Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое возрождение Германии и Японии.

Поиск

Поиски концепции экономического возрождения Германии приве­ли к отказу чистого экономического либерализма, который ока­зывался неспособным разрешить проблему социальной справед­ливости. Возобладала идея неолибериализма - идея о социаль­ном рыночном хозяйстве. Ведущая роль отводилась рынку как ре­гулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наи­более низкие цены при максимальной производи­тельности.

Разумным признавалось сочетание рыночной конкуренции с хозяйственным планированием, предотвращающим возможность экономических кризисов и засилье монополий.

Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной ФРГ стал профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) - директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963-1966 гг. Планы Л. Эрхарда опирались на денежную реформу, свобод­ные цены и предпринимательство.

Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействи­тельными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно “замороженная” вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для вып­латы первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.

Через 3 дня после денежной последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен предоставлял Л. Эрхарду право отме­нить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Исчез “черный рынок”. Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены вырос­ли лишь на несколько процентов, в той же примерно пропорции, что и заработная плата.

Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфля­ции способствовало принятие закона против произвольного за­вышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя. На свободу предпринимательства была направлена кредитная и налоговая политика. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал “королем”, определявшим лицо рынка.

Оппонентами социального рыночного хозяйства оказались профсоюзы, левые партии, картели. Л. Эрхард настаивал не на над­зоре, а на запрете монополий. Основой стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов.

ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обго­няя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Стра­на выступила одним из главных учредителей “Общего рынка”. К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (“Общего рынка”).

Япония проиграла вторую мировую войну. Она капитулиро­вала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками.

Экономика страны была в состоянии хаоса. Выпуск промыш­ленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. В 1948 г. в других побежденных странах объем производства прибли­зился к довоенному уровню, а в Японии он достиг только 52%.

Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Мар­шалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после окончания войны.

В Японии не проводилась приватизация. Военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственно­сти, а только ограничил ее свободу. Размеры инфляции были чрезвычайными - к 1952 г. 1500 % от послевоенного уровня. Денежная реформа 1946 г. не приостанови­ла этот процесс.

Путь национализации промышленности оккупационной администрацией был отвергнут и осуществлен, так называемый, “об­ратный курс”. Подобное название реформ было связано с тем, что США не удалось опереться на гоминьдановский Китай. Цель “об­ратного курса”: обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в “мастерскую Азии”. Программа “обратного курса” была разработана представи­телями американской монополии - банкирами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны жизни: общественный строй, государственное уст­ройство. Было реорганизовано правительство, через которое дей­ствовала оккупационная администрация во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880-1964).

Главной из реформ стал роспуск дзайбацу (1947-1948 гг.), т.е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Были разукрупнены промышленные и торговые компании. Акции пущены в свободную продажу. Благодаря разукрупненную образо­вались новые фирмы. Антимонопольным законом 1947 г. запреще­ны были холдинги введен контроль над слияниями фирм, огра­ничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Земельная реформа (1947-1950 гг.) состояла в выкупе государ­ством помещичьей земли с последующей продажей ее арендато­рам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. В Япо­нии сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворян­ство как класс перестало существовать. В Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы.

В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям не пред­ставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обрати­мости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вес­ти операции на внешнем рынке.

Преобразования включали структурную перестройку эконо­мики.

Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциа­лом, оказалась изолированной от мировой экономики, пришлось создать многоотраслевой комплекс всех современных перераба­тывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта (замещение импорта).

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в формирова­нии структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного на­копления. Государство применяло селективные налоговые и кре­дитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отрасле­вые приоритеты менялись. В 50-е годы в центре находились базо­вые отрасли: металлургия, химия, гидроэнергетика, судострое­ние, торговый флот. В начале 60-х годов: автомобильная промыш­ленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов: электроника. Структурная перестройка прошла при сверхвысоких темпах - за 1955-1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышала 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была са­мой высокой из ведущих капиталистических стран.

В рамках реформы Доджа действовал полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономический связей: рас­пределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами; ограничение притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий. Контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Контроль над внешнеэкономическими связя­ми действовал 22 года, его “либерализация” длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена пол­ная обратимость иены.

За 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофирован­ной военной индустрией страна, превратилась в великую эконо­мическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенци­алу, накопленному материальному богатству и уровню жизни на­селения.

Большую роль сыграли и другие реформы. Принятие Кодекса о труде, легализация профсоюзных свобод, реформа школьного обу­чения помогли подготовить квалифицированную рабочую силу. Формировался современный средний класс, куда вошли свобод­ные предприниматели, менеджеры, инженерно-техническая интеллигенция, квалифицированные рабочие и служащие. Огром­ную роль сыграло развитие производства, рассчитанного на мас­совое потребление.

“Японское экономическое чудо” позволило стране к 70-м го­дам выйти на второе место в мире. Японская экономика преодоле­ла нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста - на уровне 4-5% в год. В 1988 г. ВНП на душу населения Японии пре­высил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5-6% против 0,9% США.

Япония - пример проведения гибкой государственной поли­тики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к “де­регулированию”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.178 (0.007 с.)