Экономическая мысль древнего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль древнего мира



Особенностью экономической мысли древнего мира была ее недифференцированность от политико-правовой, религиозной теологии. Собственно экономических трактатов найти практически невозможно. Это объясняется в первую очередь тем, что господствующие классы-носители письменной культуры- лишь в небольшой степени вмешивались в традиционный ход натурального производства. Их экономические интересы заключались лишь в устойчивом поступлении прибавочного продукта. Поэтому и зафиксированная в письменных источниках экономическая мысль господствующих классов вращается в основном вокруг создания нормальных условий для функционирования общин непосредственных производителей. Эти же проблемы имеют и экономическое, и правовое содержание. Экономическое учение часто совпадает с учением о государственном управлении. Различия лишь в том, что если речь идет о нормах, рассчитанных на практическое применение, - это своды законов, а если имеют место общие рассуждения о принципах социального устройства - это социально-философские сочинения.

Особняком стоят в этом ряду произведения (в основном античных авторов), посвященные принципам организации частного хозяйства. Как правило, они представляли свод практических рекомендаций по всем аспектам деятельности частного предпринимателя: от технологии производства до ряда социально-экономических вопросов, например об обращении с рабами, организации их труда.

Несмотря на незрелость своих положений, экономическая мысль древности добилась ряда ценных теоретических результатов, вошедших в сокровищницу экономического наследия человечества. Это относится, прежде всего, к произведениям древнегреческих авторов - Платона и Аристотеля. Значительное влияние на дальнейшее развитие социально и экономических учений стран Востока оказали сложившиеся в древности концепций конфуцианства, легизма и даосизма, а также принципы, сформулированные в “Артхашастра”.

Экономическая мысль Древнего Востока имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется “снизу” унаследованной еще от первобытных времен традицией, “сверху” - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции. Памятники экономической мысли Древнего Востока- это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта, прежних лет.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является “ Поучение гераклеопольского царя своему сыну” (Древний Египет, XXII в. до н. э,). Автор "Поучения" обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением, В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать “как один отряд”. Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: грамотность в Египте была монополией господствующих сословий. Чиновников (писцов) готовили в специальной “школе писаний”. Своеобразной апологией профессии чиновника является “ Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи ” (период Среднего царства).

Интересным памятником древнеегипетской мысли является “Речение Ипусера” (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи “Речение Ипусера” выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. “Идеальный деспот”, по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобиц в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

В отличие от Древнего Египта для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Такие процессы ослабляли государство, теряющее воинов и налогоплательщиков. Памятники экономической мысли данного региона дают много примеров, когда государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Основная тема законов - создание условий, при которых “сильный не притеснял бы слабого”. Так, запрещалась продажа п отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация (20% - в денежной и 33% - в натуральной ссуде); долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами. Наряду с правовой защитой личности непосредственных производителей кодекс признавал право частной собственности, в том числе на земельные участки.

Издание кодекса Хаммурапи стало важным мероприятием по консолидации старовавилонского общества. Он представляет собой один из первых примеров попыток управления страной, в том числе и ее экономической жизнью, с помощью системы правовых норм.

Крупнейшим памятником общественной мысли Древней Индии является “ Артхашастра ” - трактат об искусстве политики и управлении государством, (конец IV в. до н. э.). Слово “артха” означает польза (в основном политическая), материальная выгода, а “шастра” - наука, научное произведение. В отличие от законов и правовых норм "Артхашастра" - прежде всего общее руководство по общим принципам политики (в том числе экономической) и права.

Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI-III вв. до н.э. Огромную роль в истории докапиталистического Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций. или Кун-цзы (551-479 гг. до н. э.). Основной источник его учения - сборник "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение старших - одна из основных черт модели “благородного мужа”, мыслителя. Такой человек никогда не будет выступать против вышестоящих. Он полагал, что проявление сыновней почтительности и дружба с братьями и есть управление государством. А регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя.

Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн - цзы (372-289 гг. до н. э.). или учитель Мэн. Мыслитель жил и творил в период “борющихся царств” (V-IV вв. до н. в.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм.

Мэн-цзы считал, что народ является главным в государстве, за ним следуют духи землии зерна, а государь занимает последнее место. Выступая за четкое деление китайского общества на управляющих и управляемых, Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект - размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок - “общественное поле” - должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Мудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты - легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и власти родовой аристократии. “Законники” были сторонниками политической централизации и объединения страны.

Возникновение школы легистов относится к VI-V вв. до и. э. и связано с именем крупных политических деятелей того периода - Цзы-чаня и Ли-куя.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао - цзы - современник Конфуция. Лао-цзы советовал правителям не управлять страной с помощью знаний, отменить запретительные законы, поскольку когда законов много народ становится бедным. Лао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества: небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Поэтому он призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда. Социальная утопия даосов, безусловно, содержала элементы реакционности: полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средствами их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в “естественное” состояние первобытного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.007 с.)