Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая экономия Адама Смита

Поиск

Адам Смит (1723-1790) был сыном таможенного чинов­ника. Получил хорошее образование. В 28 лет был избран профессором философии морали университета в г. Глазго. В 41 год Смит отказался от работы в университете и занял место воспита­теля в одной аристократической семье. Путешествуя со сво­им воспитанником по Европе, он познакомился в Париже с представителями школы физиократов Ф. Кенэ и А.Тюрго. После возвращения в 1766 г. в Англию Смит поселился в своем родном шотландском городе Кирколди и целиком по­святил себя работе над книгой “ Исследование о природе и причинах богатства народов”. В марте 1776 г. книга вышла в свет. Книга имела громадный успех и несколько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык бы­ла переведена в 1804 г. и затем переиздавалась несколько раз.

Появление “Богатства народов” было крупнейшим со­бытием в развитии экономической науки. Своей книгой Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания. В ней ясно очерчен круг вопросов, являющихся предметом изучения экономической теории. Для восходящей буржуазии теория Смита стала ценным оружием в идеологической борьбе за ликвидацию остатков феодализма.

В своем исследовании Смит исходит из представления, что люди наделены некоторыми естествен­ными свойствами. Одним из них является эгоизм людей. Они руководствуются им в своей хозяйственной деятель­ности. Но интересы отдельного лица (по Смиту) совпадают с интересами общества. Погоня за прибылью и конкуренция представлены как деятельность, приносящая пользу всему обществу. "Невидимая рука рынка" направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения.

Экономическая жизнь, по Смиту, - это процесс, подчи­ненный объективным, не зависящим от желания отдельных лиц законам (хотя он не употреблял термин "закон"). Смит считал эти законы естественными. Их он пытался вывести из природы человека. Для этого Смит прибегал к помощи абстракции (отвлечения). Отвлекаясь от случайных явлений, он приходил к ряду важных выводов об отдельных чертах капиталистического хозяйства.

В основе всей системы эко­номических взглядов Смита лежит идея, что богатство об­щества создается трудом в процессе производства. Оно за­висит 1) от доли населения, занятого производительным трудом и 2) от уровня производительности труда. Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал егоисходнымпунктом своего ис­следования.

Смит рассматривал зависимость разделения труда от размеров рынка. Обширный рынок, до­казывал он, создает благоприятные предпосылки для разде­ления труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда. При узости рынка возможности разделения труда ограничены и рост производительности труда затруднен.

Хотя отдельные положения учения о разделении труда были сформулированы предшественниками, в трактовке Смита они получили совершенно новое значение. Он убе­дительно показал, что труд - источник богатства общества, а разделение труда - важнейший фактор повышения производительности труда и умножения общественного богатства.

Возникновение разделения труда Смит объяснил склонностью людей к обмену, которая является одним из естественных свойств человека. Разделение труда появилось раньше, чем появилось производство и обмен товаров.

Смит не видел различия между общественным и мануфактурным разделением труда. Первое имеет место на всех ступенях развития общества, последнее по­рождено капитализмом (особый метод производства прибыли -относительной прибавочной стоимости). Смит изображал капиталистическое хозяйство как большую мануфактуру. Однако разделение труда между капиталистическими предприятиями складывается стихий­но, а в мануфактуре - сознательно, по воле капиталиста.

Вслед за разделением труда Смит рассматривает вопрос о деньгах. Их возникновение он объ­яснил техническими трудностями непосредственного обме­на товара на товар. Для преодоления этих затруднений каж­дый производитель старался получить такой товар, который никто не откажется взять в обмен. Это всеобщее средство обмена и стало деньгами.

Смит понимал, что деньги - особый товар. Он стихий­но выделился из всей массы товаров. Но сущности денег как всеобщего эквивалента Смит не понял. Для него деньги лишь средство обращения. Он не понял, что деньги, в от­личие от всех других товаров, выступают как общественная форма богатства, воплощение общественного труда.

Смит значительно глубже и полнее, чем до него разработал теорию трудовой стоимости. Но одновременно некоторые его взгля­ды находятся в прямом противоречии с положением об определении стоимости рабочим временем. Он дает не­сколько определений стоимости.

Первоеопределение - затратами труда. Смит различал потребительную и меновую стоимости. Он доказывал, что пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются затратами труда. Он прямо определял мено­вую стоимость рабочим временем.

Но теория трудовой стоимости Смита страдала к се­рьезными недостатками. Смит не включал в стоимость товара перенесенную стоимость средств производства (постоянный капитал) и сводил стои­мость товара к вновь созданной стоимости. Эта мысль проводится через всё его произведение. Он утверждал также, что в сельском хозяйстве стоимость создается не только трудом, но и природой.

Второе определение стоимости а - определение покупаемым трудом. При простом товарном производстве это определение справедливо, а в условиях капитализма нет.

Третье определение стоимости - доходами. Игнорируя свое определение стоимости затраченным на производство товара трудом, Смит при рассмотрении составных частей товаров заявлял, что: заработная плата, прибыль и рента яв­ляются тремя первоначальными источниками всякого дохо­да так же, как и всякой меновой стоимости.

Смит различал в капиталистическом обществе три класса - рабочих, капиталистов и землевла­дельцев. Соответственно этому он считал основными дохо­дами: 1) заработную плату, 2) прибыль и 3) ренту. Исходя из теории трудовой стоимости, общим источником всех дохо­дов Смит считал труд. Он рассматривал прибыль и ренту как часть стоимости, созданной трудом рабочих. В то же время в теории сформулированы положения, отличные от указанных. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Заработную плату Смит трактовал как цену труда. Величина заработной платы, по Смиту, находится под постоянным воздействием движения народонаселения. С ростом богатства увеличивается спрос на труд, повышается заработная плата и растет благосостояние населения. В результате уско­ряется его прирост. Образуется избыток рабочих рук и зара­ботная плата понижается. При низкой ее величине размно­жение сокращается, что ведет к недостатку рабочих и по­вышению заработной платы.

Прибыль Смит прямо называл вычетом из продукта рабочего. Стоимость, созданная трудом рабочего, распадается на две части. Одну из них получает рабочий в форме заработной платы, а другая образует прибыль капи­талиста. Прибыль - это результат того, что рабочий работает сверх нормы, необходимой для создания эквивалента его за­работной платы, прибыль создается неоплаченным трудом независимо от отрасли производства.

В теории земельной ренты Смит указывал, что рента создается неоплаченным трудом рабочего, пред­ставляет вычет из продукта его труда. Он связывал ее воз­никновение с частной собственностью на землю. Землевла­делец требует увеличения ренты и в том случае, когда улучшение земли произведено арендатором за свой счет. Рассматри­вая вопрос о ренте в различных отраслях сельского хо­зяйства, Смит установил, что рента с участков, занятых под производство зерновых, определяет ренту для всех видов сельскохозяйственного производства.

В своем учении о капитале Смита трактовал его как запасы, используемые в процессе производства, от которых капиталист ожидает получить доход. Главным фактором на­копления капитала Смит считал бережливость, которая по его словам, является непосредственной причиной возрастания капитала. Пропагандируя бережливость, он утверждал, что сбережения образуют фонд для содержания производитель­ных рабочих.

Большое значение Смит придавал делению капитала на основной и оборотный. Под основным он понимал капи­тал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и возвращается к нему в другой. Основной капитал - это капитал, не вступающий в процесс обращения и остаю­щийся в руках владельцев. Капитал купца Смит целиком относил к оборотному капиталу.

Касаясь проблемы накопления капитала, Смит сводил ее к превращению прибыли (прибавочной стоимости) в до­полнительную заработную плату. Вопреки точке зрения Смита при накоплении капитала лишь часть прибыли на­правляется на покупку дополнительной рабочей силы. Дру­гая же часть идет на приобретение дополнительных средств производства. По Смиту получалось, что накопление капи­тала выгодно рабочим, так как оно ведет к повышению за­работной платы. Отсюда он делал вывод, что с развитием капитализма положение рабочего класса будет улучшаться.

Смит противопостав­лял рабочих мануфактуры слугам. Первые не только возме­щают свою заработную плату, но и приносят хозяину при­быль. Предприниматель богатеет, нанимая большое коли­чество мануфактурных рабочих, и беднеет, если держит много слуг. Таким образом, с точки зрения Смита, произво­дительным является работник, который оплачивается из ка­питала и создает прибыль своему нанимателю. Другими словами, Смит считал производительным труд, обменивае­мый на капитал.

Он выдвинул определение производительного труда как такого труда, который производит товары, а непроизводительным - труд по оказанию услуг. Точку зрения физиократов, что производителен только труд в сельском хозяйстве, Смит подверг критике. Однако у него самого встречаются утверждения, что труд в сельском хозяйстве более производителен, чем в других отраслях хо­зяйства.

Резко осуждая непроизводительные затраты, Смит тре­бовал экономии государственных расходов. Наряду с акте­рами и паяцами он причислял к непроизводительным ра­ботникам государя с судебными чиновниками, офицеров армии и флота.

Смит был глу­боко убежден, что важнейшим условием богатства страны является свобода хозяйственной деятель­ности. Чем меньше государство вмешивается в эконо­мическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного раз­вития. Госрегулирование целесообразно только в тех случа­ях, когда свобода угрожает общественному благу. Полезной мерой государства Смит считал регулирование выпуска банкнот, охрану страны от внешних врагов и заботу о без­опасности граждан.

Ссылаясь на целесообразность международного разде­ления труда, Смит отстаивал также свободу торговли между странами на основе абсолютных преимуществ. Каждой стране следует развивать у себя произ­водство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделе­ние труда. Оно будет выгодно всем странам. Всякие попыт­ки мерами экономической политики помешать такой спе­циализации в международном масштабе принесли бы, по Смиту, только вред.

Итак, своей книгой Смит разоблачил несостоятель­ность меркантилистской идеи о необходимости накопления золота и серебра. Он убедительно показал, что подлинным источником богатства страны является процесс производ­ства материальных благ. Требуя ликвидации феодальных пережитков, мешающих развитию капитализма, А. Смит отстаивал интересы промышленной буржуазии, идеологом которой он являлся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.238 (0.008 с.)