Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-теоретические предпосылкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила такие «химеры» физической картины мира, как представление о планетарной системе с Землей в центре, особом веществе «теплороде», порождавшем процесс горения, и т.д. Сформировавшаяся в Новое время модель конкретного, достоверного, экспериментально доказанного (а не предположительного), практически применимого знания о природных явлениях так или иначе была связана с необходимостью массового использования природных процессов в производстве сложных орудий труда, создании машин. Необходимость практического использования во всех случаях ставит перед наукой новые задачи, побуждает к пересмотру своего инструментария, методов познания. К 30-м гг. XIX в. естественные науки', и прежде всего физика, выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечивали достоверность опытно-экспериментального, рационалистического типа знания. Не случайно, что задолго до возникновения научной социологии многие естествоиспытатели (Лаплас, Лавуазье, Галлей и др.) пытались применять эмпирические методы в исследовании социальных явлений. Использовался даже термин «социальная физика»: И одна из самых характерных черт метода социологии заключается в том, что генетически этот метод стремится дать знание, которое по многим своим параметрам — доказательности, обоснованности, однозначности, воспроизводимости и т.д. — в той или иной степени приближается к требованиям естественно-научного знания. Следует назвать и предпосылки, которые возникли в рамках собственно философии (XVII—XVIII вв.), — это учение Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса об эмпирической достоверности научного знания, рационалистические постулаты Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Тем самым закладывались основная парадигма культуры Нового времени, общая познавательная ориентация эпохи: на опыт, эксперимент — с одной стороны, и разум, логику — с другой. 5. Основні напрямки в підходах до аналізу історико-соціологічного процесу: хронологічний, проблемний, національний, персоніфікований та ін. Хронологический – предполагает інтерес к определенному историческому етапу. В центре внимания пространственно-временной ход развития социологии. Важной является проблема критерия выделения того или юного этапа. Проблемный – предполагает выделение определенного центрального вопроса, проблеммы; весь историко-социологический матеріал рассматривается с этой точки зрения. Национальный – в основе лежит аналіз развития социологии в рамках определенного національного государства, національного общества. Персонифицированный – основное внимание сосредотачивается на сомом социологе, на его работах, на его творче ской манере, не его судьбе. 6. Позитивізм О. Конта. В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798— 1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России. В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание. Основоположник позитивизма и автор термина «позитивизм» французский философ Огюст Конт, выступивший с большим шеститомным трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистические идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрессе. Совершенно самостоятельно он разработал принципы позитивной философии и социологии. 7. О. Конт про завдання соціології. Головним завданням соціології в цих умовах для Конта є опис взаємодії законів функціонування й розвитку суспільства і вироблення оптимальної з цієї точки зору позитивної політики. Він однаково гостро виступає як проти реакціонерів — захисників старого ладу, так і проти радикалів, які стояли за революційне нищення віджилого устрою. Конт мріє про суспільство, в якому соціальний порядок не приводив би до застою, а прогрес — до революційної анархії та свавілля. Вчення Конта про позитивну політику як шлях поступового, наперед передбачуваного і науково забезпеченого реформування суспільства на засадах розуму та інтелекту виступало антитезою до ідей марксизму, які в цей час почали широко проникати у Францію. Отже, предметом соціології для Конта виступає не конкретно-історичне суспільство, а суспільство в цілому, як системав її минулому і сучасності. Він розробляє також методи соціології і вважає, що основними для цієї науки є спостереження і експеримент (оперті на соціологічну науку), метод порівняння (соціальних процесів, різних суспільств, різних станів одного й того ж суспільства) та історичний метод (дослідження послідовних станів суспільства з врахуванням тісного зв'язку минулого, сучасності й майбутнього). Таким чином, місце вчення Конта в історії соціології є надзвичайно важливим. Він вперше: • обгрунтував необхідність наукового підходу до вивчення суспільства і можливість пізнання законів його розвитку; • визначив соціологію як особливу науку про суспільство, оперту на емпіричні дослідження, що мало забезпечити її об'єктивність та неупередженість; • розглянув суспільство як систему з її статичними та динамічними закономірностями, привернув увагу до вивчення соціальних інститутів і структури цієї системи, механізмів її змін. 8. Закон трьох стадій інтелектуального розвитку О. Конта. Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук [1]. Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую (господствует спонтанно-возникшее воображение, человеческий разум стремится найти или начальне или конечне причины явлений, стремление к абсолютному знанию), метафизическую (преобладают персонифицорованные, абстрактне, сущностные начала, объясняет внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, способи х образования, етап критического мышления) и позитивную (рождение промышленного производства, развитие естествознания, активное развитие науки, особую роль играет експеримент, который научно-обоснован). Но человечество проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе — метафизикой, а третье — наукой. Как видим, в законе «трех стадий», или «двойственной эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества. Конечно, Конту можно возразить: на доиндустриальной стадии существует не только метафизика, но и теология, это относится также и к третьей стадии, которая несет в себе и философское, и научное знание, этой стадии не чужда и теология. 9. Особливості біолого-еволюційної соціології.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.007 с.) |