РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ



Глава 7

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

После изучения этой главы пы сможете получить представление:

• о социально-экономической сущности бюджета;

• о бюджетной системе Российской Федерации и принципах ее построения;

• о моделях построения бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах;

• о доходах и расходах бюджета, их структуре и порядке формирования;

• о сбалансированности бюджета и способах ее обеспечения.

7.1. Социально-экономическая сущность бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюд­жетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюд­жет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспече­ния функций и задач соответствующих органов власти (государствен­ной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает со­держание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле — основа функ­ционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший ис­точник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на ре­шении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финан­совой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-эконо­мическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономи­ки бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика из­менила соотношение между централизованными (прежде все­го — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосре­доточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усили­вается социальная направленность бюджета, ориентация его на осу­ществление программ, связанных с обеспечением защищенности на­селения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной под­держки предпринимательства, стимулирования его инициативы, раз­вития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного . фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход нахо­дит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюд­жетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюд­жет трактуется как форма образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расхо­дование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, состав­ляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается сово­купность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л. В. Ходский писал: «Под го­сударственным бюджетом ... разумеют бюджетную роспись, т. е. рос­пись (со всеми приложениями) государственных расходов и предпо- • лагаемых для покрытия их доходов на определенный период време­ни, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (ут­вержденную) представителем верховной власти» [Ходскпй, т. 2, с. 286—287]. Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресур­сов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юри­дические права и обязанности участников бюджетных отношений,


координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осу­ществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В ча­стности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий — возмож­ные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расход­ной части соответствующего бюджета. Бюджет — это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охваты­вают практически все сферы экономического и социального разви­тия страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инст­румент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и пере­распределения средств между бюджетами разных уровней в целях вы­равнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с уче­том государственных минимальных социальных стандартов (см. Феде­ральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»). Основой бюджетного регулирования являет­ся закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться це­левые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осу­ществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут переда­ваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфелеральный уровень и товаропроизводителей госу­дарство оказывает также через систему налогообложения, государствен­ные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономи­ки, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных зада'ч функционирования и развития общества. Бюджет­ное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует скачать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ре­сурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не­рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связан­ный с формированием, распределением и использованием централи­зованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспече­ния функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент госу­дарственного регулирования.

Бюджетная система



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.011 с.)