Первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств



Данные для расчета можно найти в форме № 5. Несмотря на всю условность данного показателя, он имеет определенное аналитиче­ское значение — по некоторым оценкам, при использовании метода Равномерной амортизации значение коэффициента износа более чем 0% считается нежелательным. Заметим, что данный показатель не имеет никакого отношения к физической изношенности активов. По данным нашего примера • 38,7%, т. е. более трети стоимости основных средств уже списано на затраты. Поскольку списание осу­ществляется по методу равномерной амортизации, предполагающей примерное совпадение сроков полезной эксплуатации основных средств и полного их списания, можно сделать вывод: состояние ма­териально-технической базы весьма удовлетворительно — основные средства имеют достаточный эксплуатационный ресурс.

13.4.2. Ликвидность и платежеспособность

Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспо­собности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосроч­ным обязательствам перед контрагентами. Краткосрочная задолжен­ность предприятия, обособленная в отдельном разделе пассива ба­ланса, погашается различными способами, в частности ее обеспече­нием могут выступать любые активы предприятия, в том числе и внеоборотные. Вместе с тем понятно, что вынужденная распродажа основных средств для погашаения текущей кредиторской задолжен­ности нередко является свидетельством предбанкротного состояния и потому не может рассматриваться как нормальная операция.

Следовательно, говоря о ликвидности и платежеспособности предприятия как характеристиках его текущего финансового состоя­ния, вполне логично сопоставлять краткосрочные обязательства с оборотными активами как реальным и экономически оправданным их обеспечением.

Прежде всего заметим, что ликвидность и платежеспособ­ность — это различные, хотя и взаимосвязанные, характеристики.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В учетно-ана- литической литературе под ликвидными понимают активы, потреб­ляемые в течение одного производственного цикла (года).

Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погаше­ния краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Иными словами, ликвид­ность означает формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредитор­ской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким об­разом, основными признаками платежеспособности являются: (а) на­личие в достаточном объеме средств на расчетном счете; (б) отсутст­вие просроченной кредиторской задолженности.

Несложно привести примеры, когда предприятие является лик­видным, но неплатежеспособным и наоборот.

Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помо­щью ряда абсолютных и относительных показателей. Из абсолютных основным является показатель, характеризующий величину собст­венных оборотных средств (WC). Наиболее распространенный алго­ритм расчета показателя WC, широко используемый и в западной учетно-аналитической практике, таков:

где СА — оборотные активы; CL — краткосрочные обязательства.

Экономическая трактовка индикатора WC может быть и такой: он показывает, какая сумма оборотных средств останется в распоря­жении предприятия после расчетов по краткосрочным обязателъст- вам; в некотором смысле это характеристика свободы маневра и фи­нансовой устойчивости предприятия с позиции краткосрочной пер­спективы. В нашем случае (см. табл. 13.1) WC - 360 — 170- 190 тыс. руб. Возможна и другая интерпретация показателя WC. Он показы вает какая часть собственного капитала использована для финанси­рования оборотных активов; по данным примера: 190: 590 - 32,2%. Нормативов по данному показателю нет. Его анализируют в динами­ке: с ростом, объемов производства величина собственных оборотных средств обычно увеличивается.

Являясь абсолютным, показатель WC не приспособлен для простран­ственно-временных сопоставлений, поэтому в анализе более активно применяются относительные показатели — коэффициенты ликвидности. Принято выделять три группы оборотных активов, различающиеся с по­зиции их участия в погашении расчетов: производственные запасы, де­биторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Сред­ства, • омертвленные» в запасах, должны пройти стадию «средства в рас­четах», т. е. побывать в виде дебиторской задолженности. Поэтому они относительно дольше исключены из активного оборота.

Приведенное подразделение оборотных активов на три группы позволяет построить три основных аналитических коэффициента, ко­торые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности и платежеспособности предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (клт) дает общую оценку ли­квидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей крат­косрочной задолженности (текущих обязательств):

Краткосрочные обязательства

Значение показателя может значительно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рас­сматривается как благоприятная тенденция. В зарубежной учет- но-аналитической практике приводится нижнее критическое значе­ние показателя — 2; однако это лишь ориентировочное значение, ука­зывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Коэффициент быстрой ликвидности (к.,,-,) по своему смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвид­ности; однако исчисляется по более узкому кругу оборотных акти­вов, когда в расчете не учитывается наименее ликвидная их часть — производственные запасы:

^ ^ _ Дебиторская задолженность + денежные средства

Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но и, что гораздо более важно, в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынуж­денной реализации производственных запасов, могут быть сущест­венно ниже расходов по их приобретению.

В работах некоторых западных аналитиков приводится ориенти­ровочное нижнее значение показателя — 1, однако эта оценка носит также условный характер.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) (кпа) является наиболее жестким критерием ликвидности предпри­ятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имею­щихся денежных средств:

Денежные средства

Краткосрочные обязательства

Общепризнанных критериальных значений для этого коэффици­ента нет. Опыт работы с отечественной отчетностью показывает, что его значение, как правило, варьирует в пределах от 0,05 до 0,1.

По данным рассматриваемого примера значения коэффициентов ликвидности имеют вполне приемлемые значения, удовлетворяющие средним нормативам:

1 И020 ло,, 20

Ь --. ------ =0,94; к,,= — = 0,12

м 170

й 170» !70

Рассмотренные четыре показателя являются основными для оцен­ки ликвидности и платежеспособности. Тем не менее известны и другие показатели, имеющие определенный интерес для аналитика. Оценку ликвидности и платежеспособности нужно проводить осмыс­ленно; например, если величина собственных оборотных средств от­рицательна, то финансовое положение предприятия в краткосрочной перспективе рассматривается как неблагоприятное, при этом расчет коэффициентов ликвидности уже не имеет смысла.

13.4.3. Финансовая устойчивость

Поставщиков финансовых ресурсов можно сгруппировать следую­щим образом: собственники, лендеры, кредиторы (рис. 13.3). Они раз­личаются величиной предоставляемых средств, их структурой, систе­мой расчетов за предоставленные ресурсы, условиями возврата и др. Лендеры и кредиторы предоставляют предприятию свои собственные средства во временное пользование, однако природа сделок имеет принципиально различный характер. Лендеры предоставляют финан­совые ресурсы на долгосрочной или краткосрочной основе и с усло­вием возврата, получая за это проценты; целевое использование этих ресурсов контролируется ими лишь в отдельных случаях и в опреде-

Рис. 13.3. Классификация источников средств для анализа финансовой устойчивости предприятия

 

ленных пределах. В случае с кредиторами привлечение • средств осу­ществляется как естественный элемент текущего взаимодействия меж­ду предприятием и его контрагентами (поставщики сырья, бюджет, работники). Чаще всего понятие лендеров сужается до поставщиков заемного капитала (т. е. долгосрочных средств).

Финансовая устойчивость предприятия в основном характеризует состояние его взаимоотношений с лендерами. Дело в том, что крат­косрочными обязательствами (в том числе и кредитами и займами) можно оперативно управлять; если прогноз финансового состояния неблагоприятен, то в целях экономии финансовых расходов можно отказаться от кредитов и постараться «выкрутиться», опираясь лишь на собственный капитал (кстати, статистика свидетельствует о том, что при переходе к рынку многие отечественные предприятия стали более осторожно и осмысленно пользоваться кредитами, в том числе и краткосрочными). Что касается долгосрочных заемных средств, то обычно это решение стратегического характера; его последствия бу­дут сказываться на финансовых результатах в течение длительного периода, а необоснованное и чрезмерное пользование заемным капи­талом может привести к банкротству.

Количественно финансовая устойчивость оценивается двояко; во-первых, с позиции структуры источников средств, во-вторых, с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две группы показателей, называемые ус­ловно коэффициентами капитализации и коэффициентами покры­
тия. Показатели первой группы рассчитываются в основном по дан­ным пассива баланса (доля собственного капитала в общей сумме источников, доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных пассивов, под которыми понимается собственный и заемный капи­тал, уровень финансового левериджа и др.)- Во вторую группу вхо­дят показатели, рассчитываемые соотнесением прибыли до вычета процентов и налогов с величиной постоянных финансовых расходов, т. е. расходов, нести которые предприятие обязано независимо от того, имеет оно прибыль или нет.

к,.„ =

Коэффициент концентрации собственного капитала (к) харак­теризует долю собственности владельцев предприятия в оощей сум­ме средств, авансированных в его деятельность:

Собственный капитал Е Всего источников средств TL'

где 'П, — общая сумма источников средств (долгосрочных и кратко­срочных), т. е. итог баланса.

Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предпри­ятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент кон­центрации привлеченных средств (k(tJc), рассчитываемыйотношени- ем величины привлеченных средств к общей сумме источников. Оче­видно, что сумма значений коэффициентов равна 1 (или 100%). В нашем примере (табл. 13.1) в общей сумме источников финанси­рования доля собственного капитала превышает 65%.

LTD
k.tir -
= 19,2%; к,,,,. = 100% - 19,2% = 80,8%.

К показателям, характеризующим структуру долгосрочных источни­ков финансирования, относятся два взаимодополняющих показателя: коэффициент финансовой зависимости капитализированных источни­ков (kjlt:) и коэффициент финансовой независимости капитализиро­ванных источников (кС[С), исчисляемые соответственно по формулам:

Долгосрочные обязательства

Собственный капитал + долгосрочные обязательства Г + LTD

^________________ Собственный капитал___________ _ ii

Собственный капитал + долгосрочные обязательства Н * LTD

Рассчитанные по данным примера значения коэффициентов свиде­тельствуют о благоприятном положении предприятия с позиции дол­госрочной перспективы, так как доля заемного капитала невысока:

k 140

^ 590 + 140

Уровень финансового левериджа (к(.,Д Этот коэффициент счита­ется одним из основных при характеристике финансовой устойчиво­сти предприятия. Известны различные алгоритмы его расчета; наи­более широко применяется следующий:

Собственный капитал (балансовая опенка) Е

Экономическая интерпретация показателя очевидна: сколько руб­лей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Чем выше значение уровня финансового левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией, и ниже ее резерв­ный заемный потенциал, т. е. способность предприятия при необхо­димости получить кредит на приемлемых условиях. По данным при­мера уровень финансового левериджа равен 0,24, т. е. каждый рубль собственного капитала, вложенный в предприятие, сопровождается привлечением заемного капитала в размере 24 коп. Сама по себе ин­терпретация этого значения невозможна; уровень финанового леве- риджа анализируется только в динамике и в сравнении со среднеот­раслевыми показателями.

Все рассмотренные показатели относились к группе коэффициен­тов капитализации; что касается коэффициентов покрытия, то выде­лим наиболее значимый из них — коэффициент обеспеченности про­центов к уплате (TIE), рассчитываемый по формуле:

j. jj. Прибыль до вычета процентов и налогов КВТ + 1К

Очевидно, что значение TIE должно быть больше единицы, в противном случае предприятие не сможет в полном объеме рассчи­таться с внешними инвесторами по текущим обязательствам. В на­шем примере TIE—(67+10): 10 — 7,7. Если показатель стабильно име­ет такое высокое значение, а это можно видеть при анализе в дина­мике, то можно говорить о весьма благоприятной перспективе в отношениях с поставщиками заемного капитала — предприятие гене­рирует прибыль в объеме, достаточном для выполнения расчетов.

Деловая активность

В широком смысле деловая активность означает весь спектр уси­лий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле — как его текущая производственная и коммерческая дея­тельность.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:

♦ оценка степени выполнения плана (установленного вышестоя­щей организацией или самостоятельно) по основным показателям и анализ отклонений;

♦ оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объе­мов финансово-хозяйственной деятельности;

♦ оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации.

Именно последнее направление является ключевым, а суть его состоит в том, чтобы обеспечить рациональную структуру оборотных средств. Логика текущего управления финансами подчинена требова­нию эффективного использования оборотных средств — по возмож­ности каждый рубль должен «работать» и не быть чрезмерно долго «омертвленным» в активах. Контроль за этим осуществляется путем расчета показателей оборачиваемости.

Поскольку трансформация средств в ходе текущей деятельности осуществляется по схеме:... деньги => производственные запасы => средства в расчетах (дебиторы) => деньги..., то «омертвление» де­нежных средств относится прежде всего к запасам и дебиторам. Оборачиваемость средств, вложенных именно в эти активы, и долж­на подвергаться анализу.

Плановая (нормативная) обеспеченность текущей деятельности запасами. Одна из целевых установок деятельности' предпри­ятия — обеспечение ритмичной его работы. Эта ритмичность в значи­тельной степени задается наличием достаточного объема сырья и ма­териалов (для промышленного предприятия) или товаров для пере­продажи (для торгового предприятия). Степень достаточности может устанавливаться в плановом порядке путем наличия уровня запасов, обеспечивающего непрерывность производственного (торгового) про­цесса в течение определенного числа дней без возобновления запа­сов. Именно для этой цели как раз и используется коэффициент обеспеченности запасами текущей деятельности (Sjj), рассчитывае­мый по следующему алгоритму:


 

где S, — запасы сырья и материалов на дату анализа (для промыш­ленного предприятия) либо товарные запасы (для торгового пред­приятия); г — ежедневная потребность в сырье и материалах по пла­ну (для промышленного предприятия) либо плановый однодневный товарооборот (для торгового предприятия).

Как известно, наиболее распространенной оценкой запасов, в том числе и приводимой в отчетности, служит стоимостная оценка. В аналитическом смысле она весьма неинформативна. Иное дело по­казатель S(i, который дает иную (т. е. не стоимостную) характеристи­ку запасов; он измеряется в днях и говорит о том, на сколько дней производственной деятельности (торговли) хватит имеющегося запа­са Минимально допустимое значение показателя устанавливается в процессе планирования, а текущий контроль может выполняться пе­риодически; в частности, страховой запас в днях рассматривается как один из основных параметров системы оптимального управления запасами,

Оборачиваемость запасов (в оборотах). Важнейшие индикаторы финансово-хозяйственной деятельности — выручка от продаж и при­быль — находятся в прямой зависимости от показателей оборачивае­мости. Взаимосвязь здесь очевидна — предприятие, имеющее относи­тельно небольшой запас оборотных средств, но более эффективно их использующее, может добиться тех же результатов, что и предпри­ятие с оольшим объемом оборотных активов, но нерациональной их структурой и завышенной по сравнению с текущими потребностями величиной. Кроме того, оборотные активы, находящиеся на разных стадиях кругооборота, как правило, взаимосвязаны: ускорение обора­чиваемости на отдельной стадии чаще всего сопровождается мерами по ускорению оборачиваемости и на других стадиях.

Эффективность вложения средств в производственные запасы мо­жет характеризоваться показателями оборачиваемости, измеряемыми в оборотах или в днях.

Inv

Оборачиваемость в оборот (1 n v+) с ч и т ы в а е т с я по следующе­му алгоритму:

COGS Inv

где COGS — себестоимость продукции, реализованной в отчетном пе­риоде (совокупные затраты сырья и материалов); Inv — средние запа­сы сырья и материалов в отчетном периоде (в стоимостном выраже­нии).

Приведенный показатель измеряется в оборотах; его рост в дина­мике рассматривается как положительная тенденция и характеризу­ется как ускорение оборачиваемости средств в запасах. Оборачивае­мость рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Для торговых предприятий указанная выше формула имеет иной вид — в числителе дроби чаще всего берется товарооборот, а сам показатель называется скоростью товарооборота. Экономическая интерпретация индикатора такова: он показывает, сколько раз в те­чение отчетного периода обернулись денежные средства, вложенные в запасы. Основной фактор ускорения оборачиваемости в системе управления оборотными средствами — обоснованное относительное снижение запасов: чем меньшим запасом удается поддерживать рит­мичность производственно-технологического процесса, тем выше эф­фективность и рентабельность.

Оборачиваемость запасов (в днях) (Invd). Это иное представле­ние оборачиваемости — не в оборотах, а в днях. Алгоритм расчет та­ков:

Inv

£nv

 

где d — количество дней в отчетном периоде. 12-1231

В знаменателе приведенной дроби — однодневная себестоимость, т. е. объем сырья и материалов, потреблявшихся ежедневно в тече­ние отчетного периода. Показатель измеряется в днях и характеризу­ет, сколько в среднем дней денежные средства были «омертвлены» в производственных запасах. Чем меньше продолжительность этого периода, тем лучше, т. е. снижение показателя в динамике рассмат­ривается как положительная тенденция.

Показатели оборачиваемости в оборотах и днях связаны очевид­ной взаимосвязью — их произведение равно продолжительности ана­лизируемого (отчетного) периода.

Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах). Соответст­вующий показатель (ARt) рассчитывается по следующему алгоритму:

где S — выручка от реализации в отчетном периоде; AR — средняя дебиторская задолженность в отчетном периоде.

Данный индикатор измеряется в количестве оборотов и показы­вает, сколько раз обернулись в отчетном периоде средства, вложен­ные в дебиторскую задолженность. Рост показателя в динамике рас­сматривается как положительная тенденция.

Оборачиваемость средств в расчетах (в днях). Соответствую­щий показатель (ARj) рассчитывается по следующему алгоритму:


 

где d — количество дней в отчетном периоде.

Данный индикатор измеряется в днях и показывает, сколько в среднем дней «омертвлены» денежные средства в дебиторской задол­женности. Снижение показателя в динамике рассматривается как по­ложительная тенденция. Произведение двух приведенных показате­лей оборачиваемости равно продолжительности отчетного периода.

Для обобщающей характеристики степени иммобилизации (т. е. отвлечения средств из активного оборота) денежных средств в запа­сах и дебиторах применяется показатель продолжительности опера­ционного цикла (D,K), рассчитываемый по следующему алгоритму:

Dot =1пу4 + ARj-


Приведенный индикатор показывает, сколько в среднем дней «омертвлены» денежные средства в неденежных оборотных активах. Снижение показателя в динамике — благоприятная тенденция. Средне­отраслевые значения именно этого показателя, а также частных пока­зателей оборачиваемости могут использоваться при оценке базовых параметров планируемого к внедрению нового проекта как ориентиры для расчета суммы оборотных средств, которую необходимо зарезер­вировать. В экономически развитых странах данные о продолжитель­ности операционного цикла рассчитываются по отраслям информаци­онно-аналитическими агентствами и включаются в справочные файлы.

По данным нашего примера показатели оборачиваемости в днях имели следующие значения:


 

Таким образом, свыше ста сорока дней денежные средства «омертвлены» в запасах и расчетах. Обоснованное сокращение этого срока может привести к высвобождению средств, их вовлечению в финансово-хозяйственный оборот и, следовательно, к повышению эффективности текущей работы. Полученные оценки следует сравни­вать в динамике, а также с аналогичными оценками в среднем по отрасли или группе родственных предприятий.

13.4.5. Прибыль и рентабельность

Результативность деятельности предприятия в финансовом смыс­ле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек произ­водства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управле­ния финансами в этом блоке может выполняться оценка целесооб­разности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели — уровень издержек производства (обращения) и абсо­лютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.

Подчеркнем, что можно выделить различные показатели прибы­ли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распространенными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их иден­тификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения. Так, данные о том, что предприятие работает рентабельно, а его при­быль равна Р, безусловно полезны, но мало информативны, посколь­ку неясно, о какой прибыли идет речь.

Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах отно­сительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некото­рой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сто­рон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (ка­питала) и рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции инте­ресов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными по­ставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA), во втором —рентабельность ин­вестированного капитала (ROI):


 

где N1 — чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению сре­ди собственников); IE — проценты к уплате; ГА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто); TL — совокупный объем источников финасироваиия (итог баланса-нетто по пассиву); CL — краткосроч­ные обязательства.

Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правиль­ность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия). Показатель ROI ха­рактеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотно­шений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оце­нивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE)

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рента­бельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в осно­ву расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Со­ответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: (а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализо­ванной продукции (GPM); (б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОМ);

(в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализован­ной продукции (NPM):

Валовая прибыль S - COGS

GPM- -

Выручка от реализации S

, Операционная прибыль S-COGS-ОН

01М = — f-------------- 1........... =---------- Г-------- ■

NP.M -;

Выручка от реализации S

Чистая прибыль N1 Выручка от реализации S '

где COGS — себестоимость реализованной продукции (проданных то­варов); ОЕ — операционные расходы (расходы за исключением про­центов к уплате и налогов).

Значения показателей рентабельности по данным условного При­мера таковы:


 

Оценивая значения этих показателей, необходимо помнить, что они характеризуют результаты работы за полугодие. Если динамика финансово-хозяйственной деятельности сохранится, то значения ко­эффициентов рентабельности капитала по результатам года пример­но удвоятся. Таким образом, по результатам года чистая рентабель­ность реализованной продукции составит около 8—9%, тогда как рентабельность собственного капитала — около 15%. Последнее зна­чение можно интерпретировать следующим образом: при сложив­шихся условиях работы вложения собственников в активы данного предприятия окупаются в среднем за 6—7 лет (100%: 15%). По­скольку значения показателей рентабельности ощутимо варьируют по отраслям, регионам, отдельным хозяйствующим субъектам, сужде­ние об эффективности работы данного предприятия можно сделать путем сравнения полученных результатов со среднеотраслевыми.

13.4.6. Рыночная активность

Этот термин имеет различные интерпретации. С позиции компа­нии, котирующей свои ценные бумаги на бирже, он означает ком­плекс мероприятий, способствующих стабильному ее положению на рынке капитала в плане динамики рыночных индикаторов. С пози­
ции других компаний рыночная активность подразумевает контроль за динамикой рынка капитала, имеющий целью выявление общеэко­номических и отраслевых тенденций, оценку положения основных конкурентов и (или) компаний, определяющих «погоду» в конкрет­ном секторе производства товаров и услуг, формирование эффектив­ного инвестиционного портфеля и др. Поэтому в развитой рыночной экономике подавляющее число компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Целесообразность общения с рынком (в плане мобилизации финансовых ресурсов, в спекулятивных целях, с позиции оценки конъюнктуры рынков и т. п.) оценивается по ре­зультатам анализа ряда финансовых индикаторов. Охарактеризуем наиболее значимые из них.

Доход (прибыль) на акцию (Earnings Per Share, EPS). Представ­ляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкно­венных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широ­кую публику — владельцев обыкновенных акций. Рост этого показа­теля или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способ­ствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо под­черкнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эми­тенту, вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными дохо­дами, например: растет доход от капитализации, что стимулирует действующих акционеров к реинвестированию прибыли в активы компании; возрастает резервный заемный потенциал компании; ста­новится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т. п.

Ценность акции (Price/Earnings Ratio, P/E). Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Коэф­фициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компа­нии, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно вы­сокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инве­сторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчиво­сти экономического роста, характерно, как правило, и высокое значе­ние показателя «ценность акции».

Дивидендная доходность акции (Dividend Yield) выражается от­ношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализиро­вания большей части прибыли, значение этого показателя относи­тельно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует про­цент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.

Дивидендный выход (Dividend Payout) рассчитывается путем де­ления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя — доля чистой при­были, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффи­циента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показа­телем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характе­ризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и ко­эффициента реинвестирования прибыли равна единице.

Коэффициент котировки акции (Market-to-Book Ratio) есть от­ношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходя­щегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номи­нальной стоимости (т. е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вло­женной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента коти­ровки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгал­терскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.

13.5. Финансовое планирование

Планирование входит в число общих функций управления, имма­нентно присущих любой функционирующей социально-экономиче­ской системе. Именно в рамках планирования разрабатываются дере­во целей и система мероприятий по их достижению, служащие ин­дикаторами успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависимости от уровня планирования эти цели и мероприятия могут иметь различное наполнение, количественное вы­ражение, степень обобщения (детализации) и др.

Необходимость составления планов определяется многими при­чинами. Выделим некоторые из них, являющиеся, по нашему мне­нию, основными: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий; ограничен­ность ресурсов.

В любой компании разрабатывается множество планов, однако основными из них являются стратегический, производственный и финансовый; первый разрабатывается в системе стратегического пла­нирования, два других — в основном в системе оперативного плани­рования. Что касается системы тактического планирования, то здесь, как правило, речь идет о локальных бизнес-планах по развитию дей­ствующих и разработке новых производственных линий и произ­водств. И в стратегическом плане, и в локальном бизнес-плане тем не менее обязательно присутствуют более или менее детализирован­ные финансовые разделы, включающие данные о предполагаемых инвестициях, объемах реализации в стоимостном выражении, основ­ных параметрах расходов и затрат, рентабельности и др. Целесооб­разность обособления такого раздела в самостоятельный финансовый план зависит от различных факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.08 с.)