Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От подлинности до глупости — один шаг

Поиск

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи...

Анна Андреевна Ахматова

Современная психология общегуманистической направленности привыкла раскапывать истинное, подлинное Я и разрастать его, освобождая от наслоения чуждых личности внешних ролей и масок. Только когда человек воссоединяется с самим собой, принимает в себе глубоко внутренние и подлинные чувства, к нему приходит гармония, аутентичность и другая психологическая радость.

Ярче всего это выражено в подходе гештальт-терапии, где ключевыми фразами в работе с клиентом являются обычно:

– Ты действительно это чувствуешь?

– Не говори от ума, прочувствуй, что происходит в тебе на самом деле!

– Остановись, погрузись в свои чувства...

· И аналогичные.

При этом никто не спрашивает, откуда взялось это внутреннее Я и какова ему цена. В данном случае удобнее забыть то, что собратья по психологическому цеху говорят про формирование, воспитание и прочую социализацию...

Переведу: про что, что когда-то невежественные люди вложили вам в душу свои глупости о мире, вас, людях и как все это можно не любить, все это вложили и закрепили страхами. Вначале вам это было так же странно, как писать зачем-то в горшок, но все это было давно, это было в детстве, и вы этого не помните. Потом же — вы к этому привыкли и стали называть это "Я", "мои взгляды" и "мои вкусы".

· То есть стали такими же невежественными, как и ваши воспитатели.

А самое главное — вам сказали, что все это очень ценно, что это ваша сущность и что жить нужно, исповедуя в первую очередь эти свои индивидуальные заморочки. Ну, вы и поверили.

А какие могут быть другие варианты?

Своим подлинным Я назначаю... кого?

– Разберись, какие желания у тебя истинные, а какие — придуманные!

– Ага. Мои истинные желания, идущие от тела желания, — поспать и пожрать. А мои придуманные, идущие от духа, — жить жизнью порядочного человека. Ты предложишь мне выкинуть желания придуманные и жить истинными?

Задумчивость

Не будучи ни мистиком, ни каким либо образом религиозным человеком, я действительно верю, что моя личность — это не Я, и отсылка к самым что ни на есть телесным чувствам как к источнику подлинности меня не убеждает.

Есть правда тела, да.

Есть правда чувств, верно.

Есть правда моего разума, и это также серьезная основа моей жизни.

А я рассматриваю все эти правды и принимаю собственные решения [30].

Согласен, болен тот человек, который не знаком сам с собою, кто не слышит и не чувствует собственного тела, кто отделен от собственных живых чувств и не имеет разрешения пользоваться собственным разумом, заменив его на ограниченный набор тупых верований. Но я буду протестовать, когда мои коллеги возводят на последний пьедестал правду организма, превознося как высшую правду тела или чувств.

· Ну, это как в семье: плоха та семья, где родители не слышат детей. Но криво живет и та семейка, где дети диктуют родителям свою волю.

Я вместе со своими коллегами грущу, наблюдая дигиталов [31], чей разросшийся ум не дает дышать задавленной душе, но не большую радость доставляют и клиенты истерики [32], чья страстно всегда волнующаяся душа сжигает корчащееся тело. Безусловно, кинестетик [33] очень органичен, но он же бывает и весьма ограничен, если его большое тело весом своих требований глушит остатки ума.

Хорошо, если эти три власти — тело, ум и душа — сумели между собой договориться и перестали ссориться, заменив подножки и подставки на помощь и поддержку. Тело согревает душу и подсказывает уму, ум подстегивает тело и направляет душу, душа настраивает ум и воодушевляет тело...

· Гармония, конгруэнтность и благолепие.

Все? Вершина личностного развития? Думаю, что нет. Верю, что нет. Я рад за гармоничный организм, которому с собой — хорошо. Но — что другим от этого гармоничного организма? Мне более нравится тот организм, который, надеюсь, решил свои основные проблемы, но самое главное для меня то, что этим организмом, этой личностью можно в жизни что-то делать. Моя личность — это мой инструмент, а я — это тот, кто распоряжается личностью, то есть своим телом, умом и душою. Соответственно, в мои неотъемлемые права и обязанности входит ее контроль, инвентаризация и своевременное обновление: ну, там

переоформить тело,

выправить мозги,

сменить душу...

· Например, так, как это делают актеры.

Вот мы и приехали.

Здравствуйте, господа Актеры!

Я с детства завидовал актерам, но не их славе, а тому, что им дано это умение погружаться в личность другого и жить жизнью другого, меняя вдруг и свои ценности, и чувства, и даже внешность... Я всегда знал, я был убежден, что именно это является путем быстрейшего личностного роста и развития.

Как я писал в своей еще самой первой книге, практически цитируя своего кумира Владимира Львовича Леви:

"Что выдумывать? Увидели достойную личность — присвойте ее. Сыграйте ее не только внешне, но и внутренне, "впечатав" ее характер сразу, целиком. Воспроизведите суть этого человека, его Я, настрой, отношение к миру и себе, его способ жизни. Думайте его мыслями, двигайтесь его движениями, чувствуйте его чувствами. Найдите человека увлеченного (или некатегоричного, или бескорыстно относящегося к противоположному полу, или мудрого — вы лучше знаете, что вам надо) — и вживайтесь в него. Вот и все".

Вот и все — станьте хорошим актером, настоящим актером, актером и внешнего, и внутреннего образа, и очень скоро вы станете великим человеком.

· Естественно, если это в ваших планах.

Я продолжаю верить в перспективность такого пути личностного роста, и меня никаким образом не смущает то вроде бы очевидное обстоятельство, что сами актеры (когда не на сцене, а в обычной жизни) — люди не самые удобные и, кстати, не самые успешные. Тот, кто стал актером, совершенно еще не стал великим человеком.

Актеров хорошо любить, пока с ними не сталкиваешься в жизни. А в жизни они... ну очень разные, и часто напоминают волшебников без царя в голове. Но тогда — надо взять искусство перевоплощения, каким владеют настоящие актеры, освоить его и употребить его во благо, а не как они. И с этой точки зрения Синтон есть один мощный актерский тренинг, где приходящие хорошие люди учатся перевоплощаться в людей свободных, счастливых и порядочных.

· А также умных, творческих и прочее — длинный список достоинств прилагается.

Личностная прививка

Если посмотреть на используемые в Синтоне техники личностной работы, то, как в любой богатой практике, в Синтоне можно обнаружить, наверное, все современные психологические подходы: и некоторое копание от психоанализа, и любовь к психодраматическому проживанию, и бодрое натаскивание а ля бихевиоризм, и постоянная работа с метафорами ну совсем как в НЛП, и все что хотите еще.

· Но в очень своем, очень синтоновском варианте и стиле.

Однако если попытаться сформулировать особенность, характерность именно нашего подхода к личностной работе, то коротко его можно назвать путем личностной прививки. Что это такое?

Ну, уважаемые садоводы, вы же знаете... Есть дичок и есть сортовые черенки, их соединяют и они срастаются, в результате чего быстро образуется прямо-таки культурное растение и даже с нормальными плодами.

Философия и технология этого доброго дела в общих чертах такая.

У тебя есть твое Я — это то, что у тебя было. Вот такой ты человек. Далее мы предлагаем такому человеку (и, не буду скрывать, активно заинтересовываем) его нового, новую модель его личности, а еще точнее — набор его новых личностей.

· Потому что зачем иметь одну, когда можно иметь много?

Если человек заинтересовался и не возражает, мы общими усилиями на его старую личность натягиваем новую формочку.

· Если хотите ругаться — новую маску, а хорошими словами — новый личностный стиль и душевные навыки.

Строим ему новое, более приличное тело (правильную спинку, разнообразные мордочки, умные, надежные и нежные руки), выкидываем старые верования, дарим новую, богатую культуру, приживляем новые чувства — ну, нормальная дизайнерская работа.

· Кстати, почитайте — Леонид Бежин, "Мастер дизайна". Автор — противник подобной работы, но описал ее с душой.

Так или иначе, но в результате человек учится жить (думать, чувствовать, двигаться) — по-новому. Как следует. Мало ли как ты жил до этого, какая разница? Важно то, что теперь тебе предлагается новый образ жизни.

· Свободный, сильный и ответственный.

Верно, вначале он немного чужд. Новое — всегда вначале чужое.

· Господи, да первые полгода после рождения ребенка, когда меня называли Папой, я вздрагивал: какой я Папа? Теперь-то я настолько привык, настолько с этим сросся, что приходится тормошить себя — с тем, чтобы очнуться и увидеть в подрастающем человеке рядом с тобой не только твоего ребенка, а в себе — не только отца...

Кому-то новый стиль жизни может оказаться тесен. Кому-то — страшен.

· Вот так, сразу, сразу начать жить свободной и сильной жизнью? Жутко страшно! — по крайней мере, для его старого Я...

Естественно, мы все разные, и самая идеальная модель для кого-то — прокрустово ложе. Нормально. Если ты примерил, поносил и понял, что тебе это все-таки не подходит, —

· по ценностям, по стилю или просто хлопотно осваивать,

— хорошо, ты всегда можешь это не подошедшее тебе снять и возвратиться к своему старому образу и стилю жизни. У тебя всегда все в порядке: ты приобрел новый опыт и ничего старого не потерял.

Однако чаще, к нашему удовольствию, люди от наших обновок не отказываются и торопятся быстрее пополнить свой личностный гардероб.

· Личностные модели от Синтона — богатый выбор, носятся легко, выглядят прекрасно!

Примерить, однако, немного недостаточно. Твоей личностная обновка станет только тогда, если ты будешь ее носить. В новом костюме надо обвыкнуться, к новой личности надо привыкнуть, кроме того, новые элементы твоей личности должны быть гармонизированы со всем прочим, что ты носишь.

Если ты решишь выбросить старое (или свое подлинное? Совсем уже в словах запутался) — дело твое, однако чаще мы рекомендуем ничего не выбрасывать, а научиться уместно использовать: в личностном хозяйстве все пригодится.

Ты умеешь классно ныть — здорово, оставь эти жалостливые глаза для своей любимой, когда ей очень захочется тебя пожалеть.

· Ну бывают у людей такие развлечения!

Ты легко звереешь и мощно агрессивен — разрешите вам позавидовать, не выбрасывайте ни в коем случае, оставьте обязательно это для спортивных игр и богатого секса.

· Заранее спасибо.

...Да, но почему же все-таки это мы назвали личностной прививкой, ведь далее в тексте идет речь только о: примерил, поносил, снял и прочий портновский гардероб? Потому что, в отличие от одежды, личностные роли оставляют на душе свой отпечаток, а с течением времени, как правило, к душе прирастают, душой прорастают и становятся новым Я. Из внешнего — становятся внутренним.

· Ну и славно — ведь именно этого и хотят люди, приходящие к хорошему психологу.

Соответственно, в этом и состоит наша общая забота — нарастить на Я новую личность, сделать его новым Я, сделать его настолько большим, объемным и живым, чтобы оно проросло жизнью, стало естественным и привычным.

· Родным.

Этапы личностной прививки

Давайте предположим, что вытерапевт, который работает с людьми. Если вы претендуете на это, важнее всего понять, что в действительности вы не терапевт, вы просто притворяетесь. Но если вы будете притворяться действительно хорошо, люди, с которыми вы работаете, будут претендовать на то, чтобы совершить изменения. Однако они забудут о том, что притворяются... на всю оставшуюся жизнь. Но пусть вас это не обманывает, не давайте себя одурачить.

Манипулятор Милтон Эриксон по поводу работы психотерапевта

Как все это делается? Ну, хотя бы основные этапы? Пожалуйста.

Этап первый — примерка: создается ситуация, предлагается ее прожить, дается способ ее проживания и осмысления. Следуют вопросы:

– Укладывается ли в твою душу такой взгляд?

– Возможно ли у тебя такое чувство?

– Бывают ли у тебя и такие желания?

Заметьте: речь идет не о том, будет ли это чувство стойкое, желание главенствующее и взгляд определяющим — нет, пока только: пусть в ранге гостя, но бывает ли? Пусть призраком, но возможно ли?

Этап второй — укрепление. Новый навык взгляда, переживания и реагирования отрабатывается в серии упражнений на разном материале со сменой контекста и разными партнерами, результаты фиксируются вопросами:

– Легко ли возникает?

– Быстро ли приходит?

– Стойко ли держится?

Этап третий — перенос в жизнь: или сразу в жизнь большую, или, для начала, в специально сконструированную.

· Начинаю знакомиться на улице, но не в одиночку, а в компании. Очевидно, что с такой поддержкой легче. Или учусь быть лидером: пробую держать на себе внимание и управлять групповой инициативой уже не в Клубе, а на обычной вечеринке, но где — все свои, синтоновцы.

А самое главное, в чем я глубочайшим образом убежден: когда душа знает, как быть действительно должно, она сама найдет средства и возможности. Душа подстроится и исполнит, если только в ней маяком встает сильный ориентир. Если в душе зажигается звезда, все строится под ее светом.

Как перестать злиться и обижаться? Для начала поймите: вы делаете это (злитесь и обижаетесь), в частности, потому, что в душе есть на это тихое разрешение, пока это внутренне понятно и естественно.

· Хотя от головы, на уровне интеллектуального текста, вы соглашаетесь, что это нехорошо.

Я почему-то уверен, что никто из моих читателей не мучается проблемой, как ему перестать избивать кулаками и кусать зубами кого-то из своих близких родственников. Желания-то, возможно, такие возникают, но это настолько дико, что из головы вываливается сразу же, как туда случайно залетает.

На это стоит табу — и поэтому здесь не нужна психология. А на злиться и обижаться табу нет, в результате чего зовут психолога.

Конечно, можно и нужно использовать различные приемы и техники, но настоящий результат придет тогда, когда ты по-настоящему поймешь, что обижаются (всерьез) только малые дети, тянущие что-то с родителей, а злиться — это... это... ну совсем низко и странно. Когда тебя осенит это последней очевидностью, когда тебе начнет резать слух любая злючка или едкая обидка, не важно, своя или чужая, дома или в толпе на рынке, когда в душе, как стихи, начнут сами складываться добрые слова и интонации, — тогда душа сама начнет расти к тому, к чему ты ее зовешь.

Ревность живет тогда и пока, пока и когда человек в самой глубине души убежден — такое не прощают. Когда же в самой глубине души родилась улыбка и удивление: "Господи, какой же я еще ревнючий!", ревность потихоньку растворяется.

Все начинается — с веры.

Как долго уходит то, что становится для души чужим? Как быстро прорастает в душу то, что становится для нее близким? По-разному и скорее — постепенно... Первые успехи отмечаются через месяц—два, о чем-то стабильном можно говорить по прошествии девяти месяцев, какие-то вещи прорастают годами.

· И это хорошая новость: все-таки — прорастают!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.012 с.)