Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гораздо больше аналогии можно найти, сравнивая концепцию В. Парето (его антропологию) с теорией 3. Фрейда.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В. Парето выступает против рационалистической модели человека, утверждающей, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообразно тому, что задумал. С точки зрения В. Парето все наоборот, человек сначала действует, а затем придумывает обоснование своим уже совершенным поступкам, объясняет (чаще всего ложно), рационализирует их. Подобно 3. Фрейду, В. Парето рассматривает человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Как и 3. Фрейд, он стремится исключительно рационально объяснять иррациональные основания человеческого поведения. Сам В. Парето заявлял, что единственная цель его «Трактата» состоит в «исследовании экспериментальной реальности посредством применения в социальных науках методов, которые оправдали себя в физике, химии, астрономии, биологии и других подобных науках». В этом смысле В. Парето можно было бы считать позитивистом, но сам В. Парето заявлял, что название «позитивная» применительно к социологии О. Конта не должно вводить в заблуждение - его социология остается догматичной В сущности, теории О. Конта, Г. Спенсера и многих других - это религии. Подлинно научной социологией, по мысли В.Парето, является социология экспериментальная. Для того, чтобы стать таковой, она должна базироваться на «логико-экспериментальной точке зрения». Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных принципов к конкретным фактам, то экспериментальная наука восходит от конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее экспериментальной науки существуют), но лишь к общим принципам. Затем она устанавливает их зависимость от других, более общих и так далее до бесконечности. При этом даже общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы. Логико-экспериментальный метод не дает знанияо «сущности» вещей, о «необходимых» связях между ними. Этот методдает сугубо вероятностное знание; устанавливаемые в нем Логико-экспериментальный метод не дает знания о «сущности» вещей, о «необходимых» связях между ними. Этот метод дает сугубо вероятностное знание; устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь некоторые единообразные связи, жестко ограниченные определенными, известными нам пространственно-временными рамками. Даже законы формальной логики, строго говоря, должны интерпретироваться подобным образом. Так, например, известный силлогизм: «Все люди смертны; Сократ - человек; следовательно, Сократ смертен», с экспериментальной точки зрения должен выглядеть следующим образом: «Все люди, о которых мы смогли узнать, умирали; благодаря известным нам признакам Сократа, он относится к категории этих же людей; следовательно, весьма вероятно, что Сократ смертен». Но если законы формальной логики носят подобный вероятностный характер, то тем более это относится к законам социологическим. 46. Теорія соціальної поведінки В. Парето. Основу теорий социального поведения у Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические. Основанием различения на логические и нелогические действия для В. Парето является соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах. «Есть действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или в субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были одинаково логическими средствами мореплавания». Но субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного различия; главное значение имеют объективные критерии. Как же их обнаружить? В. Парето отвечает; «мы будем называть «логическими действиями» операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т.е. действяя, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться «внелогическими», что не означает «противоречащие логике». Классификацию действий по В. Парето: Первый род действий 2-го класса (или нелогически действий), когда средства не увязаны с целью ни в сознании, ни в реальности, согласно В, Парето, встречается крайне редко, поскольку людям свойственно хоть каким-либо образом определять цели своих поступков. Чаще всего встречаются поступки второго и четвертого родов. Ко второму роду относятся те действия, когда поступок логически не связан с результатом, к которому он приводит, но субъект неправильно полагает, что используемые им средства приводят к желанной цели (например, жертвоприношения). К четвертому роду относятся те действия, результат которых логически связан с используемыми средствами, но субъект приводит иную связь между целями и средствами так, что объективяая последовательность не соответствует субъективной (например, революционеры: желают одних результатов, а достигают других). Третий род - неосознанные действия, вызывающие логически связанный с этими действиями результат (например, рефлекторные, инстинктивные действия). Сфера логических действий - это главным образом естественные науки, экономика, технолог, а также некоторые военные, политические, юридические области. Вообще логические действия довольно редки в социальной жизни доминируют нелогические действия Логические действия основаны на рассуждении, нелогические - на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение. Его роль в нелогических действиях состоит в «логизации», то есть в рационализации этих действий, поскольку люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели как раз и служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теорий. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве. Сами же по себе чувства неуловимы - это своего рода «вещи в себе». Логико-экспериментальная социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления. Возвращаясь к тому, как В. Парето определял социальную науку, следует сказать, что В. Парето утверждал, что наука не определяет целей логическим путем. Наука может продвигаться вперед, только определяя действенные средства достижения целей, а определение целей - не ее сфера. Не существует научного решения проблемы поступка, нет больше и научного решения проблемы организации общества. Всем современникам, которые беспрестанно провозглашали, что наука требует той или иной организации общества, В.Парето наперед отвечал: подлинная, а не псевдонаука не может нам указать, что такое решение социальной проблемы. 47. Теорія еліт В. Парето. Согласно широкому определению, в элиту в качестве составной части входит небольшое число тех индивидов каждый из которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной иерархии. Парето говорит: «Допустим, что во всех областях деятельности каждый индивид получает индекс своих способностей, приблизительно так, как ставят оценки на экзаменах по разным предметам в школе. Дадим, например, тому, кто превосходно делает свое дело, индекс 10. А тому, чьи успехи сводятся только к наличию единственного клиента - индекс 1, так чтобы можно было поставить 0 кретину..-Тому, кто сумел заработать миллионы-(неважно, хорошо это или плохо), мы поставим 10, а умирает с голоду, «оставим 1, а помещенному в приют для неимущих-0.(...) Ловкому жулику, который обманывает людей и не попадает под уголовный кодекс, мы поставим 8,9 или 10 в зависимости от числа простофиль, которых он заманил в свои сети, и количества денег, которые он выманил у них. Нищему мелкому жулику, крадущему столовые приборы у трактирщика и вдобавок схваченному за шиворот жандармами, мы поставим 1. (...) Шахматистам можно присваивать более точные индексы, основываясь на количестве и качестве выигранных им партий. И так далее для всех сфер деятельности... Таким образом, мы составим класс тех, у кого самые высокие индексы в их сфере деятельности, и назовем это элитой». Это определение элиты, по В. Парето, оказывается объективным и нейтральным. Не нужно искать глубокого метафизического или морального смысла понятия элиты - элиту составляют те, кто достоин хороших оценок в конкурсе жизни или вытянул счастливые билеты в лотерее «общественной» жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.007 с.) |