Экономика - совокупность объектов, используемых для производства благ, удовлетворяющих потребности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика - совокупность объектов, используемых для производства благ, удовлетворяющих потребности.



ЭКОНОМИКА - совокупность объектов, используемых для производства благ, удовлетворяющих потребности.

Экономика - это и хозяйство страны в целом, и его отдельные сектора и отрасли, это и предприятия и домашние хозяйства людей.

Будучи от природы существом ленивым человек (ведь он уже человек!) стремится устроить свою жизнь как можно лучше, затрачивая при этом как можно меньше усилий. То есть начинает думать (мыслить) о том, как организовать ведение хозяйства (экономики), чтобы удовлетворять свои потребности с минимальными усилиями. Рассуждения человека о рациональном подходе к хозяйственной деятельности называются «экономическая мысль».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ - суждения об организации хозяйственной жизни представления об эффективных способах организации экономики.

Экономическая мысль существовала, существует, и будет существовать всегда, пока существует человек. Экономическая мысль, пусть самая примитивная, присуща любому здравомыслящему человеку. Так любой знает, что резать хлеб ножом легче (эффективнее), чем газетой, работать грузчиком должен мужчина, выращивать бананы надо в Эквадоре, а не в России, и т.д. и т.п. Все решения по хозяйственным вопросам опирающиеся на собственный опыт или опыт других опираются на «экономическую мысль «здравого смысла»».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ «ЗДРАВОГО СМЫСЛА» - экономическая мысль, основанная на собственном опыте или опыте поколений.

Это – примеры элементарных экономических рассуждений. Однако далеко не все экономические задачи так просты. Огромное их число имеет многовариантные, неоднозначные и неочевидные решения, справиться с которыми «здравый смысл» не в состоянии.

Поиском решения таких задач начинают заниматься отдельные люди, вырабатывающие в ходе экономической специализации совокупность особых способов и приемов познания экономики. Так возникает «экономический анализ».

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - экономическая мысль, использующая способы и приемы познания экономики, не используемые обыденным экономическим сознанием.

Раз возникнув, экономический анализ совершенствуется как в результате развития объекта исследования – хозяйственной жизни, так и вследствие накопления самих экономических знаний. Наступает момент, когда аналитические представления об отдельных частях экономики соединяются в целостное представление о ее функционировании – возникает «экономическая наука» или «научно-экономический анализ».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) – экономический анализ, последовательно и непротиворечиво с единых методологических позиций объясняющий основные проблемы экономики.

Экономическая наука – это всегда экономический анализ, но экономический анализ становится наукой только при определенных условиях. Важнейшей характеристикой, превращающей экономико-аналитическую мысль в экономическую науку, является применение единого аналитического аппарата ко всему комплексу основных экономических проблем. Если же одни экономические проблемы исследуются с применением такого аппарата, а другие - исключительно с позиций здравого смысла, - такое знание нельзя назвать научным. Использование специального аппарата только для исследования отдельных экономических проблемам мы будем называть экономическим анализом.

Можно сказать, что экономическая наука - это «знание, вооруженное инструментами» или «усовершенствованный здравый смысл». Наука (в том числе и экономическая) возникает потому, что наблюдаемые человеком процессы могут не отражать их действительную природу.[1] Другими словами, когда сущность и явление не совпадают, именно наука призвана познать сущность вещей. В отличие от экономической мысли здравого смысла, объясняющей экономику на базе только жизненного опыта, экономическая наука обязательно использует особый аналитический аппарат.

Человек, который решает экономические проблемы с позиций экономической науки, и есть - экономист.

Поскольку экономическая наука описывает развитие экономики, постольку она изменяется с изменением последней. С некоторым упрощением, можно утверждать, что еще в прошлом веке экономическая наука рассматривалась как нечто единое и неделимое, как единственная экономическая наука. В этих условиях термины «экономическая наука» и «экономическая теория» можно признать синонимами. Однако в ХХ веке с формированием сложной многоотраслевой национальной и мировой экономики и огромного числа ее функциональных проблем, возникает то, что называется системой экономических наук. Теперь под «экономической теорией» следует понимать ту часть экономической науки, которая занимается изучением общих, универсальных экономических проблем.[2] Она исследует те зависимости, которым подчиняется экономика в целом и отдельные ее части независимо от их отраслевой или функциональной принадлежности.[3]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - фундаментальная экономическая наука об универсальных принципах функционирования экономики.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ – это экономическая политика поддержки государством национальных производителей и государственных ограничений действий иностранных производителей.

в) рыночная экономика еще слаба, ее субъекты (купцы, ростовщики)– третье сословие, презираемое дворянством. Отсюда – устремленные к государству призывы помочь «встать на ноги»;

г) нарождающееся предпринимательство испытывает постоянный гнет внеэкономического принуждения со стороны феодалов, чиновников на местах, бандитов. И от этой напасти защитить бизнес также может только государство.

МЕРКАНТИЛИЗМ – это школа экономической мысли XV – XVIII веков, считающая богатством деньги, его источником торговлю, отстаивающая идеи превышения экспорта над импортом, протекционизма и активного вмешательства государства в экономику.

Идеи меркантилистов оказали огромное влияние на реальное экономическое развитие. Многие из них были видными государственными чиновниками, к мнению которых правители прислушивались. Более того, меркантилистские идеи в ту эпоху были господствующей системой экономических взглядов культурного общества, поэтому многие монархи сами были меркантилистами. Вот примеры.

Великобритания строит самый мощный в мире торговый флот, а затем и военный (чтобы защищать торговый) не потому, что она – остров, а под воздействием меркантилистских идей об активном торговом балансе. Имея собственную территорию в 244 тыс. кв. км. захватывает 39 млн. кв. км. колоний. Зачем? Меркантилистский ответ – так легче торговать, обеспечить положительное сальдо торговли.

Христофор Колумб – это типичный представитель раннего меркантилизма, открывший Америку в поисках золота (богатства). Слово золото встречается в его путевых дневниках 74 раза, чаще любого другого. Такими же меркантилистами были и его последователи, конкистадоры, искавшие в Латинской Америке «Эльдорадо» – «золотую страну».

И, наконец, Петр I. Посетив в молодости Нидерланды и Великобританию, впитал меркантилистские взгляды и, вернувшись в Россию, основал Санкт-Петербург, как торговое «окно в Европу». Конечно, на этом месте в дельте Невы все равно возник бы большой город, но вряд ли он стал бы таким без меркантилистских убеждений Петра. Создавая мощное централизованное государство, провозгласив себя первым российским императором, Петр I также следовал меркантилистской логике активного вмешательства государства в экономику.

Завершение периода первоначального накопления капитала, становления рыночной экономики как хозяйственной системы, выравнивание доходов получаемых в различных секторах народного хозяйства порождает идеи, подвергающие критике меркантилистскую доктрину. Наиболее последовательными критиками меркантилизма стали «физиократы» [10].

Физиократы - это школа экономической мысли, господствовавшая в последней трети XVIII века. Лидер школы - Франсуа Кенэ (1694-1774гг.), его главный труд «Экономическая таблица» (1759г.).

Основные идеи физиократии:

1.Богатство - сельскохозяйственный продукт. Так как, по их мнению, только в сельском хозяйстве происходит реальный прирост продукта (из одного зерна вырастает несколько, приплод овец означает их абсолютное увеличение и т.д.). Этот добавочный продукт они называют прибавочным продуктом. Заявляя это, физиократы переносят анализ из сферы обращения в сферу производства.

2. Источник богатства - труд в сельском хозяйстве и природа (земля, бог). Только сельскохозяйственный труд производителен. Остальные классы общества непроизводительные («бесплодные»). Это не означает ненужности или бессмысленности несельскохозяйственных видов труда, например, ремесленного. Но ремесленник лишь видоизменяет вещество природы (скажем, лепит горшок из глины, воды и песка), не увеличивая его объем. Только крестьянский труд в сочетании с силой природы создает прибавочный продукт.

3.Высказаны идеи об объективности экономических законов и невмешательстве государства в экономику. В экономике, как и в естественных науках, физике, химии, биологии действуют независящие от воли и сознания законы. Задача человека познать их и следовать им. Изучать экономику, как и естественные науки должны профессионалы (ученые). Государство должно в соответствии с познанными объективными экономическими законами (объективными правилами) сформулировать юридические правила хозяйственного поведения (нормативные правила) и далее не вмешиваться в хозяйственную жизнь[11]. В этих условиях результаты экономического развития будут зависеть от решений свободно и самостоятельно принимаемых каждым экономическим субъектом. Физиократы формулируют это положение в виде максимы: “laissez-faire, laissez-passer” («предоставьте людям действовать, предоставьте делам идти своим ходом»).

4. Впервые сформулирована проблема реализации совокупного продукта национальной экономики. В натуральном хозяйстве (или административно-командной экономике вроде той, что была в СССР) такой проблемы нет. Там все решает центральная власть. Но в рыночной экономике, где миллионы экономических субъектов ежедневно принимают миллиарды самостоятельных решений, возникает вопрос: можно ли без вмешательства государства и внешнего рынка реализовать (продать) весь произведенный в этом году продукт, удовлетворить потребности всех субъектов, восстановить потраченные ресурсы и в следующем году произвести не меньший, чем в этом, объем продукции. Иначе говоря, имеет ли эта экономика внутренние силы для развития, является ли она самодостаточной, самовоспроизводящейся, «взрослой».

Давая положительный ответ на этот вопрос, Ф. Кенэ рассматривает экономику, в которой присутствует только три экономических субъекта: крестьяне (К), земельные собственники (Д) и ремесленники (Р). Взаимодействие между ними показано на схеме 1.4.1. Стрелками обозначены направления потоков, пунктирными линиями - денежные потоки, непрерывными – материально-вещественные (натуральные) потоки.

Пусть крестьяне произвели за год продуктов на 5 млрд. ливров, затратив на это своих ресурсов (семян, зерна и т.д.) на 2 млрд. Они уплатят 3 млрд. ренты земельным собственникам, которые купят на 1 млрд. продуктов у крестьян и на 2 млрд. – товаров у ремесленников. Ремесленники, произведя товаров на 2 млрд. ливров продадут их земельным собственникам, а на полученные 2 млрд. купят у крестьян продукты питания. В результате:

- крестьяне из 5 млрд. произведенных продуктов, реализовав их на 3 млрд. ливров и оставив из нового урожая ресурсов на 2 млрд. готовы к новому хозяйственному году;

- ремесленники, полностью продали свою продукцию на 2 млрд. ливров, купили необходимые продукты питания и также могут начать очередной хозяйственный год;

- земельные собственники полностью потратили полученную ренту и готовы потратить очередные 3 млрд.

 

Однако воспроизводственный процесс протекает беспрепятственно, только если денежные и материально-вещественные потоки совпадают. Если, например, ремесленники купят у крестьян продуктов менее чем на 2 млрд, то последние не смогут в следующем производственном цикле произвести продукции на 5 млрд. и уплатить земельным собственникам 3 млрд. Тогда земельные собственники купят у ремесленников товаров меньше, чем на 2 млрд., что снова сократит закупки продуктов у крестьян и т.д. То есть в этой модели видна опасность возможного сокращения производства или экономического кризиса.

Прошло немного времени, и с 1825 года возможность экономических кризисов стала суровой, не преодоленной до сих пор, реальностью стран с рыночной экономикой. Можно сказать, что, по большому счету, у рыночной экономики две основные проблемы: кризисы и безработица (особенно тяжело переживаемая обществом, опять-таки, в периоды кризисов). Поэтому неудивительно, что в мировой экономической литературе мало проблем, которым уделялось бы такое пристальное внимание как проблемам нарушений воспроизводства и кризисов.

Работа Кенэ «Экономическая таблица», где впервые поставлены эти проблемы, написанная автором в возрасте 65 лет, до сих пор не утратила своей аналитической значимости. Во второй половине XIX века «Экономическая таблица» использовалась Карлом Марксом при анализе процесса обращения капитала (II том «Капитала») и Леоном Вальрасом при построении модели общего экономического равновесия. В середине XX века, методологически опираясь на работы всех этих предшественников, выдающийся американский экономист Василий Леонтьев построил модель “input - output” («затраты - выпуск»), за что в 1973 году был награжден Нобелевской премией.

Рассмотрев при помощи математических методов потоки ресурсов и товаров между 44 отраслями обрабатывающей промышленности США, В. Леонтьев показал условия их сбалансированного развития.

Лично Ф. Кенэ был законопослушным гражданином, придворным лекарем Людовика ХV. На антресолях Версальского Дворца собирал он кружок экономистов (так сами себя называли физиократы). Однако теория физиократов легла в основу экономической программы Великой Французской революции, гильотинировавшей Людовика XVI и Марию Антуанетту.

ФИЗИОКРАТИЯ – это школа экономической мысли последней трети XVIII веков, считающая богатством сельскохозяйственный продукт, его источником землю и труд в сельском хозяйстве, признающая объективность экономических законов.

Немало экономистов (особенно, среди французов), считающих физиократию уже вполне научной теорией и даже относящих их к классической школе. Но не меньше и иных. А вот герой, о котором далее пойдет речь оценивается почти всеми экономистами одинаково…

В 1766 в Париж приехал довольно странный человек 43 лет отроду. Он был некрасив и неуклюж, плохо скоординирован. В детстве его украли цыгане, но отпустили, цыганский барон сказал, что «из этого мальчика не получится хороший цыган». Позднее он сам скажет о себе: «ни в чем я не хорош, кроме как в своих книгах». Человек этот посещал кружок физиократов, со многим соглашался, со многим спорил. Вернувшись домой, в Великобританию, через 10 лет выпускает книгу, известнее которой в мировой экономической литературе до настоящего времени нет. Имя этого человека Адам Смит.

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА – это модель, согласно которой эффективной может быть только конкурентная рыночная экономика, основанная на разделении труда, господстве частной собственности и невмешательстве государства.

Теория экономического либерализма, изложенная в пунктах А – Д, является главной заслугой Адама Смита перед хозяйственной практикой. Именно за это мы образно называем его «пророком и идеологом рыночной экономики». Абсолютное большинство современных экономистов, отвечая на вопрос каким должен быть фундамент экономики, претендующей на звание эффективной, говорят: это должна быть конкурентная рыночная экономика, основанная на развитом разделении труда и господстве частной собственности. Вот почему эту школу мы называем классической «во-вторых». Далее по поводу роли государства и других параметров экономического здания, мнения существенно различаются. Но единство взглядов на основные принципы реального хозяйствования определяет близость решений и многих других конкретных экономических проблем[22].

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА – это школа экономической мысли конца XVIII – середины XIX веков, признающая богатством любой материальный продукт, производительным любой материальный труд, затраты труда основой меновых соотношений товаров и теорию экономического либерализма.

Классическая школа дала миру целое созвездие выдающихся экономистов. Но только еще об одном мы расскажем сейчас. Это - Давид Рикардо (1772-1823гг.).

В отличие от Смита, академического ученого, Рикардо пришел в науку из практики. Женившись в 17 лет без согласия отца, был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. Так как с 14 лет помогал отцу торговать ценными бумагами в деловом центре Лондона, Сити, теперь Давид занялся этим самостоятельно, и через десять лет стал миллионером, одним из богатейших людей Великобритании. В 27, будучи на отдыхе, прочитал предложенную ему другом[23] книгу «Богатство народов», после чего оставил бизнес, жил на ренту, занимался экономической наукой и политической деятельностью (был членом британского парламента). Рикардо не был так энциклопедически образован как Смит, но накопленное наукой знание и мощный аналитический аппарат позволили ему не только внести огромный самостоятельный вклад в экономическую теорию,[24] но и стать завершителем классической школы, изложившим с максимальной логической стройностью ее основные положения. Если Смит создатель классической системы, то Рикардо можно назвать ее завершителем.

Основной труд Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Основополагающие идеи классической школы, изложенные в пунктах 1 – 4 настоящего параграфа, полностью разделяются Рикардо. Как и всякий правоверный классик Рикардо считает богатством материальный продукт, а его источником материальный труд, полностью поддерживает теорию экономического либерализма. В области теории обмена и ценности Рикардо наиболее последовательный сторонник трудовой теории стоимости (ценности).

Развивая трудовую теорию ценности, Д. Рикардо столкнулся с проблемой невозможности объяснить на основе этой теории происхождение прибыли. Логику Рикардо можно представить следующим образом. В рыночной экономике, где потребности удовлетворяются через обмен, ведущей товарной сделкой является купля-продажа товара-труда. В отличие от рабовладения или феодализма, где сам человек является товаром, в рыночной экономике наемный работник – свободный человек, товаром становится не он сам, а продаваемый им на определенное время труд. Покупателем наемного труда рабочего[25] выступает предприниматель, которого, как и покупателя всякого товара (еды, одежды), интересует полезность покупки. Очевидно, что полезность для предпринимателя рабочего заключается в способности последнего выполнять полезные трудовые операции (токаря, слесаря и т.д.). Наемного рабочего, продающего свой труд, как и всякого продавца, интересует совсем не его полезность, а его универсальная ценность (деньги), которую можно получить за этот товар. Любая теория может считаться верной, только если верно предсказывает поведение большинства явлений, на объяснение которых направлена. Поскольку купля-продажа труда количественно и качественно важнейшая рыночная сделка, она должна укладываться в господствующую теорию обмена. То есть классическая школа должна корректно объяснить куплю-продажу труда с позиций трудовой теории ценности.

Предприниматель покупает на рынке труд. В цене труда (заработной плате) полностью оплачена ценность товара-труда. Ценность (полезность) купленного товара для предпринимателя именно в труде наемного работника.

Но ценность и цена созданного наемным работником товара определяется затратами именно его материального труда уже полностью оплаченного. Следовательно, цена товара должна равняться заработной плате наемных работников материального производства.

Приведем пример. Для упрощения предварительно предположим, что при производстве товара не используются какие-либо ресурсы, кроме труда. Пусть заработная плата рабочего 1000 рублей. В процессе труда рабочий создаст ценность ровно на эти 1000 рублей. Следуя трудовой теории ценности, предприниматель обязан продать этот товар также за тысячу рублей. То есть, продав товар, он лишь компенсирует свои расходы на оплату труда рабочего, не получив ни копейки прибыли (см. схему 1.5.1.). Если же ценность товара окажется больше 1000 рублей (скажем, 1200 руб.), это будет означать, что труд рабочего оплачен не полностью. Так как только материальный труд источник ценности, следовательно, и эта ценность в 200 руб. также результат труда именно этого рабочего.

 

Схема 1.5.1. Рынок труда. Купля продажа товара-труда.

 

 

 


Введение в анализ использования материальных ресурсов ничего не

меняет по существу проблемы. Пусть цена труда необходимого для выпуска 1 единицы товара - 1000 рублей. Кроме того, используется материалов еще на 800 рублей (прошлый, ранее оплаченный труд).

Тогда цена товара должна равняться его ценности, то есть 1800 рублям. Заплатив 1000 рублей рабочему (оплатив живой труд) и 800 рублей поставщикам ресурсов (оплатив прошлый труд), предприниматель по прежнему ничего не заработал. Прибыль снова равна нулю.

Если продавать товар дороже (например, по 2000 руб.), прибыль будет равна 200 руб. Но тогда предприниматель продает товар дороже ценности заключенного в нем труда (обманывает покупателя).

Если же, продавая товар по 1800 руб., предприниматель заплатит рабочему 800 руб. (а не 1000), он опять получит прибыль 200 руб., но тогда он обманывает работника. Таким образом, последовательное применение трудовой теории стоимости означает, что предприниматель обманывает либо рабочего, либо покупателя (тогда он преступник), или прибыль равна нулю (чему противоречат факты). Рикардо не сумел объяснить происхождение прибыли на основе трудовой теории ценности, но и отказываться от этой теории он также не стал. Анализ зашел в тупик.

Новые понятия

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА

МЕРКАНТИЛИЗМ

ПРОТЕКЦИОНИЗМ»

ФИЗИОКРАТИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

СТИМУЛЫ

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЙ ПОДХОД

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

РЕЙДЕРСТВО

ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА

НЕОКЛАССИКИ

КЕЙНСИАНСТВО

СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ

 

Вопросы и задания.

1. Что такое экономическая мысль и каковы ее виды?

 

2. Любому ли человеку присуща экономическая мысль? Если, да, зачем тогда вы пришли учиться?

 

3. Может быть, экономическая мысль присуща лишь народам развитых стран? А китайцам? А арабам? Если, да, есть ли отличия в способах экономического мышления между разными народами?

 

4. Есть ли экономическая мысль у женщин? у молодежи? у блондинок? Объясните свою позицию.

 

5. В чем разница между экономической наукой и экономической теорией?

 

6. Почему экономические знания особенно востребованы именно в рыночной экономике?

 

7. Почему мы образно называем Аристотеля «отцом» экономического анализа, но не «отцом» экономической науки?

 

8. Почему меркантилисты считали основной формой богатства золото, а источником богатства - обмен? Согласны ли Вы с утверждением, что в практике хозяйствования современной России меркантилистские, по сути своей, взгляды имеют широкое распространение? Если да,- почему?

 

9. Несколько лет назад по российскому телевидению транслировался документальный телесериал «Мир денег Адама Смита», рассказывающий о функционировании экономики США. Почему на родине большинства современных крупнейших экономистов фундаментальному экономическому фильму дали имя шотландского экономиста второй половины 18 века? В чем главная заслуга А.Смита перед экономической теорией и практикой?

 

10. Почему фильм, представленный в предыдущем вопросе, называется «Мир денег Адама Смита», а не просто – «Мир Адама Смита»?

 

11. Раскройте логику теории экономического либерализма.

 

12. Почему марксизм выступает против разделения труда?

 

13. Изложите суть критики марксизмом теории экономического либерализма по пунктам: частная собственность, рыночная экономика, конкуренция.

 

14. Раскройте логику теории экономического этатизма.

 

15. С позиций потребителя (обычного гражданина, обывателя) порассуждайте о плюсах и минусах протекционизма и фритредерства.

 

16. В чем главная причина распада классической школы (рикардианства)? В чем принципиальная разница между социально-классовым и функциональным подходами к использованию экономических ресурсов?

 

17. Почему большинство экономистов, определивших уровень развития экономической науки в 18-19 веках, были гражданами Великобритании, а в 20 веке – гражданами США?

 

18. Почему среди всемирно известных экономистов почти нет граждан дореволюционной России и граждан СССР, хотя в списке крупнейших экономистов 20 века немало выходцев из России и СССР?

 

19. В чем принципиальная разница в подходах к организации экономической жизни общества между кейнсианством и современным монетаризмом?

 

20. Представьте разницу между кейнсианством и монетаризмом по предложенной в таблице форме:

№ п/п ПРОБЛЕМЫ КЕЙНСИАНСТВО МОНЕТАРИЗМ
1. Изменение налоговых ставок      
2. С кого взимаются основные налоги      
3. Хозяйственная деятельность государства      
4. Социальные расходы государства      
5. Способ финансирования бюджетного дефицита      

 


[1] «Здравый смысл» требует признать, что Земля плоская поверхность, а Солнце вращается вокруг Земли. Истинная природа вещей была установлена аналитически задолго до космических полетов. Наука позволяет человеку прочнее стоять на этой круглой планете.

[2]В литературе для обозначения того, что мы определили как «экономическую теорию», используют термин «экономика» (см. например: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. с.1). Учитывая, что «экономика» - это реальное хозяйство, обозначение тем же термином и изучающей ее дисциплины представляется неудачным.

[3] Подробнее эта проблема освящается во второй главе. Приводимое здесь определение экономической теории является достаточным только для задач данной главы.

[4] Именно Ксенофонт ввел в оборот термин «экономика» (экос - хозяйство, дом; номос - закон).

[5] «Однако только Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы экономического анализа, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию ценности, цены и денег». Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. – Т.1. – М.: Междунар. отношения, 1995. - с. 31.

[6] К. Маркс удачно назвал этот период «периодом первоначального накопления капитала», т. е. накопления ресурсов, необходимых для победы рыночного типа хозяйственной системы.

[7] Этимология слова часто помогает лучше понять смысл, стоящих за ним идей. Именно так обстоит дело в нашем случае. Меркантилизм – от итальянского mercante – торговец, купец.

[8] Поэтому не случайно, что, как правило, свои трактаты меркантилисты посвящают власть предержащим, а сама экономическая наука получает название «политическая экономия» (полис – город-государство у древних греков).

[9] И понятно почему. Ведь вы сами заявили, что продавать в другие страны будете больше, чем у них покупать, то есть будете «выкачивать» у них деньги, делая себя богаче, а их – беднее. Ясно, что сама логика меркантилизма не располагает к дружественным отношениям народов.

[10] И здесь значение термина небесполезно: французское physiocrates, от греческого phý-

sis – природа и kratos – сила, власть, господство.

[11] Однако до конца XIX века в ныне развитых странах, а в России до 90-х годов ХХ века, наука продолжает назваться «политическая экономия» (“Political economy”). Затем соответственно теряет первое слово и называется теперь по-русски «Экономика» или «Экономическая теория», а по-английски – “Economics”.

[12] Экономическая теория/ Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб:

Изд. СПбГУЭФ. Изд. «Питер Паблишинг», 1997. С.8-10.- 480с.

[13] Так в гл. 12 прибыль сначала дается в марксистском, а затем маржиналистском определениях, которые, мягко говоря, не очень «стыкуются» между собой. Вообще, непонятно, как коллектив численность в 21 человек может написать последовательное научно-экономическое (или какое-либо другое) произведение.

[14] «Таким образом, работа Смита подвела итог многовековой работе экономической мысли, явившись ее наивысшим достижением и завершающим творением. Смит дал ответы на все вопросы, которыми задавалась экономическая мысль с древности и по XVIIIв.

С другой стороны, труд Смита оказался началом новой эпохи в развитии экономической мысли. Сотворив единый комплекс взаимоувязанных теорий, Смит создал тот рубеж, от которого теперь должны были (и имели возможность) отталкиваться экономисты-мыслители следующих поколений, и разработанный им стройный понятийный аппарат давал им в руки мощный инструментарий. Таким образом, творение Смита оказалось тем узлом, из которого потянулись в разные стороны цепочки дальнейших экономических исследований». Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.-С. 182. – 544 с.

[15] Кроме случая одновременного и пропорционального их изменения по всем обмениваемым товарам.

[16] Здесь контроль не требует неотрывного физического слежения за процессом труда. Достаточно лишь контролировать качество результата труда. Например, дав утром задание вспахать 1 сотку земли за рабочий день, надсмотрщик просто проверит вечером, достигнут ли результат. Обмануть добросовестного надсмотрщика практически невозможно.

[17] Согласитесь, что трудно представить себе программиста или художника создающих качественный продукт «из-под палки». К тому же сам процесс такого труда крайне трудно контролировать, даже если неотрывно следить за ним.

Сказанное не означает, что «насилие» совершенно неприемлемо в современную эпоху. Во-первых, мы слышали немало историй как многих выдающихся творцов (например, пианистов) родители в детстве заставляли работать, когда им хотелось другого (очевидно, гулять). Во-вторых, есть люди, которые стимулируются этим способом лучше, чем иными (увы, в России их немало).

[18] Когда в реальном производстве методы «насилия» и «морального и материального стимулирования» используются вместе (это можно назвать методом «кнута и пряника»), эффективность использования труда увеличивается нарастающим темпом.

[19] Подробнее эти понятия рассматриваются в главе 4.

 

 

 

 

 

[20] Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.-С. 180. – 544 с.

[21] Сегодня экономический либерализм допускает более значительную роль государства, чем это было во времена Смита.

[22] Проведем аналогию со зданием. Если заложен плохой фундамент, то, как не обустраивай помещения, дом долго не простоит. То есть, если плохи основные принципы хозяйствования (фундамент экономики), даже «героические» усилия не сделают экономику эффективной. Одинаковый фундамент зданий делает их в чем-то похожими, но в чем-то они различаются. И, наконец, даже хороший фундамент еще не гарантирует нормальную жизнь внутри самого здания. Так, экономики, например, США, Японии и Норвегии, Португалии, Аргентины, хотя и основаны на фундаменте экономического либерализма, существенно различаются между собой.

[23] Этим другом был известный экономист классической школы Джеймс Милль, отец Джона Стюарта Милля – крупнейшего экономиста и философа XIX века, последнего крупного представителя классической школы, основателя первого в истории движения женщин за равноправие – суфражисток.

[24] Прежде всего, следует назвать теорию дифференциальной ренты и теорию сравнительных преимуществ в международной торговле. Смысл обеих теорий будет раскрыт позднее.

[25] Здесь и далее в этом параграфе мы говорим о наемном рабочем, а не о наемном работнике, потому что един6ственным источником ценности в трудовой теории стоимости является труд исключительно работников материального производства, символизируют которых, прежде всего, рабочие.

[26] Учение названо именем своего создателя и безусловного лидера Карла Маркса (1818 – 1883 гг.). Главный труд К. Маркса – «Капитал. Критика политической экономии», который принято называть просто - «Капитал».

[27] Художественным воплощением этого стал один из символов советской эпохи: скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющая господство работников материального производства. Очевидно, где-то между ними «затесалась» интеллигенция со своим «прослоечным», рефлексирующим, неустойчивым сознанием. Рабочие и крестьяне должны эту

[28] Интересно, что основными итоговыми показателями развития народного хозяйства СССР и других социалистических стран были «совокупный общественный продукт» и «национальный доход», включающие только результаты работы материальных отраслей экономики. Что касается стран с рыночной экономикой, то в этот же период, они используют как ведущие такие показатели как «валовой внутренний продукт» и «внутренний (национальный) доход», включающие результаты работы всех секторов экономики и всех работников. (Подробнее об этом вы узнаете в курсе «Макроэкономика»).

[29] Рейдерство – недобросовестный отъем собственности на базе несовершенства законодательства.

[30] В художественной литературе такое общество блестяще описано в романах Джорджа Оруэлла «1984» и «Ферма животных» (другое русское название – «Скотный двор»).

[31] Вот почему сам подход мы назвали функциональным.

[32] Современную теорию ценности и обмена функциональный подход создает в 70-е годы XIX века. В чем ее смысл и почему она называется «маржинализм» мы узнаем в главе «Теория потребительского поведения».

[33] Для всех неоклассиков характерен субъективный подход к анализу экономических явлений. В самом неоклассическом направлении можно выделить, по крайней мере, три школы экономической мысли: австрийскую, лозанскую, кембриджскую. Подробнее об этом вы узнаете в курсе «История экономических учений».

[34] Подробнее об этом – в следующей главе.

[35] Основной труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.).

[36] «Основная работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», влияние которой можно сравнить лишь с влиянием «Капитала» Маркс и «Богатства народов» Смита, показала, что для удовлетворения современных культурных и экономических потребностей общества необходимы правительственные меры». Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.:Прогресс,1968.-600с. (с.494).

[37] Как правило, выкупая эти предприятия по рыночным, а то и выше, ценам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.109 с.)