Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Счастье безо всякого личностного ростаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мои коллеги из тусовки гуманистической психологии убеждены, что человек есть существо самоактуализирующееся, стремящееся к росту и расцвету. Эта позиция обречена на успех, ибо кому не понравится такая красивая сказка о себе? Однако вынужден им возразить. Люди не такие: они просто разные. Есть — самоактуализирующиеся, есть — гораздо лучше, а как правило, — совсем другие. Например, просто — здоровые животные. Основной тезис Роджерса состоит в том, что человек всегда ищет возможности для личностного роста. О чем говорит мне мой опыт? Что это полезная вера, но вовсе не факт. С этой верой бывает легче работать самому, это бывает полезно внушать своим воспитанникам, но правда ли это про каждого? · По крайней мере — сомневаюсь. Люди — разные. И очень возможно, что в этот вечер (или: в эту осень... в этой семье... с этими друзьями... в этом теле... в этом возрасте...) — человек хочет совсем не личностного роста, а чего-то более реального, надежного и безопасного. Например, получить зарплату, которую не выплачивают последние полгода, и оставить в своей жизни все как есть. · Разумные люди давно усвоили, что известный черт всегда лучше неизвестного. Сознательный отказ от личностного роста нередок и среди житейски ориентированных (то есть совершенно не глупых) синтоновцев: "Николай Иванович, я не хочу больше личностно расти и терять из-за этого своих друзей, которые нормальные, а не синтоновцы! Друзья мне важнее!" У каждого — своя жизненная ситуация. Кто-то, любя себя, тем не менее собой недоволен и намерен личностно расти, другой всем доволен и более всего желает не менять ничего, а кто-то, абсолютно здравомыслящий, на определенном отрезке своей жизни желает, например, побыстрее (душевно и телесно) умереть. · "День прошел — к смерти ближе. Слава Тебе, Господи!" — в определенном возрасте это желание вполне искреннее, сдерживаемое только христианским запретом на самоубийство. Какой, к Господу, личностный рост?! И не нужно думать, что нежелание личностно себя развивать присуще только бабушкам с сенильным психозом или невротикам с шизофреническим радикалом. Большинство моих одноклассников (а мы регулярно встречаемся своим классом вот уже более двух десятков лет) к идее личностного развития относятся так же воодушевленно, как к предложению пожертвовать очередную зарплату на строительство приюта для бродячих кошек. · То есть спасибо, конечно, дело доброе, но как-нибудь в другой раз. Можете также попробовать заинтересовать психологическими курсами личностного развития соседа с первого этажа, даже если он сегодня трезв и не просит у вас взаймы. Если он вежливо отклонит ваше предложение, вы это можете объяснить его трудным детством, и я с вами, конечно, соглашусь, но что от этого меняется? В любом случае желания расти и развиваться (кроме как в прямо мясном варианте) у него не прибавится. Мы — разные. Осторожный взгляд на конгруэнтность Когда я только проснулся, я очень искренний, и поэтому ко мне тогда лучше не подходить... Саша Ланин, честный человек Карл Роджерс очень ценит в людях конгруэнтность, то есть целостное, естественное и полное выражение своих чувств. "Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию". · А-а-а-а! Я люблю детей и, в большинстве случаев, выражаемые ими эмоции, но у меня крепкая нервная система, детей только трое и ситуацию в нашей семье контролирую я, а не дети. Если же детей становится больше, а рост интеллекта на некоторых этапах не успевает за ростом мышечной массы и гормональными сдвигами, то конгруэнтное выражение группой подростков некоторых их естественных чувств вызовет у меня желание не выразить восхищение, а позвать милиционера. · Как со вздохом констатируют сами синтоновцы-мужчины, если они будут полностью конгруэнтны, то симпатичным девушкам, приходящим в Клуб, вместе с бэйджиком на входе надо выдавать еще и пояс невинности. Плохо, когда человек не умеет, не может быть конгруэнтным — он действительно не вполне душевно здоров (по крайней мере, несколько деформирован процессом корявой социализации), и задача психотерапевта — посодействовать восстановлению этой замечательной способности быть целостным и гармоничным. Но если человек не умеет быть неконгруэнтным и спокойно отставлять в сторону ненужные чувства и намерения, не выплескивая их куда не надо, он также неразвит. · А то и просто социально опасен. Если хотите парадокс, то душевно развитому человеку конгруэнтно быть и не конгруэнтным. Я голоден, прямо сейчас, но не ору ни на жену, ни на эту тему, а улыбаюсь и спокойно иду чистить картошку, чтобы себя покормить. Я не конгруэнтен, а воспитан. А если я на жену сердит, для меня одинаково конгруэнтно как проораться на нее с прочувствованным удовольствием, · если проораться надо, так и, если сейчас надо не орать, а обнять и поцеловать, то вполне целостно поцеловать ее, хорошую, и извиниться перед ней, потому что я на нее сердит. · А вкусную женщину целовать вкусно всегда, даже если ты на нее сердитый. Конгруэнтность не в том, чтобы одна часть твоей личности теснила или уничтожала все остальные твои части, а в том, чтобы все части жили гармонично, работая при этом в нужном направлении. Самоактуализация Хорошая жизнь — это движение по пути, выбранному человеческим организмом. К. Роджерс. Организмы всех стран, самоактуализируйтесь! Можно спорить, склонны люди к самоактуализации — или нет, но за этим спором лежит по умолчанию принимаемая в гуманистической психологии предпосылка, что самоактуализация — это здорово. Это вообще классно. Возможно, вы в это верите также, а я вот в этом — начал сомневаться. Когда Абрахам Маслоу описывал самоактуализирующихся людей, подчеркивая их человеческую и нравственную высоту, он был велик и прав. Он описывал людей, "Я" которых было добрым и красивым, и тогда актуализация, осуществление этого Я, становилась славной задачей и достойной миссией. Но значит ли это, что увеличение, осуществление, актуализация любого Я будет делом добрым, делом, которому всегда стоит содействовать? "Да! — обязательно воскликнет романтик со светлыми и немного печальными глазами, — ибо каждый человек по природе своей добр!" · Впрочем, если нашего романтика какой-то добрый по природе человек треснет промеж ушей, это верование будет дополнено более аккуратным: "Ну, в глубине души!", а если его еще и попинают ногами, то формулировка расширится до мистически-детского: "В самой-самой глубине!" Я не склонен к подобной метафизике. Во-первых, я полагаю, что наших Я у каждого из нас много (детские, родительские, взрослые, социальные, игровые, мистические и пр.), а во-вторых — и главное, как я уже говорил, эти Я скорее разные, чем добрые. · Господи, как это было бы удобно и легко: не знаешь, что есть добро, спроси у своего внутреннего Я, оно тебе и скажет! Спроси... Голодное Я скажет жадно: "Бери, пока дают!" Побитое Я пискнет: "Беги, пока не бьют!" И на этом такой содержательный внутренний диалог закончится. Мне представляется, что душевное добро — не есть нечто, данное нам от рождения. Добру надо учиться. И тот, кто не учится, в самой-самой глубине души имеет не чистую субстанцию добра, а скорее мутную кашу или пустоту. Итак. Возможно, в мой Клуб слишком часто приходят неправильные люди, но они, услышав звонкое и высоконаучное слово самоактуализациЯ, понимают его так, как они это и слышат: как возможность ярко проявить себя. Сделать свое Я большим. А услышав от психологов одобрение этой самой самоактуализации, они со всем напором, топотом и визгом ее и делают. · Почему-то больше всего хочется самоактуализироваться ночами до утра и под музыку максимальной громкости. На самом деле ничего такого в этом нет: ну, потанцевали, ну, попели, были и стихи, и воздушные шарики, а иногда даже психологические игры с другими развлечениями. Но на вопрос: "Слушай, а ничем более разумным ты заняться не хочешь?" человек, отдышавшись, удивляется: "Ну, мне же хочется? Прям изнутри хочется?!" · И вопросительно смотрит. Ведь он же — так много проявлял себя всю ночь! Вовсю самоактуализировался! Впрочем, если на тусовках самоактуализирующихся человеков у нас, в основном, любят (ну, пока они не начинают актуализировать свою тоску или агрессию), то на занятиях с такими философами хуже. Например, у человека вдруг появилась мысль, она ему очень своя, и он, естественно, начинает ее развивать. Он начинает рожать ее детально и настойчиво, нисколько не интересуясь, нужна ли она кому-нибудь еще и как относятся окружающие к тому, что он плотно занял собой пространство беседы, не давая высказаться никому другому. Ничего, конечно, страшного, но воспитанным людям такая жлобская самоактуализация — не нравится. И так, постепенно, самоактуализациЯ стала у нас в Клубе словом, по факту, ругательным. Самоактуализация без головы — не радость. Наверное, это перегиб, и неправильно требовать от человека того, к чему он, возможно, еще не готов. Если ты был всю жизнь забит, и сейчас твоя задача разогнуться, полной грудью взять себе — свой, личный! — воздух и почувствовать, что ты — есть! Есть!! Есть, блин!!!, то сейчас твоя правильная задача — самоактуализация. Будь — собой. Делай себя больше. Почувствуй себя и свои огромные силы. Но, когда ты получил себя — себе, порадовался встрече с самим собой, поискрил и попраздновал свою — любую, пусть с глупостями и ошибками, но совершенно свою — жизнь, то перестань махать своей самоактуализацией, как флагом, и найди себе более достойное дело. Так же и с Клубом. Пока основной задачей Клуба было дать человеку — освобождение, самоактуализация была у нас в чести. Но вот Клуб вышел из подростковой стадии и стал понимать, что свобода и разрастание личного Я — это здорово, но далеко не все. Потому что важнее, на что ты эту свободу употребишь, что ты с помощью этого своего большого и свободного Я создашь. Ты свободно самоактуализирующийся большой бездельник Примирение Взгляды разные нужны, Правильно? С удовольствием признаюсь: вся эта провокация — дискуссия с Карлом Роджерсом — была затеяна для того, чтобы мы, коллеги-психологи, еще раз взялись вместе за руки и дружно сказали: каждый из нас умница в своей области, и слава Богу, если мы не стремимся оккупировать своей правотой области соседние. · Даже если они нам очень нравятся. По-моему, совершенно нормально, если в психологии дружно сосуществуют очень разные подходы. Да, мы разные, и это здорово. Если Карл Роджерс свой подход называл гуманистической психологией, то подход Синтона я мог бы назвать психологией реалистической. При этом очевидно, что одно совершенно не исключает другого, а скорее дополняет: почему бы реалистичность не приподнять гуманистичностью, а гуманистичность — не укрепить реалистичным взглядом? И, тем не менее, наши подходы достаточно различны. Отчего? С одной стороны, мы люди просто разные по характеру. По сравнению с Роджерсом, мне не хватает теплоты, убаюкивающей религиозности и усидчивого приятия. Чего мне не хватает в Роджерсе, так это юмора, здорового авантюризма и бодрой наступательности [22]. А стиль работы, как и стиль одежды, должен подбираться индивидуально, под человека. С другой стороны, разница подходов во многом определяется различием контингента и, соответственно, целью работы. Карл Роджерс работал с людьми, нуждающимися в психотерапии. · Да, у него были уже не пациенты, его люди — уже относительно здоровые, но как клиенты — у Роджерса были тяжелые клиенты. Почитайте его отчеты. А у меня не клиенты, а — солнечные синтоновцы, в основном бодрая, с удовольствием чувствующая и без труда думающая молодежь. Это люди, еще желающие и способные себя менять и себя учить, готовые работать не потому, что иначе все противно, а потому что — · а почему щенки так любят возиться? — потому что им это интересно. Для клиентов Роджерса проблема — адекватно понять и выразить свои чувства, для моих соколов интерес другой: что с этими своими адекватными чувствами делать. Его клиенты страдали от нехватки любви, мои синтоновцы очень скоро любовью оказываются перекормлены. Роджерс, конечно, прав, и самое разумное требование для его скукоженных клиентов — это самоактуализация. Нереалистично требовать от человека, чтобы он здоровым образом делился чем-то с окружающими, если он едва жив сам. Большинство же синтоновцев актуализируют себя настолько, что им уже пора думать и о других. Как писал Мартин Бубер, "хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе". Если хотите, Синтон начинается там, где Роджерс заканчивал свою работу. И поэтому мы работаем — очень по-разному. · Хотя и очень любим друг друга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.009 с.) |