Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арзамасский государственный педагогический институт↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Арзамасский государственный педагогический институт Имени А.П. Гайдара КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ Первушкина Е. А. Помелова М. С. Теория и методика обучения информатике Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий Часть 2. Частная методика Арзамас АГПИ, УДК 37.022: 681.3 (075.8) ББК 32.81 я73 П 26 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»
Рецензенты: И.Е. Вострокнутов, доктор педагогических наук, профессор М.И. Зайкин, доктор педагогических наук, профессор
Пособие одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры информатики, теории и методики обучения информатике 16.05.2011 г., протокол № 9.
Первушкина Е.А., Помелова М.С. П 26 Теория и методика обучения информатике. Частная методика. Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий. / Е.А. Первушкина., М.С. Помелова; Под ред. И.Е. Вострокнутова. Часть 2. ‑ АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. – 89 с.
Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальностям «Физика с доп.спец. Информатика», «Информатика с доп.спец. Математика» и направлениям «Физико-математическое образование» (профиль Информатика), «Педагогическое образование» (профиль Информатика, Информатика и математика) изучающих дисциплину «Теория и методика обучения информатике», «Методика преподавания информатики», может быть полезно начинающим учителям информатики, а также преподавателям, слушателям институтов повышения квалификации. Издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Государственным стандартом общего образования по информатике и информационным технологиям.
УДК 37.022: 681.3 (075.8) ББК 32.81 я73
© Первушкина Е.А., Помелова М.С., 2011 ©Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара, 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий практикум разработан в поддержку ряда курсов, изучаемых на физико-математическом факультете Арзамасского государственного педагогического института: «Теория и методика обучения информатике», «Технология и методика преподавания информатики», «Методика преподаваия информатики» и является одним из средств методической подготовки будущих учителей информатики. Объем практикума в зависимости от специальности («Физика и информатика» или «Математика и информатика», «Физико-математическое образование») и формы обучения (дневная или заочная), а также последовательность и количество выполняемых работ может варьироваться. Принятие в 2004 г. федерального компонента государственных образовательных стандартов означает временную фиксацию все еще формирующегося содержания обучения информатике в общеобразовательной школе. Эту тенденцию поддерживает и проектирование элективных и профильных курсов по информатике и ИКТ. В этой связи значительное внимание уделяется формированию общеметодических компетентностей, инвариантных относительно конкретного содержания учебного материала. При разработке содержания практикума авторы исходили из необходимости сформировать у студентов собственную методическую систему обучения информатике, интегрирующую признанные педагогическим сообществом теоретические и практические подходы с их личностным пониманием и представлением. Надеемся, что пособие будет полезно как студентам физико-математического факультета, так и учителям информатики.
Измерение информации. Цели: изучить основные понятия по данной теме, зависимость информативности сообщения, принимаемого человеком, единицы измерения информации, количество информации в сообщении об одном из N равновероятных событий, методические особенности изучения основных понятий. 1. Основные понятия для составления тезауруса: - информация (различные подходы к определению); - информатика, кибернетика; - информационные процессы; - язык как способ представления информации; - источник информации; - приемник информации; - носитель информации; - канал связи; бит; - свойства информации (полнота, актуальность, объективность, точность).
2. Ответьте на следующие вопросы:
3. Решите следующие задачи: 1. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок? 2. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на май»? 3. Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов)? 4. Сколько бит информации несет сообщение, что из колоды в 32 карты: а)достали туза? б)пиковую даму? 5. Каков информационный объем текста, содержащего слово ИНФОРМАТИКА, в 8-битной кодировке? 6. Для записи сообщения используется 64-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 900 байтов информации и занимает ровно 4 страницы. Сколько символов в одной строке? 7. В корзине лежат 3 белых и 1 черный шар. Сколько бит информации несет сообщение о том, что извлечен черный шар? Задания контрольной работы Вариант 1. Дано целое n>2. Напечатать все простые числа из диапазона [2,n]. Вариант 2. Дано натуральное число n. Найти сумму первой и последней цифры этого числа. Вариант 3. Дано натуральное число n. Вычислить: S=1!+2!+3!+…+n!(n>1). Вариант 4. Для данного x вычислить значение функции: Вариант 5. Даны три положительных числа. Определить, можно ли построить треугольник с длинами сторон, равным этим числам. Вариант 6. Найти max{min(a,b),min(c,d)}. Вариант 7. Определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным. Вариант 8. В массиве из шести целых чисел найти количество отрицательных элементов. Вариант 9. Дано действительное число x. Вычислить f(x), если Вариант 10. Из трех данных вещественных чисел x, y, z выбрать наибольшее. Вариант 11. Дана сторона равностороннего треугольника. Найти площадь этого треугольника, его высоты, радиусы вписанной и описанной окружности. Вариант 12. Найти сумму членов арифметической прогрессии, если известны ее первый член, знаменатель и число членов прогрессии. Вариант 13. Заданы координаты трех вершин треугольника (x 1,y 1), (x 2,y 2) и (x 3,y 3). Определить периметр и площадь треугольника. Вариант 14. Вычислить площадь и периметр треугольника со сторонами a, b, c (a, b, c – вещественные положительные числа). Вариант 15. Дана строка. Подсчитать в ней количество вхождений букв «а». Вариант 16. Дана строка, заканчивающаяся точкой. Подсчитать, сколько в ней слов. Вариант 17. Дано целое положительное число N. Вычислить факториал этого числа: N!=1⋅2⋅3⋅…⋅N. Вариант 18. Найти наибольшее из трех целых чисел a, b, c, используя подпрограмму нахождения наибольшего двух чисел. Вариант 19. Найти наименьший элемент в массиве из семи целых чисел. Вариант 20. Поменять местами в массиве из шести целых чисел первый и последний элементы. Вариант 21. Найти сумму положительных элементов массива из 5-ти вещественных чисел. Вариант 22. Найти количество отрицательных элементов в каждой строке двумерного массива, состоящего из 7 строк и 5 столбцов. Вариант 23. Подсчитать сумму всех нечетных чисел от 101 до 202. Вариант 24. Решить квадратное уравнение ax+bx+c=0. Вариант 25. Найти произведение значений элементов массива из 10 целых чисел, кратных числу 5. Вариант 26. Найти самое длинное слово в массиве, состоящем из 7-ми слов. Вариант 27. Проверить, выполняются ли неравенства c < b < a. Вывести на экране соответствующее сообщение. Вариант 28. Дано натуральное число n. Вычислить . Вариант 29. Определить, является ли введенное слово палиндромом. Вариант 30. Создать текстовый файл и записать в него фразу «Здравствуй, мир!». Вариант 31. Изобразить семь концентрических окружностей, центры которых совмещены с центром экрана, а радиусы изменяются от 40 до 82 пиксел, увеличиваясь на 7 пиксел с каждой следующей окружностью. Вариант 32. Написать программу сортировки четных элементов одномерного массива по убыванию. Вариант 33. Дана строка, содержащая 20 символов. Подсчитать количество цифр, входящих в данную строку. Вариант 34. Написать программу вычисления значения функции y(x) для заданного x, если функция задана графиком (рис. 6).
Вариант 35. Составить программу, которая определяет, является ли введенный символ гласной или согласной буквой английского алфавита. Вариант 36. Даны натуральные числа m, n. Найти . Вариант 37. Дан массив целых чисел (n=20), заполненный случайным образом числами из промежутка [-40,90]. Переставить в обратном порядке часть массива между элементами с номерами k 1 и k 2, включая элементы k 1 и k 2. Вариант 38. Подсчитать количество цифр во введенном с клавиатуры многозначном числе. Вариант 39. В тексте удвоить заданную букву. Вариант 40. Составить программу перевода числа из 10-ичной системы счисления в двоичную. Вопросы к зачету
Вопросы к экзамену 1. Итоги становления школьного курса информатики. Этапы введения эвм, программирования и элементов кибернетики в среднюю школу СССР и России. 2. Предмет методики преподавания информатики. Информатика как наука. Информатика как учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки. 3. Цели и задачи введения в школе предмета информатики. Общие и конкретные цели. Понятие компьютерной грамотности учащихся. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся. 4. Содержание школьного образования в области информатики. Общедидактические принципы формирования содержания, структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета ОИВТ. 5. Содержание школьного образования в области информатики. Машинный вариант первого курса ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А.П.Ершова. 6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений российской федерации. 7. Методическое письмо «о преподавании учебного предмета «информатика и икт» и информационных технологий в условиях внедрения федерального компонента государственного стандарта общего образования. 8. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. 9. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 10. Организация обучения информатике в школе. Формы, методы и средства обучения информатике. Кабинет вычислительной техники и программное обеспечение. 11. Линия информации и информационных процессов. Методические проблемы определения информации. Подходы к измерению информации. Процессы хранения и обработки информации. 12. Линия информации и информационных процессов. Процесс передачи информации. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов. 13. Линия представления информации. Роль и место понятия языка в информатике. Формальные языки в курсе информатики. 14. Линия представления информации. Языки представления чисел: системы счисления. Язык логики и его место в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации. 15. Линия компьютера. Представление данных в компьютере. Методические подходы к раскрытию понятия «Архитектура ЭВМ». 16. Линия компьютера. Развитие представления учащихся о программном обеспечении ЭВМ. Требование к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера. 17. Линия формализации и моделирования. Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование». Элементы системного анализа в курсе информатики. Линия моделирования и базы данных. Информационное моделирование и электронные таблицы. 18. Линия формализации и моделирования. Моделирование знаний в курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования. 19. Линия алгоритмизации и программирования. Подходы к изучению алгоритмизации и программирования. Методика введения понятия алгоритма. 20. Линия алгоритмизации и программирования. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке» методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами. 21. Линия алгоритмизации и программирования. Элементы программирования в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования. 22. Линия информационных технологий. Технология работы с текстовой информацией. Технология работы с графической информацией. 23. Линия информационных технологий. Сетевые информационные технологии. Базы данных и информационные системы. 24. Линия информационных технологий. Электронные таблицы. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий. 25. Программы по пропедевтическому курсу информатики и икт (в начальной школе и в 5—6 классах). Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева,Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова) 26. Программы по пропедевтическому курсу информатики и икт (в начальной школе и в 5—6 классах). Программа курса информатики и информационных технологий для 5—6 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова) 27.. Программа базового курса «информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова). 28. Программа базового курса «информатика и икт» для основной школы.(7-9 классы) (П. Д. Угринович). 29. Программы по курсу информатики и икт в профильных классах. Программы профильных курсов по информатике и икт (10-11 классы) (С. А. Бешенков, Е.А. Ракитина). 30. Программы по курсу информатики и икт в профильных классах. Программы профильного курса «информатика X-Xi» и элективного курса «информационные системы и модели» (10-11 классы) (Я. Г. Семакин, Е. К. Хеннер). 31. Программы по курсу информатики и икт в профильных классах. Программы профильного курса «информатика и икт» и элективного курса «исследование информационных моделей» (10-11 классы) (Н.Д. Угринович). 32. Программы профильного курса «информатика и информационные технологии» (10-11 классы) (Ю. А. Шафрин). 33. Программы элективных курсов«компьютерная графика» (Л. А. Залогова), «математические основы информатики» (Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина), «учимся проектировать на компьютере» (М. Ю. Монахов, С. Л. Солодов, Г. Е. Монахова). В качестве практического задания к билету может быть рекомендовано выполнение задания из конкретного раздела курса информатики. Заключение Выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают. К.Д.Ушинский
Педагогическая наука пока все еще отстает от требований жизни, что вызывает справедливые нарекания практических педагогов. Вместе с тем любой практический педагог может отметить, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям, лишь знание и следование которым может обеспечить эффективность педагогической деятельности. При этом и опыт, и теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных решений, невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов. Педагогические закономерности стохастичны и вариативны. Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов). Литература
Интернет-ресурсы
kgpu.real.kamchatka.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ приложение 1 Требования к курсовой работе по методике преподавания информатики Требования к содержанию курсовых работ: Курсовая работа строится по следующему плану: Введение Введение содержит обоснование актуальности темы работы и основные ее характеристики (проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования). Для обоснования актуальности покажите значимость выделенной проблемы по информатике и методике преподавания информатики и необходимость ее решения. Цель – какой результат Вы намерены получить в процессе выполнения работы. Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Теоретическая часть В теоретической части проводится научно-методический анализ тех понятий и тем курса информатики, которым посвящена работа. В методической части проводится анализ школьной программы, учебных пособий, методической литературы, освещается состояние разрабатываемой проблемы в педагогической науке и практике школьного обучения, а так же выявляются трудности, встречающиеся при изучение того или иного понятия, вопроса, темы. Практическая часть Практическая часть работы посвящается описанию конкретного подхода к изучению соответствующих вопросов и его обоснованию. В частности, могут быть приведены разработки уроков по теме, задачи и упражнения, лабораторные работы, дидактические материалы и т.п., программные средства. Желательно проведение эксперимента (наблюдения, анкетирование, экспериментальное проведение). Заключение В заключении подводятся итоги работы, делаются общие выводы, указывается их значимость для автора работы, возможность внедрения в систему образования и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и об
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.185 (0.019 с.) |