Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СТИМУЛЫ – это все то, что побуждает человека к деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По мнению Смита, самый действенный стимул к труду – это частная собственность. Б) Самый эффективный стимул к труду - частная собственность. Рассмотрим основные трудовые стимулы. Самый древний и простой из них «насилие» или «угроза насилия». Этот стимул эффективнее остальных в такой системе хозяйства, когда труд малопроизводителен, примитивен и легко контролируем. Поэтому именно этот стимул основной в рабовладельческом, и, пожалуй, в феодальном обществах. Типичный пример – раб на плантации (сахарного тростника, хлопка, льна, пшеницы и т.д.). Надсмотрщик контролирует весь процесс такого труда и если видит, недобросовестную работу, мгновенно использует стимул (кнут, кулак, карцер и их аналоги). [16] Однако, чем сложнее, интеллектуально содержательнее и духовно насыщеннее становится труд, тем менее эффективно насилие.[17] Можно стимулировать труд, обещая за его результаты вознаграждение. Чем лучше результаты труда, тем больше поощрение в виде получаемых работником как материальных (продукты, одежда, деньги), так и моральных (медаль, благодарность, фото на «доске почета») благ. Это метод «материального и морального стимулирования». В современном обществе этот метод в целом, безусловно, прогрессивнее предыдущего. Но и он не лишен недостатков. Во-первых, не на всех людей поощрение действует положительно. Во-вторых, после достижения человеком или семьей определенного (с их точки зрения высокого) уровня жизни, эффективность поощрительных стимулов резко падает («всех денег не заработаешь»)[18]. Если труд воспринимается работником только как источник дохода или социализации, то за пределами удовлетворения этих потребностей он перестанет осуществляться. Например, если за труд средней квалификации и добросовестности в течение восьми часов в день работник получает 30 тысяч рублей в месяц, и считает эту сумму достаточной, он не станет повышать качество и ответственность, соглашаться на сверхурочные работы, просто, предпочитая отдых занятости. Добровольно человек будет трудиться больше и лучше, только если работа будет ему интересна. Отсюда следующий стимул – интерес работника к содержанию и процессу труда. Назовем этот стимул «творческая заинтересованность». В этом случае человек работает потому, что получает удовольствие (полезность) от самой трудовой деятельности. И чем лучше он выполняет свою работу, тем больше получаемое удовольствие. Поэтому непрерывно профессионально совершенствуется и работает даже в свободное время. У него нет хобби. Работа – вот его хобби. Большинство выдающихся достижений человечества обеспечено людьми, движимыми исключительно или в основном этим стимулом. Влияние этого стимула тем значимее, чем более творческим является труд. Поскольку по-прежнему огромное количество видов труда не имеют ярко выраженного творческого характера, постольку ограниченно и влияние данного метода. Кроме того, даже одержимый работой человек нуждается хотя бы в минимальном материальном обеспечении и, желательно, общественном признании. Рассмотрев плюсы и минусы указанных методов, классическая школа называет самым эффективным методом стимулирования труда «частную собственность» [19]. Частная собственность означает, что ресурсы принадлежат лицу или группе лиц, которые самостоятельно принимают решения о том: - как использовать эти ресурсы; - что из них производить; - на каких условиях отчуждать сами ресурсы и изготавливаемые из них блага. Частная собственность ведет к максимальной заинтересованности в эффективном использовании ресурсов, формирует «чувство хозяина». Частная собственность реализует все названные мотивы стимулирования труда, максимально повышая эффективность их применения. Представьте, что Вы собственник загородного дома с хлевом и коровой в нем. Раннее утро. Вы спите глубоким ровным сном. Просыпаетесь от мычания коровы. Ее надо доить. Вы будете это делать, потому что иначе корова погибнет, и Вы потеряете свое имущество (стимул «насилие» или «угроза насилия»). Вы будете это делать, потому что получите молоко и производные молочные продукты («материальное стимулирование»). Вы будете ухаживать за домом и участком, потому что это Вам интересно («творческая заинтересованность»). Ведь это ваше «родовое гнездо», то, что Вы передадите своим детям и внукам, в чем будете жить в веках. При этом единственным ограничением использования частной собственности является соблюдение законных прав других членов общества. В) Экономика, основанная на разделении труда и частной собственности, может быть эффективной только как рыночная экономика. В условиях разделения труда каждый производит одно благо или небольшую группу благ, поэтому не может нормально жить не получая благ, изготовленных другими. Сапожнику не может прожить без пирожника, а пирожник без сапожника. Но частная собственность требует, чтобы каждый отдавал созданный и принадлежащий ему продукт добровольно. Сапожник может получить пироги, украв или ограбив пирожника, и наоборот. Вряд ли такая экономика обмана и насилия может быть эффективной. Но в этих случаях нарушается право частной собственности. Чтобы соблюсти пункт Б, пирожник и сапожник должны сознательно и добровольно отдать свои продукты. Желательность такой сделки для обоих заложена в том, что каждый имеет продукт лично ему не нужный, но нуждается в продукте другого. Ясно, что каждый из них отдаст свой товар чужому человеку, только на возмездной основе. Сложность может заключаться только в количественной пропорции сделки, то есть, сколько пирогов потребует сапожник за пару сапог, и сколько пирогов готов отдать пирожник за пару сапог. Описанная сделка называется «обмен» 19. Место, где происходит обмен, называется «рынок» 19. Экономика, в которой большинство людей удовлетворяют свои потребности через рынок, называется «рыночная экономика»19. Исходя из этой логики, Смит утверждает, что рыночная экономика единственный рациональный способ организации хозяйственной жизни нации. Если признать разделение труда и частную собственность, то любой другой способ хозяйствования не может быть эффективным. Для Смита нормальная экономика – это рыночная экономика, любая другая система хозяйствования – псевдоэкономика, квазиэкономика, плохая экономика, не экономика. Однако и это еще не все. Рыночная экономика, основанная на разделении труда и частной собственности, все равно не станет эффективной, если не будет основана на развитой конкурентной среде. Иначе говоря, «конкуренция»19 как господствующее экономическое явление необходимая характеристика нормальной рыночной экономики. Г) Господство конкуренции на рынках. Представим себе экономику, где производителей пирогов множество («тысячи и тысячи»), а производитель сапог – один. Тогда «пироги в сапогах» будут дешевы, то есть за сравнительно небольшое число сапог будет обмениваться сравнительно большое число пирогов. И наоборот. К тому же качество и разнообразие сапог будет низким, а пирогов – высоким. Однако сапожник, хотя и трудится хуже, будет жить лучше, чем пирожник. Получается, что лучше живет совсем не тот, кто лучше работает, лучше использует ресурсы. Экономика, где присутствуют такие сапожники, называется монополистической (монополия от monos и polies –единственный продавец) и не может быть эффективной, ставится «с ног на голову». Поэтому на всех товарных рынках, где только возможно, необходимо обеспечить конкуренцию. Независимых производителей сапог, пирогов, домов, услуг образования и т.д. должно быть множество. Тогда товаров будет много, цены умеренными, расход ресурсов на их производство минимальным, качество и разнообразие высоким. Абсолютное и относительное (то есть сравнительное с другими) благосостояние продавцов станет определяться их реальными усилиями. Конкуренция в равной степени должна распространяться как на отечественных, так и на иностранных производителей, которые должны быть поставлены в одинаковые экономические условия. Поддерживая национальных производителей, государство ограничивает конкуренцию и уменьшает ее положительное влияние на экономику. Поэтому на смену меркантилистскому «протекционизму» приходит классическое «фритредерство» (от англ. free – свобода и trade – торговля).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.01 с.) |