри­зом. Срединная точка, или скрещение, имитирует скрещенные балки, покоящиеся на консолях, в то время как купол, который, казалось бы, должен находиться в этой центральной позиции, на са­мом деле смещен на один пролет дальше на восток е (рис. 26). Восточное плечо находит свое окончание полукуполе. Сохранившиеся до сих пор в Эфиопии возведенные прототипы этих церквей неизвестны. Тем не менее они явно представляют собой упрощенную версию очень раннего крестообразного плана церквей, известного по таким христиан-«м местам, как Гераса (Джераш), Эфес и Салона в Далмации.

 

 

Рис. 21. Западный фасад выдолбленной в скале церкви Спасителя в своем исконном состоянии, Ади-Куашо

Рис. 22. Планы выдолбленных в скале церквей: слева Абреха-Атсбеха, «полуобособленный» крест в квадрате, наверху — Амануэль в Лалибэле, монолит, базиликальный план

 

Черта, указывающая на раннюю дату этих заме­чательных скальных работ, — абсолютно правиль­ное использование (параллельно с такими нов­шествами, как своды и купола) аксумского типа колонн и капителей, поддерживающих притолоки, которые несут, в свою очередь, фризы традицион­ного типа. Более того, хотя и сложные в плане и технологии, они тем не менее не являются монолит­ными, только их западная половина высечена пол­ностью из родительской скалы, Я считаю их более ранними, чем Лалибэла, возможно относящимися к XI или XII столетию.

Сама Лалибэла, вместе с ее дюжиной выдолблен­ных в скалах церквей, была названа так в честь царя из династии Загве, который правил в начале XII сто­летия и который, в соответствии с очень популярным преданием, создал их сам. Дата является достаточно правдоподобной, хотя время, потраченное на много­численные высечения, должно было быть значитель­но больше, чем несколько десятилетий, отведенных легендой, и, скорее всего, работа продолжалась и в XIV столетии. Лалибэла — настоящий лабиринт, где высеченные в скале церкви теснят одна другую и вы­растают одна на другой, где некоторые из них стоят свободно, а другие до сих пор остаются скрытыми, где земля наполнена траншеями, криптами и туннельны­ми дорогами.

Четыре наиболее претенциозные церкви из Лалибэлы достигли вершины в дизайне выдолбленных в скале церквей (фото 56—8). Они стоят практичес­ки свободно и прикреплены к окружающей их ска­ле только своими основаниями. Тесальщики этих монолитных святынь перво-наперво изолировали огромные блоки-скалы, вытесывая вокруг них глубокие траншеи. Затем эти блоки вырезались в формы церкви снаружи и внутри, работа продвигалась сверху вниз. Остается только поражаться техничес­кому мастерству, материальным ресурсам и непре­рывному труду, необходимому для столь масштаб­ного предприятия.

Архитектурно эти церкви соответствуют плану базилики с западным нартексом и тройным восточ­ным святилищем. Две из них следуют с большой точностью в деталях традициям Дэбрэ-Дамо, из­мененным в Йемрахана-Кристос (см. рис. 17, 23). У них то же поперечное сечение, что и у Дэбрэ-Дамо, с верхними этажами над приделами, но теперь уже, как в Йемрахана-Кристос, арки у них заменяют притолоки. Фальшивый цилиндрический свод венчает неф, а фальшивый купол — святи­лище, фризы в высшей степени традиционны, а двери и окна также следуют древнему аксумскому стилю (фото 57, 63, 97). Одна из этих церквей — Марьям (Святая Мария), хотя и довольно простая снаружи, внутри содержит сложно декорированный рельеф, геометрические узоры на софитах арок, точно скопированные с деревянных прототипов. Другая церковь — Амануэль (Эммануэль) — даже имитирует древесно-каменную кладку древней строительной технологии, так же как это уже было сделано с монолитами Аксума, хотя здесь пропуще­ны «обезьяньи головы» (фото 47, 58), как в возведенном прототипе Йемрахана-Кристос.

Возвращаемся к Марьям. У нее имеется очень просторный двор, ведущий в своем западном конце поднимающемуся проходу, формирующему собой потолок нижних выемок грунта, и далее последние разветвляются ниже западного конца двора Марьям. Они включают в себя церковь Святого Михаила и рядом часовню Голгофы, ведущую, в свою очередь, к крипте Троицы. Последние два помещения содержали заключенные в декоративные арки стенные горельефы фигур святых, размеры которых больше на­туральных, подтверждающих определенное родство с коптским искусством (рис. 39)

 

Рис. 23. Поперечные (север—юг) сечения двух монолитных церквей в Лалибэле: наверху — Амануэль (Эммануэль) с тремя приделами и верхним этажом; внизу — Медхане-Алем (Спаситель мира) с пятью приделами и внешней колоннадой, но без верхнего этажа (по Монте де ла Кортэ)

 

Рядом стоит Медхане-Алем (Спаситель мира) — базилика с пятью приделами, самая большая из всех монолитных церквей, вытянутая на 33,5 м с запада на восток (рис. 23). Ее ряды выстроившихся в длину колонн и массивные круглые арки напоминают в какой-то мере величественные крипты западных кафедральных соборов. Она полностью окружена высокими, свободно стоящими квадратными в сече­нии столпами, которые, на их вершинах, стыкуют­ся с выступающим свесом крыши. На создание это­го перистиля, возможно, повлиял старый собор в Аксуме, о чем уже было сказано выше, а он, в свою очередь, вдохновил на создание некоего подобия в Гхенетта-Марьям — монолитной церкви более по­здней датировки в Ласте (фото 59).

Из пяти монолитных церквей, расположенных в этом районе, необходимо упомянуть о церкви Свя­того Георгия (фото 56), стоящей в глубокой яме, так что по приближении наблюдатель первым делом видит ее крышу, украшенную рельефом из гречес­ких крестов. Ее план, единственный среди церк­вей Лалибэлы, не базиликальный, а принимающий форму креста, и снаружи, и внутри, хотя он и мало похож на церкви типа «крест в квадрате» в Тыграй. Происхождение этого плана является загадкой, но похоже, что он — продукт «новых» влияний и, та­ким образом, должен быть наиболее поздним среди основных церквей комплекса Лалибэлы.

Ласта и близлежащие районы представляют при­меры различных типов выдолбленных в скале церк­вей, более продвинутых, чем монолитные. Хотя я и не верю в то, что любая из них предшествует шедев­рам Лалибэлы, они тем не менее иллюстрируют ло­гическую последовательность в эволюции свободно стоящих скальных церквей (рис. 24). Так, например, Абба-Либанос, вырезанная из основания скалы в са­мой Лалибэле, не является полностью монолитной, так как сливается с лицевой частью скалы наверху, но тем не менее все четыре ее стороны изолированы, и темный проход окружает ее. Выдолбленная в скале церковь близ Сокота в Вааге (если следовать далее на север) имеет похожий стиль и открытые фасады. Встречаются и такие, которые, следуя стилю крестообразных церквей в Тыграй, выдаются из скалы только на запад и, таким образом, могут быть описаны как «полуобособленные»: Бильбала-Черкос — представитель подобного типа. Другие церкви менее амбициозны, всего лишь с одним обработанным фасадом и остальной частью здания, погруженной в ска­лу. Третьи же вообще простые внутренние выемки, чье присутствие может быть выявлено снаружи толь­ко по нескольким дырам в скальной породе. Приме­ром этого последнего типа, достойного внимания за его исключительную экспозицию стенной росписи, служит Йадибба-Марьям в Даунте, отдаленном угол­ке на юге Ласты (фото 84, 85).

Рис. 24. Продольные (запад—восток) сечения двух частично обособленных, выдолбленных в скале церквей: слева — Бильбала-Черкос с тремя обработанными фасадами (ср. рис. 22, а в тексте); справа — Абба-Либанос, Лалибэла, с четырьмя обработанными фасадами, но прикрепленная к скале сверху (по Монте де ла Кортэ)

 

Лалибэла лежит далеко к югу от исторической родины аксумского стиля, сила этой древней тра­диции была здесь немного ослаблена, появилась некоторая изощренность, которую ревнитель сти­листической чистоты мог бы посчитать архитектур­но неправильной. Это может быть проиллюстри­ровано на примере капителей. В Абба-Либанос, продолжавшей древний вид церквей с притолочным нефом, капитель не чисто аксумская, а осо­бенного, удвоенного типа, неизвестного за преде­лами Лалибэлы. Подобным же образом в церквях Марьям, Амануэль и Медхане-Алем можно наблю­дать новое пристрастие к «капители-консоли». Из­начальной практикой было использование консо­лей или кронштейнов только там, где они действи­тельно были необходимы для того, чтобы поддер­жать арку или притолоку. Если несколько подоб­ных консолей были необходимы на одном уровне колонны, они выглядели как капитель; но они так­же могли быть расположены на разных уровнях, не симметрично, тройками (технология, часто исполь­зуемая в пилястрах — но не в простых колоннах — в романском и готическом стилях) (рис. 25). В этих же церквях Лалибэлы мы находим тем не менее, что капитель, традиционно имевшая бы три кон­соли (как в Йемрахана-Кристос), имеет четвертую дополнительную консоль, ничего, однако, не под­держивающую. Логика была принесена в жертву симметрии, и теперь эти капители рассматриваются в качестве единого целого, как в большинстве западных архитектурных примеров.

 

После того как скальная архитектура в Абиссинии достигла своего пика, очевидно в XII и XIII столетиях, множество других церквей продол­жали выдалбливаться из скалы, и ареал распрост­ранения этой технологии значительно расширился, как это показано на карте (рис. 10). Подавля­ющее большинство выдолбленных в скале церквей в Тыграй кажутся мне принадлежащими к этому более позднему периоду, где-то между поздним XIII и XV столетиями, если не позднее. Вероят­но, масштабное проникновение этой архитектурной технологии на юг, чему собирается все больше и больше свидетельств, произошло во время того же периода, в его поздней части. Это представляет значительный исторический интерес, так как присутствие в Шоа этих святилищ (даже на юг от Аддис-Абебы) доказывает существование христиан­ах сообществ далеко на юг от старых границ царства в сравнительно недавние времена.

Рис. 26. Потолочные рельефы выдолбленных в скале церквей, имевшие своим прототипом потолочные технологии деревянных крыш: слева — из Абреха-Атсбеха, Тыграй, справа — из Сокоты в Вааг, Валло

 

Известные группы выдолбленных в скале церквей позднего периода не представляют особого архитектурного интереса. Только в Тыграй, ближе к изначальному источнику этого стиля, имеются оригинальные поздние разработки. Мы больше не видим здесь усложненного крестообразного плана, описанного выше, — базилик же здесь множество. Они характеризуются украшением потолка блюдцеобразными куполами и, более чем когда бы то ни было ранее, конструкциями, основанными на древних потолочных технологиях (рис. 26). Наиболее популярные из этих конструкций имитируют способ декорирования, когда квадрат последовательно уменьшался до все меньших квадратов путем диагонального наложения досок по углам квадрата. Арки здесь многочисленны, как и в Ласте, но в некоторых из этих церквей также остаются примитивные притолоки, особенно в западном нартексе или в вестибюле, имеющемся практически в каждой из этих церквей. Некоторые из них имев фризы старого аксумского типа, который, однако, стал заменяться миниатюрной декоративной аркадой.

Рис. 27. Потолочные рельефы выдолбленной в скале церкви Вукро-Марьям в Тыграй, вид снизу вверх (из Мордини)

 

Среди многих, достойных внимания экземпляров этих поздних церквей три должны быть здесь упомянуты. Вукро-Марьям в районе Амба-Саннайт (юго-восток Адиграта) имеет очень высокий неф с притолоками и фризами и наиболее обширную из известных композицию потолочного рельефа (рис. 27); она была в деталях описана в 1939 году Мордини, дока­завшим, что появилась она не позднее чем в начале XIV столетия.

 

Монастырская церковь Абба-Йоханни — наибо­лее впечатляющая купольная выемка высоко в скалах, расположенных на запад от Абби-Адди (Тембьен) (фото 65). Дэбрэ-Тсион, вырезанная в верхушке го­ры из красного песчаника в Геральте (север Макалле), имеет богато украшенные купола, покоящиеся на парусах и производящие впечатление византийско­го стиля. Имеется свидетельство, позволяющее дати­ровать это сооружение началом XV столетия.

Все эти постройки соответствуют стандартам выдолбленных в скале церквей и имеют впечатляющие размеры, достигая в интерьере высоты 9 м (30 футов).Многие из этих церквей имеют один или более монолитный алтарь, часто различающийся по форме.

Как правило, их нельзя напрямую увидеть из-за недоступности святилища. Далее показан (рис. 28) экземпляр, который мне удалось зарисовать в заброшенной церкви в Тембьене.

Для сравнения показан более ранний монолитный алтарь из Лалибэлы, явно скопированный с деревянного переносного прототипа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.019 с.)