ТОП 10:

II. Теория стоимости и денег Карла Маркса



Товар – это предмет, предназначенный для обмена;

Товар обладает:

® Потребительской стоимостью – это способность товара удовлетворять потребности человека

® Меновой стоимостью – это способность товара обмениваться на другие товары Þ

Между двумя свойствами товара наблюдается противоречия:

1. Потребительская стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении; как потребительные стоимости товары можно оценить лишь качественно Þ не заключает в себе меновой стоимости – в потребительской стоимости каждого вида товара содержится определённая целесообразная производительная деятельность или полезный труд (делать что-то и получать результат);

2. Меновая стоимость проявляется лишь в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительские стоимости одного рода обмениваются на потребительские стоимости другого рода; как меновые стоимости, товары можно оценить лишь количественно Þ не заключает в себе потребительной стоимости;

В то же время:одно свойство не может проявиться без второго. Þ

В основе данного противоречия- противоречие труда;

Двойственный характер заключающегося в товарах труда

Два вида труда::

1. Конкретный труд – это созидательный труд, это расходование человеческой рабочей силы в особой, целесообразной форме; именно в этом качестве он создаёт особые = частный труд;

2. Абстрактный труд – расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле и в этом качестве одинакового (или абстрактного) человеческого труда; именно этот труд образует стоимость товаров (просто труд; полезный или бесполезный; расходование энергии); = общественный труд;

Разрешение противоречия:

® Противоречие труда воплощается в товаре и разрешается в момент продажи товара; если товар продаётся Þ данная потребительная стоимость оказалась кому-то нужна Þ данный конкретный труд оказался не бесполезен Þ частный труд признан общественным;

® Если товар продан не был, то противоречие не разрешилось.

Разрешение противоречия осуществляется с помощью денег.

Форма стоимости или меновая стоимость

Товары появляются на свет в форме потребительских стоимостей или товарных тел, но товарами они становятся в силу своего двойственного характера (они одновременно и предметы потребления и носители стоимости);

Стоимостное отношение двух товаров даёт наиболее простое выражение стоимости данного товара:

I. Простая, случайная форма стоимости

Она делится на:

a) Относительную форму стоимости:

o Содержание относительной формы стоимости – человеческая рабочая сила в текучем состоянии, или человеческий труд, образует стоимость, но сам труд не есть стоимость; стоимостью он становится в застывшем состоянии; в предметной форме;

o Количественная определённость относительной формы стоимости – относительная форма стоимости товара может меняться, несмотря на то, что стоимость его может меняться; его относительная стоимость может оставаться постоянной, несмотря на то, что стоимость может меняться; одновременные изменения величины стоимости и относительного выражения этой величины стоимости не всегда целиком свопадают.

b) Эквивалентная форма стоимости; её особенности:

o Потребительная стоимость становится проявлением своей противоположности – стоимости;

o Конкретный труд становится здесь проявлением своей противоположности – абстрактного человеческого труда;

o Частный труд становится формой своей противоположности – трудом в непосредственно обобществлённой форме;

Эти формы стоимости – соотносительные, взаимно друг друга обсуславливающие , нераздельные моменты; в то же время они друг друга исключают, являясь противоположными крайностями; они всегда распределяются между товарами, которые выражением стоимости ставятся в отношение к друг другу.

Простая форма стоимости – заключается в его стоимостном соотношении к неоднородному с ним товару (или в его меновом отношении к нему).

II. Простая, развёрнутая форма стоимости:

a) Развернутая относительная форма стоимости - не обмен регулирует величину стоимости товара, а величина стоимости товара регулирует его меновые отношения;

b) Особенная эквивалентная форма - определенная натуральная форма каждого из товаров есть особенная эквивалентная форма наряду со многими другими.

Недостатки полной, или развернутой, формы стоимости:

· Относительное выражение стоимости товара является здесь незавершенным, т.к. ряд выражений его стоимости никогда не заканчивается.

· Такая цепь образует пеструю мозаику разрозненных и разнородных выражений стоимости.

III. Всеобщая форма стоимости:

Товары выражают свои стоимости:

1. Просто, так, как они выражают их в одном и том же товаре;

2. Единообразно, так, как они выражают их в одном и том же товаре.

Отношения между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной
формы:
В той самой степени, в какой развивается форма стоимости вообще, развивается и противоположности между двумя ее полюсами – относительной формой стоимости и эквивалентной формой.

Переход от всеобщей формы стоимости к денежной форме;

Товар находится во всеобщей эквивалентной форме лишь тогда и поскольку, когда он как эквивалент, выталкивается всеми другими товарами из их среды.

IV. Денежная форма:

Требуется обменивать не только эквивалентные товары, но и разные товары Þ полная всеобщая форма стоимости Þ потребность в деньгах.

Золото лишь потому, противостоит другим товарам как деньги, что оно
раньше уже противостояло им как товар.

Товарный фетишизм и его тайна

Таинственность товарной формы состоит в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы. Фетишизм присущ продуктам труда, коль скоро они производятся как товары.

Деньги – это всеобщий эквивалент; золото и серебро вместо денег – так как удобно использовать

Функции денег:

c) Мера стоимости;

d) Средство обращения;

e) Средство образования сокровищ;

f) Средство платежа (платёж, отстоящий во времени от торговой сделки);

® Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

® Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления.

® Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух).

® Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар.

® Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

III. Рабочая сила как товар

В обществе зарплата выступает как плата за труд; это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Для рабочего средством получения заработной платы является его труд в течении всего дня;

2. Рабочий получает заработную плату уже после того, как совершил труд Þ создаётся впечатление, что заработная плата – это плата за труд.

3. Заработная плата изменяется вместе с продолжительностью рабочего дня рабочего Þ создаётся впечатление, что она является учётом труд рабочего.

4. Оплата труда рабочих, выполняющих одинаковую работу, но работающих с разной интенсивностью разная.

Труд не является товаром, так как:

a) Чтобы быть проданным на рынке в качестве товара, труд должен был бы быть уже осуществлён до этой продажи, но в таком случае рабочий продавал бы уже не труд, а товар Þ был бы уже не наёмным рабочим, а вольным товаропроизводителем; в действительности процесс труда на предприятии начинается после покупки рабочей силы, а труд приносит прибыль не работнику, а владельцу капитала Þ вопрос: как можно продать труд?!

b) На рынке, фактически, владельцу капитала противостоит не труд, а рабочий, а то, что он продаёт – это рабочая сила.

® Маркс считает нелепостью использовать термин «стоимость труда», так как величина стоимости товара определяется количеством затраченного на его производство общественно необходимого труда Þ труд есть субстанция и внутренняя мера стоимости, но он не имеет стоимости;

® в то же время, по мнению Маркса отношение спроса и предложения ничего не может объяснить, кроме как изменение этой цены (данный механизм можно использовать, когда цена плавает); когда же этого не происходит, необходимо использовать естественную цену­ – издержки воспроизводства человека.

Маркс предлагает рабочую силу (товар) рассматривать с классических подходов: потребительной и меновой стоимости.

Потребительная стоимость – это есть тот товар, который создаёт рабочий; именно потребительную стоимость покупает владелец капитала.

Меновая стоимость – есть зарплата рабочего.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.006 с.)