Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фритредерство – это экономическая политика, провозглашающая равноправие национальных и иностранных производителей в большинстве видов хозяйственной деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основанная на разделении труда и частной собственности конкурентная рыночная экономика будет саморегулирующейся, использующей ресурсы наилучшим способом. Если, например, нуждаемость покупателей в сапогах сократится, то за них станут давать меньше пирогов (в современном обществе цена сапог уменьшится). Тогда производитель сапог переключит свои ресурсы с сапог на выпуск того товара, который в обмене обеспечит ему не меньшее, чем прежде количество пирогов (в современном обществе – не меньшую выручку). При этом с точки зрения общества, он поступит совершенно верно, так как большая цена означает, что этот товар люди ценят выше (раз готовы платить за него больше). Адам Смит пишет, что человек «преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться делать это. Мне ни разу не приходилось слышать, чтобы много хорошего было сделано теми, которые делали вид, будто ведут торговлю ради блага общества».[20] Таким образом, «теория экономического либерализма» утверждает, что в экономике действуют объективные экономические законы, люди, наделенные свободой принятия экономических решений, познав эти законы в условиях основанной на разделении труда и частной собственности конкурентной рыночной экономики, без чей-либо помощи, обеспечат лучшие результаты экономического развития. Роль государства в такой экономической модели вторична. Д). Государство - «ночной сторож», вмешивается в экономику только в экстремальных ситуациях (войны, кризисы, эпидемии). В нормальных условиях экономика следует объективным экономическим законам. Задача государства в экономике написать юридические законы, соответствующие объективным экономическим законам и контролировать их соблюдение. Все остальное люди сделают сами и лучше власти. Однако пока экономика не достигла состояния описанного в предыдущем пункте, государство не только может, но и обязано вмешиваться (например, бороться с монополиями).[21] ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА – это модель, согласно которой эффективной может быть только конкурентная рыночная экономика, основанная на разделении труда, господстве частной собственности и невмешательстве государства. Теория экономического либерализма, изложенная в пунктах А – Д, является главной заслугой Адама Смита перед хозяйственной практикой. Именно за это мы образно называем его «пророком и идеологом рыночной экономики». Абсолютное большинство современных экономистов, отвечая на вопрос каким должен быть фундамент экономики, претендующей на звание эффективной, говорят: это должна быть конкурентная рыночная экономика, основанная на развитом разделении труда и господстве частной собственности. Вот почему эту школу мы называем классической «во-вторых». Далее по поводу роли государства и других параметров экономического здания, мнения существенно различаются. Но единство взглядов на основные принципы реального хозяйствования определяет близость решений и многих других конкретных экономических проблем[22]. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА – это школа экономической мысли конца XVIII – середины XIX веков, признающая богатством любой материальный продукт, производительным любой материальный труд, затраты труда основой меновых соотношений товаров и теорию экономического либерализма. Классическая школа дала миру целое созвездие выдающихся экономистов. Но только еще об одном мы расскажем сейчас. Это - Давид Рикардо (1772-1823гг.). В отличие от Смита, академического ученого, Рикардо пришел в науку из практики. Женившись в 17 лет без согласия отца, был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. Так как с 14 лет помогал отцу торговать ценными бумагами в деловом центре Лондона, Сити, теперь Давид занялся этим самостоятельно, и через десять лет стал миллионером, одним из богатейших людей Великобритании. В 27, будучи на отдыхе, прочитал предложенную ему другом[23] книгу «Богатство народов», после чего оставил бизнес, жил на ренту, занимался экономической наукой и политической деятельностью (был членом британского парламента). Рикардо не был так энциклопедически образован как Смит, но накопленное наукой знание и мощный аналитический аппарат позволили ему не только внести огромный самостоятельный вклад в экономическую теорию,[24] но и стать завершителем классической школы, изложившим с максимальной логической стройностью ее основные положения. Если Смит создатель классической системы, то Рикардо можно назвать ее завершителем. Основной труд Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Основополагающие идеи классической школы, изложенные в пунктах 1 – 4 настоящего параграфа, полностью разделяются Рикардо. Как и всякий правоверный классик Рикардо считает богатством материальный продукт, а его источником материальный труд, полностью поддерживает теорию экономического либерализма. В области теории обмена и ценности Рикардо наиболее последовательный сторонник трудовой теории стоимости (ценности). Развивая трудовую теорию ценности, Д. Рикардо столкнулся с проблемой невозможности объяснить на основе этой теории происхождение прибыли. Логику Рикардо можно представить следующим образом. В рыночной экономике, где потребности удовлетворяются через обмен, ведущей товарной сделкой является купля-продажа товара-труда. В отличие от рабовладения или феодализма, где сам человек является товаром, в рыночной экономике наемный работник – свободный человек, товаром становится не он сам, а продаваемый им на определенное время труд. Покупателем наемного труда рабочего[25] выступает предприниматель, которого, как и покупателя всякого товара (еды, одежды), интересует полезность покупки. Очевидно, что полезность для предпринимателя рабочего заключается в способности последнего выполнять полезные трудовые операции (токаря, слесаря и т.д.). Наемного рабочего, продающего свой труд, как и всякого продавца, интересует совсем не его полезность, а его универсальная ценность (деньги), которую можно получить за этот товар. Любая теория может считаться верной, только если верно предсказывает поведение большинства явлений, на объяснение которых направлена. Поскольку купля-продажа труда количественно и качественно важнейшая рыночная сделка, она должна укладываться в господствующую теорию обмена. То есть классическая школа должна корректно объяснить куплю-продажу труда с позиций трудовой теории ценности. Предприниматель покупает на рынке труд. В цене труда (заработной плате) полностью оплачена ценность товара-труда. Ценность (полезность) купленного товара для предпринимателя именно в труде наемного работника. Но ценность и цена созданного наемным работником товара определяется затратами именно его материального труда уже полностью оплаченного. Следовательно, цена товара должна равняться заработной плате наемных работников материального производства. Приведем пример. Для упрощения предварительно предположим, что при производстве товара не используются какие-либо ресурсы, кроме труда. Пусть заработная плата рабочего 1000 рублей. В процессе труда рабочий создаст ценность ровно на эти 1000 рублей. Следуя трудовой теории ценности, предприниматель обязан продать этот товар также за тысячу рублей. То есть, продав товар, он лишь компенсирует свои расходы на оплату труда рабочего, не получив ни копейки прибыли (см. схему 1.5.1.). Если же ценность товара окажется больше 1000 рублей (скажем, 1200 руб.), это будет означать, что труд рабочего оплачен не полностью. Так как только материальный труд источник ценности, следовательно, и эта ценность в 200 руб. также результат труда именно этого рабочего.
Схема 1.5.1. Рынок труда. Купля продажа товара-труда.
Введение в анализ использования материальных ресурсов ничего не меняет по существу проблемы. Пусть цена труда необходимого для выпуска 1 единицы товара - 1000 рублей. Кроме того, используется материалов еще на 800 рублей (прошлый, ранее оплаченный труд). Тогда цена товара должна равняться его ценности, то есть 1800 рублям. Заплатив 1000 рублей рабочему (оплатив живой труд) и 800 рублей поставщикам ресурсов (оплатив прошлый труд), предприниматель по прежнему ничего не заработал. Прибыль снова равна нулю. Если продавать товар дороже (например, по 2000 руб.), прибыль будет равна 200 руб. Но тогда предприниматель продает товар дороже ценности заключенного в нем труда (обманывает покупателя). Если же, продавая товар по 1800 руб., предприниматель заплатит рабочему 800 руб. (а не 1000), он опять получит прибыль 200 руб., но тогда он обманывает работника. Таким образом, последовательное применение трудовой теории стоимости означает, что предприниматель обманывает либо рабочего, либо покупателя (тогда он преступник), или прибыль равна нулю (чему противоречат факты). Рикардо не сумел объяснить происхождение прибыли на основе трудовой теории ценности, но и отказываться от этой теории он также не стал. Анализ зашел в тупик.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.007 с.) |