Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод истории экономических учений↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и метод истории экономических учений Предмет ИЭУ – это экономические теории в их неразрывной связи с общественной системой, в которой они возникают, развиваются и сменяются другими. К сожалению, нет единственно верной теории на все времена и повсеместно (старые теории сменяются новыми). Появляются новые процессы, новые явления, новые проблемы, и старые теории не могут ответить на новые вопросы. Источники экономических идей: 1. Объективные потребности хозяйственной деятельности 2. Социальные проблемы и конфликты 3. Противоречия самой экономической теории
Метод ИЭУ - Подходы к анализу экономических теорий:
o Материалистический подход (основывается на оценке экономической действительности) o Диалектический подход (экономические теории рассматриваются в процессе развития – от простого к сложному). o Исторический подход (экономические теории рассматриваются в исторической периодизации, по мере их появления). o Анализ и синтез экономических процессов и явлений, а так же накопления экономических знаний. o Статический анализ (цен, издержек…). o Позитивный подход (экономические теории рассматриваются с позитивной точки зрения, то есть выделяются основные достижения, сделанные каждой отдельной теорией). o Концепция роста знаний (имеются различные точки зрения, которые имеют право на жизнь, при наличии соответствующих аргументов и доказательств) Каждая из школ будет рассматриваться по трём аспектам: · Исторические условия и предпосылки возникновения. · Содержание учения. · Значение учения/школы для развития экономической науки. 2. Меркантилизм – первое значительное направление экономической теории (середина 15 – середина 18 веков) I. Исторические предпосылки возникновения теории. Школа существует с середины 15 до середины 18 века; возникает как учение еретиков, но постепенно охватывает большинство стран Европы. 15 век – век великих географических открытий Þ открытие новых территорий; рынков Þ увеличение рынков сбыта. 16 век – век колониальных захватов; период отставания Испании, ввиду того, что эта страна была лидером колониальных захватов и старалась вывести из своих колоний как можно больше золота Þ товары стали слишком дорогими, неконкурентоспособными, и началось отставание промышленности. 17 век – век процветания Голландии (по мнению меркантилистов, причиной которого была активная внешняя торговля); страны Атлантики становятся центром мирового экономического процесса. Причины возникновения меркантилизма: · Идёт процесс разрушения натурального хозяйства (в странах Атлантики). · Идёт процесс формирования товарно-денежных отношений. · Идёт процесс первоначального накопления капитала. · На политической арене общества появляется новая фигура – купец. · Период активной погони за деньгами (денежный фетишизм – деньги - Бог): деньги нужны купцам для ведения торговли; царям для ведения войн; для знати – для создания позитивного имиджа у царя; крестьянам – для выплаты денежного оброка. Такие изменения требовали изменения в политической жизни + стремление пополнить казну Þ купцы, будучи наиболее активной частью общества, начинают исследовать данные проблемы (меркантилизм – учение купцов). Меркантилизм делится на два течения: o Ранний меркантилизм. o Поздний меркантилизм. Определение: меркантилистские взгляды – это взгляды, основанные на следующих утверждениях: a) Основная форма богатства – это деньги в форме золота и серебра. b) Основной способ обогащения государства/страны является накопление денег. c) Основной источник денег – внешняя торговля. Основные представители меркантилистов: ® Томас Мен ® Антонио Сера ® Иван Тихонович Посошков II. Содержание учения меркантилистов. Достижения ранних меркантилистов в экономической теории 1. Первые поставили вопрос о форме богатства и первыми ответили что это деньги (в форме золота и серебра; доказательство: · Деньги выполняли очень важные функции: a) Мера стоимости (с их помощью можно измерить стоимость любых предметов). b) Средство обращения (на них можно купить всё). · Деньги – простая форма сохранения богатства: a) Не портятся b) Не уменьшаются по мере деления c) В маленьком количестве содержится большая стоимость 2. Первые поставили вопрос об источнике богатства: внешняя торговля; доказательство: · Необходимо положительное сальдо торгового баланса Þ деньги пребывают; в результате внутренней торговли деньги передаются, а не увеличиваются. Достижения поздних меркантилистов 1. Предлагали разрешить вывоз денег за границу, что бы стимулировать внешнюю торговлю (ранние же считали, что экспорт должен был быть больше импорта). 2. Расширили понятие богатства, включив в него кроме денег ещё и товары, капиталы и население. 3. Первыми поставили вопрос о производительном труде: производительный труд – это тот труд, который приносит богатство Þ это труд в экспортных отраслях и во внешней торговле. 4. Пересмотр представления о ростовщиках и адвокатах, а так же о вреде роскоши. Выступали против покупки роскоши за границей, считая растратой подобные действия; если бы ростовщик не дал денег в долг купцу, тот бы не смог провернуть торговую операцию и не смог бы получить прибыль; разорение одного (с помощью адвоката), ведёт к обогащению другого Þ деньги не уходят, но остаются в стране, адвокаты способствуют соблюдению правил игры. Физиократия I. Причины возникновения физиократического направления экономической мысли. 1. 18 век; ввиду семилетней войны Англии и Франции, из которой Франция вышла побеждённой, а так же ввиду огромных расходов королевского двора, растёт государственный долг страны. 2. Господство меркантилистской политики; поощрялись немногочисленные отрсли Þ слаборазвитая промышленность Þ сельскохозяйственная страна (политика Кольбера, который запретил экспорт сельскохозяйственного сырья, ещё более усугубило ситуацию Þ сокращение производства и рост безработицы). Антикризисные меры Джона Ло: · Создание всеобщего банка Франции, имевшего обеспечение на 20% своих обязательств; 1716 год – начало работы банка; банк печатал банкноты, что способствовало нормализации финансовой системы страны. Вскоре, ввиду финансового кризиса он рухнул Þ банкноты превратились в простые бумажки. · 1717 год – создание акционерного общества «Индий». Эта компания разрабатывала богатейшие земли в долине реки Миссисипи; компания прошла IPO на бирже и люди понесли в неё свои деньги; вскоре компания обанкротилась (государство вынудило компанию скупать свои облигации, по которым оно не торопилось рассчитываться). Þ рост недоверия людей к финансовым инструментам Þ распространение учения физиократов (поворот людей к надёжному – власти природы). Основоположник физиократии – Франсуа Кене. Определение: физиократические взгляды – это взгляды, основывающиеся на следующих утверждениях: a) Основная форма богатства – это чистый продукт. b) Основной способ увеличения богатства – интенсификация земледельческого труда. c) Основной источник богатства – труд в земледелии. P.S: Физиократы считали ошибочным утверждение о том, что золото – единственная форма богатства, а торговля – единственный его источник; они считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей; деньги – лишь посредник в товарообращении; источник богатства они видели в производстве, а не в обмене. III. Экономическая теория Франсуа Кене. Экономическая теория Франсуа Кене состоит из пяти учений Þ система экономических учений: Учение о чистом продукте Чистый продукт – это разница между выручкой и затратами на производство земледельческой продукции. Чистый продукт создаётся там, где одновременно прилагаются и труд и земля, то есть результат действия труда и природы (происходит приращение продукта – это и ест чистый продукт) Þ чистый продукт может возникать только в земледелии. Учение о капитале Капитал – это те средства, которые участвуют в создании чистого продукта (в приращении); капитал можно структурировать по: ® Способу оборота: o Первоначальные авансы – средства, которые покупаются в начал и используют длительное время (т.е. основной капитал). o Ежегодные авансы - средства, которые затрачиваются ежегодно (т.е. оборотный капитал). ® По принципу натурально-вещественной формы: o Средства труда – то, с помощью чего совершается труд – плуг, бороны… o Предметы труда – то, на что направлен труд. o Предметы потребления работников, обеспечивающих процесс труда. Теория стоимости Двойственность метода Смита: · С одной стороны – значительной глубже Пети разработал теорию трудовой стоимости · С другой – некоторые его взгляды находятся в полной противоположности с положением об определении стоимости рабочим временем. Несколько определений стоимости по Смиту: ® По затратам труда: o Потребительская стоимость o Меновая стоимость Смит доказывал, что пропорции, в которых обмениваются одни товары на другие определяются затратами труда на производство товара, причём теми затратами, которые в среднем необходимы обществу; меновую стоимость он напрямую увязывал с рабочим временем. Но: o Смит не включал в стоимость товара перенесённую стоимость средств производства (постоянный капитал) и сводил стоимость товара к вновь созданной стоимости. o В сельском хозяйстве, по мнению Смита, стоимость создается не только трудом, но и природой. ® По покупаемому труду (то количество труда, на которое можно приобрести данный товар) – данное определение справедливо лишь при простом товарном производстве, но не работает в условиях капитализма, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда. ® По доходам – при рассмотрении составных частей товаров, заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, так же как и всякой меновой стоимости Þ противоречие – первая часть утверждения соответствует положению трудовой теории стоимости, а вторая – нет (она соответствует теории издержек производства). Теория цены, денег и рыночного механизма: Цена: o Действительная цена – цена товара, выраженная в труде. o Номинальная цена – это цена товара, выраженная в деньгах. Как измерить стоимость товара? ® Нельзя измерять в деньгах, так как деньги – не точный измеритель, так как стоимость денег может меняться, но в коротком промежутке времени, можно использовать и их (в длинном промежутке – только труд). ® Нужно измерять в труде, хотя это сделать сложно Þ измерение должно проводиться рынком. Вывод: действительным мерилом стоимости товара является труд. Смит вводит понятия: o Рыночная цена – это цена, которая формируется под влияниями спроса и предложения на товар; это цена продажи товара. o Естественная цена – это цена, которую действительно стоит товар; к ней тяготеют все рыночные цены; это такая цена (минимальная), при которой ещё можно продолжать дело; это цена, возникающая в результате свободной конкуренции. Таблица 2: Рыночный механизм, регулирующий цены
Теория капитала А. Смита. Теория предпринимательства ЖБС сформулировал правило, по которому страну можно считать промышленно развитой: Страну можно считать промышленно развитой, если она владеет тремя видами опреаций: o Умеет добывать знания (учёные) o Умеет применять знания (предпринимательство) o Умеет использовать знания (рабочие, которые работают по команде первых двух) По мнению ЖБС самая важная – вторая стадия. Не первая – так как знания – интернациональны и их можно заимствовать Не третья – так как рабочие, как правило выполняют простые операции и их всегда можно быстро обучить/заменить. Предпринимателей же заменить или обучить нельзя Þ они – самый важный фактор. Предприниматель – это человек, который на свой страх и риск берётся и в свою пользу производит какой-либо продукт. Способности предпринимателя: o Должен обладать знаниями в той сфере деятельности, в которой работает. o Должен уметь собрать капитал. o Должен уметь организовать дело. o Должен иметь способности к риску/должен иметь желание рисковать. o Должен иметь опыт в той сфере деятельности, где собирается работать (опыт – это те же знания, только полученные на практике). o Новаторство, поиск нового (важная черта). o Набор человеческих качеств: умный, целеустремлённый, ответственный, порядочный (так как всё дело, как правило строится на доверии). Вывод: мало в обществе людей, которые обладали бы всеми перечисленными качествами Þ в обществе мало предпринимателей. Теория прибыли Объяснение высокой прибыли Предпринимателей в обществе мало Þ предложение предпринимателей мало, а спрос на них высок, так как они осуществляют самую важную функцию в развитии страны Þ цена предпринимателя (то есть прибыль – высока) Þ высокая прибыль - это справедливый доход предпринимателя, вознаграждение за его предпринимательские способности и таланты. Именно предприниматель берёт на себя ответственность за успех дела. Доход предпринимателя состоит из двух частей: o Процент на капитал o Предпринимательский доход (за труд и таланты) Теория заработной платы В этой теории Сэй отталкивается от теории Адама Смита и соглашается, что зарплата должна быть достаточна для простого воспроизводства рабочей силы: то есть для пропитания самого рабочего и его семьи. Идей ЖБС: ® Сэй соглашается с идеей о том, что простой рабочий выполняют простую работу, с которой справится любой другой Þ предложение рабочих велико, а спрос мал (так как мало предпринимателей) Þ зарплата рабочего не рабочего мала и не повышается выше того уровня, который достаточен для пропитания самого рабочего. ® Идея о минимуме заработной платы, которая зависит от: o Образа жизни рабочего, устоявшиеся в обществе привычки. o Уровня социально-экономического развития страны (в каждой стране есть уровень «нормальных» расходов). ® Идея о пенсионном обеспечении рабочих: в зарплате рабочего должна быть ещё и третья часть – на содержание рабочего в старости; однако государство лукавит и изымает эти деньги у рабочего, устанавливая различные пивные, лотерей…, а рабочий, по дороге домой тратит там деньги, которые должен был отложить на старость. ® Понижение заработной платы рабочего – смертельной явление, так как если высшие слои населения могут при подобном понижении либо сократить свои расходы, либо взять часть денег из капитала, то у рабочего такой возможности нет – у него нет капитала, а сокращение расходов – это смертный приговор либо ему самому, либо его семье. Анализ сложного труда Для выполнения сложного труда нужны знания и умения, с которыми не рождаются, но эти знания можно получить Þ эти знания так же являются капиталом, который накапливается в процессе обучения. Значение закона Сэя ® Имеет ограниченную сферу применения, так как действует только в сфере простого товарного производства ® Стал водоразделом между двумя течениями экономистов: o Между теми, кто верил в саморегулируемость рыночной экономики o Между теми, кто считал необходимости государственного регулирования экономической политики; они считали его плохим, так как он не учитывал перепроизводство. Значение Фридриха Листа 1. Заложил основе национальной экономической теории, из которой впоследствии стала образовываться прикладная часть экономической теории – экономическая политика. 2. Он является основателем немецкой школы экономической мысли – старой исторической школы Германии. 3. В экономической теории достоянием мировой экономической мысли стали: теория производительных сил, теория хозяйственного развития нации, идея о том, что государство является гарантом цивилизованного развития нации; идея национального интереса. Лист критиковал Адама Смита за: o Беспочвенный космополитизм o Безудержный материализм o Разрушительный индивидуализм 5. Научно обосновал процесс превращения Германии в развитую державу, путём проведения прогрессивной таможенной политики. Материалистический подход. Основой существования общества по Карлу Марксу является материальное существо, где главное – процесс труда: o Средство труда o Предметы труда o Собственно труд Средство труда – это то, с помощью чего осуществляется труд. Предметы труда – это то, на что направлен труд. Процесс труда – это собственно деятельность человека – саамы главный элемент. Маркс приходит к выводу: предметы труда – постоянны, а средства труда – постоянно меняются, Þ становится легче трудится Þ вывод таков: эпохи различаются не тем, что в них производят, а как это производят. Средства производства = предмет труда + средства труда Диалектический подход Маркс стремился всё рассматривать в развитии. Главным источником развития по Марксу были противоречия между производительными силами и производственными оношениями. Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, распределения обмена и потребления материальных благ. Главное звено в производственных отношениях – это отношения собственности. Они определяют всё остальное. Наиболее активной частью общества являются производительные силы. Под влиянием новых открытий и нового оборудования производительные силы изменяются. Производительные силы изменяются и старые производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил. Наступает момент, когда производительные силы взрываются и разрушают старые производственные отношения. Старые производственные отношения сменяются новыми, особенно новыми отношениями собственности. Исторический подход. Объяснение исторических формаций: o Первобытное общество o Рабовладельческое общество o Феодальное общество o Капиталистическое общество Метод научной абстракции Экономическая система общества очень сложна и для её описания Маркс использует обобщённые понятия; прежде всего речь идёт об анализе и синтезе экономических процессов и явлений. Анализ – это такой способ познания, который ведёт от видимого конкретного к абстрактному, исследуя явления по составным частям и с различных сторон. Синтез – это такое процесс, когда исследуемой явление исследуется во взаимной связи составляющих его сторон в единстве, движении противоречии. 5. Метод изучения от абстрактного к конкретному: 1 том – исходные категории в общей форме. 2 том – рассматривается процесс воспроизводства отдельного капитала в масштабах общества. 3 том – распределение прибавочной стоимости между различными классами и формами соответствующих видов дохода (прибыль, рента, процент). Воспроизводственный подход Маркс рассматривает воспроизводство в обществе, причём определяет и описывает механизм простого и расширенного воспроизводства. Маркс так же показывает процесс развития общества в результате расширенного воспроизводства капитала (это прибавочная стоимость). III. Рабочая сила как товар В обществе зарплата выступает как плата за труд; это объясняется следующими обстоятельствами: 1. Для рабочего средством получения заработной платы является его труд в течении всего дня; 2. Рабочий получает заработную плату уже после того, как совершил труд Þ создаётся впечатление, что заработная плата – это плата за труд. 3. Заработная плата изменяется вместе с продолжительностью рабочего дня рабочего Þ создаётся впечатление, что она является учётом труд рабочего. 4. Оплата труда рабочих, выполняющих одинаковую работу, но работающих с разной интенсивностью разная. Труд не является товаром, так как: a) Чтобы быть проданным на рынке в качестве товара, труд должен был бы быть уже осуществлён до этой продажи, но в таком случае рабочий продавал бы уже не труд, а товар Þ был бы уже не наёмным рабочим, а вольным товаропроизводителем; в действительности процесс труда на предприятии начинается после покупки рабочей силы, а труд приносит прибыль не работнику, а владельцу капитала Þ вопрос: как можно продать труд?! b) На рынке, фактически, владельцу капитала противостоит не труд, а рабочий, а то, что он продаёт – это рабочая сила. ® Маркс считает нелепостью использовать термин «стоимость труда», так как величина стоимости товара определяется количеством затраченного на его производство общественно необходимого труда Þ труд есть субстанция и внутренняя мера стоимости, но он не имеет стоимости; ® в то же время, по мнению Маркса отношение спроса и предложения ничего не может объяснить, кроме как изменение этой цены (данный механизм можно использовать, когда цена плавает); когда же этого не происходит, необходимо использовать естественную цену – издержки воспроизводства человека. Маркс предлагает рабочую силу (товар) рассматривать с классических подходов: потребительной и меновой стоимости. Потребительная стоимость – это есть тот товар, который создаёт рабочий; именно потребительную стоимость покупает владелец капитала. Меновая стоимость – есть зарплата рабочего. Всеобщая формула капитала ® Для того, чтобы деньги не прогорали, их нужно использовать как капитал Þ всеобщая формула капитала: Д – Т – Д’ ® Маркс приводит ещё и другую формулу: Т – Д – Т’ и проводит их сравнение: a) Общие черты: o В каждой из эти фаз противостоят одни и те же элементы: товар и деньги (деньги – товар); o И там и там учувствуют три контрагента – один только продаёт, другой только покупает, а третий и продаёт и покупает. b) Различия: o Оратная последовательность фаз обращения; o Различны исходный и конечные пункты движения; o В одном случае роль посредника выполняют деньги, а в другом – товары; o В первом случае деньги лишь авансируются, а во втором – затрачиваются полностью. o Целью в первом случае является приращение денег, а во втором – потребительская стоимость; это приращение денег (или новая потребительная стоимость) – есть прибавочная стоимость Þ Первоначально авансированная стоимость не только сохранилась в обращении, но и изменила свою величину, присоединив к себе прибавочную стоимость Þ стоимость становится самовозрастающей; капитал – это самовозрастающая стоимость. Норма прибавочной стоимости Капитал распадается на две части: a) денежную сумму С, израсходованную на средства производства; b) денежную сумму V, израсходованную на рабочую силу. С – часть стоимости, превращенная в постоянный капитал. V – часть стоимости, превращенная в переменный капитал. Необходимый труд – труд, затрачиваемый в течении необходимого рабочего времени. Норма прибавочной стоимости Стоимость можно разделить на составные части: Стоимость = С + V + m. Стоимость распадается на: o Постоянный капитал (сырьё); o Переменный капитал (рабочая сила) – только необходимый труд o Прибавочный продукт – прибавочный труд. Необходимый труд Þ необходимый продукт – это труд, который рабочий затрачивает, чтобы произвести количество продукта, возмещающее его рабочую силу; Прибавочный труд Þ прибавочный продукт – это труд, который работник затрачивает на производство того продукта, который уходит в прибыль владельцу капитала. Масса прибавочной стоимости ® Масса прибавочной стоимости – это прибавочная стоимость, доставляемая одним рабочим в течении одного рабочего дня, помноженной на число применяемых рабочих. ® Масса производимой прибавочной стоимости равна величине авансированного переменного капитала, помноженной на норму прибавочной стоимости, или определяется сложным отношением между числом одновременно эксплуатируемых одним и тем же капиталистом рабочих сил и степенью эксплуатации отдельной рабочей силы. ® Если массу прибавочной стоимости мы обозначаем через М, прибавочную стоимость, доставляемую отдельным рабочим в среднем за день, через m, переменный капитал, ежедневно авансируемый на покупку одной рабочей силы, через V1, общую сумму переменного капитала через V2, стоимость средней рабочей силы через К, степень ее эксплуатации через (прибавочный труд/необходимый труд) и число применяемых рабочих через n, то мы получим: ® Капитал – это определённая, общественная, принадлежащая определенной форе общества производственное отношение, которое представлено в вещи. Далее – см. на листке. VII. Теория воспроизводства Кругооборот капитала – определяемый не как отдельный факт, а как периодический процесс, называется оборотом капитала. Анализ процесса оборота капитала, Маркс начинает с исследования движения индивидуального капитала и тех изменений, которые он претерпевает в ходе своего кругооборота. 3 стадии кругооборота: 1. Авансированные деньги Þ товар (1. средства производства; 2 рабочая сила)№ 2. Товар (1. средства производства; 2. рабочая сила) Þ производство 3. Производства Þ товар (новые деньги) См. формулу в тетради. Полный оборот капитала представляет собой возвращение владельцу всего авансированного капитала в первоначальной денежной форме; для этого капитал должен совершить несколько оборотов, так как он ещё делится на основной и оборотный
11. Маржинализм. Австрийская школа предельной полезности (II половины XIX века). I. Причины возникновения Возникает в 70е годы XIX века, хотя идеи маржинализма высказывались и ранее (Г. Госсен – 1854 год – законы Госсена: закон об убывающей предельной полезности; закон о равенстве предельных полезностей различных товаров, но тогда его идеи никто не оценил и он сжёг весь тираж своей книги); особенно был распространён в Англии, Австрии, Швейцарии. Маржинализм – это такое направление экономической мысли, которое в исследовании явлений хозяйственной жизни пользуется принципом предельных величин. Отличие маржинализма: в отличии от классическое теории рассматривал экономику не глазами внешнего наблюдателя, а глазами экономического агента (то есть рассматривал экономику изнутри). Причины: 1. Теоретические причины: значение экономической науки поставлено под сомнение – люди на практике предпочитают пользоваться собственным опытом, а не достижениями науки; это происходит из-за того, что наука недостаточно развита Þ необходимо пересмотреть основы нашей науки Þ так как в любой экономической школе основной вопрос – вопрос о стоимости Þ предложение пересмотреть теорию стоимости. Так как господствовала теория стоимости Риккардо Þ основная критика к нему; недостатки теории стоимости Риккардо: a) Упрощённая трактовка закона спроса и предложения; по этому закону получался замкнутый круг – все рассуждения данной теории сводились к двум вещам – спрос зависит от цены, а цена зависит от спроса. b) Недооценка ограниченности ресурсов – как ограниченный ресурс Риккардо рассматривал только землю; всё остальное по его мнению было неограниченно. c) Дуализм в теории стоимости Давида Риккардо. Þ необходимость в такой теории стоимости, которая бы все явления ценностий выводила бы из одного и того же начала и давала бы им исчерпывающее объяснение. 2. Практические причины: К середине XIX века в развитых странах уже были сформированы основные институты рынка Þ проблемы практической деятельности сконцентрировались на уровне микроэкономики Þ проводился анализ: o Спроса o Потребностей людей o Рационального хозяйствования o Прогнозирования Именно эти проблемы – предмет исследования маржиналистов. 3. Идеологические причины: у Маркса железная логика и если принять первые положения марксизма, то следует принять и политические выводы (теории стоимости и теории прибавочной стоимости следует политический вывод – на смену одной формации, приходит другая);в этой связи было предложено критиковать первые положения марксизма и доказать, что теория стоимости Карла Маркса – есть частный случай теории предельной полезности. Основные представители Австрийской школы: o Карл Менгер: заложил основы Австрийской школы и поставил на первое место потребителя. Именно человеческие потребности – причина всех действий. o Бем-Баверк: сумел дать блестящие доказательства идеям Карал Менгера. o Ф. Визер – самые точные формулировки. II. Методология исследования Австрийской школы; 1. Последовательный субъективизм: - все категории экономической теории выводятся только из отношения человека к вещи, его предпочтений, ожиданий, стремлений. Маржиналисты считали, что материальные блага сами по себе не имели ценности, но ценность придают им субъекты. При этом субъект не гарантирован от ошибок, но ошибки рынка не отбрасываются, а учитываются при формировании цены. В таких условиях особое значение предаётся неопределённости будущего и информированности субъекта. Последовательный субъективизм включает такой методологический принцип, как идеализм – такой методологический принцип, который берёт в основу психологию хозяйствующего субъекта. Из этого подхода следует новое направление – прикладная психология. В основе прикладной психологии – логическая цепочка – действия индивидов определяются мотивами, в итоге появляется результат, формируются социальные законы. Маржиналисты полностью игнорируют производство; выдвигают тезис о примате потребления, а исходным пунктом экономического анализа является субъект. 2. Методологический индивидуализм: все проблемы экономической действительности рассматриваются и решаются на микро уровне, то есть на уровне индивида. Исходным пунктом всех рассуждений является индивидуальное хозяйство; все экономические явления – есть результат множества индивидуальных воль, сталкивающихся между собой в результате обмена; то есть сначала – анализ индивидуального хозяйства; затем – познание закономерности и наконец – определение закона. 3. Отвергание математических методов при исследовании экономики: австрийская школа не применяет математические методы и даже геометрические построения при исследовании экономики. Причина: для использования математики, необходимо применять ряд дополнений: a) Оцениваемые блага должны быть бесконечно делимы и функция полезности должна быть непрерывной, однако это возможно только для ограниченного количества благ. b) Функция полезности должна быть дифференцируемой, то есть должна иметь касательную в каждой точке; она так же должна быть выпуклой (иначе нет конца у производной). c) Математическая версия предполагает, что хозяйственные субъекты безошибочно находят оптимальный вариант Þ применение математики сужает сферу исследования. Þ нематематический подход позволил австрийской школе охватить более широкий мир явлений в своей теории, сохранить непротиворечивость и остаться в рамках более реалистичной модели человеческого поведения. 4. Отказывается от метода экономического равновесия Леона Вальраса – представители австрийской школы считают теорию Вальраса надындивидуальной и требующей чрезмерной оптимальности решений (так как люди различны и ведут себя по разному). 5. Учёт фактора времени. 6. Экономический либерализм – выступают против любого государственного вмешательства в экономику. А Маршал – основатель неоклассического направления экономической мысли (его представления о конкуренции, предпринимательстве, рыночном механизме, микроэкономике, маркетинге, кризисе и естественном отборе) По мнению Маршала в основе полезности два основы: o Труд; o Полезность; o Множество других факторов; Þ нужно изучать не стоимость как таковую, а цены Þ формирование теории цены. Отличие позиции Маршала: ® Не должно быть главной роли потребления, хотя на ранних стадиях развития человеческого общества потребление и играло одну из ключевых ролей. Далее уже рост новых форм деятельности стимулировал новые потребности Þ обе проблемы должны быть в пол деятельности экономиста, причём 1я – больше, 2я – меньше I. Теория спроса. Анализ теории спроса. Потребители рассматриваются в ракурсе усилий и деятельности (существует связь между усилиями и деятельностью): потребности разнообразны, а возможности по их удовлетворению ограничены Þ Маршал выделяет виды потребностей и факторы, от которых они зависят: ® Потребности в пище: o Аппетит o Гостеприимство ® Потребности в одежде: o Климат; o Пол; o Возраст; o Обычаи; o Профессия; o Мода; ® Потребности в жилище: o Климат; o Обеспечение нормального воспроизводства; o Развитие способностей и высших форм человеческой деятельности; ® Потребности в самосовершенствовании (эти потребности активно развиваются,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.221 (0.013 с.) |