Научно-теоретические предпосылки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-теоретические предпосылки



Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опыт­ной модели научного знания в первую очередь претерпели есте­ственные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила такие «химеры» физической картины мира, как представление о планетарной системе с Землей в центре, осо­бом веществе «теплороде», порождавшем процесс горения, и т.д. Сформировавшаяся в Новое время модель конкретного, достовер­ного, экспериментально доказанного (а не предположительного), практически применимого знания о природных явлениях так или иначе была связана с необходимостью массового использования природных процессов в производстве сложных орудий труда, со­здании машин. Необходимость практического использования во всех случаях ставит перед наукой новые задачи, побуждает к пересмот­ру своего инструментария, методов познания.

К 30-м гг. XIX в. естественные науки', и прежде всего физика, выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечи­вали достоверность опытно-экспериментального, рационалисти­ческого типа знания. Не случайно, что задолго до возникновения научной социологии многие естествоиспытатели (Лаплас, Лавуа­зье, Галлей и др.) пытались применять эмпирические методы в исследовании социальных явлений. Использовался даже термин «социальная физика»: И одна из самых характерных черт метода социологии заключается в том, что генетически этот метод стре­мится дать знание, которое по многим своим параметрам — дока­зательности, обоснованности, однозначности, воспроизводимос­ти и т.д. — в той или иной степени приближается к требованиям естественно-научного знания.

Следует назвать и предпосылки, которые возникли в рамках соб­ственно философии (XVII—XVIII вв.), — это учение Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса об эмпирической достоверности научного зна­ния, рационалистические постулаты Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейб­ница. Тем самым закладывались основная парадигма культуры Но­вого времени, общая познавательная ориентация эпохи: на опыт, эксперимент — с одной стороны, и разум, логику — с другой.

5. Основні напрямки в підходах до аналізу історико-соціологічного процесу: хронологічний, проблемний, національний, персоніфікований та ін.

Хронологический – предполагает інтерес к определенному историческому етапу. В центре внимания пространственно-временной ход развития социологии. Важной является проблема критерия выделения того или юного этапа.

Проблемный – предполагает выделение определенного центрального вопроса, проблеммы; весь историко-социологический матеріал рассматривается с этой точки зрения.

Национальный – в основе лежит аналіз развития социологии в рамках определенного національного государства, національного общества.

Персонифицированный – основное внимание сосредотачивается на сомом социологе, на его работах, на его творче ской манере, не его судьбе.

6. Позитивізм О. Конта.

В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798— 1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Основоположник позитивизма и автор термина «позитивизм» французский философ Огюст Конт, выступивший с большим шеститомным трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистические идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрессе. Совершенно самостоятельно он разработал принципы позитивной философии и социологии.

7. О. Конт про завдання соціології.

Головним завданням соціології в цих умовах для Конта є опис взаємодії законів функціонування й розвитку суспільства і вироблення оптимальної з цієї точки зору позитивної політики. Він однаково гостро виступає як проти реакціонерів — захисників старого ладу, так і проти радикалів, які стояли за революційне нищення віджилого устрою. Конт мріє про суспільство, в якому соціальний порядок не приводив би до застою, а прогрес — до революційної анархії та свавілля. Вчення Конта про позитивну політику як шлях поступового, наперед передбачуваного і науково забезпеченого реформування суспільства на засадах розуму та інтелекту виступало антитезою до ідей марксизму, які в цей час почали широко проникати у Францію.

Отже, предметом соціології для Конта виступає не конкретно-історичне суспільство, а суспільство в цілому, як системав її минулому і сучасності. Він розробляє також методи соціології і вважає, що основними для цієї науки є спостереження і експеримент (оперті на соціологічну науку), метод порівняння (соціальних процесів, різних суспільств, різних станів одного й того ж суспільства) та історичний метод (дослідження послідовних станів суспільства з врахуванням тісного зв'язку минулого, сучасності й майбутнього).

Таким чином, місце вчення Конта в історії соціології є надзвичайно важливим. Він вперше:

• обгрунтував необхідність наукового підходу до вивчення суспільства і можливість пізнання законів його розвитку;

• визначив соціологію як особливу науку про суспільство, оперту на емпіричні дослідження, що мало забезпечити її об'єктивність та неупередженість;

• розглянув суспільство як систему з її статичними та динамічними закономірностями, привернув увагу до вивчення соціальних інститутів і структури цієї системи, механізмів її змін.

8. Закон трьох стадій інтелектуального розвитку О. Конта.

Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук [1].

Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую (господствует спонтанно-возникшее воображение, человеческий разум стремится найти или начальне или конечне причины явлений, стремление к абсолютному знанию), метафизическую (преобладают персонифицорованные, абстрактне, сущностные начала, объясняет внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, способи х образования, етап критического мышления) и позитивную (рождение промышленного производства, развитие естествознания, активное развитие науки, особую роль играет експеримент, который научно-обоснован). Но человечество проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе — метафизикой, а третье — наукой. Как видим, в законе «трех стадий», или «двойственной эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества. Конечно, Конту можно возразить: на доиндустриальной стадии существует не только метафизика, но и теология, это относится также и к третьей стадии, которая несет в себе и философское, и научное знание, этой стадии не чужда и теология.

9. Особливості біолого-еволюційної соціології.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.007 с.)