Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные тенденции развития экономики ЗападаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осознание бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество. Инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более, чем в 2 раза. Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерной высокая степень государственного участия в экономической жизни. В 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13%ВНП. Франции принадлежит приоритет в применении индикативных планов как метода воздействия государства на экономику. В 1946 г. был создан специальный орган - Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановления хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к “открытой экономике” был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.). В 60-е годы был взят курс на создание фирм - гигантов европейского типа. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план. В нем предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалось политика “промышленной переориентации”. В отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами. Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название “дирижизма”. Его отличительные черты - прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативные планы. В результате референдума по проекту новой конституции, проведенного де Голлем, он был избран главой государства на 7-летний срок. Голлистам потребовалось 4 года на решение проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала внешнюю политику, стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Умелое решение этих вопросов создавало благоприятные условия для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики “индустриального императива”. Это была линия, направленная на всемерное поощрение промышленной экспансии Франции. Особое внимание государства сосредоточивалось на задаче структурной перестройки промышленности под влиянием НТР. Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Курс на политически самостоятельную сильную Францию вызвал к жизни аэрокосмическую и ракетную отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, вычислительных машин и устройств. Формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности. Структурная перестройка народного хозяйства отвечала задачам западноевропейской интеграции. Изменение затронули и аграрный сектор. В 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, в 1968 г. - она снизилась до 15%. Резко возросла товарность сектора. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США. Она стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В 60-е годы отчетливо проявилась экспортная ориентация страны. Производство на внешний рынок росло приблизительно в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Улучшилась структура внешнеторгового оборота. К середине 60-х годов исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит. Правительство поощряло деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Формировались отраслевые монополии в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополистических объединений становится финансовая группа, представлявшая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга. По мере того, как монополии укреплялись, государственная опека становилась обременительной. Монополии требовали от государства отхода от политики “дирижизма”. Голлистское правительство постепенно брало курс на либерализацию режима планирования. Сразу после прихода к власти голлисты взяли курс на возвращение “бежавших” из страны капиталов. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине (1901-1994) в 1958 г. Выгодные условия займа, в основном для крупного капитала, обеспечили казне 294 млн. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Государство смогло скупить 150 т., золота на сумму 190 млн. долл., или 77 млрд. франков, что позволило перейти к укреплению национальной валюты. Правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным национализированным предприятиям, отменяет льготный режим закупок сельскохозяйственной продукции и т.д. К 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего государственного долга. Правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. В январе 1960 г. была введена новая денежная единица - новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило более активно проводить политику “индустриального императива”. 60-е годы не были периодом поступательного экономического развития. Острые международные противоречия, внутренние социальные конфликты привели к крупнейшему в послевоенной истории Франции социально-политическому кризису 1968-1969 гг. Кризис нанес ощутимый удар по всему режиму де Голля и основам экономической политики голлистов, в частности. На смену экономической политике голлизма, основанной на доктрине необходимости государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, пришла либеральная концепция экономического развития. Послевоенному восстановлению народного хозяйства развитых европейских стран, занявшему 5-6 лет, весьма способствовала американская экономическая помощь в рамках “плана Маршалла” (по имени госсекретаря США). По этому плану в 1948-1951 гг. 17 странам Европы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов, - частично под займы, частично как дотации, - американское продовольствие, одежда, топливо, сырье, промышленное оборудование, запчасти и др. товары. Местная валюта, вырученная от продажи на внутренних рынках потребительских американских товаров, укрепляла денежное обращение европейских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для тяжелой индустрии. План Маршалла оказал благотворное воздействие и на европейскую, и на американскую экономику. За 1947-1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западной Европе увеличился более чем наполовину, а по таким видам как минеральные удобрения, сталь, цемент, транспортные средства, нефтепродукты - от 65 до 200%, что означало быстрое развитие земледелия, строительства, путей сообщения. Оживилась внешняя торговля: за 1948-1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину, а из США и Канады - еще более. Подавляющая часть американской помощи адресовалась главным европейским странам - Англии, Франции, ФРГ (Западной Германии), Италии. Здесь восстановительный процесс проходил особенно быстро. Уже через 5 лет после окончания войны душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень довоенного 1938 г. Особенно большой скачок сделала энергетика. Тем не менее во второй половине нашего столетия неравномерность экономического развития государств Запада сохранилась, хотя производство в европейских странах и Японии существенно приблизилось к американскому уровню. Ныне валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения Японии составляет примерно 84%, Франции - 78%, Германии - 76%, Англии -70% от американского уровня (24302 долл.). США, очевидно, находятся вне конкуренции по производству и распространению компьютеров, вне конкуренции и японские телевизоры. В настоящее время неравномерность экономического развития не грозит мировыми войнами, периодически возникающие межгосударственные конкурентные бескровные войны - автомобильные, текстильные, обувные и др. - заканчиваются компромиссами. Послевоенный период связан с изменениями методов регулирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в состоянии играть роль единственного автоматического регулятора экономики В последнее время главным средством экономической политики на Западе стала национализация. С одной стороны, она представляла собой как бы естественное продолжение небывалой милитаризации экономики в период войны, когда всем практически распоряжалось государство. С другой, считалась самым простым методом изыскания средств для ускоренной модернизации экономики. В 1940-1960 гг. собственностью британского государства стала угольная, металлургическая, энергетическая, в значительной степени электротехническая и автомобильная промышленность, а также банковская система. Еще более решительно проходила национализация во Франции, отказавшейся после войны от политики международного ростовщичества. В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, государство владело около 40% национального богатства и производило на своих предприятиях 13% ВВП. Создание обширного госсектора экономики не могло не повлечь за собой применение государственного средне- и долгосрочного народнохозяйственного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947-1980 гг. семь народнохозяйственных планов. Если госсектор этих государств (как в СССР) получал прямые плановые задания, то планирование частного сектора потребовало косвенных мер (фиксирование цен, предоставление сырья и кредитов, нормирование иностранной валюты, а также разнообразные меры финансового контроля). В Америке планово-регулирующая роль государства состояла как в государственном предпринимательстве - перманентном создании и столь же перманентной приватизации госсектора (его доля в ВВП 195-1960 гг. превышала 20%), так и в государственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйственной продукции на сотни миллиардов долларов. Особенно большое значение принадлежит государственной платной консервации фермерского хозяйства страны в случае перепроизводства. Огосударствление хозяйства стран Запада положительно сказалось на их социально-экономическом развитии в первом послевоенном двадцатипятилетии. Но понижение темпов экономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся научно-техническая революция, создавшая условия для кардинального изменения технологической базы. Повышение эффективности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государственного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970-1980 гг. провели широкую приватизацию - передачу права собственности на капитал государственного предприятия частным лицам или акционерным обществам. Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение требует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда, частные собственники смогут выйти на рынок со своей конкурентоспособной продукцией. Функции государства сосредоточиваются главным образом в сфере регулирования финансов и кредита, налоговой системы. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем бизнесе было занято 2/3 работающих). Приватизация быстро охватила не только развитые страны, но и государства “третьего мира”. К концу 1980 гг. ее осуществили в более чем 80 странах всех частей света. В большинстве случаев либерализация экономики, возвращение к частной собственности привели к экономическому росту и повышению благосостояния людей. В странах, проигравших войну, - Германии, Японии - послевоенная модернизация экономики происходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализировано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского и японского императорского государств. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло в демократизации государства и социальной жизни. Гарантируемая оккупационными властями демократизация обеспечила не только гигантский скачок (“экономическое чудо”) Германии и Японии из военной разрухи на самый верх мировой экономики, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев и японцев, которые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей. Окончание “холодной войны” и интеграционные процессы в экономике и политике целых континентов поставили, в первую очередь, перед промышленно развитыми странами вопрос относительно целей и перспектив дальнейшего экономического развития. Производство для производства не бывает, экономика, сколь не важна она для жизни людей, смыслом жизни служить не может. В мире все более ширится представление о необходимости введения специального критерия развития, выраженного в количественной форме, для сопоставления уровня благосостояния различных стран, В специальном докладе ООН подчеркивается, что подобным критерием не может быть уровень промышленного развития, ВВП или количество и качество вооружений. Критерии ООН - это состояние окружающей среды, здравоохранения, санитарных условий, а также наиболее низкий процент детей до трехлетнего возраста, имеющих вес ниже нормы; родов без медицинской помощи; детей, не посещающих школу; женской неграмотности. Первая пятерка стран по данным критериям почти полностью совпадает с перечнем наиболее экономически развитых стран: 1. Канада. 2. США. 3. Япония, 4, Голландия. 5. Норвегия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.011 с.) |