Рационализация налогообложения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализация налогообложения



Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических налоговых теорий и концепций; во-вто­рых, учитывать (но не копировать) прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих (и это главное), базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской переходной эко­номики. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.

По мнению Президента России В. В. Путина, направившего 23 мая 2000 г. в Госдуму специальное налоговое послание, работу по модерни­зации налоговой системы РФ необходимо существенно ускорить.

На первом этапе (2000—2001 гг.) налоговой реформы, определен­ными правительственным проектом, необходимо:

♦ добиться снижения уровня налоговых изъятий по мере сниже­ния обязательств государства в области бюджетных расходов;

♦ сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных эконо­мических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при кото­рых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и нелегитимными способами);

♦ повысить уровень нейтральности налоговой системы по отно­шению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

♦ путем эффективного налогового администрирования обеспечи­вать снижение уровня издержек исполнения налогового законода­тельства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Достижение этих задач требует решения ряда взаимосвязанных проблем:

♦ отмены неоправданных и неэффективных налоговых льгот (предполагается, что отмена льгот даст около 1% ВВП[27]; кроме того. чем больше исключений из правил в виде предоставления льгот, тем ниже уровень конкурентности среды, тем больше возможностей для злоупотреблений при недостаточно профессиональном и коррумпиро­ванном в существенной части российском государственном аппарате);

♦ снижения задолженности предприятий по налогам;

♦ ликвидации «щелей» в налоговом законодательстве, позволяю­щих «законным» способом избегать налогов.

Конкретно в 2001 г. отменяется налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на пользова­телей автомобильных дорог. Из перечня федеральных налогов ис­ключен сбор за пограничное оформление.

Все выпадающие платежи компенсируются увеличением акцизов на моторное топливо, алкогольную и табачную продукцию.

В качестве принципиальной стратегии реформы выбран вариант, при котором налоговая рационализация не должна преследовать цель кардинально изменепить действующую налоговую систему. Бо­лее реалистичным признано ее эволюционное преобразование, обес­печивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и на­правленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

Предлагаемая Правительством РФ рационализация налоговой системы, усиление защищенности налогоплательщиков должны спо­собствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в без­налоговый оборот или вывезенных в последние годы за границу.

На втором этапе (2002—2003 гг.) Правительством РФ предлагает­ся отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денеж­ных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость.

На сегодняшний день существует достаточно много альтернатив­ных проектов рационализации налогообложения, выдвигаемых учены­ми, государственными структурами, представителями бизнеса. Они от­личаются как по степени «разности» рассматриваемых аспектов мо­дернизации, уровню радикализма, так и по степени проработанности.

Проект 1. Радикальное сокращение числа налогов (до 6—8). В обоснование выдвигается несколько аргументов. Первый: около 80% доходов консолидированного бюджета РФ за 1999 г. составляли поступления от четырех налогов (без учета таможенных плате­жей) — НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физи­ческих лиц. Все остальные оговоренные в структуре налоговой сис­темы того времени 37 налогов давали лишь около 20% налоговых поступлений. Следовательно, налоговая система громоздка и неэф­фективна. Второй аргумент — подобная мера могла бы сделать нало­гообложение в России более экономным. (Отметим, что в США на сбор 100 долл. налогов за счет отлаженное™ налогового механизма, широкой компьютеризации тратится 50 центов (0,5%), в то время как в России на сбор 100 руб. налогов тратится 2 руб. (2%). Однако подобное предложение противоречит как теории необходимости мно­жественности налогов Смита, так и практике всех развитых стран. По мнению бывшего министра РФ по налогам и сборам А. Починка, минимально возможное число налогов для России—15[28].

Проект 2. Перенос акцента в налогообложении на доходы физи­ческих лиц. Такой подход отвечал бы интересам инвестиционной по­литики предприятий, экономического роста (в полном соответствии с налоговой концепцией Рикардо) и соответствовал бы налоговой практике развитых стран (см. табл. 4.1). Однако это именно тот слу­чай, когда копировать чужой опыт недопустимо. Такой подход явно не отвечает особенностям социально-экономического положения со­временной России, где уровень средних доходов примерно в 20—30 раз ниже, чем в развитых странах, и даже в 4—6 раз ниже, чем в ряде постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы (например, Чехии, Венгрии, Польши, Литвы). В результате доля по­доходного налога с физических лиц в консолидированном бюджете РФ в 1998 г. составила 2,9% ВВП, в то время как в Польше —около 10%, Венгрии — почти 11% ВВП. Крайне неудачно проведенная в России приватизация привела к тому, что основной формой доходов продолжает оставаться зарплата, доходы же от капитала сконцентри­рованы в рамках узкой группы олигархов.

Проект 3. Пока преждевременно вводить налог на доходы по го­сударственным ценным бумагам и любым депозитным вкладам граж­дан в банках (Правительство РФ планировало введение 15%-ного налога уже с 2000 г.)[29]. Такая политика после случившегося в России «обвала» финансового рынка в августе 1998 г. и глубокого кризиса банковской системы неизбежно привела бы к оттоку средств граж­дан из банков и дальнейшей «долларизации» российской экономики. Тем самым потенциальный объем инвестиционных ресурсов был бы существенно сужен.

Проект 4. Неоднократно вносились предложения о переносе ак­цента на поимущественное налогообложение. Здесь надо отделить два аспекта: поимущественное налогообложение предприятий и обло­жение имущества физических лиц.

Выше указывались достоинства поимущественного налогообложе­ния предприятий в аспекте налоговой политики. Главное — стимули­рование эффективности использования капитала. Однако могут воз­никнуть и «негативы». Налог на имущество в большей степени бес­покоит те предприятия, которые в силу каких-либо причин имеют или вынуждены накапливать существенные товарно-материальные запасы (сезонность производства, непропорциональный рост издер­жек по какой-либо сырьевой позиции и проч.). Далее, предприятия, обладающие большим имуществом, но получающие относительно ма­лую прибыль, попадут под налоговый «пресс». Тем самым нарушит­ся нейтральность налоговой системы.

Рассматриваемый подход неадекватен российским условиям еще по двум обстоятельствам. С одной стороны, техническая база большинства российских предприятий физически и морально уста­рела, требует обновления и модернизации, чтобы выйти на конку­рентные позиции с зарубежными фирмами. Однако поимуществен­ное налогообложение будет «антистимулировать» рост фондово­оруженности, технический прогресс. С другой стороны, будет стимулироваться «переток» капитала в посредническую деятель­ность, не требующую большого имущественного обеспечения. И то и другое не соответствует стратегическим интересам прогресса российской экономики.

Что же касается обложения имущества физических лиц, то здесь имеются основания для повышения его уровня (особенно это касает­ся супердорогой недвижимости, элитных автомобилей, яхт, катеров и т. п.). Но коснуться это должно всего, что выше предельного ми­нимума, т. е. бизнес-элиты, части государственных служащих, вооб­ще тех, кого именуют «жирными котами».

Проект 5. Адекватной состоянию российской экономики модер­низацией налоговой системы представляется усиление роли плате­жей за природные ресурсы. Специфика современной экономики России — наличие огромных природных богатств при относительно низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей про­мышленности. В связи с этим при условии существенного роста на­логов за пользование природными ресурсами становится возмож­ным снижение числа и уменьшение ставок всех других российских налогов, следовательно, формирование предпосылок для устойчиво­го экономического роста России.

По мнению ряда российских экономистов, доходная часть госу­дарственного бюджета должна формироваться преимуществ1енно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы[30].

При этом предполагалось, что чем больше прибыли приносит ме­сторождение нефти, газа, иного сырья, тем больше должны быть рентные платежи (в виде соответствующих акцизов по более высо­ким ставкам). Однако практика показала сложность и малопродук- тпвность дифференциации акциза в соответствии с различиями в горно-геологическнх условиях. Проблема состоит в том, что разли­чия (дифференциальная рента) проявляются на уровне месторожде­ний, а дифференциация осуществляется по нефтедобывающим пред­приятиям в целом. Подход, когда разница между нефтедобывающи­ми предприятиями учитывается как средняя по десяткам месторождений, является необъективным. Получается, что акциз можно дифференцировать только в соответствии с тем, есть у пред­приятия деньги или нет. Поэтому в части II Налогового кодекса за­фиксирован единый акциз.

В ст. 193 НК РФ предусмотрен рост акцизов на нефть на 20%, а акцизов на бензин — в среднем больше чем на 200%. Происходит индексация акциза, которая переносится на бензоколонки. Пробле­ма состоит еще и в том, что загрузка отечественных нефтеперера­батывающих заводов постоянно падает. Переработка нефти на на­ших предприятиях становится все менее конкурентоспособной. Оказывается выгодней «отогнать» сырую нефть в Белоруссию или Финляндию, там переработать ее, а в Россию завозить уже высо­кооктановый бензин. Налицо несоответствие экономическим инте­ресам России.

Таким образом, ставка на рентные платежи фактически приводит к росту цены конечного продукта — бензина. Но отсюда проистекает угроза инфляции издержек. Поэтому целесообразно, видимо, сделать единую ставку на всю совокупность воспроизводственных и приро­доохранных налогов (см. рис. 4.1). (Любопытно отметить, что амери­канский экономист Г. Джордж в свое время предложил свести все налоги к одному — налогу с земли. Эту идею поддержали Сунь Ят-Сен и У. Черчилль.)

К сожалению, реальная налоговая политика современной России в последние годы проводится в противоположном направлении: по нашим расчетам, если доля платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме налоговых доходов по федеральному бюд­жету 1999 г. составила 2,38%, то в федеральном бюджете 2000 г.-лишь 1,6% (см. табл. 4.2).

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым понятиям налог, на­логовая система, сбор, субъект налога, носитель налога, налоговая база, единица обложения, налоговое право, функции налогов, налого­вый кредит, универсализация налогообложения, Налоговый кодекс, налоговая нагрузка, акциз, налоговая политика, рационализация на­логообложения.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Поступления от налогов, сборов, административных штрафов в конеч­ном счете поступают в бюджетный фонд. Охарактеризуйте разницу между этими поступлениями.

2. Охарактеризуйте единство и противоречия функций налогов.

3. По каким признакам можно классифицировать налоги?

4. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

5. Используя данные Налогового кодекса РФ (ст. 13, 14, 15), перечислите косвенные налоги, взимаемые в Российской Федерации.

6. Назовите и охарактеризуйте компоненты налоговой системы государства.

7. Как соотносятся основные направления эволюции налоговых систем раз­витых зарубежных стран и отечественной налоговой системы?

8. Данте анализ основных недостатков налоговой системы Российской Фе­дерации, действовавшей с 1992 г.

9. Каковы задачи разработки и введения Налогового кодекса РФ?

10. Перечислите современные основные права и обязанности налогоплатель­щиков в РФ. Какие меры ответственности за налоговые правонарушения преду­смотрены в Налоговом кодексе РФ?

11. Охарактеризуйте этапы, задачи и проблемы правительственного проекта модернизации налоговой системы.

12. Оцените степень радикальности правительственных предложений по на­логовой реформе.

13. Оцените возможности сокращения числа российских налогов. Насколь­ко возможно перенесение акцентов в налогообложении на доходы физических лиц в РФ?

14. Каковы достоинства и недостатки поимущественного налогообложения предприятий?

15. Тождественно ли взимание рентных платежей и платежей за пользова­ние природными ресурсами?

16. Каковы цели и задачи налоговой политики? Назовите ее основные эле­менты.

17. Данте характеристику теоретических основ (различных концептуальных подходов) проведения налоговой политики.

18. Систематизируйте направления и инструменты воздействия налогов на экономические и социальные процессы.

19. В чем заключаются различия кепнсианскоп и неоклассической налого­вой политики?

20. Каковы основные недостатки налоговой политики в Российской Федера­ции?


ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ

После изучения этой главы вы сможете получить представление:

• о сущности, механизме, последствиях таможенного регулирования внешне­экономической деятельности;

• о понятии таможенной пошлины, таможенного тарифа;

• о функциях и видах таможенных пошлин;

• о специфичности таможенной пошлины как косвенного налога;

• о влиянии таможенных пошлин на экономику и внешнюю торговлю;

• о специфике и основных направлениях таможенной политики Российской Федерации в период рыночных преобразований;

• о методике определения таможенной стоимости товара и таможенных дохо­дов государства.

5.1. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разно­видность предпринимательской деятельности в области международ­ного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результата­ми интеллектуальной деятельности.

Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности рас­пространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнетор­гового законодательства, учитывающие специфику предприниматель­ской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приори­тетное место занимают средства экономического характера, и в пер­вую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осу­ществляются экспортно-импортные операции.

Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разно­видностью налогообложения, государство-импортер создает предпо­сылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз това­ров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики: (а) протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на вво­зимые товары, и (б) свободная торговля, основная особенность кото­рой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных по­шлинах.

Важным средством осуществления таможенной политики являет­ся таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.

Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования це­лесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоин­ства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, кото­рая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле.

Уровень развития разных стран не может быть равным, и совер­шенной конкуренции в международной торговле не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие ар­гументы:

♦ временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет соз­дать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от ме­ждународной конкуренции;

♦ введение защитных мер выгодно местным производителям то­варов, конкурирующих с импортом;

♦ протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспе­чить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промыш­ленность сырье и материалы;

♦ необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимо­сти, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости стра­ны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать раз­личные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются полу­чение дополнительных финансовых средств (как правило, для разви­вающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более ти­пично для развитых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экс- . портном таможенных тарифах.

Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В крат­косрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или со­хранению национального производства. Вместе с тем ослабление кон­куренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенст­вованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способ­ность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замед­ляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, перепла­чивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издерж­ки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

Отмеченное, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отме­ны импортного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением деятельно­сти Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Со времени вступления в силу ГАТТ импортные таможенные пошлины в развитых странах были снижены более чем на3/,. а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров «Токийского раунда», их средняя величина составила 4,7% [Бабин, с. 39].

В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных тамо­женных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торгов­ле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособ­ность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, технологического уровня.

В то же время большинство развитых стран стремятся сохранить таможенную защиту для обеспечения возможности развития наименее конкурентоспособных отраслей и как источник поступлений средств в государственный бюджет. К отказу от таможенной защиты не готовы и развивающиеся страны, рассматривающие ее как средство охраны своей экономики, неконкурентной по сравнению с национальными хо­зяйствами развитых стран.

При этом существует обратно пропорциональная зависимость ме­жду уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставка тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключе­нием, защищать национальный рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами,

Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство име­ет финансовые возможности для структурной перестройки экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров отдельные отрасли прекратят существование, то на организацию новых производств, борьбу с безработицей потребуется гораздо больше средств. Чтобы получить не­обходимые средства, государству придется либо вводить дополнительные налога, либо прибегать к государственным займам.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предостав­ляя одним отраслям избирательную защиту, а другим — открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большин­стве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сырья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты и са­мые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных таможенных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют со­ответственно: (а) на сырьевые товары 1,8%; 1,6%; 1,4%; (б) на полу­фабрикаты 6,1%; 6,2%; 6,3%; (в) на готовые изделия 7,0%; 7,0%; 6,4%. Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развиваю­щихся странах варьирует в пределах 38—40%.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:

♦ при действительном ограничении импорта и создании отечест­венным производителям условий для развития производства. Произ­водители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и бла­годаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;

♦ при проведении тщательного анализа и избирательной полити­ки установления высоких и низких тарифов;

♦ когда страна-импортер обладает властью монопсонии[31], в этом случае поставщики продукции, как правило, вынуждены идти на снижение цен, уменьшение или полную отмену своих пошлин;

♦ если производство некоторой отечественной продукции являет­ся предметом национального престижа.

5.2. Таможенные пошлины, их функции и виды

Таможенная пошлина выполняет три основные функции: (а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспорт­ным пошлинам); (б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); (в) балансировоч­ную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта това­ров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты клас­сификации пошлин:

♦ по объекту обложения: (а) импортные; (б) экспортные; (в) транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

• по способу взимания: (а) адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); (б) специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); (в) комби­нированные (сочетают оба вида таможенного обложения);

• по характеру происхождения: (а) автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые происхо­дят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режи­мом наибольшего благоприятствования); (б) конвенциальные (при­меняются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользую­щихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятство­вания в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с ме­ждународными договорами и являются минимальными);

• по специфичности применения: (а) антидемпинговые; (б) специ­альные; (в) компенсационные; (г) преференциальные;

• по времени действия: (а) генеральные; (б) временные; (в) се­зонные;

• по способу исчисления: (а) номинальные (сюда относятся та­рифные ставки, указанные в таможенном тарифе); (б) эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные това­ры, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импорт­ные узлы и детали этих товаров);

• по величине и последствиям: (а) запретительные (тариф на­столько велик, что полностью прерывает международную торговлю); (б) ограничительные (тариф притормаживает международную тор­говлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-им­портных операций);

по количеству ставок для одного товара: (а) простые; (б) сложные.

Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвен-

циальными, так и автономными. Их применение призвано не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам. Демпинг в строго точном понимании опреде­ляется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документа­цию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используют­ся косвенные доказательства демпинга. Например, международные ор­ганизации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Меж­дународный антидемпинговый кодекс.)

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защит­ной меры для отечественных производителей от иностранных конку­рирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления фак­та запрещенного международным законодательством получения экс­портером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются понижен­ным размером ставок и применяются в отношении товаров, происхо­дящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводят­ся на определенный период времени (например, на период примене­ния экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вто­рых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходя­щим из разных стран.

В результате различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую не зависимо от страны происхождения товаров. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и, в принципе, не соответствует современным условиям борьбы на ми­ровом рынке.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому то­вару устанавливает две или большее число ставок таможенных по­шлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степе­ни, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Пример многоколонного таможенного тарифа РФ представлен' в табл. 5.1 [Буглай, с. 45].

Таблица 5.1 Многоколонный таможенный тариф России
Код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Краткое наименование товара Типы ставок импортной таможенной пошлины в % от таможенной стоимости товара
1-й 2-й 3-й
Фото- н кинотовары 2,5

 

В приведенном примере генеральная пошлина составляет 10% (третья колонка), ее величина максимальна. Базовую ставку тарифа представляет пошлина в 5% (вторая колонка). Первая колонка пред­назначена для пошлин на товары из развивающихся стран. Особыми льготами (беспошлинный ввоз) пользуются товары, происходящие из наименее развитых стран.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой сложное и многозначное явление, имеющее не только экономическое, но и политическое измерение. Однако с позиций финансовой науки тамо­женная пошлина — это одна из разновидностей косвенного налога, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Таможенная по­шлина обладает всеми основными налоговыми атрибутами:

♦ уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;

♦ таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

♦ поступления от уплаченных таможенных пошлин не предназна­чены для финансирования конкретных государственных расходов.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщи­ком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевоз­чик товара, таможенный брокер. Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количество перемещае­мых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновре­менно.

Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законо­дательством устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к перемещаемым че­рез таможенную границу товарам, таможенные сборы за соответст­вующее оформление уплачиваются до или одновременно с приняти­ем таможенной декларации.

Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов. Последние уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отноше­нии товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлени­ях, таможенные платежи уплачиваются государственному предпри­ятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета тамо­женных органов.

Итак, можно сделать несколько выводов. Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам. Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов феде­рального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ). В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы. В-четвер­тых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров.

Вместе с тем таможенная пошлина — особый налог. Она зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экс­портных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами.

Статистика свидетельствует, что фискальная значимость тамо­женных пошлин в развитых странах снижается. Так, если в США еще в конце XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не пре­вышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступле­ний от таможенных пошлин и в бюджете подавляющего большинст­ва промыщленно развитых стран (см. табл. 4.1).

5.3. Таможенная политика Российской Федерации

Рыночные реформы в России начались с либерализации внешне­экономической деятельности, что подразумевало обеспечение свобод­ного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использо­вании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому ры­ночному курсу рубля и формирование валютного рынка.

Уже в первом полугодии 1992 г. начала реалнзовываться либе­ральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. в соответст­вии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных по­шлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе то­варов на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка.

Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630 «О временном импортном таможенном тарифе» установил с 1 июля 1992 г. ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25% таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако существенное падение спроса на отечест­венную продукцию и углублявшийся экономический спад потребова­ли увеличения масштаба ставок. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении временного импортного та­моженного тарифа» предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некото­рые товары, по которым стали применяться специальные ставки.

Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары (НДС взимался по ставке 20%, ак- циз-от 10 до 90%).

Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и, прежде всего, на энер­гоносители в 1992 г. были введены экспортные пошлины. Цель этой меры — сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже ми­ровых для постепенной адаптации отечественных предприятий к от­крытию национальной экономики; уменьшение инфляции издержек;

изъятие для общественных нужд дифференциальной ренты, которая в противном случае присваивалась бы экспортерами или зарубежны­ми потребителями; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.

В 2000 г. экспортные пошлины взимались при вывозе из России нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, бумаги, карто­на, жемчуга, драгоценных камней и драгметаллов, алюминия, черных металлов, отходов и лома цветных металлов.

О динамике поступлений от вывозных и ввозных пошлин в фе­деральный бюджет дают представление данные табл. 5.2.

Т м б я и ц а 5.2

Динамика удельного веса поступлений от таможенных пошлин и сборов в федеральный бюджет в структуре налоговых доходов (%)

1995г. 1996 г. 1997г. 1998г. 1999 г. 2000г.
25,0 13,1 5,8 8,8 22,8 25,5

 

Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не толь­ко характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин, но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.

Верховный Совет РФ Законом от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О та­моженном тарифе», разработанном в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО, определил содержание и характер действия таможенного тарифа РФ. Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 был введен в действие Таможенный кодекс РФ.

Согласно российскому законодательству, основными целями тамо­женного тарифа являются: (1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; (2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоз<



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.023 с.)