Кембриджская школа маржинализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кембриджская школа маржинализма



В конце XIX - начале XX в. возникли крупные капита­листические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм. Это явилось причиной возникновения кембриджской школы. С нею связано развитие нового раз­дела экономической теории - микроэкономики. В основе этой школы лежит доктрина маржинализма. Ее отличие от австрийской школы состоит, в частности, в том, что сделана попытка устранения противоречий в теории предельной по­лезности.

Наиболее полно основные направления кембриджской школы изложены в трудах ее основателя и главного пред­ставителя Альфреда Маршалла (1842-1924), профессора Кембриджского университета. В 1890 г. вышло в свет его главное произведение "Принципы экономической науки"'.

Считается, что именно этим произведением А. Маршалл по­ложил начало новому направлению в экономической науке - неоклассическому. “Принципы...” А. Маршалла многократ­но переиздавались и на протяжении многих десятилетий служили основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в ряде других западных стран.

В своем произведении А. Маршалл излагает свое виде­ние важнейших экономических категорий и законов и дает им собственную трактовку. По Маршаллу, предметом иссле­дования экономической науки являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяй­ственной сфере его жизни. Таким побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это опре­деленное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека.

С этих же позиций Маршалл трактует и экономические законы. Он пишет: “Экономические законы, или обобщения экономических тенденций, - это общественные законы, от­носящиеся к тем областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной массой”[1].

Ставя вопрос о производительном и непроизводитель­ном труде, Маршалл полагает, что почти всякий труд в из­вестном смысле производителен, если он достигает своего результата безотносительно от сферы своего приложения.

А. Маршалл вводит в экономическую науку много но­вых категорий, которые вошли в “золотой фонд” экономической теории. Например, категория “квази­рента”. Под ней понимается доход, извлекаемый из создан­ных человеком машин и других орудий производства. Сле­дующая категория - “эффективный спрос”. Под ним пони­мается спрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, достигает уровня, при котором продавцы соглас­ны продавать.

В соответствии с традициями классической политичес­кой экономии А. Маршалл учитывал в своем анализе широ­кий спектр объективных закономерностей. Однако и здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отра­зилось на трактовке стоимости.Формально на протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма “жертв труда” со стороны рабочего и “ожидания” со стороны ка­питалиста. С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства. Реально же стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стои­мостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимос­ти (реальным издержкам), ограничив анализ только вопро­сами соотношения спроса и предложения.

Последователи Маршалла (В. Парето и др.) предлагали вообще отказаться от теории стоимости, полностью заменив ее теорией цены.

Анализ закономерностей движения цен в условиях кон­курентной экономики, проведенный А. Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавали решающее значение в формировании цены то. предложению (например, представители теории факторов производства), то спросу (представители предель­ной полезности), А. Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии как равнодействую­щие факторы, влияющие на уровень цен.

Маршалл дает качественную и количественную трак­товку категорий “спрос” и “предложение”. Со стороны ка­чества они трактуются в психологическом плане, а именно: “спрос” основан на желании покупателя приобрести блага, "предложение" же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала. Для обоснования количественных характеристик этих категорий А. Маршалл вводит в экономическую науку со­вершенно новые категории - “цена спроса” и “цена пред­ложения” и разрабатывает их. Рассмотрим поочередно эти категории.

Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает тумаксимальную цену, которую потребитель со­гласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.

Далее Маршалл рассматривает не только влияние спро­са на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спро­са в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его. Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.

Под эластичностью спроса понимается степень колеба­ния спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или по­вышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса - спрос неэластичен.

После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функ­циональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства. Под последними он пони­мает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматри­вает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены. Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения - это ми­нимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения.

После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совмес­тил кривые спроса и предложения. Цена равновесия уста­навливается на пересечении этих кривых. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, ко­личество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и пред­ложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения. Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.

Далее в своем анализе микроэкономических процессов Маршалл значительное внимание уделяет проблемам рас­пределительных отношений, формированию источников до­ходов. Объектом исследования являются заработная плата, предпринимательский доход, процент и рента. Каждой форме дохода вменяется соответствующий фактор производ­ства: заработная плата - труду наемных работников, пред­принимательский доход - управленческому труду предпри­нимателей, процент - капиталу, рента - земле. Другими сло­вами, указанные виды доходов находятся в функциональной зависимости от соответствующих факторов производства.

А. Маршалл вводит понятие предельного работника. Под ним понимается работник, заработная плата которого равна чистому продукту от его использования. Отсюда заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту, произведенному трудом предельного работника.

Следует отметить, что Маршалл высоко ценил деятель­ность работников по управлению производством. Совершенствование управления, профессио­нализм в этом деле являются важными факторами роста производительности труда, повышения эффективности про­изводства.

А. Маршалл рассматривает процент на капитал как воз­награждение за ожидание. Он предложил заменить термин “воздержание”, выдвинутый Н. Сениором, на более удачный термин “ожидание”. Цена спроса на на­копление или готовность отложить удовольствие вознаграж­дается процентом на капитал. Это вознаграждение находит­ся в зависимости от способности предвидеть будущее.

Конечная цель, которую преследует в своем учении А. Маршалл - это нахождение условий равновесия для от­дельной фирмы. Тем самым будет достигнуто равновесие и в обществе. Для этого достаточно регулирование экономики через денежно-кредитную систему.

В 1907 г. по инициативе А. Маршалла в Англии термин “поли­тическая экономия” был заменен на “экономикс”. Этому примеру последовали США. Эту идею Маршалл вынашивал давно. Он изложил ее в первом томе своего главного произ­ведения. Он писал об экономической науке, что она остерегается касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать; поэтому она является наукой - чистой и прикладной, а не одновременно и наукой и искусством. Поэтому ее лучше обозначить ши­роким термином “экономическая наука” (economics), чем более узким термином “политическая экономия” (political economy).

 

Лекция 11. Основные тенденции развития мирового хозяйства в конце XIX в. – первой половине XX в.

 

План лекции

11.1. Монополизация экономики

11.2. Развитие индустриальной экономики США

11.3. Особенности индустриализации в странах Европы

11.4. Капиталистическая перестройка экономики Японии

11.5. Главные экономические изменения в межвоенный период

 

Монополизация экономики

Становление фабричной промышленности придало техничес­кому прогрессу невиданный темп. Технологические сдвиги только последней трети XIX в. были столь велики, что некоторые уче­ные даже предлагают назвать этот период “второй промышлен­ной революцией”. Прежде всего, произошла замена основного вида энергии. Электричество, ко­торое можно передавать на любые расстояния, сделало разме­щение производства независимым от источника энергии. Кардинальные изменения в энергетике включали также по­явление совершенно новых типов тепловых машин - паровой турбины (Г. Парсонс) и двигателя внутреннего сго­рания, работающего от энергии углеводородного топлива (Г. Ди­зель, Н. Отто, Г. Даймлер), которые позволи­ли механизировать практически все виды транспорта. Универ­сальное применение двигателя внутреннего сгорания породило нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее производство. Немецкие химики разработалисинтетические способы получения красящих, лекарственных, парфюмерных и другихорганических соединений.

Сложились новые способы производства стали - сталеплавильные процессы А. Бессемера (конвертер при сильном дутье) и мартеновская печь. Эти методы легли в основу сталелитейного производства XX в. Серьезному совершенствованию подверглась конструкция ряда металлообрабатывающих агрегатов. Технологическая база легкой, полиграфической и других отраслей была пополнена автоматическим ткацким станком, обувными автоматами, автоматом для производства бутылок, механическим наборным станком и т.д. Новая техническая база изменила систему транспорта. На рубеже веков мировой тоннаж парового флота уже превысил мировой тоннаж парусного.

Резко выросла мировая железнодорожная сеть, появился электрический (лифт, трамвай, метро), безрельсовый (на базе двигателя внутреннего сгорания) и трубопроводный транспорт. Эпохальным достижением явилось рождение воздушного транспорта на основе летательных аппаратов легче (дирижаблей) и особенно тяжелее воздуха (аэропланов).

Этот примерный и далеко не полный перечень показывает,
что техническая мысль на рубеже веков развивалась более
интенсивно, чем за почти столетие промышленного переворота.
Если в первой половине XIX в. изобретения исчислялись десятками, то на рубеже веков - многими тысячами. Особенно важно, что в техническом прогрессе непосредственное участие стала принимать наука - в том числе фундаментальная. В мире возникло высшее техническое образование. Первые втузы появились в 70-х гг. в Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен и др.), США (университет Дж. Гопкинса в Балтиморе), Англии, Японии и других странах. Прогресс техники приобрел значение научно-технического прогресса.

Технологические сдвиги привели к серьезным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии. Кроме нефтяной, возник целый ряд новых отраслей промышленности: электротехническая, химическая. Очень динамично стала развиваться и новая отрасль машиностроения - производство автомобилей. Структура черной металлур­гии изменилась в сторону резкого повышения удельного веса стали.

Технический прогресс затронул военно-промышленный комплекс. Военное производство включило в себя достижения металлургии, моторостроения, электротехники, точного приборостроения, химической технологии и пр. Фаб­рично-заводская индустрия, прежде всего, заменила гладкоствольное ружье на нарезную, снабженную затвором и магазиномвинтов­ку, деревянные парусные суда на металлические пароходы, а вскоре и на бронированные турбоходы, построила скорострельные пушки, стреляющие более чем на 10 км., создала и применила бездымный порох и т.д. и т.п. В конце XIX в. началась постепен­ная автоматизация стрелкового оружия - появился пулемет.

Научно-технический прогресс конца XIX - начала XX в. создавал возможности нового укрупнения производства. Но крупные производ­ства требовали и больших капиталов, а это вызывало объедине­ние средств отдельных предпринимателей и привлечение сво­бодных капиталов в акционерные общества. По­явилась возможностьдецентрализации хозяйственных, особен­но инвестиционных решений. С другой стороны, создавалась прин­ципиальная возможность укрупнения и концентрации капитала до уровня монополии на производство каких-либо товаров и, как следствие, установления монопольных цен на них.

Появление огромного множества капиталистических предпри­ятий во всех отраслях промышленности породило великую анархию. Особую роль играли частные железные дороги, которые посред­ством повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздейство­вали на производство. Достаточно было подвести железную до­рогу к самому захудалому местечку, чтобы оно получило экономическое значение, или повысить тариф, чтобы вывести из строя какое-либо промышленное предприятие. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, при­влекая к соглашению железные дороги, а затем банки для фи­нансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглаше­ния стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии.

Одной из первых монополий явился нефтяной трест “Стан­дарт ойл”, созданный в 1872 г. в США Дж. Рокфеллером на основе соглашения нескольких объединившихся нефтяных компаний с железными дорогами относительно тарифов на перевозку нефти. Подобные явления стали происходить и в неко­торых других отраслях: однородные предприятия или компании чаще всего под угрозой банкротства или нажимом сильнейшего среди них объединялись в тресты, теряя производственную, коммерческую, часто и юридическую самостоятельность, - все это сосредоточивалось в правлении треста или головной компа­нии.

В ряде случаев предприятия одной отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, заключали соглашение - картель, регулирующее объем производства, сбыт продукции, наем рабочей силы и пр. В других случаях предпри­ятия теряли только коммерческую самостоятельность: образо­вывалась единая снабженческая и сбытовая контора (синдикат), регулировавшая закупки сырья и сбыт готовой продукции (такой тип монополий превалировал в России). При образовании трестов предприятия теряли коммерческую и юридическую самостоятельность. Этот тип монополий преобладал в США, так как там имелись необходимые для создания трестов капиталы. Наконец, возникли кон­церны, объединявшие под единым контролем компании раз­ных отраслей производства, торговли, банки и пр. В концернах выступал срощенный промышленно-торгово-банковский капитал получивший наименование финансового.

Посредством монополий предприятия стремились регулировать производственную и коммерческую жизнь в слож­нейших условиях рыночной конкуренции. Поэтому монополис­тические объединения на рубеже XIX и XX вв. при помощи со­гласованных цен на сырье, готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в главных капиталистических странах. Но это поставило под угрозу саму конкуренцию как основу хозяйствен­ной жизни, и государство вынуждено было вмешаться, ограни­чив процесс монополизации экономики определенными рам­ками (антитрестовское законодательство). Таким образом, экономическая роль государства резко возросла, что дает основание говорить о государственно-монополистическом капитализме как определенном типе экономического развития ряда стран.

Мо­нополистические процессы неизбежно должны были возник­нуть и возникли в масштабе мирового рынка: соглашения между разнонациональными монополиями и даже наднациональные компании. Движение экономики резко изменило свой темп. В конце XIX - начале XX вв. наиболее высокие темпы экономического развития показали молодые капиталистические государства - США и Германия, вышедшие соответственно на первое и второе места по уровню развития производства, оставившие позади Англию и Францию. На рубеже веков центр мировой экономики переместился из Европы в Северную Америку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.023 с.)