ТОП 10:

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) — «общество, в конце концов, есть подражание».



Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) — результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

О - это подражание. Подражание - вид гипнотизма. Соц конфликты объясняются противоречиями между различными направлениями подражания. Ссылаясь на мех-м подражания, Тард объясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие соц явления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа - физическое собрание, обьединение разнородных незнакомых друг другу элементов.

Общие черты толпы: вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняя иррациональная подражательность.

Классификация толпы:

- выжидающая толпа;

- внимающая

- заявляющая о себе

- действующая

Публика - это соц обьединение, формирующееся под воздействием самоконтроля, обладающее общим самосознанием, общим интеллектом.

В процессе развития О должна произойти замена толпы публикой.

Вывод: Тард объяснял всю соц жизнь О в терминах интерпсихологии, т.е. психологического взаимодействия двух индивидов из кот один подражает другому. Элементарный соц факт - это результат соприкосновений и взаимодействий неск умов.

16. „Генезис” та „телезис” в концепції Л. Уорда.

Уорд Лестер Франк (1841-1903) социолог. Теолог, палеонтолог.

Предмет С - человеческие достижения, следовательно Уорд интересуется интеллектом как главной движущей силой исторического развития.

Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек - наполовину природное, наполовину общественное существо.

В первом случае - с генезисом - социолог имеет в виду естественный, природный прогресс.

Во втором случае - с телезисом - речь идет о прогрессе, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими.

В учении Л.Уорда концепция социальных сил, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то можно сделать вывод, что базой социологии служит психология.

Первичной социальной силой оказываются желания - голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные - интеллект, моральные, эстетические силы - желания. Главным среди вторичных сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами, и таким образом, превращаются в социальные силы.

Базой для удовлетворения первичных потребностей является труд, причем обман выступает как разновидность труда.

Поведение человека в соответствие с концепцией Уорда, может определяться, помимо желаний, также репродуктивными силами, к которым он относит любовь. Все это - стимулы индивидуального поведения, включающие в себя желания и репродуктивные силы.

Но Уорд говорит еще о психологических факторах цивилизации, которые он подразделил на три группы:

Различные проявления души - чувства, волевые акты, эмоции.

Интуиция, интеллект, изобретательство.

Экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта.

Нетрудно понять, что социологическая теория в творчестве Уорда изрядно психологизируется.

Психологический эволюционизм американского социолога - это результат столкновения психического прогресса индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс общества обеспечиваются социогенетческими силами. Эти силы делятся им на интеллектуальные и моральные. Наибольшее значение имеют первые. Они лежат в основе стремления людей приобретать знания и получать образование. Он считает, что образование выступает стимулом и самой надежной формой социальных преобразований. Следовательно, Введение всеобщего равного и общего образования имеет положительный результат.

Также в свете реформаторских идей Уорда следует рассматривать созданное им утопическое учение об идеальном обществе - социократии, главным признаком которого социальный контроль социальных сил через «коллективный разум общества». Он поддерживал профсоюзы и рабочие движения, доказывал необходимость улучшения положения пролетариата. Как и многим социологическим учениям, социологии Уорда был присущ гуманизм.

Первичные силы в развитии О - это желания, кот выражают природные импульсы. Два осн желания: 1) голод и жажда 2) стремление к воспроизводству. В основе прогрессивного развития О лежиат социологические силы (психологические, но в контексте взаимоотношения людей и чел коллективов, кот делятся на 3 группы: - моральные,- эстетические,- интеллектуальные

Отличие природных процессов от социальных:

- соц жизнь отличается целенаправленным и творческим характером

В процессе равзития в О генезис смешивается с телезисом, кот формируется на основе осознания стремления к прогрессу.

Разграничивают уровни:

- индивидуального телезиса (индивид, творческие возможности, интеллект);

- коллективный телезис (его носительство: возникает одновременно с классами и правом)

Н соц развития - з-н борьбы за организацию. У. признает принципы эволюции, но с учетом рассмотрения этих психологических элементов. Семергия - двигатель эволюции, кот обеспечивает взаимодействие и единство соц сил. Логика КСИ

Логика КСИ отражает теоретический, методический и методологический уровень КСИ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.005 с.)