Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производственно-педагогической практики↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для студентов V курса факультета физической культуры специальности «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности»
САРАНСК 2011 ББК УДК
Рецензенты: Старостина В. А., доцент кафедры физического воспитания Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; Шуняева Е. А.. доцент кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева
Производственно-педагогическая практика: учебно-методические материалы / сост. Грызлова Л. В., Якимова Е. А.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск: МОРДГПИ, 2011. – с.
Представленные учебно-методические материалы включают программу педагогической практики студентов и приложения. В приложениях представлены образцы оформления отчетной документации по планированию, результатам наблюдения и анализу педагогического процесса. Методические рекомендации предназначены студентам-практикантам, учителям основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры, организаторам воспитательного процесса, преподавателям вузов, осуществляющим руководство педагогической практикой.
ББК УДК
© ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 2011 © Грызлова Л. В., Якимова Е. А., 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственно-педагогическая практика студентов – составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Она обладает большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения, постановки студентом перед собой задач саморазвития и самосовершенствования. Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки. Практика способствует приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. Во время практики студенты должны не только получить глубокие знания по теории и практике планирования и организации педагогического процесса, но и научиться устанавливать контакт, доверительные отношения с обучаемыми, развивать в себе педагогическую наблюдательность и другие необходимые учителю качества. Педагогическая практика основной целью имеет подготовку обучающихся к овладению различными видами профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией: – специалист: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительная, научно-методическая, организационно-управленческая; Задачи практики: в области учебно-воспитательной работы: – углубление и закрепление теоретических знаний, их применение в учебно-воспитательном процессе; – осуществление процесса обучения по безопасности жизнедеятельности и физической культуре в соответствии с образовательной программой; – планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы, в соответствии с учебным планом; – использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения БЖД, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; – реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; – проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий; – формирование у обучаемых духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; в области социально-педагогической деятельности: – оказание помощи в социализации учащихся; – установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; – развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения; – проведение профориентационной работы; в области культурно-просветительной деятельности: – формирование общей культуры учащихся; в области научно-методической деятельности: – овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук; – диагностика профессиональной готовности студента к педагогической деятельности. – наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта для подготовки дипломной работы; – выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; – самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации; – диагностика профессиональной готовности студента к педагогической деятельности; в области организационно-управленческой деятельности: – рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; – обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; – организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий; – организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; – организация контроля за результатами обучения и воспитания; – ведение школьной документации; – выполнение функций классного руководителя. После прохождения педагогической практики студент должен уметь: – осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; – способствовать социализации, формированию общей культуры безопасности личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; – использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; – обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; – осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; – систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими); – выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; – обеспечивать организацию безопасности образовательного учреждения, охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе и в условиях чрезвычайных ситуаций. Объектом изучения на производственной практике являются различные феномены педагогической действительности, направленные на формирование отдельных качеств, свойств изучаемых условий. Например, культура безопасности человека, индивидуальное здоровье участников педагогического процесса учебного заведения. Предметом представляются условия, позволяющие формировать, сохранять и укреплять изучаемые свойства конкретных факторов. Производственно-педагогическая практика проводится на базе общеобразовательных учебных учреждений.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика представляет собой практическую учебно-воспитательную деятельность, направленную на формирование у студентов профессиональных умений и навыков, профессионального мышления. Педагогическая практика предлагает: 1. Ознакомление студентов с системой учебно-воспитательной работы: – с учебно-материальной базой школы; – с деятельностью учителя-предметника, классного руководителя и всего педагогического коллектива школы. 2. Изучение студентами: – планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса; – личности учащегося и коллектива класса; – системы учебной и внеурочной работы по предметам; – системы внеклассной воспитательной работы; – передового опыта лучших учителей школы. 3. Овладение студентами: – методикой планирования и проведения учебной, воспитательной работы; – методикой анализа урока и воспитательного мероприятия; – методикой определения образовательных, воспитательных, развивающих целей урока (внеклассного мероприятия) на основе изучения уровня воспитанности и обученности учащихся; – умением выбрать оптимальное сочетание различных форм организации учебного процесса; – умением дать комплексную оценку результатов педагогического процесса; – умением реализовать дидактические принципы обучения во внеклассной работе с учащимися по предмету; – умением выбрать оптимальное сочетание методов обучения и методов воспитания исходя из конкретных условий; – умением вести индивидуальную работу с учащимися. 4. Самостоятельную работу студентов: – планирование, разработка и проведение учебной и внеклассной работы; – посещение и самостоятельное проведение уроков; – проведение внеурочных занятий по предмету; – изготовление дидактического материала; – организация внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности; – диагностика уровня развития учащихся и классного коллектива; – ведение школьной документации; – проведение педагогического эксперимента (микроисследования) для использования его результатов в выпускной квалификационной работе. 5. Самоанализ и самооценку своей деятельности. ЗАДАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Учебная работа: – изучение методики и техники проведения урока, других форм организации обучения (лабораторных и практических работ), факультативных занятий, учебных экскурсий; – приобретение навыков самостоятельного ведения учебной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; – знакомство с новыми педагогическими технологиями; – овладение методиками осуществления индивидуального подхода к учащимся; – использование методик изучения личностных особенностей ученика и овладение технологиями индивидуального подхода к учащимся, способов и методов работы со слабоуспевающими, одаренными, педагогически запущенными учащимися, а также детьми с девиантным отклонением в поведении; – обучение умению применять на практике принципы единства обучения и воспитания: формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, выделять в содержании учебного материала основные мировоззренческие понятия; – формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности; – овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы внеклассной работы по предмету; – проведение занятий в качестве репетиторов по предмету. Научно-исследовательская работа: – проведение исследований по педагогике, психологии, частным методикам; – изучение передового педагогического опыта работы учителя (воспитателя) и учебно-воспитательного учреждения в целом по единой научно-методической проблеме; – выполнение заданий в рамках выпускной квалификационной работы. Методическая работа: – посещение заседаний методического объединения учителей-предмет-ников; – описание портфолио учителя-предметника; – знакомство с требованиями, предъявляемыми к учителям аттестационной комиссией. Обобщение опыта работы учителя предметника по одному из направлений его профессиональной деятельности: – посещение урока учителя-предметника с целью выявления заинтересованности учащихся в получении знаний по изучаемому предмету и анализа условий эффективности педагогической деятельности; – участие во внеклассных мероприятиях, проводимых учителем-предмет-ником; – изучение планирующей и отчетной документации учителя-предметника. Профориентационная деятельность: – проведение соревнований, конкурсов, предметных олимпиад по безопасности жизнедеятельности и физической культуре с целью формирования личности безопасного типа поведения и развития потребности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности. Студент организует свою деятельность в соответствии с программой педагогической практики и внутренним распорядком образовательного учреждения, в котором осуществляется педагогическая практика: – ведёт дневник студента-практиканта; – составляет индивидуальный план работы на весь период практики; – посещает и анализирует уроки учителей или других студентов-практи-кантов; – изучает и ведёт школьную документацию; – составляет планы проводимых воспитательных мероприятий, планы-конспекты уроков по безопасности жизнедеятельности и физической культуре; – проводит за весь период практики 10 уроков по безопасности жизнедеятельности, в том числе 1 зачетный урок с последующим анализом преподавателем основ безопасности жизнедеятельности, координатором и студентами-практикантами; – проводит 8 уроков по физической культуре, в том числе 1 зачетный урок с последующим анализом учителем физической культуры, координатором и студентами-практикантами; –проводит 10 учебно-тренировочных занятия по виду спорта; – организует и проводит два воспитательных мероприятия, одно из которых связано с обеспечением безопасности жизнедеятельности; – изучает, диагностирует и прогнозирует уровень воспитанности школьников, организует различные виды деятельности учащихся с целью формирования и развития у них основных качеств и свойств личности; – занимается пропагандой обеспечения безопасности жизнедеятельности; – выполняет индивидуальное задание научно-исследовательского характера, связанное со спецификой профессиональной деятельности в период практики, осуществляет сбор информации, необходимой для подготовки выпускной квалификационной работы. Студент ведет текущую документацию – рабочую тетрадь (дневник) студента-практиканта, основное назначение которого – фиксация, анализ и оценка всей проводимой работы. В дневнике отражается содержание выполняемой работы и ее оценка учителем основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, классным руководителем, координаторами педпрактики института. Дневник ведётся рукописно во время учебной практики. Дневник может выполняться в виде тетради или отдельных листов, которые комплектуются в папку. Важной составляющей дневника являются планы. Студентом изучаются планы школы, на их основе составляются понедельные планы собственной деятельности, перспективные планы учебно-воспитательной работы, планы по профориентационной работе, планы по научно-исследовательской работе. Необходимой составляющей дневника являются краткие планы-конспекты. Планы – конспекты могут быть составлены в тетради или являться приложением к дневнику. Студентом заранее составляются планы-конспекты всех проводимых им занятий по ОБЖ, физической культуре, внеклассных и воспитательных мероприятий. Студентом проводятся анализы всех посещённых им занятий по ОБЖ, по физической культуре, по другим предметам, анализы внеклассных занятий, воспитательных мероприятий. Анализы проводятся на основе предложенных схем, которые прилагаются отдельно к дневнику или ведутся непосредственно в тетради. Практикант учится вести школьную документацию: заполняет классный журнал, проверяет ученические дневники и тетради. Во время практики студент формирует учебно-методическую копилку, в которую входят документы, помогающие ему в его профессиональной деятельности. После прохождения практики студент проводит самоанализ своей деятельности. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Результаты деятельности студента выставляются учителями ОБЖ и физической культуры в итоговый оценочный лист №1 по педагогической практике в образовательном учреждении (приложение 15) Качество отчётных материалов проверяется и оценивается всеми координаторами практики, учителями предметниками и классным руководителем в течение всей педагогической практики, но не после неё. Отчётные материалы студентов, проходящих практику по месту жительства, представляются координаторам практики института в течение трёх дней по окончании педагогической практики. Полный отчёт по педагогической практике (вся документация) сдаётся ведущему куратору (координатору) практики. Кураторы выставляют оценки в итоговый оценочный лист № 2 (приложение 16). В отчётные материалы студента-практиканта входят: 1. Отчет по заданию научно-исследовательского характера. 2. Педагогический отчет о выполненной работе с самоанализом проделанной деятельности. 3. Исходный материал (анкеты, заполненные опросные листы и др.). 4. Отчет по воспитательной работе. 5. Характеристику, подписанную учителями-предметниками, классным руководителем и заверенную директором. 6. Дневник педагогической практики. Дневник студента практиканта) включает в себя: – титульный лист (приложение 1); – данные о месте прохождения практики (приложение 2); – список учащихся закрепленного класса по форме последней страницы классного журнала с указанием успеваемости учащихся (по данным последней четверти, полугодия, года); – список поручений учащихся класса; – план размещения учащихся в классе; – расписание звонков; – расписание уроков студента-практиканта; – расписание уроков в закрепленных классах (средние и старшие классы). Далее приводится перспективный план (приложение 3), который составляется студентом к концу первой недели практики и представляется на утверждение методистам. Перспективный план согласуется с классным руководителем и учителем-предметником; – календарный план (приложение 4); – календарно-тематический план (приложение 5); – анализ урока по безопасности жизнедеятельности (приложение 6); – анализ урока по физической культуре (приложение 7); – анализ внеклассного мероприятия (приложение 8); – структура конспекта внеклассного мероприятия (приложение 9); – план-конспект урока по ОБЖ (приложение 10); – план-конспект урока по ФК (приложение 11); – план-конспект учебно-тренировочного занятия по виду спорта; – педагогический самоанализ внеклассного мероприятия (приложение 12); – самоанализ урока (приложение 13-1); – самоанализ воспитательного мероприятия (приложение 13-2); – отчет-самоанализ студента-практиканта (приложение 14); – итоговый (оценочный) лист № 1 по педагогической практике студента (приложение 15); – итоговый (оценочный) лист № 1 по педагогической практике студента (приложение 16). ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧНСКИЙ РОСТ СТУДЕНТА В дневнике фиксируется индивидуальная работа со студента. Страницы данного раздела заполняются присутствующими на уроке, внеклассном занятии по ОБЖ или ФК, воспитательном мероприятии учителем, куратором, классным руководителем, координатором, руководителем практики. Присутствие учителя, классного руководителя или координатора обязательно, потому что именно они фиксируют в дневнике ход занятия и оценивают уровень методической подготовки студента-практиканта При анализе обычно учитывается тип урока, соответствие задач урока его содержанию, дидактическая оснащенность, соразмерность структурных компонентов, завершенность урока, профессиональная культура учителя, речевая грамотность, разнообразие приемов иноязычного общения, целесообразность форм работы и умение поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего занятия. Письменный анализ урока и воспитательного мероприятия завершается выводами, оценкой и рекомендациями, которые студентам необходимо учитывать при планировании и организации последующих уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий. При анализе воспитательного мероприятия отмечается актуальность темы, нетрадиционность формы, убедительность доводов и аргументов, соответствие содержания задачам воспитания и возрастным особенностям учащихся, продуманность методических приемов, владение материалом, умение организовать и активизировать обучающихся, стиль общения. После проведения урока (зачетного урока) или воспитательного мероприятия студент делает самоанализ. После окончания практики студент оформляет отчёт-самоанализ по своей деятельности за весь отчётный период (Приложение 14). ПРИЛОЖЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Приложение 1 ДНЕВНИК Педагогической практики студента (-ки) 5 курса факультета физической культуры Приложение 2 Администрация школы Ф.И.О. директора_______________________________________________________ Ф.И.О. заместителя директора ____________________________________________
Ф.И.О. учителя ОБЖ _________________________________________________ Ф.И.О. учителя ФК __________________________________________________ Ф.И.О. классного руководителя __________________________________________ Методисты: Ф.И.О. группового руководителя практики________________________________ Ф.И.О. методиста по ФК _______________________________________________ Ф.И.О. методиста по психологии ________________________________________ Ф.И.О. методиста по педагогике _________________________________________ Приложение 3 «УТВЕРЖДАЮ» Методист по БЖ ______________________ Методист по ФК ______________________ Методист по психологии _______________ Методист по педагогике _______________
Примерный перспективный план работы студента
Приложение 4 Календарный план (оформляется на весь период практики по каждому дню)
Приложение 5 «СОГЛАСОВАНО» УчительОБЖ ________________ Календарно-тематический план (на период практики оформляется в виде таблицы, сдается после первой недели педагогической практики) Фамилия, имя, отчество студента ___________________________________ № школы, класс __________________________________________________
Подписывается студентом, с указанием даты оформления и предъявления календарно-тематического плана методисту из вуза. Приложение 6 I. Общие сведения Дата проведения урока______________ Класс _________________ Количество учащихся по списку _______________ Присутствуют на уроке _______________________ Отсутствуют _____________________ Тип урока _______________________ Методы проведения урока ___________________ Время проведения урока ________________ Место урока в расписании школы ___________________ Урок проводит ________________________________________________ II. Подготовка к уроку Наличие конспекта урока. Санитарно-гигиеническое состояние места проведения урока, оборудования, наглядных пособий. Наличие дидактического материала, соответствующего количеству учащихся на уроке. Подготовка учащихся к уроку, наличие у них учебников, тетрадей. Своевременность начала урока. III. Проведение урока Планирование задач урока, их соответствие программе и плану-графику, связь с предыдущими уроками. Структура урока, соответствие содержания вводной части урока основной. Использование средств и методов в решении поставленных задач урока. Методы организации деятельности учащихся, рациональность и эффективность их использования. Интенсивность изложения учебного материала на уроке (соответствует требованиям, не соответствует). IV. Поведение учащихся Дисциплина учащихся на уроке, их отношение к выполнению заданий и требованиям учителя. Степень осознанности действий учащихся на уроке. Характер реагирования на результаты учебной деятельности. Степень развития и проявления взаимопомощи, помощи преподавателю. Отношение учащихся к учителю. V. Поведение учителя Уровень владения учителя классом. Способность учителя организовать детей для учебной деятельности, вызвать интерес к изучаемому материалу, повысить их активность. Педагогический такт учителя на уроке, умение управлять классом. Внешний вид, культура речи, голоса, демонстрации наглядного материала. Наличие авторитета у учителя среди учащихся. VI. Результаты урока Достижение задач, поставленных в начале урока. Качество знаний и умений учащихся, полученных в процессе учебной деятельности на уроке. Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. VII. Выводы и предложения Положительные и отрицательные стороны урока. Предложение по совершенствованию положительных сторон урока и устранению отрицательных моментов. Фамилия, имя, отчество студента, анализировавшего урок __________________________ Оценка анализируемого урока __________________________________________________ Приложение 7 Метод хронометрирования Урок провел: практикант Сидоров В.Д. Дата: 10.11.2006. Время: 8 ч.30 мин. Школа № 33, класс 7 а Место проведения: спортивный зал Количество учащихся – 26, из них мальчиков – 16, девочек – 10 Фамилия, имя наблюдаемого ученика: Павлов Сергей. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Закрепить умение выполнять бросок по кольцу после обводки «противника». 2. Совершенствование командных действий в атаке – «быстрый прорыв» в процессе двухсторонней игры. ВИД УРОКА: баскетбол ТИП УРОКА: совершенствование Протокол 1
П общ. = (19 00 + 7 30 + 1 00 + 4 50) х 100 %: 45 = 71,5 % П мот. = 19 00: 45 х 100 % = 42,2 % Примечание! При хронометрировании в протоколе заполняются только графы 1,2,3 и 9, остальные после исследования. П общ. = Е (графы 4+5+6+7) х 100%: 45 П мот. = Е (графы 4) х 100 %: 45. Метод пульсометрии Урок провел: практикант Сидоров В.Д. Дата: 10.11.2006. Время: 8 ч.00 мин. Школа № 33, класс 7 а Место проведения: спортивный зал Количество учащихся – 26, из них мальчиков – 16, девочек – 10 Фамилия, имя наблюдаемого ученика: Павлов Сергей. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Закрепить умение выполнять бросок по кольцу после обводки «противника». 2. Совершенствование командных действий в атаке – «быстрый прорыв» в процессе двухсторонней игры. ВИД УРОКА: баскетбол. ТИП УРОКА: совершенствование. В каждой части урока после изменения характера работы связанной с изменением интенсивности вида деятельности производится заме
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.014 с.) |