Интегрированного государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированного государственного экзамена



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)

Кафедра педагогики и методики начального образования

Кафедра психологии и развития

Программа

Интегрированного государственного экзамена

По педагогике и психологии

для специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Утверждена на

заседании Совета

факультета ПМНО

«___»_________ 20__ г.

протокол № ___

 

 

Сыктывкар

 

Пояснительная записка

 

Государственный экзамен по педагогике и психологии направлен на определение качества подготовки специалистов получающих квалификацию «Педагог – психолог».

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2005 года по специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Виды профессиональной деятельности:

§ Развивающая,

§ учебно-воспитательная,

§ социально-педагогическая,

§ научно-методическая,

§ культурно-просветительная,

§ управленческая.

 

 

Содержание программы интегрированного экзамена включает следующие тематические блоки:

 

Психология:

  1. Общая психология.
  2. Возрастная психология
  3. Педагогическая психология.
  4. Психотерапия
  5. Клиническая психология.
  6. Методика и методы психологических исследований
  7. Психодиагностика
  8. Психолого-педагогическая коррекция
  9. История психологии
  10. Основы психологии семьи и семейного консультирования
  11. Социальная психология
  12. Математические основы психологии
  13. Этнопсихология
  14. Конфликтология
  15. Психолого-педагогическая антропология и психологическая служба
  16. Основы профориентологии и психология труда
  17. Психологическая служба в образовании
  18. Методика активного социально-психологического обучения
  19. Психологическое консультирование

 

 

Педагогика:

  1. Общие основы педагогики
  2. История педагогики и образования.
  3. Управление образовательными системами, нормативная основа образования.
  4. Социальная педагогика.
  5. Коррекционная педагогика.
  6. Теория и методика воспитания.
  7. Теория обучения.

 

К окончанию педагогического института предполагается формирование у выпускника определенного уровня профессиональной компетентности, проявляющейся как единство потребностно-мотивационной, информационной и операционно-технологической сфер личности и включающей такие компоненты, как:

1. Рефлексивная культура, позволяющая осознавать свою педагогическую позицию, систему ценностей, обосновывать существующие системы педагогической деятельности и способы решения педагогических задач на основе общекультурных и профессиональных знаний.

2. Владение способами получения, обработки и использования информации, связанной с профессиональной деятельностью. Умение интегрировать знания из разных областей при решении профессиональных задач (психологии, физиологии, педагогики, частных методик, специальных дисциплин и т.д.).

3. Творческий подход к решению профессиональных задач теоретического и практического характера.

4. Исследовательская культура, диагностические умения.

5. Коммуникативная культура.

При ответе на вопросы интегрированного экзамена выпускнику необходимо:

- продемонстрировать понимание сущности основных категорий современной педагогической науки, закономерностей, взаимосвязей, зависимостей, принципов, моделей, систем;

- грамотно аргументировать, используя педагогические, психологические и методические знания, пути и способы решения конкретных педагогических задач, связанных с организацией процессов обучения и воспитания;

- анализировать целесообразность тех или иных способов решения педагогических задач и давать оценку их эффективности в обучении и воспитании младших школьников.

При оценке ответа должны учитываться умение выпускника работать с информацией, структурирование и подача выпускником материала, аргументированность и осознанность ответа, коммуникативная культура.

 

 

Ответ студента на государственном экзамене оценивается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если студент:

· строит ответ логично в соответствии с планом, на основе интеграции психолого-педагогических знаний, обнаруживает глубокое знание базовых психолого-педагогических понятий, теорий, концепций;

· на основе межпредметных связей развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики воспитания, научной и методической литературы;

· обнаруживает аналитический подход в освещении разных концепций и взглядов, обосновывает свою точку зрения, делает выводы.

Оценка «ХОРОШО» ставится, если студент:

· ответ излагает в соответствии с планом, подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами;

· рассматривает различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно;

· в ответе делает обоснованные выводы, не всегда может прослеживать интеграцию психолого-педагогических знаний;

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:

· ответ студента недостаточно логически выстроен;

· не достаточно осознано раскрывается сущность современных психолого-педагогических теорий;

· ответ недостаточно аргументирован, носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер;

· научно-педагогическая лексика используется ограниченно.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии: если ответ студента, не соответствует обозначенным выше критериям.

 

Раздел Ι

Содержание программы по педагогике

1. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Воспитание и образование в Античном мире, эпоху Средневековья и Возрождения.

Возникновение педагогики. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Интегрированный характер истории образования (взаимосвязь с историей, философией, педагогикой, социологией и др. науками). Воспитание и образование в Античном мире, эпоху Средневековья и Возрождения.

Педагогическое наследие Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка.

Развитие школьного образования. Появление новых типов школ в Германии, Франции, Англии, и США. XVII в. – век Просвещения с его идеей преобразования общества посредством просвещения народа. Я.А. Коменский – основоположник научной педагогики. Д. Локк – материалист – идеалист, его эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания. Ж.Ж. Руссо, его концепция «свободного воспитания».

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Социокультурные функции образования. Компоненты образования как педагогического процесса и педагогической системы. Свойства современного образования. Понятие образованный человек.

Методы и формы воспитания.

Методы и приемы воспитания. Классификации методов. Регулятивная направленность методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы формирования поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы самовоспитания. Свободная активность ребенка и проблемы ее ограничения. Общее понятие форм воспитания. Классификация форм организации воспитательного процесса.

Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.

Педагогический процесс: сущность и структура педагогического процесса. Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Развивающая функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе. Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения.

Содержание программы по психологии

Психология воспитания.

Понятие воспитания. Задачи воспитания на современном этапе развития общества. Факторы и условия формирование личности в процессе воспитания.

28. Психология педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность: понятие, мотивы, структура. Стили педагогической деятельности, формирование педагогических способностей и педагогических умений. Основные функции педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса (определение, направленность, специфика). Психологические основы организации педагогической деятельности.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)

Кафедра педагогики и методики начального образования

Кафедра психологии и развития

Программа

интегрированного государственного экзамена

По педагогике и психологии

для специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Утверждена на

заседании Совета

факультета ПМНО

«___»_________ 20__ г.

протокол № ___

 

 

Сыктывкар

 

Пояснительная записка

 

Государственный экзамен по педагогике и психологии направлен на определение качества подготовки специалистов получающих квалификацию «Педагог – психолог».

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2005 года по специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Виды профессиональной деятельности:

§ Развивающая,

§ учебно-воспитательная,

§ социально-педагогическая,

§ научно-методическая,

§ культурно-просветительная,

§ управленческая.

 

 

Содержание программы интегрированного экзамена включает следующие тематические блоки:

 

Психология:

  1. Общая психология.
  2. Возрастная психология
  3. Педагогическая психология.
  4. Психотерапия
  5. Клиническая психология.
  6. Методика и методы психологических исследований
  7. Психодиагностика
  8. Психолого-педагогическая коррекция
  9. История психологии
  10. Основы психологии семьи и семейного консультирования
  11. Социальная психология
  12. Математические основы психологии
  13. Этнопсихология
  14. Конфликтология
  15. Психолого-педагогическая антропология и психологическая служба
  16. Основы профориентологии и психология труда
  17. Психологическая служба в образовании
  18. Методика активного социально-психологического обучения
  19. Психологическое консультирование

 

 

Педагогика:

  1. Общие основы педагогики
  2. История педагогики и образования.
  3. Управление образовательными системами, нормативная основа образования.
  4. Социальная педагогика.
  5. Коррекционная педагогика.
  6. Теория и методика воспитания.
  7. Теория обучения.

 

К окончанию педагогического института предполагается формирование у выпускника определенного уровня профессиональной компетентности, проявляющейся как единство потребностно-мотивационной, информационной и операционно-технологической сфер личности и включающей такие компоненты, как:

1. Рефлексивная культура, позволяющая осознавать свою педагогическую позицию, систему ценностей, обосновывать существующие системы педагогической деятельности и способы решения педагогических задач на основе общекультурных и профессиональных знаний.

2. Владение способами получения, обработки и использования информации, связанной с профессиональной деятельностью. Умение интегрировать знания из разных областей при решении профессиональных задач (психологии, физиологии, педагогики, частных методик, специальных дисциплин и т.д.).

3. Творческий подход к решению профессиональных задач теоретического и практического характера.

4. Исследовательская культура, диагностические умения.

5. Коммуникативная культура.

При ответе на вопросы интегрированного экзамена выпускнику необходимо:

- продемонстрировать понимание сущности основных категорий современной педагогической науки, закономерностей, взаимосвязей, зависимостей, принципов, моделей, систем;

- грамотно аргументировать, используя педагогические, психологические и методические знания, пути и способы решения конкретных педагогических задач, связанных с организацией процессов обучения и воспитания;

- анализировать целесообразность тех или иных способов решения педагогических задач и давать оценку их эффективности в обучении и воспитании младших школьников.

При оценке ответа должны учитываться умение выпускника работать с информацией, структурирование и подача выпускником материала, аргументированность и осознанность ответа, коммуникативная культура.

 

 

Ответ студента на государственном экзамене оценивается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если студент:

· строит ответ логично в соответствии с планом, на основе интеграции психолого-педагогических знаний, обнаруживает глубокое знание базовых психолого-педагогических понятий, теорий, концепций;

· на основе межпредметных связей развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики воспитания, научной и методической литературы;

· обнаруживает аналитический подход в освещении разных концепций и взглядов, обосновывает свою точку зрения, делает выводы.

Оценка «ХОРОШО» ставится, если студент:

· ответ излагает в соответствии с планом, подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами;

· рассматривает различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно;

· в ответе делает обоснованные выводы, не всегда может прослеживать интеграцию психолого-педагогических знаний;

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:

· ответ студента недостаточно логически выстроен;

· не достаточно осознано раскрывается сущность современных психолого-педагогических теорий;

· ответ недостаточно аргументирован, носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер;

· научно-педагогическая лексика используется ограниченно.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии: если ответ студента, не соответствует обозначенным выше критериям.

 

Раздел Ι

Содержание программы по педагогике

1. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Воспитание и образование в Античном мире, эпоху Средневековья и Возрождения.

Возникновение педагогики. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Интегрированный характер истории образования (взаимосвязь с историей, философией, педагогикой, социологией и др. науками). Воспитание и образование в Античном мире, эпоху Средневековья и Возрождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.159.48 (0.112 с.)