Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурирование налогов в налоговом кодексе↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Налоговый кодекс Российской Федерации в целом характеризуется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами. Налоговый кодекс призван решать следующие задачи: ♦ построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов; ♦ создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства; ♦ формирование единой налоговой правовой базы; ♦ совершенствование системы ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков через регламентацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов — с другой; ♦ развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; ♦ снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП), введение исчерпывающего числа налогов (до 28); при этом субъекты РФ имеют право вводить пли не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается также поэтапный ввод ряда налогов (с принятием соответствующих законов). Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом. Федеральные налоги и сборы: (1) налог на добавленную стоимость; (2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; (3) налог на прибыль (доход) организаций; (4) налог на доходы от капитала; (5) налог на доходы физических лиц; (6) единый социальный налог (взнос); (7) государственная пошлина; (8) таможенная пошлина и таможенные сборы; (9) налог на пользование недрами; (10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; (11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; (12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; (13) лесной налог; (14) водный налог; (15) экологический налог; (16) федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы: (1) налог на имущество организаций; (2) налог на недвижимость; (3) дорожный налог; (4) транспортный налог; (5) налог с продаж; (6) налог на игорный бизнес; (7) региональные лицензионные сборы. Местные налоги и сборы: (1) земельный налог; (2) налог на имущество физических лиц; (3) налог на рекламу; (4) налог на наследование или дарение; (5) местные лицензионные сборы. Кратко охарактеризуем важнейшие из перечисленных налогов. Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления. Показатель «добавленная стоимость» использовался в статистических целях п США с 1870 г. В ходе экономической реформы 1979 г. в СССР показатель «нормативно-чистой продукции» (реализованная продукция минус материальные затраты по нормативу) стал главным оценочным показателем хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Впервые идея использовать этот показатель в целях налогообложения была высказана в 1919 г. Вильгельмом фон Симменсом. Однако практическая необходимость введения НДС возникла в связи с процессом экономической интеграции в Европе, формирования Европейского экономического сообщества. Проблема состояла в том, что при использовании налога с оборота (или налога с продаж) доход реализуется лишь на завершающих стадиях реализации товара. Приведем условный пример. Предположим, что кузов автомобиля производится в ФРГ на заводах «Фольксваген», окончательная сборка осуществляется во Франции на «Рено», а продается автомобиль в Италии. Если используется налог с оборота, то львиную долю налоговых поступлений получит Италия, а ФРГ и Франции достанутся лишь крайне незначительные налоговые доходы. Такая система косвенного налогообложения тормозила интеграционные процессы. Другими причинами введения НДС были необходимость расширения налоговой базы и существенные масштабы уклонения от прямых налогов. Введение нового косвенного налога объясняется и психологическим фактором. Косвенные налоги входят в цену товара и скрыты в ней. При свободном ценообразовании и в условиях инфляции выделить, рассчитать величину косвенного налога в цене товара достаточно сложно. Прямые налоги, наоборот, наглядны и вызывают психологическое отторжение. НДС изобрел французский экономист М. Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия налога на добавленную стоимость, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в республике Кот-д'Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и в ФРГ. НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 29 декабря 1990 г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым, как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС. Данное налоговое нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем Европы; обеспечения стабильного, надежного источника доходов в бюджетную систему; достижения баланса интересов субъектов РФ в получении налоговых поступлений. Однако п России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку (от крайне низкого уровня, например в 5%). В России НДС стал использоваться в условиях спада н причем сразу по весьма высоко/! ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги. Замена налога с оборота на НДС имела существенно негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий мч сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию ил последней значительной доли оборотного капитала. Налог)' на добавленную стоимость посвящена глава 21 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Плательщиками этого налога признаются: (а) организации, (б) индивидуальные предприниматели и (в) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным кодексом РФ). Под организациями понимаются любые юридические лица всех форм собственности, осуществляющие операции, являющиеся объектом обложения. Это могут быть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации); иностранные юридические лица; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России. Из числа налогоплательщиков исключены филиалы или обособленные подразделения организаций даже при наличии отдельного баланса и расчетного пли иного банковского счета. Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, охранники, и детективы. Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги. Объектом налогообложения признаются следующие операции: ♦ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; при этом передача права собственности па товары, результатов выполненных работ, оказание услуг па безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг); ♦ передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога па доходы организаций; ♦ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ♦ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В Кодексе установлен также исчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Не признаются реализацией товаров, работ или услуг: ♦ осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); ♦ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации; ♦ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; ♦ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов); ♦ передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; ♦ передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества; ♦ передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации; ♦ изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Статья 149 устанавливает исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС. НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль. По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом в цену реализованных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС и налог с продаж. Продолжительность налогового периода по налогу на добавленную стоимость устанавливается в зависимости от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком. Базовый налоговый период составляет один календарный месяц, но он может быть увеличен до одного квартала, если сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж за квартал не превышает один миллион рублей. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), вводятся расчетные налоговые ставки 9,09 и 16,67%. Эти ставки исчисляются следующим образом. Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20%, расчетная ставка исчисляется: 20: 120 х 100%= 16,67%, а при ставке 10% (для большей части продовольственных и иных социально значимых товаров) соответственно: 10: 110 х 100% -= 9,09%. Расчетные налоговые ставки не применяются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; в этом случае возможны только ставки 10 и 20% в зависимости от вида ввозимых товаров. Сумма налога исчисляется отдельно по каждой подлежащей налогообложению операции как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется путем сложения сумм налога, определенных по каждой операции, по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. В зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), может определяться двумя способами: ♦ по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; при этом дата реализации товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат: (а) день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг); (б) день оплаты товаров. (работ, услуг); (в) день предъявления покупателю счета-фактуры; » по мере поступления денежных средств; при этом дата реализации товаров определяется как день оплаты товаров (работ, услуг). Продавец обязан предъявить покупателю к оплате помимо цены (тарифа) реализуемых товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС, а также выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти диен со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом во всех расчетных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой или же при освобождении от обложения НДС на указанных документах делается соответствующая надпись пли ставится штамп «Без налога (НДС)». Исключение из данного правила составляют операции по розничной реализации населению товаров (работ, услуг). В этом случае достаточно выдачи кассового чека или иного документа установленной формы (билета, квитанции и т. п.). Счет-фактура представляет собой типовой платежный документ, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги. Счет-фактура должен содержать: сведения о продаваемом товаре и цене продажи; наименование и адрес продавца и покупателя; пункт, в который товар был доставлен или отгружен; дату совершения операции; условия продажи и иные необходимые реквизиты. Счет-фактура может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке — в качестве сертификата о происхождении товара. Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на определенные налоговые вычеты. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет возникновение права налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета. Сумма налога уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика, а в случае уплаты ее налоговым агентом — по месту нахождения налогового агента. По общему правилу уплата налога при реализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа следующего месяца. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с правилами гл. 20 Таможенного кодекса РФ. Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мерс развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов. Знаменитый английский экономист У. Петти (1623—1687) приводил следующие доводы в пользу акцизов. «1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильственно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. 2. Этот налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа... 3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. 4. При этом способе обложения можно всегда иметь достоверные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент»[25]. Вместе с тем исторический опыт свидетельствует об опасности чрезмерности в обложении акцизами. Один из примеров тому — Лсо- ляной бунт». В 1646 г. при царе Алексее Михайловиче акциз на соль был повышен с 5 до 20 коп. за пуд. Поскольку беднейшее население России того времени кормилось дешевой просоленной рыбой, то четырехкратное повышение акциза на соль сделало соленую рыбу чрезмерно дорогой. Возник мор, а вместе с ним и массовое сопротивление властям, бунт. Для прекращения неповиновения царь был вынужден пойти на возврат соляного акциза на прежний уровень. Это — один из уроков нынешним российским законодателям, которые в случае возникновения трудностей в получении бюджетных доходов всегда пытаются повысить прежде всего акцизы на алкоголь, табак, бензин. Например, в начале 2000 г. акцизы на водку были подняты на 40%. Как следствие, в 1,5 раза увеличился теневой оборот водки и доходы в 1,5 раза упали. На столько же выросла смертность от отравлений некачественной водкой. Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт: ♦ акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсатьный косвенный налог); ♦ объект обложения акциза — оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен; ♦ акцизы функционируют только в производственной сфере; исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ, плательщиками акцизов в этом случае являются юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей реализации. В СШЛ акцизы называют «налогами на грехи» (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе); акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. О величине косвенного (прежде всего акцизного) налогообложения, например, табачных изделий говорит следующий факт: во Франции пр1 и цене пачки сигарет 3 долл. косвенные налоги составляют 2,25 долл.[26] Акцизам поснящена гл. 22 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и т. п.); пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла. Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый, конденсат; природный газ. Порядок определения объекта налогообложения зависит как от места изготовления подакцизного товара (в России или за ее пределами), так и от способа отчуждения товара (реализация на сторону, обмен, безвозмездная передача и т. д.) и вида применяемых ставок. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах). Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на следующие виды: (а) в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов — адвалорные ставки (согласно ст. 193 адвалорные ставки применяются при обложении ювелирных изделий и природного газа); (б) твердые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения; (в) ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров. При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта: ♦ как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки; ♦ как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен. Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, определяется только в следующих ситуациях: (а) при их реализации на безвозмездной основе; (б) при совершении товарообменных (бартерных) операций; (в) при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации; (г) при передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда. В любом случае при применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС и налог с продаж. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (каждый календарный месяц) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Вычетам подлежат суммы налога: ♦ уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров;' ♦ уплаченных собственниками давальческого сырья (материалов), являющихся подакцизными, при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенного в свободное обращение, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве; ♦ уплаченные на территории Российской Федерации по этиловому спирту, произведенного из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции; ♦ уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них; ♦ суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке. Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Сроки уплаты акцизов по бензину, алкогольной продукции, минеральному сырью несколько отличаются от общего правила. Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций. Налог с продаж. Этот региональный косвенный налог введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1999 г. вместо ряда малоэффективных местных налогов. Плательщиками налога с продаж являются юридические лица Российской Федерации, иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) в розницу или оптом за наличный расчет на территории тех регионов России, где введен этот налог. При определении объекта налогообложения стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акциз (для подакцизных товаров). Максимальная ставка налога, установленная федеральным законом, равна 5%. При этом большая группа товаров и услуг первой необходимости освобождена от налога с продаж. Элементы налога с продаж (налогоплательщики, объект обложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога) регламентированы главой 27 Налогового кодекса РФ. Глава введена с 1 января 2002 г. и утратит силу с 1 января 2004 г. Налог на прибыль организации. Занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Плательщиками налога на прибыль, согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом обложения признается: (1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; (2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства,— полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; (3) для иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходами признаются: (а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации; (б) внереализационные доходы. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, прописанных в статьях 253—269, 272 Налогового кодекса РФ. В главе 25 Налогового кодекса РФ уточнен и детализирован порядок определения налоговой базы и проведения налогового учета. Базовая налоговая стапка установлена в размере 24%. При этом: (1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет; (2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ; (3) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Федерации. При этом, указанная ставка не может быть ниже 10,5%. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: (1) 6% — по доходам, полученным налоговым резидентом России; (2) 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год; отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Суммы квартальных платежей определяются с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплаты этих платежей производятся равными долями в размере '/з фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. Согласно Федеральному закону от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ (глава 25 Налогового кодекса РФ) вместе со снижением налоговых ставок налога на прибыль отменяются льготы по этому налогу, в том числе инвестиционные. Налог на доходы от капитала. Этот налог, впервые введенный в Налоговом кодексе РФ в состав федеральных налогов, имеет в качестве объекта налогообложения доходы от ценных бумаг и доходы от вложения средств в создание других предприятий. Объектами обложения налогом на доход в настоящее время являются: ♦ дивиденды, полученные по акциям, удостоверяющим право предприятия-акционера на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента; ♦ проценты, полученные владельцами государственных ценных бумаг РФ, ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления; ♦ доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ. Все перечисленные виды доходов облагаются налогом на доход у источника выплаты и полностью зачисляются в доход федерального бюджета. При этом ответственность за полноту и своевременность удержания налога несет предприятие, выплачивающее доход, а не получатель этого дохода. Разрабатываемый в рамках Налогового кодекса РФ налог на доходы от капитала предполагает следующие характеристики: ♦ плательщики налога — не только предприятия и организации, но и физические лица; ♦ объект налогообложения — доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде или за налоговый период от источников в России и за ее пределами в виде: дивидендов, процентов, за исключением доходов, получаемых в рамках финансовой деятельности, страховых премий или премий по перестрахованию, штрафов или пени за нарушение договорных или долговых обязательств, вознаграждений комиссионерам или посредникам либо иных подобных вознаграждений; условных дивидендов; ♦ налоговая база —доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, причем предприятие, выплачивающее налогоплательщику доходы, определяет налоговую базу отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой такой выплате; ♦ налоговые ставки для физических лиц устанавливаются в размере 30% в отношении следующих доходов: дивидендов; доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. По ставке 35% взимается налог с процентных доходов по вкладам банков в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте. Налог на игорный бизнес введен в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ. Плательщик налога — юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в игорном бизнесе. Налогом облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор по ставкам для каждого объекта обложения, исходя из кратности размеру минимальной месячной оплаты труда. Суммы налога, определяемые минимальным размером установленной ставки, зачисляются в феД^шьный бюджет. Превышение поступает в бюджет субъекта РФ, на территории которого находится игорное заведение. Кроме того, отдельно представлены доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записей на них. Эти доходы облагаются по ставке 70%, и налог зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. Налог на доходы физических лиц. Заменяет подоходный налог, взимавшийся в 1992—2000 гг. По сравнению с утратившим силу с 1 января 2001 г. Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» перечень доходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен. Так, например, если ранее проценты по вкладам в банках (до определенного размера), доходы, получаемые при досрочном расторжении или изменении условий договоров долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного обеспечения, доходы по договорам добровольного имущественного страхования не подлежали налогообложению, то теперь любые доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им какой бы то ни было деятельности (действия или бездействия) на территории РФ облагаются налогом. Налоговые вычеты сгруппированы па стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход в соответствии с трудовым договором. Введена единая ставка налога— 13%. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам добровольного страхования) установлена ставка в размере 35% и 30% по дивидендам, а также по доходам налоговых нерезидентов. Физические лица —это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам — налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. Объектами налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: (а) от источников в РФ и (или) от источников за пределами России —для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; (б) от источников в РФ —для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика (например, средства на содержание нетрудоспособных членов семьи, удерживаемые из заработной платы лица по его распоряжению или по исполнительному листу) не подлежат исключению из налоговой базы. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые станки. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц устанавливается продолжительностью в один календарный год. По окончании каждого календарного года налогоплательщиком определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате. Единый социальный налог (взнос). Введенный в действие с I января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Введен достаточно сложный алгоритм исчисления этого налога, предусматривающий несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохраняется исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда; установлена обязанность банка не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не предоставил платежных <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.019 с.) |