ТОП 10:

Методология - это путь к познанию, совокупность принципов, норм, правил, которые помогают проводить исследование.



Общий вывод, который следует из рассмотрения концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологическая социология процессов и утопизм социальных преобразований. В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что социальной революции, имеющей активный характер, ведущую роль имеет психология человека и его воля.

17. Інстинктивізм в соціології.

Психология XIX века стремилась найти некие внутриличностные детерминанты, которые могли бы одновременно объяснить и индивидуальное, и групповое поведение. С другой стороны, как мы уже знаем, , просветительская традиция, плодом которой был О, Конт, да и социология вообще, оперировала «рациональной» моделью человека - то есть так или иначе предполагалось, что общественная деятельность - это главным образом рациональная деятельность, и что человек есть существо общественное именно потому и постольку он разумен.

Эта модель не слишком хорошо работала. Поэтому во второй половине XIX века резко усиливается иррационализм, тенденция объяснять человеческое поведение преимущественно бессознательными импульсам. Биология, изучая механизмы инстинктивного поведения животных, как представлялось, давала этой тенденции естественно-научное обоснование. Из исследовательской практики здесь можна упомянуть об экспериментальном изучении психики человека, в частности исследования эмоций, гипнотических и психопатологических состояний и т. д.

Все это способствовало тому, что и социальные явления в конце XIX века часто интерпретировались в терминах неосознаваемых «инстинктов», «стремлений» и «импульсов». Крупнейшим представителем инстинктивизма считается Уильям Мак-Дугалл (1871 - 1933), английский психолог с 1921 года работавший в США, автор весьма популярной книги «Введение в социальную психологию». По мнению Мак-Дугалла, теоретической основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта». Под инстинктом он понимал «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, и действовать по отношению к этим объектам определенным образом, или по крайней мере испытывая импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту соответствует, по Мак-Дугаллу, определенная эмоция, котораякак и сам инстинкт, является простой и неразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту любопытства - эмоция удивления и т. д.

Распространяя свою психологическую теорию на общество, У. Мак-Дугалл под каждое общественное явление подводит инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняется предрасположенностью людей к драчливости; накопление общественного богатства - склонностью к накоплению и скупостью; в основе религии лежит комбинация инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное значение придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства общественных институтов. Непосредственное проявление стадного инстинкта - рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища и т. д.

Так, инстинктивизм подменяет социально-исторические закономерности индивидуально-психическими, пытаясь придать последним, биологическое обоснование. При этом не только содержание, но и число «базовых инстинктов» варьируют от одного автора к другому, под именем «инстинктов» фигурируют и установки, и привычки, и потребности, и аффекты, и психические процессы,

Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. В теориях инстинктивизма делался аспект на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей. Более того, эти теории привлекали внимание исследователей к неосознаваемым аспектам психики и их роли в общественной жизни. Однако его собственная теоретическая основа была шаткой.

18. Соціологічні аспекти психоаналізу.

Идеи Фрейда достаточно быстро получили широкое распространение и общественный резонанс. Особый интерес вызвали его идеи о значении бессознательного вообще и сексуальности в частности в жизни человека. Эти идеи позволяли своеобразно интерпретировать культуру. Во-первых, как продукт сублимации - то есть как общественно приемлимое выражение изначально сексуальной энергии. Сублимированная сексуальная энергия, поэтому, служит поистине творческим началом. При этом утверждается, что все культурные смысли и символика выражают не удовлетворенную естественным способом сексуальность. Причем сексуальность мужскую (об этом упоминал и сам Фрейд), что послужило основанием критики культуры как «мужского предприятия» со стороны феминистских движений. Последние, в частности, во многом сформировались именно под влиянием подобных идей. Во-вторых, культура интерпретировалась как репресивная структура, которая подавляет «естественные» желания и возможности человека. Тезис о репрессивности культуры получил свое развитие в различных версиях неофрейдизма, в частности, фрейдомарксизма, который, в свою очередь, стал одной из основных концепций, вдохновляющих молодежные движения 1960-1970-х гг. и провозглашение так называемой сексуальной революции.

На основе опыта первой мировой войны 3. Фрейд говорит о борьбе двух начал человеческой психики - Эроса как инстинкта жизни и Танатоса как бессознательного влечения смерти. Проявлением последнего как раз и могут служить войны, самоубийства и т. п.

Интересной в социологическом аспекте представляются идеи Фрейда относительно религии. Он рассматривает ее как нечто вроде коллективного невроза, объясняя религию как сублимацию либидо в иллюзорной форме. Причем инспирированную чувством вины. Последнее, по Фрейду, расшифровывается как чувство вины за некогда случившееся убийство вождя, отца племени его старшими сыновьями в борьбе за власть, в частности за. обладание матерью – первым сексуальным объектом для мальчиков («комплекс Эдипа»). Оставшись без отцовской опеки, человек ностальгирует за состоянием защищенности и безопасности, утраченным с убийством отца. И религия, в сущности, является формой искупления этой вины, дополненной надеждой на возвращение к первоначальному состоянию (в иной жизни либо в символической форме) и табуированием сексуальности.

Идеи Фрейда получили весьма широкое развитие как в практике психоанализа, ставшей весьма распространенной, так и в гуманитарных науках и в культуре в целом. В частности, интерпретация искусства, психологические, антропологические, социологические и иные науки и теоретические построения пополнились новым арсеналом объяснения и аргументации. Например, в свое время известный нейрофизиолог И. П. Павлов говорил о том, на создание концепции экспериментальных неврозов (одного из разделов павловского учения о физиологии высшей нервной деятельности) его вдохновило прочтение одного из ранних произведений Фрейда.

Несовершенства фрейдизма целиком компенсированы тем вкладом, который идеи Фрейда внесли в развитие культуры и ее понимание. Двадцатый век без идей Фрейда и его последователей представить себе сейчас уже невозможно.

19. Роботи З. Фрейда „Незадоволеність культурою”, „Майбутнє однієї ілюзії”, „Тотем та табу”.

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ" - книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого опыта как индивидуального, так и родового. Так, в религиозном чувстве, по мысли Фрейда, присутствуют, с одной стороны, элементы детской беспомощности и потребности в защите, с другой - "океаническое чувство" причастности к вечности и бесконечности, которое Фрейд связывает с отсутствием в психике грудного ребенка различения своего "Я" и внешнего мира. Развитие человека, по Фрейду, движется от главенства "принципа удовольствия" к признанию "принципа реальности", устанавливающего пределы удовлетворения инстинктивных влечений. В результате стремление избежать несчастий превалирует над стремлением к получению удовольствий. Фрейд обращается к анализу социального источника страданий, полагая, что именно цивилизация является причиной значительной их части. Цивилизация, по Фрейду, синонимична культуре и представляет собой всю сумму достижений и правил, которые "отличают наши жизни от существования животных предков и... служат двум целям, а именно: защитить людей от природы и урегулировать их взаимные отношения". В то же время цивилизация накладывает всеобщие ограничения на удовлетворение индивидуальных желаний, укорененных в эгоистической природе человека. Фрейд полагает, что человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов группы. Возникновение цивилизации он связывает с действием двух факторов: любви (сексуальной, лежащей в основе семьи, и "любви с подавленной целью", способствующей установлению дружеских отношений) и необходимости (побуждавшей к созданию сообществ, более жизнестойких по сравнению с отдельным индивидом).

Рассматривая вселенские силы инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса) как фундаментальные влечения человеческой природы, Фрейд полагает, что подавление стремления человека к агрессии и разрушению - проявлению инстинкта смерти - становится необходимым условием существования цивилизации. Эволюция цивилизации рассматривается им как борьба между Эросом и Танатосом за жизнь человеческого рода. Сдерживание агрессивных импульсов осуществляется через побуждение людей к идентификации с общностью и "подавляемым" отношениям любви (т. е. дружеским отношениям), через страх перед властью (перед наказанием и перед потерей любви) и через формирование внутриличностной инстанции контроля над агрессивностью - Супер-Эго. Установление Супер-Эго, согласно Фрейду, является наиболее мощным средством контроля над нежелательными импульсами. Его результатом становится утрата счастья, связанная с усиливающимся чувством вины. Помимо подавления инстинктов, утрата в рамках цивилизации личного счастья связывается Фрейдом с необходимостью распределения энергии инстинкта жизни при объединении с другими людьми. По мысли Фрейда, судьба человеческого рода зависит от того, "удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв к агрессии и самоуничтожению, нарушающий сосуществование людей".

БУДУЩЕЕ ОДНОЙ ИЛЛЮЗИИ" - произведение Фрейда, в котором рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Определяя культуру как "все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных", Фрейд выделяет две ее стороны: все приобретенные людьми знания и умения, дающие им возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения человеческих потребностей; все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой и особенно для распределения материальных благ. Культура предстает как нечто навязанное сопротивляющемуся большинству меньшинством, присвоившим средства власти и принуждения. Фрейд утверждает, что каждая культура основывается на принуждении к труду и на отречении от первичных позывов и потому неизбежно вызывает оппозицию со стороны тех, кто от этого страдает. Как результат, помимо средств для приобретения благ и институтов их распределения, необходимо наличие средств защиты культуры - средств принуждения и других средств, призванных примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы (последние характеризуются как "психологический арсенал культуры"). Культурно обусловленные "лишения" Фрейд разделяет на две категории: распространяющиеся на всех и касающиеся определенных групп, классов, отдельных лиц. Первые из них (обусловленные запретами, накладываемыми на реализацию первичных позывов инцеста, каннибализма и страсти к убийству) рассматриваются как древнейшие, врожденные и составляющие ядро враждебности к культуре. Ограничения же, накладываемые только на отдельные классы общества, напротив, вызывают зависть к привилегированным слоям и недовольство культурой в целом, создавая дезинтеграционные тенденции.

Культурная значимость религиозных представлений связана с тем, что они позволяют компенсировать чувство беспомощности, возникающее у человека перед силами природы. Первым шагом считает очеловечивание природы, благодаря которому люди получают возможность реагировать своими действиями на ее состояния. При этом силы природы преображаются не просто в людей: им придается отцовский характер, они становятся богами. Данный процесс следует инфантильному (ощущение человеком в раннем детстве состояния беспомощности перед родителями) и филогенетическому (запечатленному в родовой психике) прообразам. Воспроизводя детский опыт, человек одновременно страшится "отца" и рассчитывает на его защиту. Однако сохранение беспомощности человека и тоски об отцовском начале обусловливает сохранение богов. Боги, согласно Фрейду, выполняют троякую задачу: устраняют ужасы природы, примиряют с жестокостью судьбы (прежде всего с фактом смерти), вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе.

Божественная задача переносится на компенсацию дефектов культуры и наносимого ей вреда, учет взаимно причиняемых людьми страданий, контроль за исполнением культурных предписаний. Предписаниям культуры приписывается божественное происхождение. Таким образом рождаются призванные сделать человеческую беспомощность легче переносимой представления о том, что мир разумен и добр, что смерть не есть окончательное уничтожение, и другие. Религиозные представления Фрейд трактует как "иллюзии", укорененные не в реальности мироустройства, а в древнейших и интенсивнейших желаниях человечества. Недоказуемость религиозных учений объективным путем, их несоответствие разуму и опыту, нарастание в культуре рациональности неотвратимо ведут к падению значения религии.

ТОТЕМ И ТАБУ согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли религия,социальная организация, и нравственность. В свой книге «Тотем и Табу» Зигмунд Фрейд рассматривает вопросы первобытных форм религии. От анализа анимизма и тотемизма, он переходит к рассмотрению возможных причин происхождения этих форм религий.

Фрейд абсолютно точно выявил отпечатки древних табу на современных законах и моральных нормах. Амбивалентность, по мнению Фрейда, заключатся в том, что бессознательно каждый мечтает нарушить табу, но сознательно боится. Самые страшные запреты берут начало от самых страшных соблазнов. Интересна мысль о том, что человек, нарушивший табу впоследствии сам становится табу.

Все свои рассуждения автор сводит к отожествлению происхождения табу и преступлениями героя мифологии Эдипа. Фрейд объясняет религию как способ искупления этого греха. По его мнению, он оставил отпечаток на всех сферах человеческой жизни, этот грех мы до сих пор пытаемся искупить. Вошедший в историю Эдипов комплекс – заглавный вывод Фрейда, который пронизывает все его исследования. Он заключает, что именно осознание этой вины до сих пор является причиной неврозов, а также совпадает с началом нравственности, религии и даже искусства.

20. Загальна характеристика та коло проблем інтеракціонізму.

Как широкая теория символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом т.е. в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Сущность теории символического интеракционизма состоит в том, что межличностное взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог Осмысление и интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между его воздействием и ответной реакцией В это время стимул связывается с определенным символом, на основе которого строится ответная реакция







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.006 с.)