Баланс денежных расходов и поступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баланс денежных расходов и поступлений



(млн. руб.)

Статьи расходов и поступлений Период
квартал полугодие
I II III IV 1-е 2-е
Денежные средства на начало периода
Денежные поступления,
В том числе: выручка от реализации
ссуды, кредиты и другие поступления
прочие поступления
Текущие денежные платежи.
в том числе: покупка сырья, материалов, комплектующих
заработная плата
платные услуги
арендная плата
проценты за кредит
реклама, аудит, консультации, представительские расходы
прочие общепроизводственные и общехозяйст­венные расходы
страховые платежи
прочие расходы
Прочие денежные платежи,
в том числе: покупка оборудования
выплата основных сумм по кредиту
резервы
прочие расходы
доход инвестора (гарантированный)
Денежные платежи
Денежные средства на конец периода
             

 

Баланс денежных расходов и поступлений может быть преобразо­ван в модель денежных потоков с дисконтированием расходов и поступле­ний для приведения их к моменту вложения инвестиций.

Прогноз доходов и затрат (табл. 2) покажет, как будет формироваться и изменяться прибыль.

 

Таблица 2

Прогноз доходов и затрат

 

Показатели Период
квартал полугодие
I II III IV 1-е 2-е
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
Издержки производства
Результат от реализации продукции (работ, услуг)
Результат от прочих операций
Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций
Балансовая прибыль (убыток)
Платежи из прибыли
Чистая прибыль (убыток)
             

 

Баланс активов и пассивов предприятия (табл. 3) составляется на начало и конец каждого года планируемого периода и имеет чрезвычайно важное значение для потенциальных инвесторов и кредиторов, поскольку позволяет оценить, какие именно активы наращиваются в динамике и за счет каких средств.

 

Таблица 3

Баланс активов и пассивов предприятия

Активы Год Пассивы Год
           
1. Оборотные активы, 1. Оборотные пассивы,
в том числе: денежные средства в том числе: средства в расчетах (кредиторы)
ценные бумаги кредиторская задолжен­ность по оплате труда
средства в расчетах (дебиторы) прочая кредиторская задолженность
товарные и производственные затраты Итого
средства, находящиеся в незавершенном производстве 2. Основные пассивы,
другие оборотные активы в том числе: общий капитал
Итого собственный капитал
2. Внеоборотные активы, нераспределенная прибыль
В том числе: здания, сооружения и оборудование долгосрочные заемные средства
капитальные вложения краткосрочные заемные средства
долгосрочные финансовые вложения другие основные пассивы
другие внеоборотные активы  
Итого Итого
Всего Всего
               

 

Анализ безубыточности проводится для определения объема про­даж, при котором предприятие покрывает свои расходы, не имея прибы­ли, но и не неся убытков (точка безубыточности или порог рентабельно­сти). Расчет безубыточности составляется на основе сметы затрат на про­изводство (табл. 4).

 

Таблица 4

Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности

 

Показатели Год
   
Объем продаж
Условно-постоянные расходы
Удельный все условно-переменных расходов в объеме продаж, %
Точка безубыточности
Запас финансовой прочности

 

Точка безубыточности определяется по следующей формуле:

 

Отб = Опост : (1 - Кпер),

где Отб — объем продаж точки безубыточности;

Опост — объем условно-постоянных затрат анализируемого года;

 

Кпер = Опер: Опр

где Кпер — коэффициент удельного веса условно-переменных затрат в

объеме продаж анализируемого года;

Опер — объем условно-переменных затрат;

Опр — объем продаж анализируемого года.

 

Расчет обычно иллюстрируется графиком (см. рисунок).

Запас финансовой прочности рассчитывается как разность объемов продаж анализируемого года и точки безубыточности.

Стратегия финансирования содержит план получения средств для создания центров хозяйствования или развития предприятия (табл. 5 на с. 490) по следующим пунктам:

Ø объем средств для реализации проекта;

Ø источник получения средств;

Ø сроки возврата вложенных средств и получения инвесторами до­хода;

Ø размер дохода.

 
 

 

 


Рис. График определения безубыточности

Кроме того, план должен давать ответы на следующие вопросы.

1. Насколько чувствителен прогноз по объему продаж к изменению цены и стоимости?

2. Каковы объемы движения наличности, потребности в ней?

3. На что пойдут деньги?

4. Каковы ожидаемые прибыли?

Таблица 5

Потребность в инвестициях и источники их финансирования

 

Показатели Квартал
I II III IV
1. Потребность в инвестициях,
в том числе: покупка или аренда зданий (помещений)
покупка оборудования
реконструкция и ремонт основных фондов
прирост оборотных средств
2. Источники финансирования,
в том числе: долгосрочный кредит под залог недвижимости
краткосрочный кредит банка
кредитная линия
3. Другие источники:
Собственные
Привлеченные

 

Приложение 2

Бизнес-планирование на неплатежеспособном предприятии

 

Бизнес-планирование приобретает особый смысл в случаях, когда рассматриваются вопросы о судьбе неплатежеспособных предприятий.

С появлением Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим пред­писывается подготавливать и утверждать в суде документы, содержащие признаки бизнес-плана.

Отдельные предприятия уже прошли некоторые процедуры, преду­смотренные предыдущим Законом о банкротстве, арбитражные дела по ним прекращены, однако, восстановив платежеспособность, эти предпри­ятия продолжают нести бремя огромных долгов. Кредиторы хотят понять, как в дальнейшем должник собирается строить стратегию своего разви­тия. И в этом случае роль грамотно составленного бизнес-плана неоценима.

Законом предусмотрены случаи, когда требуется разработка бизнес-планов или антикризисных программ.

1. Этап предупреждения банкротства. Статьей 26 Закона преду­смотрено, что учредители или собственник имущества предприятия обя­заны принимать меры по предупреждению банкротства. Еще до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должен быть реализован комплекс решений, направленных на его финансовое оз­доровление. Такие меры могут быть приняты кредиторами или иными ли­цами на основании соглашения с должником. Определение состава этих мер, сроков их принятия, а также сопутствующих решений является пред­метом бизнес-планирования на досудебной стадии.

2. Этап наблюдения. Согласно ст. 61 Закона временный управляю­щий обязан провести анализ финансового состояния предприятия и пред­ставить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности (или невозмож­ности) восстановить его платежеспособность.

3. Этап внешнего управления. В обязанности внешнего управляю­щего входит разработка плана внешнего управления. В Законе четко про­писаны сроки подготовки, рассмотрения и утверждения плана. Утвержде­ние этого документа имеет самые серьезные правовые последствия для деятельности управляющего. Утвержденный план строго регламентирует разграничение прав и ответственности собственника предприятия-долж­ника, его кредиторов, внешнего управляющего, сторонних организаций.

4. Ситуация, при которой арбитражный процесс в отношении пред­приятия-должника завершен в силу восстановления его платежеспособ­ности или достижения мирового соглашения с кредиторами, однако долги не погашены в установленный Законом срок (6 месяцев). В данном случае кредиторы предлагают должнику подготовить развернутый бизнес-план по погашению кредиторской задолженности в приемлемые сроки.

Меры по финансовому оздоровлению должника на стадии преду­преждения банкротства не должны сильно отличаться от решений, при­нимаемых руководителем в ходе текущей хозяйственной деятельности: ре­организации предприятия, продажи с согласия собственника части иму­щества для погашения задолженности, перепрофилирования, свертывания нерентабельных производств, изменения системы управления предприя­тием, приведения численности работающих в соответствие с реальной производственной программой, реструктуризации долгов, поиска новых видов деятельности и рынков сбыта, получения финансовой поддержки, привлечения инвестиций и т.п.

Для финансового оздоровления должника на стадии предупрежде­ния банкротства можно с некоторыми уточнениями использовать раннюю методику ФСФО России (от 5 декабря 1994 г.). Она включает следующие разделы:

1) общую характеристику предприятия;

2) сведения по плану финансового оздоровления;

3) анализ финансового состояния предприятия;

4) мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддерж­ке эффективной хозяйственной деятельности;

5) сведения о рынке и конкуренции;

6) деятельность в сфере маркетинга предприятия;

7) производственный план;

8) прогноз финансовых результатов.

В общей характеристике предприятия приводятся: полное и сокра­щенное названия предприятия; дата его регистрации; наименование орга­на, зарегистрировавшего предприятие; почтовый и юридический адреса; коды по различным классификаторам; организационно-правовая форма; форма собственности; банковские реквизиты; перечень дочерних компа­ний; список основных менеджеров с краткой характеристикой каждого; результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за по­следние 1—2 года; текущие финансовые обязательства и состояние кре­диторской задолженности.

В состав сведений по плану финансового оздоровления включаются:

Ø сроки реализации плана;

Ø общая сумма средств, необходимых предприятию; требующаяся государственная помощь;

Ø финансовый результат от реализации плана (погашение просро­ченной задолженности, восстановление платежеспособности и т.п.);

Ø наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия предусматривает под­робную характеристику учетной политики, применяемой предприятием, а также сводную таблицу финансовых показателей предприятия (коэф­фициенты ликвидности, устойчивости, деловой активности, прибыльности).

Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддерж­ке эффективной хозяйственной деятельности предусматривают:

Ø инвентаризацию имущества;

Ø сокращение дебиторской задолженности;

Ø снижение издержек производства;

Ø продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других пред­приятий;

Ø продажу незавершенного строительства;

Ø оптимизацию численности персонала;

Ø продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;

Ø реструктуризацию задолженности путем преобразования кратко­срочных ссуд в долгосрочные или ипотеки;

Ø внедрение прогрессивных технологий, автоматизацию, механиза­цию производства;

Ø совершенствование организации труда;

Ø проведение капитального ремонта, модернизацию основных фон­дов, замену устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов;

Ø акционирование;

Ø привлечение капитала;.

Ø выделение центров прибыли.

Сведения о рынке и конкуренции содержат:

Ø характеристику отрасли, к которой относится да иное предприятие;

Ø емкость, размер рынков, на которых работает предприятие, це­новую политику;

Ø сведения о других хозяйствующих субъектах, оперирующих на рынке;

Ø систему ценообразования на продукцию предприятия;

Ø законодательные ограничения, накладываемые на деятельность предприятия.

Деятельность в сфере маркетинга предприятия включает описание:

Ø продукции предприятия;

Ø стратегии его проникновения на рынок;

Ø стратегии роста;

Ø каналов распространения продукции;

Ø коммуникаций.

Производственный план предусматривает разработку программы с использованием имеющихся производственных мощностей с учетом вы­пускаемой номенклатуры изделий и услуг, а также объема продукции, ко­торый способен поглотить соответствующий сегмент рынка.

Исходя из потребностей рынка определяется необходимый произ­водственный потенциал как в области специализации предприятия, так и в новых высокодоходных сферах деятельности.

Прогноз финансовых результатов учитывает характеристики и ус­ловия реализации бизнес-проекта:

Ø налоговую среду;

Ø изменение курса валют;

Ø инфляционную характеристику среды;

Ø сроки реализации проекта.

Планирование, анализ и контроль бизнес-проекта ведутся по трем документам:

1) отчету о прибылях и убытках;

2) балансу;

3) плану денежных потоков.

Уточняя содержание плана для предупреждения банкротства, сле­дует отметить, что расчеты прогнозных финансовых результатов целесо­образно проводить с целью выявления масштабов будущих денежных по­токов, способных обеспечить эффективную хозяйственную деятельность предприятия и погашение кредиторской задолженности. Оценки коэффи­циентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средства­ми могут служить лишь справочным материалом.

Временный управляющий призван обеспечить арбитражный суд информацией для принятия одного из решений:

1) введение внешнего управления;

2) открытие конкурсного производства;

3) предоставление должнику возможности самостоятельно восста­новить свою платежеспособность.

Применение известных методик анализа финансового состояния предприятий все же не позволяет получить полной информации для при­нятия таких решений.

Кроме того, целесообразно проведение ревизии, предусматриваю­щей: оценку достаточности и достоверности основных правоустанавливающих документов предприятия; сплошную инвентаризацию имущества, расчетов и обязательств; аудиторскую проверку правильности отражения результатов хозяйственной деятельности в учете; анализ договорных отно­шений с поставщиками и потребителями; анализ внутреннего документо­оборота; анализ взаимоотношений с дочерними предприятиями; оценку структуры и объемов доходов и расходов; исследование перспектив рынка.

Только в результате этой работы может быть получена полная ин­формация для обоснованного ответа на вопрос, есть ли перспектива у пред­приятия или его нужно ликвидировать.

Конструктивная часть отчета временного управляющего должна включать ряд следующих позиций:

Ø оценку результатов анализа финансового состояния и причин не­платежеспособности;

Ø оценку результатов ревизии финансово-хозяйственной деятель­ности и определение размеров достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим;

Ø концептуальные меры по восстановлению платежеспособности и оценку сроков их реализации.

Одной из главных проблем неплатежеспособности предприятий яв­ляется недостаточность денежных средств, приводящая к возникновению просроченной кредиторской задолженности.

Проблема неплатежей требует включения в бизнес-план дополни­тельных разделов:

1) обеспечения достаточности денежных средств;

2) экономии текущих затрат предприятия;

3) реструктуризации кредиторском задолженности.

Наиболее интересным документом является план внешнего управ­ления, который должен предусматривать меры по восстановлению плате­жеспособности должника и сроки достижения этой цели.

Конечная цель деятельности внешнего управляющего — восстанов­ление платежеспособности предприятии. Должник к концу периода внеш­него управления обязан удовлетворить требования кредиторов и испол­нить обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех меся­цев. При этом предприятие может вести расчеты но текущим платежам, поскольку на них мораторий не распространяется.

По истечении периода внешнего управления должнику даются шесть месяцев для погашения кредиторской задолженности с пенями, штрафа­ми и процентами.

Таким образом, перед внешним управляющим стоят две задачи:

1) организовать деятельность предприятия так, чтобы рассчитывать­ся с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами в процессе теку­щей деятельности;

2) накопить (мобилизовать, привлечь) средства, чтобы в течение шести месяцев предприятие могло рассчитаться с кредиторской задолжен­ностью.

Необходимость решения этих задач диктует примерное содержание плана внешнего управления:

1) резюме (краткое содержание основных идей плана);

2) общие данные о предприятии (развернутая характеристика, спо­собная дать кредиторам представление о его потенциальных возможно­стях);

3) оценка причин неплатежеспособности;

4) оценка состояния рынка;

5) оценка текущей ситуации и способов повышения эффективности работы предприятия;

6) комплекс мер по восстановлению платежеспособности;

7) организационный план;

8) финансовый план, экономические расчеты и графики погашения кредиторской задолженности;

9) календарный план выполнения работ.

Бизнес-планирование на этапе, следующем за арбитражным про­изводством, требуется в основном для крупных предприятий, имеющих высокую социальную или технологическую значимость. Законом преду­смотрено: не смог расплатиться с кредиторами после периода внешнего управления — переходи в стадию конкурсного производства. Однако ме­стные власти и крупнейшие кредиторы (в основном естественные моно­полии) пытаются найти нетрадиционные способы вывода таких должни­ков из кризиса: оказывают им содействие, создают дополнительные усло­вия и идут на необычные решения.

В связи с этим антикризисные программы, создаваемые для таких предприятий-должников, должны состоять из хорошо проработанных раз­делов, в которых обобщается информация о процедурах конвертации дол­гов в акции с их последующей передачей кредиторам; получении инвести­ционных налоговых кредитов; залоговых операциях; продаже недвижимо­сти; кредитовании под гарантию местной администрации, другие данные.

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.20 (0.066 с.)