Школа, которая не готовит детей к жизни, — несостоятельна



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа, которая не готовит детей к жизни, — несостоятельна



Школа учит чему угодно, кроме жизни. Житейская несостоятельность (доходящая в своих крайних формах до самоубийств) у школьных отличников такая же (если не больше), как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Уроки физкультуры направлены на развитие координации, гибкости и силы тела. А на каком уроке развивают координацию душевных движений, душевную гибкость и душевную силу? Школа готовит будущих работников для разных отраслей народного хозяйства — но не учит понимать себя, другого, не учит дружить, любить, не учит тому, как в жизни выживать и как жизнь праздновать.

Школу можно критиковать долго, но вместо самой справедливой критики я предлагаю свой вклад: Синтон-программу, которая готовит человека к повседневной жизни с ее проблемами, к жизни среди людей — и научает умению быть счастливым.

Главное — это воспитание души

"Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь". Хороший психотерапевт порой вытянет человека из душевной ямы, но какой воспитатель научит человека жить так, чтобы в ямы не попадать и выкарабкиваться из них самостоятельно? "Многие знания — многие печали..." — у тех, чья сердцевина, чья душа к жизни не готова. А есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми, при любом строе и практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен, наполнен энергией и знает, куда и зачем ему жить, — он сам найдет себе необходимые знания, сам решит все свои проблемы.

Я убежден, что помочь человеку воспитать такую душу — можно. Это просто — получается.

Воспитание нравственности, а не развитие психических функций

Заниматься душой можно тоже по-разному. Можно развивать память, внимание, мышление и другие психические функции — это дело нужное, но едва ли главное в становлении человека: мыслитель с хорошей памятью может долго вспоминать, как он был беспомощен перед лицом бытового хамства. Важнее готовить человека к разнообразию житейских ситуаций: развивать умение быть разным, гибким, ориентированным и сильным. Правда, это и труднее, и подобных разработок существенно меньше. Но самым важным, видимо, является воспитание внутреннего человека — того, кто всеми этими функциями и умениями пользуется. Поэтому стержнем Синтон-программы всегда было именно воспитание нравственности, ориентирование души на добро-делание, и главное, что мы считаем необходимым передать, это следование девизу —

Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться.

Светский характер образовательного и воспитательного процесса

Религия вносит свой, и серьезный, вклад в укрепление нравственных устоев общества. Но проблема в том, что истинно верующими являются далеко не все, а среди истинно верующих все никак не достигается согласие в том, какая же религия является воистину истинной. Синтон-программа придерживается подчеркнутого нейтралитета в отношении как религии вообще, так и любого вероисповедания в частности. Мы верим, что нравственное воспитание может и должно иметь светский характер — а иначе как же воспитывать тех, кто далек от религии? И мы верим, что любить человека и заботиться о нем можно не только потому, что так обязывают нас Заповеди Бога, но и потому, что свободный и душевно богатый человек выбирает это сам.

Привлекательность образовательного и воспитательного процесса

"Осла можно подвести к реке, но ни один шайтан не заставит его напиться". Если человек не захочет что-либо делать со своей душой сам, любые воспитательные программы, рассчитанные на то, чтобы воздействовать на него, будут неэффективны. А чтобы подростки и молодежь стали заинтересованными, надо занятия сделать привлекательными. Уроки нравственного воспитания могут и должны быть для ребят и девушек интересными так же, как мультики и дискотека. Синтон-программа строится на сочетании осмысленности содержания и привлекательности, даже завлекательности — формы.

· С удовольствием вспоминаю, как однажды мне пришлось вести факультативные (то есть необязательные для детей) занятия, притом что в соседнем классе крутили по видику какой-то бодрый боевик. В состязании победил Синтон: видимо, интрига занятия оказалась круче, а переживания — реальнее и чувственнее.

Социальная адаптация не за счет социального натаскивания, а за счет душевного роста

Привлекательно обычно то, что нужно в жизни. Естественно поэтому, что Синтон-программа занимается во многом вполне земными проблемами. Как стать привлекательным? Как научиться разбираться в людях? — и многие другие вопросы, которые интересуют молодежь, на занятиях ставятся. И пусть не сразу, но эти вопросы решаются.

· Это очевидная особенность Синтон-программы — работа на совершенно житейском материале, разбор конкретных ситуаций, с которыми подростки и молодежь сталкиваются ежедневно.

Но особенность нашей программы еще и в том, что за прикладными задачами (например, трудный разговор с родителями, конфликт в магазине или умение знакомиться на улице) мы учим видеть — и решать — более общие проблемы: такие, как свободное отношение к традициям и общественному мнению, уважительное отношение к самому себе, внутренняя душевная стойкость, четкость и импровизация в ведении диалога... Точно так же, на группе Сексология мы занимаемся не обучением технике секса, а стараемся помочь человеку освободить свое сознание, избавиться от догм, развить чуткость своей души и тела, научиться наслаждаться — так, как это умеет делать любой ребенок с еще не испорченной душой.

Экономическая состоятельность

Чтобы Синтон-программа, как программа душевного развития и нравственного воспитания, получила широкое распространение, она должна быть экономически состоятельна. Приятно, конечно, мечтать, что когда-нибудь мудрые государственные чиновники скажут: "Да! Вы делаете важное дело — мы найдем для этого деньги!", но реалистичнее создать программу, которая способна работать на принципах самоокупаемости. При этом должны быть соблюдены два трудных условия:

· оплата занятий должна быть невысокой, чтобы оставаться доступной для подростков и молодежи, но в то же время

· работа по этой программе должна быть экономически оправданной для ее ведущих.

Решение, подсказанное жизнью: лучше всего это получается, если людей в группе оказывается более тридцати, и группа работает по длительной программе, гарантирующей стабильность экономической ситуации для обеих сторон. Каждый участник платит немного, но в группе народу много, и тогда ведущий за пару вечеров в неделю имеет нормальную и стабильную зарплату.

Именно с возникновением некоторой экономической независимости появляется ощущение внутренней свободы и достоинства, когда можно уже не суетиться "под клиентом", а делать то, что ты, как специалист, считаешь необходимым делать.

Массовый эффект

При всей привлекательности лозунга "Воспитание — это штучная работа" он нам (и, думается, не только нам) не по карману. У нас на миллион детей и подростков нет миллиона воспитателей. Поэтому нам нужна воспитательная система, с помощью которой один воспитатель сможет эффективно работать не с одним—двумя—тремя, а двадцатью—тридцатью — и более — одновременно и без потери качества.

· Для меня оптимальное количество людей в группе — сорок человек. Тридцать — хорошо. Двадцать — ну, переживем, хотя уже чего-то не хватает. А вот пятнадцать человек — что-то в атмосфере занятия теряется почти безвозвратно...

Сценарии Синтон-программы изначально подстраивались именно под большую группу, и во многих случаях определяющей успех оказывалась "атмосфера массовости". "На миру и смерть красна" — и если что-то начинают делать ВСЕ, и этих всех — МНОГО, то и кто-то ОДИН, обычно "на такое" не решающийся, в общем порыве включается в совместное движение. Плюс молодежь, например, любит большие праздники и смену лиц, и тут, в Синтон-программе, она это вполне получает.

В любом случае, Синтон-программа имеет существенно большие возможности охвата. И это тоже важный ее плюс.

Транслируемость методик

Хорошо жить в цивилизованных странах! Ты захотел стать психологом, вести тренинговые группы — пожалуйста! К твоим услугам институты и учебные центры, там отлаженный обучающий процесс, балинтовские группы, одностороннее зеркало, учебные видеофильмы и другая роскошь: только садись в свой "мерседес", приезжай и учись!

У нас, как известно, своя специфика, и молодой учитель, загоревшийся благородной идеей помощи людям, пишет шариковой ручкой письмо в Москву: "Мы хотим работать, просьба выслать брошюру с описанием тренингов. Приехать на учебный семинар возможности нет, зарплату не платят с начала года..."

· Россия, однако...

Поэтому ты можешь разработать самые замечательные методики, но если ты не найдешь способ, как ими смогут овладевать твои коллеги-россияне, ты останешься талантливым одиночкой. Так нередко и происходит, и многие прекрасные воспитательные методики в конце концов умирали просто потому, что держались на личном искусстве их авторов и не могли без профанации, без потери качества быть переданы последователям. Для Синтон-программы также предпочтительны сильные, творчески и личностно работающие ведущие, но ее основа — сценарии: подробное описание "что, когда и как делать".

· Как говорит Михаил Жванецкий: "Не волнуйтесь, к встрече мы подготовились. Здесь записаны наши вопросы, а здесь — ваши ответы. Улыбочку!"

Когда твое будущее занятие, вплоть до возможных реплик аудитории и твоих правильных ответов, записано и лежит перед тобой с подписью "Проверено: работает!", душевное состояние ведущего неуловимо меняется. Если и страшно, то уже не так. Тогда уже можно начинать пробовать, начинать учиться, потому что при наличии крепкого сценария приличные, добротные занятия может провести почти любой не боящийся людей и большой аудитории человек.

· Психолог, школьный или свободный, социальный педагог, организатор внеклассной работы и вообще любой творческий человек, кому все это по душе и который готов этому делу учиться.

Причем, как знает любой практик, хороший сценарий вовсе не мешает личному мастерству и импровизации. Особенно хорошо творить и импровизировать тогда, когда спокойно знаешь, что можешь этого и не делать.

Основные идеи, на которых строится воспитательный и образовательный процесс Синтон-программы,
или
НАША ТЕХНОЛОГИЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.012 с.)