Становление и развитие психолгии как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие психолгии как науки.



19в. хар-ся интенсивным развитием многих наук, в том числе и биологии. В пер пол 19в. возникает психология. Именно в это время она выделяется в качестве отдельной дисциплины, идет размежевание психологии с биологией, физиологией и философией. Это происходит благодаря небезуспешным попыткам применения в психологии экспериментальных методов исследования, а ориентация на опытное изучение тех или иных явлений считалось (и сейчас считается) признаком научности. Т.е. психология становится наукой, и, как новая наука, становится популярной. Это означало распространение попыток психологического обоснования научного знания и объяснения самых разных явлений (так называемый «второй позитивизм»).

В то же время в начале своего существования как научной дисциплины психология занималась преимущественно психологией индивида. В последней трети XIX в. положение изменилось. С одной стороны, психологи обнаружили, что высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, что здесь требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи не удовлетворены биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. Так и сложилось то, что получило название психологического направления в социологии. Это направление не было единым целым, но во всех относимых сюда концепциях присутствовал один обищий момент - стремленне (не всегда осознанное) сводить социальное к психологическому.

Это самое сведение чего-то одного к чему-то другому называется редуционизмом. Примеры редукционизма:

Социал-дарвинизм - сведение общественной жизни к принципам «борьбы за существование» «выживание сильнейшего»;

Расово-антропологическая школа - обьяснение социальных различий антропологическими особенностями;

Географическая школа - объяснение социального географической спецификой.

Тем не менее, переход от натурализма, в понимании общественной жизни к психологическим объяснениям был значительным шагом вперед в становлении социологии, поскольку показывал, что развитие общества происходит не иначе как под влиянием интеллектуальных, эмоциональных, волевых действий людей, а не путем спонтанного, фаталистического развития.

Основные концепции психологического направления в социологии: Психолгия народов; Психология толпы; Теория подражания; Эволюционно-психологическое направление в американской социологии; Инстииктивизм; Иитеракционизм.

13. Психологія народів (В. Вундт).

В XIX веке, особенно в Германии, весьма популярными были идеи «народного духа», которые встречаются у Г.В.Ф. Гегеля, И. Гердера и представителей немецкого романтизма (Гете, Шиллер и др.). Воплотить эти идеи в концепцию попытались Моритц Лацарус (1824 - 1903) и Хейнман Штейнталь (1823 -1899)которые основали «Журнал психологии народов и языкознания». Основные идеи этой концепции состояли в слудующем:

- субъектом истории является народ;

- каждый народ является воплощением так называемого «духа целого, то есть обладает своим «народным духом»;

- народный дух проявляется в общности черт характера, морали, языка, мифологии, верований и т. д. и объединяет людей в единое целое, в народ;

- каждый человек выступает как представитель данного народа, как воплощение народного духа, как его продукт.

Одной из особенностей данной концепции, как мы видем является преувеличение роли всеобщего и приуменьшение (либо даже игнорирование) роли индивидуального в рассмотрении общества.

Позднее идеи развивал немецкий психолог, языковед Вильгельм Вундт (1832 – 1920), автор десятитомного труда «Психологии народов». Развивая идеи предшественников, В. Вундт не разделял их взглядов о том, что человек является всего лишь продуктом «народного духа». Он подчеркивал, что индивидуальность человека и его сознания нельзя сводить лишь к проявлению народного сознания, ибо для человека хар-ныиндивидуальные воля, чувства, представления. Общая для того или иного народа мораль, язык, мифология, быт являются результатом взаимодействия народного (коллективного) и индивидуального сознания.

Концепции психологии народов принадлежит важная роль в разработке темы изучения культуры, взаимодействия культуры и индивидуального сознания, сравнительных исследований и т, д., особенно учитывая, что предыдущие социологические концепции (О. Конт, Г, Спенсер) крайне мало внимания уделяли различиями между обществами, культурами, обращая свой первоочередной интерес к культурным универсалиям.

14. Психологія натовпу (Г. Лебон).

Впервые идеи психологии толпы обосновал итальнский криминолог Сципио Сигеле (1868 - 1913). Далее развил и популяризовал их французский археолог, антропол, путешественник, изобретатель Гюстав Лебон (184-1931).

Его основные работы:

«Психология толп» (1895);

«Психологические законы эволюции народов» (1894).

По Г. Лебону, цивилизация - это продукт творческой элиты, которая в современных условиях оттесняется от участия в историческом процессе, поскольку развитие промышленности, урбанизация, возрастание роли и влияния средств массовой информации увеличивают значение в этом процессе масс, и на смену «эре злит» приходит «эра масс», эра слепой и стихийной толпы. (В то время эти идеи были довольно популярными - достаточно вспомнить, например, Ф. Достоевского, философию жизни Ф. Ницше, О, Шпенглера («Закат Европы») и др.)

В центре внимания Г, Лебона лежит констатация очевидного факта - факта различия в поведении человека в обычных условиях и в группе людей, где под влиянием толпы человек совершает такие поступки, которые в обычных условиях когда не совершил бы. Этот факт оказывается, непосредственно наблюдаемым проявлением социальности, а потому обращение на него внимания - важный шаг в развитии социологии.

Такие изменения в поведении человека в толпе Г. Лебон
объясняет как следствие гипноза и внушения. При этом толпы, массы он отождествляет вообще со всеми социальными группами, предлагая их классификацию:

- Гетерогенная (однородная)- 1) анонимная (уличная толпа), 2) неанонимная (суд, парламент);

- Гомогенная – 1) секты, 2) касты, 3)классы

По Г. Лебону, масса (толпа) - разрушительная сила, лишенная способности к рациональной деятельности. Масса гипнотизирует индивидов, и они начинают действовать неосознанно, под влиянием эмоционального возбуждения. В толпе индивидом управляют нетерпимость, догматизм, ощущение силы, утрата личной ответственности за свои действия. Личность нивелируется, в толпе все превращаются в нечто безлико-единое, с единой волей и целью. Это объясняется тем, что рациональное в личности угнетается иррациональными действиями толпы с ее «коллективной душой». Особую роль здесь играет и фигура «вождя».

Поскольку толпу остановить невозможно, а будущее – за «эрой толп», государственные деятели должны не управлять массами, а сдерживать их, чтобы они не взяли верх.

Характеристики толпы, выделенные, Лебоном, в целом довольно верны - так, в современной психологии толпа определяется как «бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, и общим объектом внимания». Недостаток его концепции, замеченный еще его современниками, состоял в отождествлении всего, что не является элитой, с толпой. Тем не менее, самим обращением внимания и попыткой изучения феномена толпы Лебон внес существенный вклад в развитие социологии.

15. Теорія наслідування (Г. Тард).

Теорию подражания обосновал и отстаивал французкий социолог и криминалист Габриэль Тард (1848-1904)

Главное в О - подражание. 1893 г. "Законы подражания". Тард исходит из логического анализа различных форм соц взаимодействия, доказывая, что основу составляет ассимиляция индивидом установок, верования, чувств других людей. Следовательно, задача С - изучение законов подражания, на чем строятся человеч взаимодействия

Предмет С. - исследование и описание динамики идей, убеждений, желаний, внутренних переживний субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.008 с.)